Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос о системе просодем





Самые первые коммуникативные смыслы усваиваются ребенком из звучания человеческого голоса: усиление или ос­лабление голоса, крик, напев колыбельной песни, жесткость или мягкость тембра, повышение или понижение тона, темп речи. Эти и другие особенности так называемой голосовой мимики относят к суперсегментным звуковым единицам. Они не существуют отдельно от звуков речи (сегментов), а как бы накладываются на них. Отдельные суперсегментные единицы называют просодемами, а взятые в целом, они объединяются термином просодия.

Голосовая мимика первична, она есть и в выкриках жи­вотных. Речевая артикуляция появляется позже. Просодия, по данным экспериментов, опирается на слог как минимальную единицу порождения и восприятия звукового потока. Все воз­можности просодии используются в устной речи как сигналы состояний говорящего и различители некоторых его коммуни­кативных намерений. Вопрос состоит в том, есть ли в системе языка некоторые образы просодем, благодаря которым произ­водятся и правильно опознаются, например, различия вопро­сительного и утвердительного предложений, спокойного и укоризненного высказываний (Ты читаешь эту книгу долго. Ты читаешь эту книгу долго? Ты читаешь эту книгу долго!).

В связной устной речи из отдельных просодем складыва­ется интонация — воспринимаемая на слух структура тоновых, силовых, темповых и спектральных изменений, расчлененная паузами и ударениями. С помощью разных интонаций (инто-нем) передаются многие коммуникативные смыслы сообще­ний: законченность /незаконченность, вопрос и побуждение,


Моделирование фонетической подсистемы языка 231

информация и экспрессия и ряд других. Различаются интона- ционные рисунки лекции и ораторского выступления, спор- тивного репортажа и сказки и т. д. Выявление и описание ин- тонем началось сравнительно недавно. Например, интонемы русского языка — семь основных типов интонационных кон­струкций — впервые выявлены и описаны профессором МГУ Еленой Андреевной Брызгуновой.

Коммуникативное изучение интонем пока не получило широкого признания. Многие ученые считают интонацию фак- том внелингвистическим или лингвистическим, но несистем­ным, не имеющим своих знаковых единиц, не входящим в сис­тему других языковых явлений и т. п. Между тем отрицать существование интонем невозможно. Без овладения ими нель­зя ни правильно передавать коммуникативные намерения, ни правильно их понимать. Нет сомнения, что в звуковой волне люди опознают некоторые типовые рисунки, которые запоми­наются, хранятся в памяти. Образы этих интонационных ри­сунков и позволяют воспроизводить их в своей речи и узнавать в речи собеседника. Обучение интонемам иностранного язы­ка— особая и непростая задача. Она тем более сложна, что для многих языков интонемы не изучены и не описаны. Зачас­тую интонемы осваиваются путем простого подражания, что далеко не всегда возможно и эффективно.

Вполне очевидна сигнальная функция интонем, а в ряде случаев, возможно, интонемы имеют и знаковую функцию. Вне звуков и слогов интонемы не существуют, их можно изо­бразить на наборе бессмысленных слоговых последовательно­стей (например, та-та-та-та), можно пропеть. Специалисты по­лагают, что интонемы хранятся в правом полушарии подобно мелодиям без слов. Полное выявление интонем, их функций, их системных связей — дело будущего.

Очевидно, система средств плана выражения системы языка более сложна, чем мы это сейчас представляем.


Литература

КретовА. А., Попова 3. Д. Слоговая природа русской фонемы // Фило­логические записки. Вып.7. Воронеж, 1996, с.98-118.

Николаева Т. М. Теории происхождения языка и его эволюции — новое направление в современном языкознании // Вопросы языкознания. 1996, №2, с.79-89.

Новое в лингвистике. Вып. 2. М., 1962.

Панов М. В. Русская фонетика. М., 1967.

Трубецкой H'. С. Основы фонологии. М., 1960.


Тема 9







Date: 2015-09-22; view: 675; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию