Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Условия возникновения и механизм функционирования рынка
В товарном хозяйстве купля-продажа разнообразных товаров осуществляется на различных рынках. Рынок – это сложное и многоаспектное понятие, он представляет собой не просто место купли-продажи товаров и заключения торговых сделок, а определённую систему отношений между продавцами и покупателями. Современный уровень развития компьютерных технологий приводит к тому, что покупатель и продавец могут вообще никогда не встретиться друг с другом, но при этом они могут осуществить множество сделок. Рынок (market) – это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. Структура рынка – это специфические черты рынка, к которым можно отнести: число и размеры действующих на нём фирм, доступность рыночной информации, степень сходства либо различия товаров разных предприятий, условия вхождения в отрасль. Структура рынка (его внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка как сложного целого с системой взаимосвязей и соподчинения) чрезвычайно многообразна. По виду товара выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, недвижимости, средств производства, потребительских товаров и услуг, информационных и интеллектуальных продуктов, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда и т.д. По территориальному признаку различают рынки местные, региональные, национальные, мировой. По характеру заключаемых сделок рынки подразделяются на оптовые, мелкооптовые и розничные. По уровню регулируемости - на регулируемые и нерегулируемые (свободные). По степени влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции. По состоянию конъюнктуры выделяют рынки с высокой и низкой конъюнктурой. Конъюнктура рынка – это ситуация, характеризуемая соотношением уровней спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления. Конъюнктура рынка считается высокой, когда спрос превышает предложение, и низкой, когда предложение превышает спрос. Поэтому по состоянию конъюнктуры выделяют: рынок продавца, существующий в условиях высокой конъюнктуры, и рынок покупателя, существующий в условиях низкой конъюнктуры. В первом случае свои условия диктует продавец, т. к. товара мало, а все хотят его купить. Во втором случае условия диктует покупатель, т. к. товара много, а покупателей мало. Для обеспечения нормального функционирования рынка необходимо выполнение ряда условий. 1. Общественное разделение труда и специализация. Экономическое развитие общества исторически сопровождалось отделением земледелия от скотоводства, отделением ремесла от сельского хозяйства, выделением посредника-купца, отделением от производства торгового капитала, выделением в отдельную сферу НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Помимо этого различают профессиональное, межфирменное и внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное и международное разделение труда, а также подетальное и поузловое разделение труда. Базирующаяся на разделении труда ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов и их элементов называется специализацией. Специализация позволяет производить продукцию при относительно меньших альтернативных издержках, что даёт ощутимые конкурентные преимущества на рынке. 2. Экономическая обособленность участников обмена. Экономическая обособленность производителя обеспечивается при наличии такой технологии, которая даёт ему возможность самостоятельно производить продукт, на котором он специализируется. 2. Наличие и реализация многообразных форм собственности (частной, государственной, муниципальной, кооперативной и т.д.).Различные формы собственности позволяют создавать самые разнообразные товары и услуги, удовлетворяющие потребности людей, стимулируют развитие технологий, расширение ассортимента, повышение качества товаров, снижение производственных издержек, элиминируют возможность появления дефицита, обеспечивают возможность выбора и адекватность применения физических и духовных потребностей человека. 3. Приемлемый уровень трансакционных издержек. В рыночном хозяйстве должен складываться такой уровень трансакционных издержек, который позволяет осуществлять экономическую деятельность. Издержки трансакционные – операционные издержки сверх основных затрат на производство и обращение; косвенные, сопряжённые затраты, связанные с организацией дела, получением информации, велением переговоров, поиском поставщиков, заключением и оформлением контрактов, лицензий, обеспечением получения прав, юридической защиты, преодолением барьеров входа на рынок. Если размер этих издержек поглощает или перекрывает прибыль, которую получил бы предприниматель даже при самом эффективном использовании ресурсов (или от использования наилучших технологий), то у него нет стимулов осуществлять производство. 4. Свобода предпринимателей и потребителей. Производители и потребители, продавцы и покупатели должны обладать экономической свободой, которая заключается в возможности самостоятельно принимать решения. Свободный обмен позволяет формироваться свободным ценам, которые ориентируют производителей, инвесторов на наиболее эффективные направления их деятельности. В то же время потребитель свободен в своём потребительском выборе. Выбирая необходимые ему товары, он руководствуется только своим восприятием их ценности, полезности. 5. Наличие рыночной инфраструктуры как совокупности хозяйственных форм, обеспечивающих движение товарных, денежных, финансовых и информационных потоков. Рыночная инфраструктура – это система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных фирм и т.д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Рынок товаров и услуг, а также рынок факторов производства, с помощью которых производятся товары и услуги, требуют создания и функционирования товарных бирж, организаций оптовой и розничной торговли и маркетинговых служб. Финансовый рынок, на котором происходят операции с деньгами и ценными бумагами, осуществляется перераспределение денежного капитала между заёмщиками и кредиторами, предполагает функционирование фондовых, валютных бирж, банков, инвестиционных фондов и т.д. Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом. Однако все независимо принимаемые решения координирует рыночный механизм. Рыночный механизм – это совокупность инструментов регулирования рыночных процессов и отношений, включающий спрос, предложение, цены, налоги, конкуренцию. Рыночный механизм через цены сигнализирует потребителям и производителям о сложившейся ситуации. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения, т.е. цены выступают в качестве организующей силы рынка. Регулирующей и контролирующей силой в рыночном механизме выступает конкуренция. Она обеспечивает более полное и эффективное распределение ресурсов, которые устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные предприятия лишаются возможности получать ограниченные ресурсы. Рынок выполняет ряд функций, основными среди которых являются[6]: 1. ценообразующая – под воздействием спроса и предложения на рынке формируется цена на товар или услугу; 2. распределительная – рыночный механизм направляет экономические ресурсы на производство необходимой потребителям продукции; 3. координирующая – рыночный механизм обеспечивает сбалансированность производства и потребления, установление основных пропорций в хозяйстве за счёт сужения или расширения спроса; 4. стимулирующая – рынок способствует совершенствованию технологий, внедрению передовой техники и прогрессивных методов управления, снижению издержек, расширению и обновлению ассортимента выпускаемой продукции, повышению качества товаров и услуг; 5. санирующая – рыночный механизм освобождает экономику от наименее эффективных предприятий с высоким уровнем издержек, производящих ненужную обществу (потребителям) продукцию. Как и любая форма хозяйствования, рынок имеет свои преимущества и недостатки[7]. К преимуществам рынка можно отнести: · эффективное распределение ресурсов (рынок направляет ресурсы на производство нужных обществу товаров и услуг); · успешное функционирование при наличии ограниченной информации (часто предпринимателям достаточно иметь информацию о ценах и издержках для принятия экономических решений); · высокая устойчивость благодаря гибкости и высокой адаптивности к изменяющимся условиям (например, когда резко возросли объёмы используемой информации при производстве товаров и услуг, рынок ответил масштабным внедрением компьютерных технологий); · оптимальное использование результатов НТР (стремясь получить максимально высокую прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывают новые товары, используя передовые технологии); · свобода выбора и действий потребителей и производителей, независимых в принятии своих решений, в реализации собственного творческого потенциала (ограничения вводятся только законом, предусматривающим, например, лицензирование отдельных видов деятельности); · способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, улучшению потребительских свойств продукции, более быстрому изменению ассортимента товаров с учётом запросов потребителей. Но рынок имеет и недостатки (ограничения), которые проявляются в том, что он: · не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов – участники рыночных отношений не имеют побудительных экономических причин заботиться о сохранении недр, лесов, видового разнообразия животного и растительного мира и т.п.; · не обеспечивает защиту окружающей среды (только законодательные акты, налагающие высокие штрафы могут побудить предпринимателей вкладывать средства в создание экологически чистых производств); · не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (например, рыбных богатств океана); · не создаёт стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.п.); · не обеспечивает проведение фундаментальных исследований в науке (даже в развитых странах, как правило, расходы на финансирование науки берёт на себя государство); · порождает масштабную дифференциацию в доходах, расслоение общества по уровню достатка и благосостояния; · не гарантирует гражданам права на труд, не обеспечивает перераспределения доходов с целью поддержки социально необеспеченных слоёв населения; · подвержен нестабильному развитию, которое сопровождается безработицей и инфляционными процессами. Решение проблем, порождаемых несовершенством рыночного механизма, возлагает на себя государство, проводя государственную политику макроэкономического регулирования. Date: 2015-09-22; view: 622; Нарушение авторских прав |