Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль государства в стимулировании инноваций
Указанные в предыдущем разделе характеристики инновационных процессов и социальная роль государства в современном обществе определяет функции государственных органов по регулированию инноваций: · Аккумулирование средств на научные исследования и инновации. · Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов. Государственные структуры формируют единое технологическое пространство, обеспечивающее совместимость нововведений. · Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимает поощрение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. · Создание правовой базы инновационных процессов. · Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к нововведениям. · Формирование научно-информационной инфраструктуры. · Институциональное обеспечение инновационных процессов. Создание государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора. Государство также содействует распространению в экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения новаций (крупные корпорации, малый бизнес и пр.). · Регулирование социальной и экологической направленности инноваций. · Повышение общественного статуса инновационной деятельности. · Региональное регулирование инновационных процессов. Государственные структуры стремятся к выравниванию условий распространения инноваций на территории страны. · Регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как непосредственно, инициируя нововведения и выступая участником связанных с этим отношений, так и опосредованно, стимулируя инновации косвенными методами и создавая соответствующий экономический механизм. Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НОИКР и инновационных проектов из бюджетных средств. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Эффективность инновационных процессов существенно повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств. Этой цели могут служить специальные бюджетные или смешанные фонды. Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики, наличие законодательных актов по вопросам интеллектуальной собственности, государственной патентно-лицензионной системы. Во многих станах получила распространения такая форма содействия инновационной деятельности, как передача созданной в государственных организациях и на государственные средства научно-технической продукции гражданского и оборонного характера частному сектору с целью ее коммерциализации (процесс «спин-офф»). При этом возможен широкий спектр передачи (полная уступка прав, исключительная или неисключительная лицензия, выплата льготного роялти или паушального платежа, полностью безвозмездная передача и т.п.). Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов – формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует созданию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и др.) и само выступает его агентом (например, при покупке и продаже лицензий). Особое значение занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям трудно оценить все возможные эффекты инноваций в общеэкономическом масштабе. Определению рациональных ориентиров инновационной деятельности способствует прогнозирование науки и технологий на государственном уровне. Не следует упускать их виду меры моральной поддержки, среди которых можно назвать вручение выдающимся ученым и инноваторам государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганду инновационных способов хозяйствования и т.п. Немаловажную роль играет государство в подготовке кадров, формировании социального слоя менеджеров по управлению инновационными процессами. Значение косвенных методов государственной поддержки инноваций определяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов. Распространение нововведений стимулируется налоговыми льготами по операциям, связанным с оборотом научно-технической продукции. В связи со значительными масштабами многих инновационных проектов и относительно низкой скоростью оборота средств в период осуществления нововведений усиливается актуальность механизмов льготного кредитования. Коммерческие банки зачастую не заинтересованы в кредитовании долгосрочных инновационных проектов. Поэтому важно стимулировать инновационные вложения финансовых структур, ориентированных на продолжительное «замораживание» средств – страховых компаний, пенсионных фондов и т.п. Дополнительный источник средств на инновационное развитие предприятия получают при проведении государством политики ускоренной амортизации основных фондов, а в условиях инфляции необходима также систематическая переоценка стоимости основных фондов. Доступу к передовым технологиям способствует государственная поддержка финансового лизинга, франчайзинга. Для российской экономики велика роль государственного содействия формированию финансово-промышленных групп (ФПГ), способных объединить необходимые научно-технические, финансовые и производственные ресурсы инновационного развития. В России сформировался ряд общественных организаций, связанных с инновационной сферой – Союз промышленников и предпринимателей, Союз ученых, Союз научных и инженерных обществ и многие другие. Важным звеном инновационной инфраструктуры стал созданный в 1994 году Российский инновационный союз. Государственное регулирование международных связей в инновационной сфере должно базироваться на ряде общих принципов, таких как взаимная выгода, недопущение дискриминации, эквивалентная технологическая зависимость сторон и т.п. Государство может инициировать и непосредственно финансировать из бюджета двусторонние и многосторонние международные инновационные программы и проекты, деятельность международных исследовательских организаций и технологических центров, совместных предприятий, формирование международной инновационной инфраструктуры и пр. Среди косвенных методов регулирования можно назвать как общеэкономические (налоговые и кредитные льготы участникам сотрудничества), так и специфические – таможенное регулирование, экспортные и импортные квоты, международные патентно-лицензионные механизмы и др.
Date: 2015-09-22; view: 695; Нарушение авторских прав |