Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марченко И.П

Лекция. ИНВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИИ План: 1. Краткая характеристика понятийного аппарата 2. Инновации как сфера приложения инвестиций 3. Инвестиции в коммерческие инновации 4. Проблемы инвестирования в инновации и пути их решения Вопрос 1. Краткая характеристика понятийного аппарата Иннова́ция, нововведение – это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й.Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы. Более общее это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена. Многие ученые и практики трактуют понятие «инновация» как результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс). Таким образом, из данного определения вытекает сущностное представление инновации как процесса: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения. Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической). Сложилось понимание, что «инновация» — это такой процесс или результат процесса, в котором: § используется частично или полностью продукт интеллектуальной деятельности; § обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; § обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его; § достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта и т.д. Таким образом, инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций. При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой и термином нововведение, означающее внедрение новых решений. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации». Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том и заключается, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением инновационных идей. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу, прежде всего экономическую. Считается, что понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «The Theory of Economic Development» (1934). В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как модификации данного термина, например, существует такое утверждение: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение — или использует что-то уже существующее новым образом — для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект. Существуют различные виды инноваций, в частности: § Технологические – получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим. § Социальные (процессные) – процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса). § Продуктовые – создание продуктов с новыми и полезными свойствами. § Организационные – совершенствование системы менеджмента. § Маркетинговые – реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий. Понятие “ инвестиции ” является слишком широким, чтобы можно было дать ему единственное и исчерпывающее определение. В различных разделах экономической науки и разных областях практической деятельности, его содержание имеет свои особенности. Закон РФ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемых в форме капитальных вложений” № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. дает следующее определение инвестициям: “…инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта”. Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Важное место в инвестиционной деятельности занимают инвесторы, лица, предоставляющие денежные и другие средства, - это физические и юридические лица, принимающие решение и осуществляющие вложение собственных денежных и иных привлеченных имущественных или интеллектуальных ценностей в инвестиционный проект и обеспечивающие их целевое использование. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, то есть выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности. Во всех этих ролях у инвесторов свои интересы. Вопрос 2. Инновации как сфера приложения инвестиций В современных условиях развития конкурентной среды одним из основных способов решения экономических, социальных и экологических проблем является использование новейших достижений науки и техники. Каждое предприятие стремится к тому, чтобы экономический рост был интенсивным, т.е. был следствием применения более совершенных факторов производства и технологий. Предпосылкой интенсивного роста является использование в практической деятельности предприятий инновационной стратегии. Технологические инновации играют все большую роль в обеспечении устойчивого экономического роста, превращая деятельность по исследованиям и разработкам в области науки и технологии в более высокую производительность труда и другие показатели экономического роста, разрешая другие экономические проблемы, стоящие перед каждым предприятием. Развитие любого успешно действующего в условия рыночной экономики предприятия следует рассматривать как постоянный процесс создания инноваций, как непрерывный процесс творческой деятельности, направленный на создание новой продукции и услуг, технологии и материалов, новых организационных форм, обладающих научно-технической новизной и позволяющие удовлетворить новые общественные или индивидуальные потребности. Конечный результат инноваций - это материализация и промышленное освоение новшества, идеей создания которой могут выступать как научно-техническая деятельность, так и маркетинговые исследования по выявлению неудовлетворенных потребностей. Таким образом, инновационная деятельность понимается как вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологические инновации - новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Необходимо отметить, что в основе стратегического управления лежит фактор адаптации, приспособления фирмы к изменяющимся условиям среды. Очевидно, что для этого фирма должна что-либо изменить в своей структуре, т.е. внедрить инновацию, которая позволит во-первых - сохранить существующее положение фирмы, и, во-вторых - получить новые конкурентные преимущества. Инновации требуют финансовых вложений. Для того чтобы получить дополнительную прибыль или сохранить её существующий уровень необходимо осуществить финансовые вложения в разработку и реализацию инноваций. При этом чем на больший успех в будущем рассчитывает организация, тем к большим затратам она должна быть готова в настоящем. Инновации представляют собой эффективную оборонительную реакцию фирмы на возникающие угрозы потери места на рынке, постоянное давление со стороны конкурентов, вызов новых технологий, сокращение срока жизни продуктов, законодательные ограничения и изменение ситуации на рынке. В наступательном варианте инновация - средство использования новых возможностей сохранения или завоевания конкурентного преимущества. В долгосрочном аспекте у предприятия нет другого выбора, кроме ведения инновационной политики, которая является единственным источником длительного успеха. Проблема инвестиций и инноваций особо актуальна для российских компаний т.к. рынок капиталов в России еще недостаточно развит, финансирование инноваций реально может происходить лишь за счет собственных средств предприятий, зачатую - ограниченных. Большинство хозяйствующих субъектов российской экономики имеют недостаток оборотных средств. Из-за этого они вынуждены использовать прибыль и амортизационные отчисления на текущие нужды, подрывая тем самым свою стратегическую конкурентоспособность. Обобщая применительно к коммерческой организации понятия сущности инноваций и определения, данные отечественными и зарубежными учеными-экономистами, можно заключить, что инновации - это качественные изменения видов, форм и методов хозяйственной деятельности, обусловленные внешними причинами и внутренними возможностями и направленные на повышение эффективности достижения целей организации. Для коммерческой организации инновации выступают в виде изменений в ассортименте продукции (товаров, услуг), в структуре рынков сбыта, в применяемых технологиях и в составе активной части основных фондов, в организации труда и управления, в методах стимулирования продаж и в системах снабжения и сбыта. Инновационные процессы охватывают, как правило, все стороны деятельности организации, затрагивая как текущую (основную), так и инвестиционную, и финансовую деятельность. Например, нововведения в выпускаемой продукции могут повлечь за собой необходимость изменения технологии производства, вызвать потребность в долгосрочных инвестициях и привлечении финансирования. Учитывая комплексный характер инновационной деятельности, анализ и контроль должны охватывать все стороны и аспекты внедрения и функционирования новшеств. Непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей. Можно выделить следующие характерные черты инноваций: а) научно-техническая новизна; б) проявление творческой деятельности; в) достижение целевой эффективности; г) возможность коммерческой реализации. К основным принципам инновационной политики следует отнести: соответствие требованиям рынка, доминирование стратегических параметров, комплексность, непрерывность, адаптивность, поисковую активность, многовариантность, эффективность и учёт неопределённости. Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности. В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом. Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности. К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала. Чтобы заинтересовать инвестора, необходимо знать его интересы, для чего разрабатывается подробный бизнес-план. Он должен удовлетворять интересам инвестора. Следует выделять объекты инвестиционной деятельности: 1) денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги; 2) движимое и недвижимое имущество (технологии, машины, оборудование, здания, транспортные средства, вычислительная техника, сооружения); 3) лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, авторские права, патенты, ноу-хау, программные продукты, опыт и другие интеллектуальные ценности. Ноу-хау - совокупность технических, технологических и иных знаний, оформленных в виде документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации производства, но незапатентованных. Различают ноу-хау научно- технического, управленческого и финансового характера; 4) права пользования землей, недрами и другими природными ресурсами, а также иные имущественные права. Инвестиционная деятельность состоит из: · инвестиционных разработок (предварительное исследование, обосновывающее решение, эффективность и целесообразность инвестиции); · капитального строительства (проектирование, выполнение строительно- монтажных работ, пуско-наладочных и других видов работ, постановка машин и оборудования, ввод в действие основных фондов и достижение проектных мощностей). Для учета, анализа и повышения эффективности инвестиций необходима их научно обоснованная классификация как на макро-, так и на микроуровне. Инвестиции на макроуровне являются основой для: · осуществления политики расширенного воспроизводства; · ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции; · структурой перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства; · создания необходимой сырьевой базы промышленности; · гражданского строительства, развития здравоохранения, культуры, высшей и средней школы, а также расширения других социальных проблем; · смягчения или разрешения проблемы безработицы; · охраны природной среды; · конверсии военно-промышленного комплекса; · обеспечения обороноспособности государства и решения многих других проблем. Инвестиции играют важную роль и на микроуровне. На этом уровне они необходимы прежде всего для достижения следующих целей: - расширения и развития производства; - недопущение чрезмерного морального и физического износа основных фондов; - повышения технического уровня производства; - повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции конкретного предприятия; - осуществления природоохранных мероприятий; - приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий; - для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли. По признаку «объект инвестирования» различают следующие виды инвестиций: инвестиции в нефинансовые активы: - инвестиции в основной капитал; - инвестиции на капитальный ремонт основных фондов; - инвестиции в нематериальные активы; - инвестиции в прирост запасов оборотных фондов; - инвестиции в другие нефинансовые активы (включая приобретение земельных участков и объектов природопользования и др.); финансовые инвестиции (вложения): - инвестиции в ценные бумаги других предприятий; - инвестиции в процентные облигации государственных и местных займов; - инвестиции в форме вложений в уставные капиталы других предприятий; - предоставление другим предприятиям займов; инвестиции в человеческий капитал: - инвестиции в образование фактически занятых или потенциальных работников предприятия; - инвестиции в повышение квалификации работников предприятия; - инвестиции в социальную сферу предприятия. В рыночной экономике значительную роль играют финансовые инвестиции, поскольку финансовый капитал в отличие от производственного характеризуется повышенной мобильностью. Поэтому финансовые инвестиции в акции, облигации и другие ценные бумаги являются лучшим средством перелива капитала из одних сфер экономики в другие, что способствует структурным сдвигам в самой экономике. По критерию «фазы инвестиционного цикла» выделяются начальные, текущие и дополнительные инвестиции: а) начальные - инвестиции в создание предприятия или смежного производства; б) текущие - инвестиции, обеспечивающие деятельность предприятия путем поддержания основных фондов в рабочем состоянии с помощью модернизации или капитального ремонта; в) дополнительные - инвестиции в действующее производство, предусматривающие увеличение мощностей предприятия (расширение), совершенствование производственных процессов в целях снижения издержек, изменение производственного профиля предприятия и диверсификацию для расширения номенклатуры производимой продукции и проникновения в новые сферы сбыта.   Вопрос 3. Инвестиции в коммерческие инновации Основные факторы, вызывающие необходимость осуществления инновационных процессов, - научно-технический прогресс, создание новых, более эффективных технологий, развитие инфраструктуры, в том числе информационной, и изменение предпочтений потребителей, ведущие к сдвигам структуры спроса и возникновению новых рынков сбыта, новых методов управления и организации производства и труда. Таким образом, инновации представляют собой изменения функционирования организации как системы, вызванные необходимостью достижения ее стратегических целей в условиях меняющейся внешней среды. Для управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. Инновации бывают: · технологические инновации, · экологические инновации, · организационно-производственные инновации, · управленческие инновации, · военные (военно-стратегические) инновации, · экономические инновации, · социально-политические инновации, · государственно-правовые инновации, · инновации в духовной сфере (наука, культура, этика, образование, и т.д.). В зависимости от инновационной сферы, то есть сферы деятельности предпринимателей, выделяют инновации в промышленности и в отраслях сферы услуг. В промышленности различают два вида инноваций: 1) продуктовые, то есть реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного продукта, чьи характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, использованные материалы и компоненты) или предполагаемое использование принципиально новые или существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов; 2) процессные, то есть реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного производственного метода, например метода организации производственного процесса. В сфере услуг инновацией будет считаться услуга, если ее характеристики или способы оказания новые или качественно усовершенствованные в технологическом отношении. Например, инновациями в сфере услуг будет считаться новая компьютерная система составления маршрута движения транспорта, внедрение пластиковых карт различного назначения, внедрение нового мультимедийного программного обеспечения для целей обучения и др. В зависимости от типа инвестора и условий финансирования способы привлечения капитала для компании, например, самые распространенные, могут быть: А. Целевые инвестиции. Представляют собой стратегическое участие в собственности компании с целью получения дохода и прав на участие в управлении (контрольный пакет акций). В подобного рода деятельности могут быть заинтересованы как инвестиционные фонды, так и отдельные стратегические партнеры. Целью таких вложений является обычно выход на новые рынки и получение контроля над сетью сбыта, ценами в данной отрасли промышленности, объемах производства, поставками сырья и оборудования. Часто стратегические партнеры заинтересованы в получении контроля над руководством компании. Помимо инвестиционных фондов, крупные компании также могут представлять источник этого типа капитала. Причина для прямых инвестиций в малые не котируемые на фондовой бирже фирмы обычно стратегическая. Такие инвестиции дают возможность крупной компании получить доступ к новым технологиям, а также является экономической формой содержания исследовательского отдела на балансе фирмы с большей эффективностью. Преимуществом для малой компании в этом альянсе является как доступ к финансовым ресурсам крупной организации, так и использование иных ресурсов (маркетинговых или сбытовых). Крупная компания может оказывать техническую поддержку инвестируемой фирме за счет опытного технического персонала, что не могут обеспечить фонды. Б. Государственная поддержка. Этот вид поддержки часто имеет смешанные цели, ориентированные на увеличение занятости населения, поддержку и развитие стратегически значимых технологий, развитие производства. Государство также может стимулировать приток венчурного капитала, изменяя законодательную и фискальную базу. Хотя политики и программы меняются в зависимости от экономических и институциональных характеристик стран, перечисляемые далее государственные акции, стимулирующие развитие индустрии инвестиционного капитала, являются наиболее общими. Основой взаимодействия между потенциальным инвестором и новатором должно стать инвестиционное предложение, позволяющее перевести знания предпринимателя о предметной области и технологиях на экономический язык, понятный инвестору. Практика составлений инвестпредложений в России еще очень слаба. Стандарт написания инвестиционного предложения можно рассмотреть на следующем примере. После краткого введения следует описание проекта, включающее насколько пунктов: 1. Миссия проекта (три-четыре предложения, четко определяющие идею проекта: результат, способ, цели) 2. Ключевые факторы успеха (обстоятельства, позволяющие сделать вывод, что проект перспективен в рассматриваемом отрезке времени) 3. Рынок, на который ориентирован проект (типы клиентов и их потребностей, которые призван удовлетворить проект) 4. Сервис (формы обслуживания и расчет стоимости услуг) 5. Функциональная модель (описание инструментария по работе с клиентами) 6. Конкуренция (в этом разделе должны быть описаны аналогичные проекты параметры их услуг и их рыночные доли. Цель - показать конкурентное преимущество предлагаемого проекта) 7. Цели и задачи проекта (отчетная дата и результаты, которые должны быть достигнуты к этому сроку) Венчурный капитал -- капитал инвесторов, предназначенный для финансирования новых, растущих или борющихся за место на рынке предприятий и фирм 8. Расчет потока доходов (консервативная оценка дохода проекта, учитывающая рыночный оборот, наличие конкурентов, существующие вознаграждения для посредников и т.д.) 9. Схема воплощения проекта (участники проекта, структура и схема управления, условия участия инвестора) 10. Риски (факторы риска и стратегия их снижения) Вторая часть инвестпредложения должна описывать ресурсы, необходимые для исполнения проекта (структуру штата, даты приема сотрудников, имеющиеся кандидатуры; технико-технологические ресурсы, включая перечень компьютерной и иной техники; перечень необходимых информационных продуктов; перечень проводимых компанией рекламных акций). Отдельным пунктом необходимо указать расходы на специфическую экспертизу (например, в случае организации-аукциона необходима экспертиза партий товаров). Далее следует рассмотреть возможных партнеров и перечень работ, которые могли бы быть отданы на аутсорсинг. Следующая часть инвестпредложения - это план работ, разумеется с указанием работ, с указанием времени, которое отводится для их исполнения, ответственных лиц и задействованных ресурсов. И, наконец, заключает предложение поквартальный бюджет новой компании. Основное преимущество данного инвестиционного предложения - его простота: с одной стороны предприниматель имеет возможность не прибегать к помощи консалтинговых агентств, с другой стороны, венчурные фонды получают стандартизованные предложения, что снижает трудозатраты на их рассмотрение. Собственные средства организаций остаются основным источником финансирования инновационной деятельности. Основным внутренним источником инновационного финансирования инноваций является прибыль, получаемая от всех видов хозяйственной деятельности. Остающаяся после уплаты налогов прибыль может быть целиком использована организациями в виде вложений капитала в собственное развитие. Для высокорентабельных организаций это мощный источник привлечения инвестиций в форме самофинансирования, не приводящий к возникновению долговых обязательств. Однако при этом необходимо также учитывать, что из чистой прибыли образуются также фонды организаций: резервный, премиальный, социальный. В результате, используя чистую прибыль практически целиком в качестве источника инвестиций, фирма вынуждена отказываться от других направлений её использования, возможно даже от выплаты дивидендов акционерам. Сам факт получения организацией прибыли представляет необходимое, но недостаточное условие инвестиционного самофинансирования. Необходим еще и её достаточный уровень. Так, что бы организация могла превращать в инвестиции, образуемые из прибыли, хотя бы 10% своего валового продукта, её чистая прибыль должна составлять не менее 20% от величины этого продукта. Такой уровень рентабельности следует считать минимально необходимым для инвестиционного самообеспечения. Наиболее устойчивым и к тому же адресным источником инновационного самофинансирования предприятий являются амортизационные отчисления, которые в обязательном порядке в соответствии с установленными нормами амортизации начисляются на все виды используемых в производстве основных фондов и включается в себестоимость готовой продукции. Эти средства по определению должны использоваться предприятиями на возмещение износа основного капитала и потому обладают инвестиционной природой. Вместе с тем необходимо помнить, что амортизационные отчисления увеличивают издержки фирмы и, следовательно, цену готовой продукции, что неблагоприятно сказывается на спросе и объеме продаж. К тому же амортизационные отчисления можно относить к инвестициям с определенной степенью условности, так как они, как правило, не обеспечивают расширенного воспроизводства. К внутренним инвестиционным источникам организаций правомерно также отнести паевые, учредительские и другие взносы, денежные и имущественные вложения, вклады учредителей и работников предприятий в виде, например, акций компании, товаров, используемых в качестве инвестиционных ресурсов. Такие вложения могут носить возмездный характер и требовать выплаты процентов, но от этого их инвестиционная сущность не изменяется. Одним из основных внешних источников получения инвестиционного капитала в денежной форме являются средне- и долгосрочные кредиты банков. Банковский инвестиционный кредит обычно предоставляется организациям на фиксированный срок, под определенный процент и под определенное обеспечение, гарантии возврата. Однако в условиях нестабильной экономики России коммерческие банки и финансовые компании неохотно идут на предоставление долгосрочных кредитов, опасаясь их невозврата. Кроме того, банковские кредиты выдаются под довольно высокий процент, в связи с чем заемщики несут значительные потери, обусловленные длительностью периода инвестирования. Инвестиционные кредиты, предоставляемые организациям со стороны финансово-кредитных организаций, представляют в мировой практике один из основных источников привлечения капитала. Этот источник особо удобен, если банк-инвестор предоставляет организации-заемщику возобновляемый кредит в виде так называемой «кредитной линии». На сегодняшний день использование и реализация механизма инновационной деятельности и ее составляющих элементов в розничной торговле, позволит оказать существенное влияние на повышение эффективности работы инновационных технологий в розничной торговле, так и всей российской экономики в целом. Коммерческие инновации можно разделить на несколько типов. В первую очередь, это радикальные инновации, связанные с серьезными изменениями в области технологий и влекущие за собой кардинальные перемены. Например, Интернет позволил создать системы электронной торговли, совершившие переворот в работе с поставщиками и расширившие свою географию на весь мир. Пошаговые инновации характеризуются незначительной технологической эволюцией и поэтапным улучшением условий для потребителя. Например, постепенное увеличение пространства для прохода в торговых площадях создает более комфортные условия для осуществления покупок. Социальные инновации предполагают незначительные изменения технологии при весьма чувствительной эволюции покупательских привычек. Круглосуточно открытые магазины и модель работы «по-западному» получили широкое распространение именно потому, что оказались более приспособленными к реальному ритму жизни человека, не требуя капитальных изменений в собственно технологиях торговли. Технические инновации могут не ощущаться потребителем напрямую, однако именно они определяют передовые позиции лидеров на рынке предложения. Например, используемая гипермаркетами и другими дискаунтерами партитивная упаковка производителей позволяет выставлять товары без лишних манипуляций, что влечет за собой сокращение расходов, а следом и розничной цены. Революционные инновации укрепляют существующие отношения между игроками рынка, заменяя отжившие свое технологии. Так, технологии электронного обмена данными (EDI, electronic data interchange) между производителями и ритейлорами (в частности, через Интернет) произвели революцию в области обмена информацией, быстро сделав устаревшими прежние способы коммуникации, включая обычную почту, телефон и факс. Локальные инновации -- инновации внутри своей ниши -- разрушают существующие коммерческие отношения без изменения технологий. Пример -- широкое развитие собственных торговых марок ритейлоров (private label.), которые зачастую «копируют» уже известные брэнды, что приводит к разрыву отношений с поставщиками товаров этих марок. И, наконец, на вершине конструкции оказываются архитектурные инновации, они затрагивают обе составляющие -- и коммерческие отношения, и технологии. Так, IKEA совершила революцию в области торговли мебелью, создав крупноформатные магазины по продаже предметов обстановки, которые покупатели собирают своими руками. Этот технологический прорыв сопровождался изменением роли поставщиков, фактически ставших международными подрядчиками компании, располагающей сетью магазинов по всему миру. Те же поставщики должны были полностью пересмотреть процесс изготовления мебели, которая теперь поставлялась спроектировавшему ее ритейлору в виде отдельных элементов, подготовленных к окончательной сборке самим потребителем. Эволюция роли розничной торговли заставляет ритейлоров адаптироваться к рынку и происходящим на нем изменениям. Итог - различное понимание участниками рынка того бизнеса, которым они занимаются, а также их функций. Рассмотрим основные направления, которые становятся сферой приложения усилий ведущих торговых сетей: · превращение пассивного потребителя в активного участника рынка; это стало важной частью процесса производства услуг розничной торговли; · прозрачность предложения для потребителя, желающего знать, что происходит в не видимых его глазу «коридорах» торговых сетей; · поиск средств, позволяющих клиенту испытать удовольствие от процесса совершения покупок, в том числе создание приятной атмосферы в местах продаж; · повышенное внимание, уделяемое клиентом своему бюджету, времени и важности совершаемых покупок; · постоянное воздействие на все пять чувств клиента; · превращение розничной торговли в площадку, где возникают новые связи и происходит обмен креативными идеями. Сегодня розничная торговля активно вмешивается даже в саму концепцию товаров, в частности, за счет появления феномена private label (частная марка). Кроме того, торговлю можно рассматривать и как способ создания целого спектра предложений, объединяющий товары и услуги воедино для предоставления потребителю готовых решений. Возникают сетевые брэнды, полностью выросшие из ритейла Ритейл - экономичный формат торговых центров, разработанный в США и широко используемый в европейских странах, такие как IKEA или Zara. Хотя этот подход порой приводит к известным конфликтам, в частности при встрече с превалирующими марками производителей. Пример подобного рода продемонстрировала сеть Decathlon (специализированные магазины спортивных товаров, филиал группы Auchan), которая после попыток проводить слишком уж радикальную политику в отношении собственных марок была вынуждена вернуться к работе с традиционными брэндами.   Вопрос 4. Проблемы инвестирования в инновации и пути их решения Мировой опыт свидетельствует, что рост инвестиций в инновационные сферы экономики способствует ускоренному развитию народнохозяйственного комплекса страны и повышению уровня жизни. Однако вложение инвестиций в инновационные секторы не всегда способствует росту прибыли и доходов. Как известно, в фундаментальной науке вложение средств зачастую не только не окупалось, но и приводило к негативным результатам. Например, существенные инвестиции в нанотехнологии не дают ожидаемого результата. Поэтому совершенно справедлива постановка вопроса о том, насколько эффективны те или иные инвестиции и инновации. Проблема инвестиций и инноваций особо актуальна для российских компаний, так как рынок капиталов в России еще недостаточно развит, финансирование инноваций реально может происходить за счет собственных средств предприятия, зачастую - ограниченных. Один из аспектов разрешения проблемы - интеграция усилий всех участников, заинтересованных в коммерциализации технологий: частного сектора, исследовательских и учебных организаций, а также государства. Еще более важным представляется качественный уровень самого инновационного процесса (или тождественного с ним процесса коммерциализации технологий), определяющий возможный успех проекта - отношение уровня финансовой отдачи к начальным инвестициям, а также риски участников реализации инвестиций. Деятельность органов государственной власти Российской Федерации по развитию инновационной деятельности сводится в основном к нормативно-правовому регулированию, определению общих принципов, приоритетных направлений, форм и методов развития инновационной деятельности, на разработку и реализацию мер, направленных на стимулирование взаимодействия научных центров и крупных предприятий с инновационными предприятиями, на создание условий для выхода субъектов инновационной деятельности на международные рынки товаров и услуг и прочее. Также предприятие разрабатывает инвестиционную стратегию - систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности организации, определяемых общими задачами её развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения, одним из которых являются инновации. Органы власти субъектов РФ и органов местного самоуправления создают необходимые условия для развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности на территории субъектов РФ, принимают меры по защите прав и законных интересов субъектов инновационной деятельности на территории субъектов РФ и соответствующих муниципальных образований и т.д. Немаловажный фактор - саморегулирование инновационной деятельности. Оно должно осуществляться на основе сочетания принципов саморегулирования субъектов инновационной деятельности и государственного регулирования в пределах, не нарушающих свободу научного творчества. В целях развития инновационной деятельности, обеспечения координации деятельности организаций инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, обсуждения проектов нормативных правовых актов, программ и проектов по вопросам развития инновационной деятельности при органах исполнительной власти Российской Федерации, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут создаваться Советы по развитию инновационной деятельности. Их функции и полномочия определяются соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления. Поддержка инновационной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления может оказываться за счет средств соответствующих бюджетов и включать в себя финансово-кредитную, имущественную, техническую, консультационную, информационную поддержку, поддержку внешнеэкономической деятельности, межрегионального сотрудничества, участия в выставках и ярмарках, меры по развитию трудовых ресурсов для инновационной деятельности, меры по развитию деятельности по предоставлению субъектам инновационной деятельности финансовых и иных услуг, а также другие направления поддержки, которая предусмотрена в государственных и муниципальных программах по развитию инновационной деятельности. Поддержка может осуществляться в форме предоставления субъектам инновационной деятельности или организациям инфраструктуры субсидий, субвенций, бюджетных кредитов и займов, в форме выделения средств на обслуживание долговых обязательств, а также в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Россия пока проигрывает в инновационной гонке. Вместе с тем, несмотря на трудности она обладает значительным инновационным потенциалом, достаточным для осуществления серьезного инновационного рывка и решения масштабных задач. Проблема лишь в том, что такие задачи необходимо правильно сформулировать и найти оптимальные пути их решения. Один из них состоит в том, что общество в целом должно формировать инновационный заказ, которого со стороны российской экономики нет. Такой заказ можно считать сформированным только тогда, когда он подкреплен соответствующими финансовыми ресурсами. В условиях рыночной экономики работать без денег невозможно. Деньги выполняют роль основного индикатора, устанавливающего область эффективной деятельности. Однако многие предприятия, ориентированные на инновационную деятельность, сегодня просто не имеют для этого финансовых ресурсов. Поэтому проблема эффективного инвестирования в инновационный комплекс так актуальна. Какие инновации внедряются на предприятиях сегодня? В подавляющем большинстве случаев это не новые разработки, а техника, технологии и материалы, уже давно использующиеся в других странах. Конечно, такие инновации - тоже прогресс в нашей экономике, но одновременно и запрограммированное отставание. Существует противоречие: с одной стороны, предприятия реального сектора экономики испытывают потребность в инновациях, но она не подкреплена финансовыми ресурсами, с другой стороны, потенциальные инвесторы имеют деньги, но не спешат вкладывать их в инновационную сферу. Так происходит потому, что процесс создания наукоемкой продукции характеризуется высокой вероятностью отрицательного результата. Между тем механизм страхования инвестиций развит недостаточно. Процесс этот очень длителен и сложен. Инновационная разработка проходит несколько стадий, от инновационной идеи до практического воплощения и реальной экономической отдачи: научная, опытно-конструкторская, техническая, технологическая и стадия практического использования, или экономическая стадия. При этом требуется наладить эффективную кооперацию различных экономически самостоятельных предприятий. Значит, финансировать инновации в нашей экономике хлопотно и рискованно, ждать же результата приходится долго. Более того, чем масштабнее, сложнее, серьезнее инновационный проект, тем в большей степени проявляются все вышеперечисленные моменты. В конечном итоге все трудности могут быть компенсированы высокой отдачей. Но здесь и возникают различия. В одних случаях инвесторы предпочитают идти на риск и вкладывать деньги в инновационные проекты, ищут эффективные формы для воплощения этого. В других - предпочитают не ждать "журавля в небе". Таким образом, проблема привлекательности инновационного инвестирования в определенной степени свойственна экономикам стран, осуществляющих инновационную деятельность. Однако в одних странах она успешно разрешена, создан механизм оптимального управления этими процессами, в других, к числу которых принадлежит Россия, наиболее инновационные проекты, которые впоследствии оказываются прорывными и перспективными, менее интересны для инвесторов. Мировой опыт инновационного инвестирования подсказывает различные варианты решения этой проблемы. Один из них заключается в объединении возможностей различных инвесторов, т. е. в создании достаточно крупного инвестиционного капитала, скажем, в виде инвестиционного фонда. При этом возникает возможность диверсифицировать вложения и тем самым уменьшить инвестиционные риски. Второй вариант представляет собой разделение инновационного цикла на несколько стадий и коммерциализацию продукта каждой стадии. Это позволяет добиться сокращения сроков окупаемости вложений и объединения усилий инвесторов по "последовательному принципу". В условиях устоявшейся рыночной экономики оба варианта (при наличии развитой системы страхования инвестиционных рисков) обеспечивают приемлемое для потенциального инвестора сочетание уровня доходности, сроков окупаемости и уровня рискованности вложений. Инвестиционная схема начинает работать. Однако в наших условиях этого не происходит. "Пробуксовывают" даже весьма эффективные во всем мире схемы венчурного финансирования. Причиной подобного положения аналитики называют отсутствие "длинных денег", пригодного и готового к вложениям в данную сферу капитала. Так в чем же причина этого явления нашей экономики? Дело в альтернативных возможностях для инвестирования. Таких возможностей у России более чем достаточно. Спекулятивные сделки с недвижимостью, торговля и даже неинновационные вложения в промышленность - все это дает значительно большую и скорую отдачу, чем инновации. Косвенно об этом свидетельствуют данные по уровню доходности в разных сферах, в частности данные по заработной плате. В сфере финансовой деятельности и добыче топливно-энергетических полезных ископаемых уровень заработной платы почти в 3 раза превышает средний уровень по стране. До тех пор пока подобное положение сохраняется, говорить об инновационном характере экономики затруднительно. Казалось бы, оптимальная схема очевидна. Инновационные вложения должны быть выгоднее неинновационных. Вложения в передовые, прорывные инновационные программы - еще выгоднее. Достигать этого следует созданием соответствующих условий путем изменений налоговой политики и политики в области заработной платы; введением различных норм и ограничений, стимулирующих использование новой техники; введением гибкой кредитной политики и прочих мер. Эти изменения целесообразно направить на трансформацию системы мотивации инновационной деятельности. Общество должно быть заинтересовано в инновациях, а предприятия - заинтересованы в них экономически. Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сказать, что проблема наращивания инвестиций в инновации еще ждет своего разрешения.

 

Литература

§ Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. — № 2(60). — С.162-164.

§ Питер Друкер. Бизнес и инновации. — М.: Вильямс, 2007. — 432 с.

§ Орлов А.И., Орлова Л.А. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями // Экономика XXI века. — 2002. — № 12. — С. 3—26.

§ Тычинский А. В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. — Таганрог: ТРТУ, 2006.

§ Харгадон Эндрю. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний: How Breakthrouths Happen. The Surprising Truth About How Companies Innovate. — М.: Вильямс, 2007. — 304 с.

§ Гершман М. А. Инновационный менеджмент. — М.: Маркет ДС, 2008. — 200 с.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Диффузия носителей заряда | Прикорм. · новых продуктов питания, отличных от молока

Date: 2015-09-22; view: 775; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию