Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПМ.04 Профилактическая деятельность





В результате изучения профилактического модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

организация Школ здоровья, проведения занятий для пациентов с различными заболеваниями;

организация санитарно-гигиенического просвещения.

Уметь:

организовывать и проводить занятия в Школах здоровья для пациентов с различными заболеваниями;

обучать пациентов и его окружение сохранять и поддерживать максимально возможный уровень здоровья;

обучать пациентов и его окружение формированию здорового образа жизни.

Знать:

роль фельдшера в сохранении здоровья человека и общества.

 

Приложение 5

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

1 декабря 2004 г. N 148-ФЗ

«О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака»

Принят Государственной Думой 12 ноября 2004 года

Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2004 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942; 2003, N 2, ст. 167) следующие изменения:

1) пункт 5 статьи 3 изложить в следующей редакции:

«пункт 5 Запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных

организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций,

а также на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий

образовательных организаций.";

2) в статье 6: наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 6. Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти";

пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. В целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курения табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.».

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

1 декабря 2004 года

N 148-ФЗ

Приложение 6

Анкета

«Определение уровня знаний студентов о вреде курения и роли медицинского работника в борьбе с курением»

Уважаемые студенты, прошу Вас ответить на предложенные Вам вопросы. Выберите ответ, наиболее соответствующий вашему мнению в вопросах, не имеющих вариантов ответа, ответьте сами.

1. Фамилия, имя ________________________________________________

2. Группа ______________

3. Пол ____________

4. Возраст ________________

5. Курите ли Вы?

а) да; б) нет; в) да, но редко.

6. Как долго Вы курите? _________________

7. По каким причинам Вы начали курит? ___________________________

8. Какие сигареты Вы курите?

а) легкие; б) обычные; в) тяжелые.

9. Сколько сигарет Вы выкуриваете за день?

а) 1-10 сигарет; б) 10-20 сигарет; в) 20 и более сигарет.

10. Бросали ли Вы курить раньше?

а) да; б) нет.

11. По каким причинам Вы стали курить снова? _____________________________

12. Собираетесь ли Вы бросить курить в ближайшее время?

а) хочу бросить в ближайшее время;

б) хочу бросить, но не в ближайшее время;

в) не хочу бросать.

13. По каким причинам Вы собираетесь бросить курить?

а) «никотин пагубно влияет на мое здоровье»;

б) финансовые трудности;

в) другое ______________________________

14. Есть ли на Ваш взгляд положительные стороны курения?

а) да; б) нет; в) частично.

15. Какие положительные стороны курения Вы видите? _______________________

16. Хотели бы Вы получить помощь в отказе от курения?

а) да; б) нет.

17. Как Вы считаете, кто должен информировать население о вреде курения и возможностях отказа от него?

а) медицинские работники; б) родственников;

в) никто, это дело каждого; г) средства массовой информации;

д) другой ответ __________________________________________________

18. На Ваш взгляд широкий выбор сигарет провоцирует курение?

а) да; б) нет;

19. Как Вы считаете, для медицинского работника уместна данная привычка?

а) да; б) нет; г) частично.


20. Изменится ли Ваше отношение к медицинскому работнику, если при разговоре с Вами от него будет пахнуть табачным дымом?

а) да; б) нет; г) частично.

21. Если Ваш работодатель запретит курить в рабочее время, Вы?

а) соглашусь с требованиями работодателя;

б) подыщу другую работу;

в) буду курить, скрывая от него этот факт.

22. Как Вы относитесь к рекламе сигарет?

а) положительно;

б) отрицательно;

в) равнодушно.

23. Курят ли Ваши родители?

а) да; б) нет.

24. Есть ли у Вас хронические заболевания?

а) да; б) нет.

25. Как Вы относитесь к курящим одногруппникам?

а) мое отношение не меняется;

б) с курящими одногруппниками стараюсь не общаться;

в) общаюсь по учебе.

26. Бросили бы Вы курить, если бы бросили Ваши друзья?

а) да; б) нет.

27. Как Вы относитесь к введению:

I. Ограничению курения в общественных местах;

II. Дискриминации курящих в оплате труда;

III. Ограничении приема на работу?

а) положительно; б) отрицательно.

28. Знаете ли Вы, что одна из основных функций среднего медицинского работника является пропаганда ЗОЖ?

а) да; б) нет.

29. Как Вы считаете, имеет ли право курящий медицинский работник проводить работу по борьбе с курением?

а) да; б) нет.

30. Имеет ли смысл борьба курения среди студентов?

а) конечно смысл есть;

б) смысл есть, но маленький эффект;

в) смысла нет.

 

Приложение 7

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАТУСА КУРЕНИЯ

Уважаемый пациент, прошу Вас ответить на предложенные Вам в анкете вопросы. Выберите ответ, наиболее соответствующий Вашему мнению.

 

Тест Фагерстрема «Оценка степени никотиновой зависимости»

Вопрос Ответ Баллы
1.Как скоро после того, как Вы проснулись Вы выкуриваете первую сигарету? В течение первых 5 мин В течение 6-30 мин  
2.Сложно ли для Вас воздержаться от курения в местах, где курение запрещено? Да Нет  
3.От какой сигареты Вы не можете легко отказаться? Первая утром Все остальные  
4.Сколько сигарет Вы выкуриваете в день? 10 или меньше 11-21 21-30 31 и более  
5.Вы курите более часто впервые часы утром, после того, как проснётесь, чем в течение последующего дня? Да Нет  
6.Курите ли Вы, если больны и вынуждены находиться в кровати целый день? Да Нет  

Степень никотиновой зависимости определяется по сумме баллов по шести вопросам:

0-2 балла - очень слабая зависимость;

3- 4 балла - слабая зависимость;

5 баллов - средняя зависимость;

6-7 баллов - высокая зависимость;

8-10 баллов - очень высокая.

 

Анкета: «Определение степени мотивации и готовности к отказу от курения»

 

1.Бросили бы Вы курить, если бы это было легко? 2.Как сильно вы хотите бросить курить?
ответ балл ответ балл
Определённо нет   Не хочу вообще  
Вероятнее всего, нет   Слабое желание  
Возможно, да   В средней степени  
Вероятнее всего, да   Сильное желание  
Определённо, да   Однозначно хочу бросить курить  

Суммируя баллы двух вопросов, определяем степень мотивации:

сумма баллов - 6 - пациент имеет высокую степень мотивации к отказу от курения;


сумма баллов 4- 6 - слабая мотивация;

сумма баллов 3 и ниже - отсутствие мотивации.

 

 

Анкета Д. Хорна «Определение типа «курительного поведения»

 

Категории вопросов Всегда Часто Не очень часто Редко Никогда
А. Я курю для того, чтобы не дать себе расслабиться          
Б. Частичное удовольствие от курения я получаю еще до закуривания, разминая сигарету          
В. Курение доставляет мне удовольствие и позволяет расслабиться          
Г. Я закуриваю сигарету, когда выхожу из себя, сержусь на что-либо          
Д. Когда у меня кончаются сигареты, мне кажется невыносимым время, пока я их не достану          
Е. Я закуриваю автоматически, даже не замечая этого          
Ж. Я курю, чтобы стимулировать себя, поднять тонус          
З. Частичное удовольствие мне доставляет сам процесс закуривания          
И. Курение доставляет мне удовольствие          
К. Я закуриваю сигарету, когда мне не по себе, и я расстроен чем-то          
Л. Я очень хорошо ощущаю те моменты, когда не курю          
М. Я закуриваю новую сигарету, не замечая, что предыдущая еще не догорела в пепельнице          
Н. Я закуриваю, чтобы «подстегнуть» себя          
О. Когда я курю, удовольствие я получаю, выпуская дым и наблюдая за ним          
П. Я хочу закурить, когда удобно устроился и расслабился          
Р. Я закуриваю, когда чувствую себя подавленным и хочу забыть обо всех неприятностях          
С. Если я некоторое время не курил, меня начинает мучить чувство голода по сигарете          
Т. Обнаружив у себя во рту сигарету, я не могу вспомнить, когда я закурил ее          

Блоки вопросов характеризуют 6 типов «курительного поведения»:

А+Ж+Н = «стимуляция»;

Г+К+Р = «поддержка»;

Б+З+О = «игра» с сигаретой;

Д+Л+С = «жажда»;

В+И+П = «расслабление»;

Е+М+Т = «рефлекс».

Интерпретация ответов проводится по сумме трех вопросов соответствующего блока:

- сумма баллов 11 и более указывает, что пациент курит именно по этой причине;

- сумма баллов от 7 до 11 является пограничной и говорит о том, что это в некоторой степени может быть причиной курения пациента;


-сумма меньше 7 говорит о том, что данный тип курения для пациента не характерен.

 

Приложение 8

 

Лекция №1: «Никотин - яд, упакованный в белые палочки»

Основным действующим началом табака является никотин. Его содержание в листьях табака колеблется обычно от 1 до 1,5%, но в некоторых сортах достигает 6-8%. В одной сигарете массой 1 г содержится обычно 10-15 мг никотина, а в сигаре массой 10 г - до 150 мг этого вещества.

Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. В чистом виде никотин представляет собой прозрачную маслянистую жидкость со жгучим вкусом. В фильтре сигареты скапливается такое количество никотина, которого достаточно, чтобы убить мышь. Фактически никотин токсичен в той же степени, что и синильная кислота.

Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли никотина. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь).

В течение 30 лет курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Никотин включает в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становиться необходимым.

Систематическое изучение действия никотина на живой организм дало основание ученым предположить двухфазность реакций на его введение. При попадании никотина в организм, вначале следует повышенная раздражимость и возбудимость самых различных систем и органов, а затем это состояние сменяется угнетением.

Курящие инстинктивно в процессе потребления никотина почувствовали эту разницу. Чисто психологически «для взбадривания», например, при утомительной работе люди устраивают частые перекуры. Но фактически они оборачиваются еще большим утомлением организма вследствие угнетающего действия никотина.

Тот, кто считает, что курение может успокоить человека, старается использовать угнетающий момент действия никотина. Так, при каком-нибудь ответственном или неприятном разговоре курящий инстинктивно засовывает в рот сигарету. Дым, втягиваемый курящим, возгоняет никотин из листьев табака. Он быстро растворяется в воде, поэтому никотин легко всасывается через слизистые оболочки рта, носа, бронхов, попадая со слюной в желудок, и через стенки желудочно-кишечного тракта.

Пары никотина при курении табака проникают в верхние дыхательные пути и лёгкие, а также заглатываются со слюной в желудок. Вследствие проникновения никотина во внутренние органы при курении у людей, не готовых отказаться от ежедневной порции табака, возникают хронические заболевания гортани и глотки, бронхит, туберкулёз лёгких, рак лёгких, рак полости рта и губы.

При вдыхании дыма табака у тех, кто не может бросить курить, повреждается зубная эмаль, в связи с чем могут развиться кариес, стоматиты, гингивиты. Под влиянием хронического действия никотина при курении табака на вегетативную нервную систему людей, не желающих бросить курить, возникают общие вегетативные расстройства, повышается желудочная секреция, кислотность желудочного сока, развивается гастрит, язвенная болезнь и другие болезни.

Более 90% основного потока состоит из 350-500 газообразных компонентов, особо вредоносными из которых являются окись и двуокись углерода. Остальную часть основного потока представляют твердые микрочастицы, включающие различные токсические соединения. Содержание некоторых из них в дыме одной сигареты следующее: окись углерода - 10-23 мг, аммиак - 50-130 мг, фенол - 60- 100 мг, ацетон - 100-250 мкг, окись азота - 500-600 мкг, цианистый водород - 400- 500 мкг, радиоактивный полоний - 0.03-1.0 нК.

Вед курения доказывает, что основной поток табачного дыма образуют 35% сгорающей сигареты, 50% уходят в окружающий воздух, составляя дополнительный поток, от 5 до 15% компонентов сгоревшей сигареты остается на фильтре. В дополнительном потоке окиси углерода содержится в 4-5 раз, никотина и смол - в 50, а аммиака - в 45 раз больше, чем в основном!

Таким образом, как это ни парадоксально, в окружающую курильщика атмосферу попадает токсических компонентов во много раз больше, чем в организм самого курильщика. Человек, выкуривающий пачку сигарет в день, получает дозу радиации, в 3.5 раза большую, чем биологически допустимая; те же 20 сигарет (пачка) в день дают такую же дозу радиации, как 200 рентгеновских снимков.

Вред курения дает право считать, что смертельная для человека доза никотина содержится в 20-25 сигаретах. Курильщики не умирают от такого или большего числа сигарет лишь потому, что выкуривание их растянуто во времени. Аммиак и табачный деготь (смолы) при сгорании табака попадают в трахею, бронхи и легкие. Аммиак растворяется во влажных слизистых оболочках верхних дыхательных путей, превращаясь в нашатырный спирт, раздражающий слизистую и вызывающий ее повышенную секрецию.

Итог постоянного раздражения - кашель, бронхит, повышенная чувствительность к воспалительным инфекциям и аллергическим заболеваниям. В смолах содержится опаснейший канцероген - бензпирен, под воздействием которого курильщики заболевают раком верхних дыхательных путей в 10 раз чаще, чем некурящие.

У детей из семей, где один или оба родителя курят дома, чаще возникают простудные заболевания, бронхит и пневмония. Эти дети чаще болеют в раннем детстве, чаще пропускают школу и вообще получают меньший запас здоровья на будущую жизнь. Курение родителей на 20-80% увеличивает риск заболевания дыхательной системы, тормозит рост легких ребенка.

Существенный вред здоровью плода причиняет курящая беременная женщина. Считают, что вред курения в основе негативного влияния на плод, что служит снижением концентрации кислорода в его крови и развитие хронической кислородной недостаточности. Не исключается также и прямое воздействие продуктов табачного дыма на нервную и иммунные системы плода, поскольку вред курения и его последствия проникают в кровеносную систему плода через плаценту.

Вред курения определяет результат комплексного негативного воздействия продуктов табачного дыма на организм плода тем самым являясь задержкой роста и снижением веса при рождении. Комитет международных экспертов ВОЗ пришел также к заключению, что вред курения матери («пассивное курение плода») является причиной синдрома внезапной смерти младенца в 30-50% случаев.


Приложение 9


Лекция №2 на тему: «Курение и здоровье»







Date: 2015-09-22; view: 1095; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию