Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 17. Банкротство юридических лиц





1. Понятие и признаки банкротства юридических лиц. Порядок рассмотрения дел о банкротстве.

2. Собрание кредиторов, комитет кредиторов, их полномочия. Арбитражный управляющий: порядок назначения, функции, правовое положение.

3. Меры по предупреждению банкротства. Досудебная санация.

4. Наблюдение, цель и последствия введения наблюдения. Правовой статус временного управляющего. Окончание наблюдения.

5. Финансовое оздоровление, его цель и порядок введения. Административный управляющий, его правовой статус. Окончание финансового оздоровления. Переход к внешнему управлению.

6. Внешнее управление, его цель и порядок введения. Права и обязанности внешнего управляющего. Расчеты с кредиторами.

7. Конкурсное производство. Последствия открытия конкурсного производства. Конкурсный управляющий. Его функции. Очередность удовлетворения требований кредиторов. Мировое соглашение.

8. Особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц.

Понятие, признаки и порядок банкротства.

Банкротство регулируется ГК РФ и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ (с последующими изменениями). Действие этого Закона распространяется на индивидуальных предпринимателей, на все юридические лица, кроме казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций (п. 2, 3 ст. 1 Закона). Это не значит, что «обанкротить» можно и общественные организации, ассоциации и союзы, иные некоммерческие организации - это противоречило бы ГК РФ – п.1 статьи 65. Применяется этот закон и к отношениям с иностранным элементом, кроме случаев, когда международным законодательством и международными договорами установлено иное.

Есть и руководящее постановление ВАС РФ от 8 апреля 2003г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ФЗ "«О несостоятельности (банкротстве)"» // Хозяйство и право. 2003. № 4.

Дела о банкротстве рассматриваются только арбитражными судами и не могут передаваться в третейский суд даже с согласия должника и кредиторов.

Ещё до обращения в суд с иском о банкротстве в отношении потенциального банкрота может осуществляться досудебная санация - любые меры, направленные на предупреждение банкротства, принимаемые собственником имущества должника (унитарного предприятия), или учредителями должника, или кредиторами и любыми иными заинтересованными лицами (обычно это финансовая помощь должнику).

Досудебная санация не относится к числу процедур, применяемых при банкротстве, она применяется до начала банкротства, т.е. до обращения с заявлением в суд. Закон её никак не регулирует, не устанавливает её предельные сроки, она не препятствует обращению с заявлением о банкротстве в суд.

При осуществлении всех процедур банкротства главным действующим лицом выступает арбитражный управляющий. В зависимости от процедуры банкротства он именуется либо временный, либо административный, либо внешний, либо конкурсный управляющий.

Арбитражный управляющий на любую стадию банкротства утверждается судом из числа физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, имеющих высшее образование, стаж руководящей работы не менее двух лет, сдавших специальный теоретический экзамен, прошедших стажировку не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего, не имеющих судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, а также обязательно являющихся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Лицензии не требуется, зато арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, должен в течение десяти дней обеспечить страхование своей ответственности на сумму не менее 3 млн. рублей (п.8 ст. 20 Закона), т.е. практически он попадает в полную зависимость и от саморегулируемой организации, которая выдвигает кандидатуры своих членов для суда и может исключать их из своих рядов (а это для арбитражного управляющего – верная профессиональная смерть) и отзывать уже назначенных судом, и от иных лиц, предоставивших ему средства для страхования.

Банкротство (несостоятельность) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Причем если в роли должника выступает юридическое лицо, то оно считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения (ст. 3), а общая сумма задолженности не менее ста тысяч рублей (ст. 33 Закона).


Однако из этого правила есть отдельные исключения. Так, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований всех кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке банкротства независимо от совокупной суммы долга. Заявление о банкротстве отсутствующего должника тоже подается в суд независимо от размера его долгов. Напротив, стратегические организации можно банкротить при долге не менее 500 тысяч рублей.

Таким образом, в основе понятия банкротства лежит презумпция, согласно которой участник имущественного оборота (юридическое лицо), не оплачивающий полученные им от контрагентов товары, работы, услуги, а также не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение длительного срока (более трех месяцев)и в значительной (не менее 100 тысяч рублей) сумме, не способен погасить свои обязательства перед кредиторами.

При определении критериев несостоятельности (банкротства) принимаются во внимание лишь денежные обязательства должника и его обязанности по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и иных обязательных взносов) в бюджеты любого уровня и в государственные внебюджетные фонды. Другие долги - в виде вещей, товаров в натуральном выражении - не учитываются. Их можно взыскивать путем обращения в суд по обычным правилам гражданского судопроизводства.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" для определения задолженности и по обязательствам и по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды не должны приниматься во внимание подлежащие уплате неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства.

Таким образом, в общую сумму задолженности, которая служит базой для определения признаков банкротства, включаются только "голые" суммы денежных долгов за товары, работы, услуги и недоимок по налогам и иным обязательным платежам. Но если долг образовался в связи с невозвратом суммы займа, кредита, то в сумму задолженности, учитываемую для определения признаков банкротства, включаются и проценты, которые должник обязан был заплатить за пользование займом, кредитом (но не проценты за просрочку возврата займа, кредита!) – п.2 ст. 4 Закона.

Размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренным Законом о банкротстве – п. 3 ст. 4 Закона.

При этом для возбуждения дела о банкротстве по заявлению как конкурсных кредиторов, так и уполномоченных органов по денежным обязательствам при определении суммы задолженности принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в силу решением суда (в том числе обычного, третейского, арбитражного). Для определения суммы задолженности по обязательным платежам - принимаются во внимание те долги (недоимки), которые подтверждены решением налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника – п.3 ст. 6 Закона.


Причем к заявлению кредитора (кредиторов) или уполномоченного органа в суд о возбуждении дела о банкротстве должны быть приложены не только вступившие в силу решения суда, по которым удовлетворены требования кредиторов к должнику, но и доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии к должнику не менее чем за 30 дней до обращения в суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве.

Если с заявлением в суд обращается уполномоченный орган по обязательным платежам, то должно пройти не менее 30 дней с даты принятия решения налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Те денежные обязательства и обязательные платежи, которые возникнут уже после принятия судом заявления о банкротстве или срок исполнения которых наступает после введения той или иной процедуры банкротства, называются текущими платежами и не учитываются при определении суммы задолженности, учитываемой для возбуждения дела о банкротстве. Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в процессе банкротства в порядке, предусмотренном Законом о банкротства, а именно:

- те текущие платежи, которые возникли после принятия судом заявления о признании должника банкротом, подлежат удовлетворению в конкурсном производстве за счет конкурсной массы вне очереди (п.1 ст.134 Закона);

- те текущие платежи, которые возникли до принятия судом заявления о возбуждении дела о банкротстве, но по которым срок исполнения наступает в период какой-либо процедуры банкротства, - не включаются в реестр требований кредиторов до окончания этой процедуры. Если они не будут удовлетворены добровольно, то при переходе к следующей процедуре банкротства эти текущие платежи включаются в реестр требований кредиторов и подлежат удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве. Соответственно, кредиторы по этим платежам становятся лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Дела о банкротстве рассматривает только арбитражный суд и только по месту нахождения должника – ст. 33 Закона. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника наделяются сам должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы – п.1 ст. 7 Закона.

При этом должник в определенных случаях не только вправе, но и обязан подать заявление в арбитражный суд о признании его банкротом.

Должник вправе подать заявление в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в установленный срок – ст. 8 Закона.

Должник обязан подать заявление (в лице руководителя юр. лица-должника) в случаях, предусмотренных в ст. 9 Закона, в частности, если удовлетворение им требований одних кредиторов приведет к невозможности удовлетворения в полном объеме требований других кредиторов или погашения обязательных платежей; если при добровольной ликвидации выявится невозможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме; если обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника, - и в некоторых иных случаях.


Заявление должника в арбитражный суд должно быть направлено не позднее, чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств – п.3 ст. 9 Закона.

Неподача заявления в суд о банкротстве при наличии к тому оснований руководителем или учредителем юр. лица-должника может повлечь их субсидиарную ответственность по долгам должника перед кредиторами и обязанность возмещения причиненных им убытков – ст. 10 Закона.

Кроме должника, как уже отмечалось, с заявлением о банкротстве вправе обращаться в суд конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.

Уполномоченные органы – это федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в делах о банкротстве те же требования соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.

Конкурсные кредиторы - это кредиторы по денежным обязательствам. Здесь учитываются денежные гражданско-правовые обязательства, связанные с задолженностью оплаты за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов за пользование займом (но не за просрочку возврата займа!), а также учитывается размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения и вследствие причинения вреда имуществу кредиторов.

Граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по заработной плате, выходному пособию, по авторским договорам, не относятся к конкурсным кредиторам, хотя их требования подлежат учету в реестре требований кредиторов и в период конкурсного производства составляют две первые очереди требований, подлежащих удовлетворению в привилегированном порядке. Не относятся к конкурсным кредиторам также учредители (участники) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия, например, по выплате дивидендов, по денежной компенсации доли в случае выхода из ООО, товарищества.

По заявлению в арбитражный суд, поданному в соответствии с требованиями Закона о банкротстве, арбитражный судья при наличии признаков банкротства сначала выносит определение только о принятии заявления – причем не позднее, чем через пять дней с даты поступления заявления в суд.

Копии определения направляются заявителю, должнику, кредиторам, а также в избранную судьей саморегулируемую организацию арбитражных управляющих для отбора ею кандидатур своих членов (с их согласия) на утверждение арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего (три кандидатуры).

Затем арбитражный судья проверяет обоснованность возбуждения дела о банкротстве, возражения должника, если они поступили, и в случае обоснованности заявления о банкротстве единолично выносит определение о введении наблюдения, утверждении временного арбитражного управляющего и - по ходатайству заявителей – о принятии мер по обеспечению требований кредиторов. В этом же определении устанавливаются размер вознаграждения управляющего и источник его выплаты. Это определение подлежит немедленному исполнению (хотя и может быть обжаловано) – ст. 49 Закона. Выносится такое определение не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней после вынесения первого определения – о принятии заявления – п. 5 ст. 42 Закона.

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом. Это и есть предельный срок наблюдения.

Если дело о банкротстве возбуждается по заявлению самого должника, то наблюдение вводится сразу – с момента вынесения судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом, - т.е. без специальной проверки обоснованности долгов.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве суд может сразу принять решение о банкротстве и об открытии конкурсного производства. Но – при наличии реальных надежд на восстановление платежеспособности должника – может сначала принять определение о введении финансового оздоровления или о введении внешнего управления.

При отсутствии оснований для банкротства суд может вынести решение об отказе в признании должника банкротом. Не исключено и принятие определений об оставлении заявления о признании банкротом без рассмотрения или о прекращения производства по делу (ст. 52 Закона). Кроме того, суд может вынести и определение об утверждении мирового соглашения, заключенного должником с кредиторами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.

По результатам рассмотрения судом обоснованности требований заявителя о признании должника банкротом и признании этих требований обоснованными суд выносит определение о введении наблюдения (если иное не предусмотрено Законом).

При возбуждении дела по заявлению должника наблюдение вводится сразу же с даты принятия его заявления к рассмотрению, т.е. без проверки обоснованности заявления. Одновременно с введение наблюдения утверждается временный арбитражный управляющий с указанием его вознаграждения и источника этого вознаграждения.

Наблюдение – это первая из возможных процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, предусмотренных статьей 51 Закона, т.е. не более чем через 7 месяцев с даты поступления в суд заявления о признании должника банкротом. В определении о введении процедуры наблюдения должна быть указана дата заседания суда, на котором вопрос о банкротстве будет решаться по существу, а тем самым определен и срок наблюдения – 3, 5, 6 месяцев, но не более 7.

Каковы юридические последствия введения наблюдения?

С даты вынесения судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:

- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом порядка предъявления требований к должнику;

- по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом;

- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда.

Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;

-запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная Законом очередность удовлетворения требований кредиторов.

В целях обеспечения наступления перечисленных последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, а также в уполномоченные органы.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями с некоторыми ограничениями. В частности, сделки, связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, с учреждением доверительного управления имуществом должника, а также сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения, - органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом.

Кроме того, органы управления должника не вправе принимать решения:

о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

о создании филиалов и представительств;

о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;

об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово - промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

о заключении договоров простого товарищества.

Временный управляющий обладает существенными правами, в частности он вправе:

предъявлять в суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных статьями 63 и 64 настоящего Федерального закона;

заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

принимать участие в судебных заседаниях суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;

обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, даже не предусмотренные Законом;

обращаться в суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;

получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.

Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

Кроме предоставления прав временному управляющему, Закон налагает на него и обязанности:

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

проводить анализ финансового состояния должника;

выявлять и уведомлять кредиторов должника;

вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее чем за пять дней до установленной даты заседания суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением необходимых документов.

Кроме того, временный управляющий обязан в трехдневный срок с момента введения наблюдения направить для опубликования сообщение о введении наблюдения - пока в Российскую газету.

Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника, анализа подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

В случае, если в результате анализа финансового состояния должника окажется, что стоимость принадлежащего должнику имущества недостаточна для покрытия судебных расходов, кредиторы вправе принять решение о введении внешнего управления только при определении источников покрытия судебных расходов.

В случае, если кредиторами не определен источник покрытия судебных расходов или за счет определенного ими источника оказалось невозможным их покрытие, проголосовавшие за решение о введении внешнего управления кредиторы несут солидарную обязанность по покрытию указанных расходов.

Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Такие требования направляются в суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.

Эти требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения суда. Требования кредиторов, предъявленные по истечении предусмотренного срока для предъявления требований, подлежат рассмотрению судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.

При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.

Требования кредиторов, по которым поступили возражения, рассматриваются в заседании суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении суда о включении требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.

Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам такого рассмотрения суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле.

Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения.

К компетенции первого собрания кредиторов относится принятие решения об обращении с ходатайством в суд о дальнейшей (после наблюдения) судьбе должника, т.е. о том, какая процедура целесообразна: финансовое оздоровление, внешнее управление или конкурсное производство, либо мировое соглашение. На первом же собрании избирается комитет кредиторов, определяется желаемая фигура арбитражного управляющего на следующую процедуру банкротства.

Наблюдение прекращается с даты введения финансового оздоровления, или внешнего управления, или признания судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, или утверждения мирового соглашения, т.е. с введением новой процедуры банкротства.

 







Date: 2015-09-22; view: 292; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.036 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию