Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность как способ развития человека





Целереализующая деятельность людей осуществляется в таких формах, как игровая, художественно-осваивающая, учебная и трудовая деятельность. Все они имеют специфические мотивационные основания, существенно определяющие их влияние на развитие субъекта.

Специфика игры определяется тем, что ее мотив находится в самом процессе деятельности. Освоение мира путем распредмечивания художественных ценностей осуществляется в более сложном мотивационном контексте: здесь значительную роль играют интересы субъекта, заданные стимулирующей средой. В отличие от игры и общения с искусством, мотив которых заключен не столько в результате, сколько в самом процессе, учебная деятельность далеко не всегда имеет мотив внутри себя. Здесь смысл целенаправленной активности состоит в овладении знаниями, умениями, навыками, поэтому и мотив ее в большей мере смещается на достижение соответствующего полезного результата. Поэтому она в принципе возможна лишь в определенном стимулирующем социальном контексте.
В то же время и игра, и учеба, лишь предпосылки «самостоятельной», созидающей, собственно человеческой деятельности.

Понятие деятельности в широком смысле слова, помимо названных
ее видов, в которых явно выражен специфически «деятельностный» аспект человеческой активности, включает в себя по крайней мере такие формы, как общение, т. е. непосредственно межличностное взаимодействие, и поведение как ценностно-оценочный аспект деятельности. Все эти формы социальной активности тоже оказывают своеобразное влияние на развитие человека. Однако не подлежит сомнению, что основным видом человеческой деятельности является труд как реализующая сознательные цели
и преобразующая мир активность субъекта. Именно труд сформировал сознание человека и особенности его физической организации. Поэтому
мы посвятим наше дальнейшее изложение главным образом характеристике содержания и форм трудовой деятельности с точки зрения ее «человекотворческой» функции.

Труд в его всеобщей форме предстает как деятельность, сознательно направленная на производство предметов, способных удовлетворить какие-либо индивидуальные и общественные потребности. В этом качестве может выступать и материально-производственная деятельность, и научное исследование, и художественное творчество, и общение. Важно,
что труд — это всегда нечто «трудное», т. е. связанное с преодолением препятствий, требующее напряжения физических и духовных сил, внимания и воли. Содержание труда определяется тем, что он есть форма потребления жизненных сил субъекта с целью созидания средств удовлетворения тех или иных общественных потребностей.

Необходимость труда характеризуется внешней положенностью его целей по отношению к субъекту. Цели эти вытекают из потребностей социума, а не самого индивида: трудовая деятельность совершается ради общественно значимого, заранее запрограммированного результата, — это основной ее мотив. Следовательно, труд не является собственным внутренним делом отдельного индивида, и в этом отношении он противостоит свободной деятельности. Именно поэтому в детерминации труда «работают» главным образом интересы субъекта, которые, как мы уже знаем, в отличие от потребностей имеют ярко выраженную созидательную направленность. А чтобы возник интерес к труду, нужен стимул, т. е. внешнее побуждение к социально ориентированной активности.

Значит ли это, что всякая трудовая (производительная, созидательная) деятельность представляет собой лишь потребление жизненных сил субъекта, т. е. процесс, существенно опирающийся на внешнюю детерминацию? Наиболее общий ответ состоит в том, что мера внутреннего и внешнего в детерминации трудового процесса зависит в первую очередь от содержания деятельности, от соотношения в ней репродуктивных (стереотипных, нетворческих) и продуктивных (направленных на изменение достигнутого результата, творческих) операций.

В индивидуальном процессе труда репродуктивные операции могут составлять основное его содержание, — это тяжелый, рутинный, монотонный, исполнительский труд, тиражирующий одинаковые продукты посредством повторяющихся актов деятельности, воспроизводящих достигнутые ранее результаты. Труд, чрезмерно обремененный однообразными физическими и интеллектуальными усилиями субъекта, требует постоянного внешнего стимулирующего воздействия, поддерживающего интерес
к нему. С исчезновением этого воздействия (стимула) исчезает и интерес
к такому труду. Чаще всего деятельность подобного содержания и характера движется мотивами, не связанными ни с содержанием трудового процесса, ни с собственно общественной ценностью (значимостью) труда.


В связи с этим труд нередко противопоставляется деятельности творческой, — они рассматриваются как особые, отдельные виды деятельности, причем содержание труда сводится исключительно к стереотипным операциям, совершаемым по заданному алгоритму, в то время как творчество уподобляется игре, поскольку его мотивационный импульс заключен в самом процессе, а не в результате. В реальной действительности творчество является всеобщим, сущностным «моментом» труда: в едином процессе общественного производства обе формы деятельности (репродуктивная и продуктивная) выступают как взаимодополняющие стороны. Новое, рождающееся в творческом прорыве, будучи однажды созданным, осуществленным, уже оказывается воспроизводимым, — оно утрачивает творческую сущность и, становясь привычной, стандартной операцией, ложится в основу различных стереотипов и норм повседневной
деятельности.

Творчество есть скорее свойство, в большей или меньшей степени присущее всякой трудовой деятельности, нежели какой-то ее особый вид. Иначе говоря, «чистое» творчество — это своего рода «звездный момент» реального созидательного процесса, который неотделим от профессионального мастерства, от традиций и опыта, от умений и навыков,
т. е. от всего того, что составляет «почву» творчества. Реальный процесс творческой деятельности, поскольку он не свободен от стереотипных операций, — это всегда труд, нередко тяжелый, изнурительный, требующий подлинной самоотдачи, а подчас и самопожертвования. Именно поэтому любой труд нуждается в стимулировании, — только в этом случае возникает интерес к нему.

Но далеко не всякий труд «генерирует» высшие человеческие качества: тенденция к перерастанию интереса в потребность реализуется только
в творческой деятельности, сопряженной с накоплением и интеграцией знаний, совершенствованием умений и навыков субъекта, развитием способов осуществления трудовых операций. В этом процессе происходит развитие способностей, которые к знаниям, навыкам и умениям не сводятся, а являются продуктом их интеграции и включения в структуру личности. Способности характеризуют внутренние возможности приобретения личностью этих свойств, а также их синтеза и применения к созиданию,
к творчеству.

Становление способностей сопряжено с распредмечиванием духовно-ценностного содержания продуктов человеческой деятельности, с освоением выработанных в социальном опыте способов деятельности. Понятием «освоение» фиксируется тип духовной деятельности, связанной не только с удовлетворением потребностей субъекта, но и с реализацией его интересов, предполагающей совершенствование этого субъекта. Распредмечивание духовных ценностей, освоение способов деятельности, конденсированных в ее продуктах, является условием становления и способом формирования творческих способностей личности.

Однако развитие способностей не тождественно «интериоризации» известных способов действия: способности не проецируются в человека извне, а вырабатываются посредством его взаимодействия с предметами,
в которых «кристаллизованы» способности других людей. Способности есть продукт взаимодействия «внешнего» (объективированных способов действия) и «внутреннего», т. е. собственной природы человека, его задатков и его индивидуального опыта. Подобное взаимодействие как раз и является «полем» творчества духовных качеств субъекта, а процесс «освоения» диалектически переходит в творческий процесс.


Именно такая деятельность «переводит» объективированные ценности в форму способностей личности. Развитие этих способностей есть интегративный процесс переструктурирования целостной личности, процесс системогенеза, в котором отдельные психические функции индивида включаются в более сложные структурные объединения. Такой системогенез происходит в условиях освоения субъектом новых видов и способов деятельности под влиянием его интересов. Рождение новой духовно-личностной структуры выступает способом преобразования возникшего в соответствующих социальных условиях интереса субъекта к творческой деятельности во внутреннюю необходимость ее совершения, т. е. в новую
потребность.

Создавая под влиянием творческих интересов предметы и условия удовлетворения наличных потребностей, человек вырабатывает у себя все новые и новые способности, а с ними — и новые потребности. Новые духовные потребности, возникнув, «подчиняют» себе ранее сложившиеся потребности, превращая их в средства своего функционирования. Включаясь посредством деятельности в потребностную структуру индивида, они ассимилируются его нервной системой и духовным миром, входят
не только в сознание, но и в подсознание, в «плоть и кровь» этого индивида. Человек переживает социально-личностные чувства, которые выступают психологической формой проявления вновь возникших у него потребностей. Эти чувства становятся мощными спонтанными регуляторами поведения личности, мобилизующими ее творческую энергию и определяющими направленность ее поступков.

Так возникает высшая человеческая потребность, какой является потребность в творческой деятельности. Труд, в достаточной мере насыщенный творчеством, при эффективном стимулировании постепенно превращается в самосовершающийся процесс, не требующий материального
или морального поощрения, когда даже полное отсутствие стимулирующих факторов не лишает деятельность ее внутренних детерминант. Это
и есть свободная деятельность (самодеятельность, самореализация, самоосуществление человека), т. е. саморазвертывание созидательных потенций личности. Не следует, конечно, абсолютизировать спонтанный, самопроизвольный характер подобной деятельности: труд все равно остается «трудным делом», а не только удовольствием. Но именно в таком труде воспитывается творчески-созидательный тип личности, устремленной
к совершенствованию способностей и к реализации их в социально ориентированной творческой деятельности.

Доминантность и динамическая сила мотивов труда по-разному проявляются у каждого индивида. Для одного труд является потребностью и составляет смысл жизни, другим он воспринимается как тяжкое бремя, «суровая» жизненная необходимость. Динамика объективных оснований
и субъективных факторов мотивации может привести к смене доминанты, вследствие чего та же самая деятельность иначе протекает, ведет к иным результатам, по-новому переживается субъектом. Так, с развитием творческих интересов и потребностей первостепенное и самодовлеющее значение заработка, характерное для малоквалифицированного труда, сменяется мотивационной доминантой, определяемой «содержательной разверткой» трудового процесса и соответствием его личным склонностям работника.


Известно, что наиболее устойчивая эффективность труда и высокая степень психологической удовлетворенности работника достигаются ориентацией на такой мотивационный комплекс, в котором центральное место занимают мотивы, вытекающие из духовно-творческих потребностей
при одновременном использовании внешних положительных воздействий (повышение зарплаты, одобрение) и ограничении отрицательных (штраф, осуждение). В этом случае обеспечивается интенсивное развитие нравственных качеств личности, профессиональное совершенствование, обогащение знаний и способностей работника, ибо развитие личности — это
по существу главный результат творческого труда.

Поскольку выбор форм труда определяется его стимулированием, само устройство социума должно побуждать, «подталкивать» индивида к творческому самовыражению, а тем самым и к самосозиданию, к развитию собственной творческой сущности. Отсюда следует, что превращение труда в жизненный приоритет и предмет потребности человека должно рассматриваться в качестве программной, стратегической задачи любого
общества, культивирующего прежде всего духовное, а не «вещное»
богатство.

Есть основания полагать, что вся человеческая деятельность в своей действительности выступает как сочетание труда и игры в различных пропорциях, поэтому и в самом трудовом процессе всегда в той или иной мере присутствует игровой аспект (М. В. Демин). Труд с развитием его творческого содержания все более непосредственно подчиняется потребностям субъекта и переходит в свободную игру его физических и духовных сил. Этот эффект достигается некоторым оптимальным сочетанием в труде физических функций и духовного творчества — интеллектуального, эмоционального, волевого, нравственного и т. д. Здесь возникает высшая реальность, в которой работа, игра, развлечение тождественны друг другу. Человек при этом не «трудится», а реализует свою человеческую сущность; высшую радость ему дает сама работа, а деньги — побочный продукт, эпифеномен. Подобная деятельность всегда оказывается наиболее плодотворной, ибо в ней максимально проявляется духовная свобода и выражается социальная сущность человека. В ней происходит интенсивное
развитие творческой индивидуальности человека и совершенствование
личности.

В случае если потребность в творческом созидании становится долговременной мотивационной доминантой, мобилизующей все силы человека на удовлетворение этой потребности, в нем открывается и развивается талант как высший уровень творческих способностей. Именно тогда он проявляет чудеса изобретательности, находчивости, настойчивости, догадливости, склонности к интуитивным решениям. На этой почве рождается
и творческое вдохновение, а при наличии соответствующей общественной потребности — призвание. В идеальном случае внешняя мотивация совпадает с внутренней: человек как бы оказывается созданным для своей работы, а она — для него. Тогда он, обладая талантом творца и развитыми нравственными потребностями, откликается на общественный призыв
и осознает свою деятельность именно как призвание. Такой труд делает человека счастливым, ибо, по Э. Фромму, созидательность, плодотворность — это источник силы, свободы и счастья.

Творчески ориентированная личность обладает более высоким потенциалом духовного развития и за пределами рабочего времени. Труд неквалифицированный, утомительный сковывает развитие личности в свободное время, поскольку оно при этом тратится преимущественно на удовлетворение фундаментальных потребностей. Отсюда излишества в их удовлетворении, «вещизм», наркомания и прочие «феномены» потребительства. Напротив, содержательный труд, повышая творческий потенциал личности, порождает стремление к развертыванию самодеятельного творчества за пределами рабочего дня, формирует способность к противостоянию порочным потребительским вкусам, установкам на пассивный
отдых и т. п.

Если содержание профессиональной деятельности способствует формированию у людей интереса к духовному самосовершенствованию, если оно предстает как «производственная необходимость», если от него зависит степень удовлетворения потребностей индивида, его социальный статус, профессиональный престиж и т. д., то интерес к общению с духовными ценностями объективно становится «фактом биографии» этого индивида, определяющим постановку и реализацию его жизненных целей, а вместе с тем и развитие его способностей и потребностей.

Объективно обусловленная заинтересованность субъекта в творческой деятельности — вот та общественная ситуация, в которой происходит развитие способностей и формирование созидательных потребностей человека. И если не только содержание работы, но и вся социальная среда,
ее стимулирующие свойства, ее духовная атмосфера порождают интерес
к духовным ценностям, к их освоению и творчеству, механического исполнения «функциональных обязанностей» во время работы и «балдения» у телевизора в часы досуга уже будет недостаточно. Потребуются энергичные усилия чувств и мысли, а вместе с этим «заработает» и механизм развития способностей и потребностей личности. Так преодолевается
тот тип жизнедеятельности, при котором аномалия потребительства
отклоняет личность от магистрального пути ее всестороннего
самосовершенствования.

В итоге формирование личностных качеств индивида предстает
как «конечный продукт» целостного процесса его социализации, объективное содержание которого составляет трансформация интересов индивида в созидательные потребности посредством участия его в творческой преобразовательной деятельности, перестройки его духовной структуры
и приобретения им нового социально-личностного качества. Схематически социальную структуру созидательной деятельности человека можно представить в виде следующей цепочки связей: потребности («первоначальные», прежде всего врожденные) — стимулы — интересы — намерения — цели — новые способности, приобретаемые в духовно-потребительной (распредмечивающей) деятельности — творчески-преобразовательная (опредмечивающая) деятельность — потребности в духовном творчестве. Каждый виток этой «спирали» начинается с «заявления» имеющейся («старой») потребности о необходимости ее удовлетворения, а завершается появлением новой потребности и вместе с ней — необходимости новой деятельности по созданию возможностей ее удовлетворения. Цикл деятельности повторяется на новой, более высокой основе, обеспечивая дальнейшее развитие человека.

Литература

1. Бэкхерст Д. Философия деятельности // Вопр. философии. М., 1996. –
№ 5.

2. Давыдов В. В. Теория деятельности и социальная практика // Вопр. философии. М., 1996. – № 5.

3. Демин М. В. Природа деятельности. М., 1984.

4. Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.

6. Туев В. А. Человеческие потребности. Иркутск, 1998.

7. Фетискин В. В. Потребности. Деятельность. Личность. М., 2001.

8. Фофанов В. П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981.







Date: 2015-09-22; view: 810; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию