Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос о системе просодем
Самые первые коммуникативные смыслы усваиваются ребенком из звучания человеческого голоса: усиление или ослабление голоса, крик, напев колыбельной песни, жесткость или мягкость тембра, повышение или понижение тона, темп речи. Эти и другие особенности так называемой голосовой мимики относят к суперсегментным звуковым единицам. Они не существуют отдельно от звуков речи (сегментов), а как бы накладываются на них. Отдельные суперсегментные единицы называют просодемами, а взятые в целом, они объединяются термином просодия. Голосовая мимика первична, она есть и в выкриках животных. Речевая артикуляция появляется позже. Просодия, по данным экспериментов, опирается на слог как минимальную единицу порождения и восприятия звукового потока. Все возможности просодии используются в устной речи как сигналы состояний говорящего и различители некоторых его коммуникативных намерений. Вопрос состоит в том, есть ли в системе языка некоторые образы просодем, благодаря которым производятся и правильно опознаются, например, различия вопросительного и утвердительного предложений, спокойного и укоризненного высказываний (Ты читаешь эту книгу долго. Ты читаешь эту книгу долго? Ты читаешь эту книгу долго!). В связной устной речи из отдельных просодем складывается интонация — воспринимаемая на слух структура тоновых, силовых, темповых и спектральных изменений, расчлененная паузами и ударениями. С помощью разных интонаций (инто-нем) передаются многие коммуникативные смыслы сообщений: законченность /незаконченность, вопрос и побуждение, Моделирование фонетической подсистемы языка 231 информация и экспрессия и ряд других. Различаются интона- ционные рисунки лекции и ораторского выступления, спор- тивного репортажа и сказки и т. д. Выявление и описание ин- тонем началось сравнительно недавно. Например, интонемы русского языка — семь основных типов интонационных конструкций — впервые выявлены и описаны профессором МГУ Еленой Андреевной Брызгуновой. Коммуникативное изучение интонем пока не получило широкого признания. Многие ученые считают интонацию фак- том внелингвистическим или лингвистическим, но несистемным, не имеющим своих знаковых единиц, не входящим в систему других языковых явлений и т. п. Между тем отрицать существование интонем невозможно. Без овладения ими нельзя ни правильно передавать коммуникативные намерения, ни правильно их понимать. Нет сомнения, что в звуковой волне люди опознают некоторые типовые рисунки, которые запоминаются, хранятся в памяти. Образы этих интонационных рисунков и позволяют воспроизводить их в своей речи и узнавать в речи собеседника. Обучение интонемам иностранного языка— особая и непростая задача. Она тем более сложна, что для многих языков интонемы не изучены и не описаны. Зачастую интонемы осваиваются путем простого подражания, что далеко не всегда возможно и эффективно. Вполне очевидна сигнальная функция интонем, а в ряде случаев, возможно, интонемы имеют и знаковую функцию. Вне звуков и слогов интонемы не существуют, их можно изобразить на наборе бессмысленных слоговых последовательностей (например, та-та-та-та), можно пропеть. Специалисты полагают, что интонемы хранятся в правом полушарии подобно мелодиям без слов. Полное выявление интонем, их функций, их системных связей — дело будущего. Очевидно, система средств плана выражения системы языка более сложна, чем мы это сейчас представляем. Литература КретовА. А., Попова 3. Д. Слоговая природа русской фонемы // Филологические записки. Вып.7. Воронеж, 1996, с.98-118. Николаева Т. М. Теории происхождения языка и его эволюции — новое направление в современном языкознании // Вопросы языкознания. 1996, №2, с.79-89. Новое в лингвистике. Вып. 2. М., 1962. Панов М. В. Русская фонетика. М., 1967. Трубецкой H'. С. Основы фонологии. М., 1960. Тема 9 Date: 2015-09-22; view: 675; Нарушение авторских прав |