Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные теории возникновения государства и права
1. Теологическая (Фома Аквинский, Маритен). Государство рассматривается как продукт божественной воли. 2. Договорная (Гроций, Гоббс, Локк, Руссо, Радищев, Спиноза, Дидро). Теория исходит из того, что государство возникает в результате общественного договора, заключенного между людьми. До этого каждый человек находился в естественном состоянии, которое трактовалось и как золотой век человечества, и как война всех против всех. Общественный договор был формой самоограничения свободы каждым индивидом во имя достижения урегулированности и порядка в масштабах общества. Для этого часть своих врожденных и неотчуждаемых естественных прав люди передали правительству, которое народ мог свергнуть путем восстания, если оно в нарушение договора узурпирует власть и будет угнетать его. Это было по сути идеологическим оправданием буржуазных революций, назревавших в Европе в ХVII - ХVIII вв., когда данная теория получила наиболее широкое распространение. Сегодня она вошла составной частью в доктрину правового государства;. Ее влияние прослеживается на примере Конституции РФ 1993 г. Вместе с тем теория общественного договора также имеет ряд уязвимых моментов. Так, человек, обладающий естественными правами, для нее неисторичен: во все эпохи истории он создан по типу буржуа. Кроме того, история не знает фактов заключения таких договоров. Концепция исходит лишь из презумпции их заключения. 3. Органическая (Спенсер). Государство уподобляется живому организму, состоящему из клеток, определенных частей (людей) и имеющему волю. Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию, что и обеспечивает нормальное функционирование всего государства. 4. Патриархальная (Аристотель, Конфуций, Михайловский, Филмер). Теория исходит из того, что власть монарха вырастает из власти главы большой патриархальной семьи и в силу этого должна строиться по модели семьи. 5. Теория насилия (Дюринг, Каутский, Гумплович). Теория исходит из того, что государство является продуктом завоевания одного народа другим либо подчинения одной частью общества другой. В подтверждение ее достоверности обычно ссылаются на многочисленные факты истории: завоевание Рима германцами, становление империи Чингисхана и т.д. При кажущейся логичности такого подхода упускается из виду, что само завоевание приобретает смысл лишь на той ступени истории, когда человек стал создавать в процессе труда прибавочный продукт. Поэтому в основе данной теории лежат все-таки экономические факторы, а не сам по себе факт завоевания. 6. Ирригационная (гидравлическая) (Виттфогель). Возникновение государства связывается с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию особого класса, порабощающего общество, поскольку эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения и т.п. 7. Марксистская (Маркс, Энгельс, Ленин). Теория исходит из того, что государство возникает на развалинах родового строя в результате появления частной собственности и раскола общества на классы с непримиримыми интересами. С помощью государства экономически господствующий класс становится и политически господствующим. Однако современная наука считает рубежом, отделяющим догосударственную эпоху от государственно-организованного общества, неолитическую революцию. Она произошла 10 - 12 тыс. лет назад и состояла в переходе от экономики присваивающей, характерной для родового общества, к экономике производящей. Процесс становления государства, описанный Ф. Энгельсом, современная наука рассматривает лишь как один из возможных путей его становления, получивший название европейского пути. Наряду с ним выделяется так называемый восточный путь, который отражает значительно более ранние стадии этого процесса и не связан с расколом общества на классы. В его основе лежит обособление функций по управлению делами общины от самой общины. Если европейский путь становления государства есть, по сути, движение от собственности к власти, то в условиях восточного пути развитие идет в обратном порядке: от власти - к собственности. 8. Психологическая (Тард, Петражицкий). Теория обращает внимание на роль и значение биологических и психологических факторов в возникновении государства и права. Основные идеи теории: - психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в т.ч. его мораль, право, государство; - понятие и сущность права выводятся через психологические закономерности: правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма); - все правовые переживания делятся на 2 вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного) права. Интуитивное право выступает регулятором поведения. 9. Теория естественного права (Гроций, Гоббс, Руссо, Монтескье, Вольтер, Радищев, Десницкий). Г. Гроций утверждал, что наряду с изменчивым положительным (позитивным) правом, создаваемым волей Бога или людей (государством), существует неизменное естественное право, т.е. то, «что согласно с природой общества разумных существ». Оно не обусловлено ни временем, ни местом, никем не может быть изменено. Человек рождается с естественными неотъемлемыми правами. 10. Историческая школа права (Савиньи, Гуго, Пухта). По учению Савиньи, право – продукт «народного духа», творческой деятельности целого народа в его единстве. Оно растет и развивается органически, самопроизвольным историческим процессом, а не создается в тот или иной момент сознательной деятельностью отдельных личностей. Право состоит в тесной связи со всей остальной культурой народа и развивается вместе с ней. Непосредственный выразитель народного сознания – обычай или наука. 11. Примирительная теория права (Берман, Аннерс). Право возникло для упорядочивания отношений между родами. Сначала между враждующими родами возникали договоры о примирении, затем определенные правила, которые устанавливали различные санкции, все это усложнялось и таким образом возникло право. Внутри рода право появиться не могло, т.к. конфликты внутри рода практически отсутствовали, и оно там не требовалось. 12. Регулятивная теория права. Право возникает для установления и поддержания единого порядка во всей стране, прежде всего для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производства. Date: 2015-09-22; view: 469; Нарушение авторских прав |