Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия возникновения и механизм функционирования рынка





В товарном хозяйстве купля-продажа разнообразных товаров осуществляется на различных рынках. Рынок – это сложное и многоаспектное понятие, он представляет собой не просто место купли-продажи товаров и заключения торговых сделок, а определённую систему отношений между продавцами и покупателями. Современный уровень развития компьютерных технологий приводит к тому, что покупатель и продавец могут вообще никогда не встретиться друг с другом, но при этом они могут осуществить множество сделок. Рынок (market) – это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена.

Структура рынка – это специфические черты рынка, к которым можно отнести: число и размеры действующих на нём фирм, доступность рыночной информации, степень сходства либо различия товаров разных предприятий, условия вхождения в отрасль. Структура рынка (его внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка как сложного целого с системой взаимосвязей и соподчинения) чрезвычайно многообразна. По виду товара выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, недвижимости, средств производства, потребительских товаров и услуг, информационных и интеллектуальных продуктов, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда и т.д. По территориальному признаку различают рынки местные, региональные, национальные, мировой. По характеру заключаемых сделок рынки подразделяются на оптовые, мелкооптовые и розничные. По уровню регулируемости - на регулируемые и нерегулируемые (свободные). По степени влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции. По состоянию конъюнктуры выделяют рынки с высокой и низкой конъюнктурой.

Конъюнктура рынка – это ситуация, характеризуемая соотношением уровней спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления. Конъюнктура рынка считается высокой, когда спрос превышает предложение, и низкой, когда предложение превышает спрос. Поэтому по состоянию конъюнктуры выделяют: рынок продавца, существующий в условиях высокой конъюнктуры, и рынок покупателя, существующий в условиях низкой конъюнктуры. В первом случае свои условия диктует продавец, т. к. товара мало, а все хотят его купить. Во втором случае условия диктует покупатель, т. к. товара много, а покупателей мало.

Для обеспечения нормального функционирования рынка необходимо выполнение ряда условий.

1. Общественное разделение труда и специализация. Экономическое развитие общества исторически сопровождалось отделением земледелия от скотоводства, отделением ремесла от сельского хозяйства, выделением посредника-купца, отделением от производства торгового капитала, выделением в отдельную сферу НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Помимо этого различают профессиональное, межфирменное и внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное и международное разделение труда, а также подетальное и поузловое разделение труда. Базирующаяся на разделении труда ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов и их элементов называется специализацией. Специализация позволяет производить продукцию при относительно меньших альтернативных издержках, что даёт ощутимые конкурентные преимущества на рынке.

2. Экономическая обособленность участников обмена. Экономиче­ская обособленность производителя обеспечивается при наличии та­кой технологии, которая даёт ему возможность самостоятельно про­изводить продукт, на котором он специализируется.

2. Наличие и реализация многообразных форм собственности (частной, государственной, муниципальной, кооперативной и т.д.).Различные формы собственности позволяют создавать самые разнообразные товары и услуги, удовлетворяющие потребности людей, стимулируют развитие технологий, расширение ассортимента, повышение качества товаров, снижение производственных издержек, элиминируют воз­можность появления дефицита, обеспечивают возможность выбора и адекватность применения физических и духовных потребностей человека.

3. Приемлемый уровень трансакционных издержек. В рыночном хозяйстве должен складываться такой уровень трансакционных издержек, который позволяет осуществлять экономическую деятельность. Издержки трансакционные – операционные издержки сверх основных затрат на производство и обращение; косвенные, сопряжённые затраты, связанные с организацией дела, получением информации, велением переговоров, поиском поставщиков, заключением и оформлением контрактов, лицензий, обеспечением получения прав, юридической защиты, преодолением барьеров входа на рынок. Если размер этих издержек поглощает или перекрывает прибыль, которую получил бы предприниматель даже при самом эффективном использова­нии ресурсов (или от использования наилучших технологий), то у него нет стимулов осуществлять производство.


4. Свобода предпринимателей и потребителей. Производители и потребители, продавцы и покупатели должны обладать экономиче­ской свободой, которая заключается в возможности самостоятельно принимать решения. Свободный обмен позволяет формироваться свободным ценам, которые ориентируют производителей, инвесторов на наиболее эффективные направления их деятельности. В то же время потребитель свободен в своём потребительском выборе. Выбирая необходимые ему товары, он руководствуется только своим восприятием их ценности, полезности.

5. Наличие рыночной инфраструктуры как совокупности хозяйственных форм, обеспечивающих движение товарных, денежных, финансовых и информационных потоков. Рыночная инфраструктура – это система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных фирм и т.д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.

Рынок товаров и услуг, а также рынок факторов производства, с помощью которых производятся товары и услуги, требуют создания и функционирования товарных бирж, организаций оптовой и розничной торговли и маркетинговых служб. Финансовый рынок, на котором происходят операции с деньгами и ценными бумагами, осуществляется перераспределение денежного капитала между заёмщиками и кредиторами, предполагает функционирование фондовых, валютных бирж, банков, инвестиционных фондов и т.д.

Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом. Однако все независимо принимаемые решения координирует рыночный механизм. Рыночный механизм – это совокупность инструментов регулирования рыночных процессов и отношений, включающий спрос, предложение, цены, налоги, конкуренцию. Рыночный механизм через цены сигнализирует потребителям и производителям о сложившейся ситуации. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения, т.е. цены выступают в качестве организующей силы рынка. Регулирующей и контролирующей силой в рыночном механизме выступает конкуренция. Она обеспечивает более полное и эффективное распределение ресурсов, которые устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные предприятия лишаются возможности получать ограниченные ресурсы.

Рынок выполняет ряд функций, основными среди которых являются[6]:

1. ценообразующая – под воздействием спроса и предложения на рынке формируется цена на товар или услугу;

2. распределительная – рыночный механизм направляет экономические ресурсы на производство необходимой потребителям продукции;

3. координирующая – рыночный механизм обеспечивает сбалансированность производства и потребления, установление основных пропорций в хозяйстве за счёт сужения или расширения спроса;


4. стимулирующая – рынок способствует совершенствованию технологий, внедрению передовой техники и прогрессивных методов управления, снижению издержек, расширению и обновлению ассортимента выпускаемой продукции, повышению качества товаров и услуг;

5. санирующая – рыночный механизм освобождает экономику от наименее эффективных предприятий с высоким уровнем издержек, производящих ненужную обществу (потребителям) продукцию.

Как и любая форма хозяйствования, рынок имеет свои преимущества и недостатки[7]. К преимуществам рынка можно отнести:

· эффективное распределение ресурсов (рынок направляет ресурсы на производство нужных обществу товаров и услуг);

· успешное функционирование при наличии ограниченной информации (часто предпринимателям достаточно иметь информацию о ценах и издержках для принятия экономических решений);

· высокая устойчивость благодаря гибкости и высокой адаптивности к изменяющимся условиям (например, когда резко возросли объёмы используемой информации при производстве товаров и услуг, рынок ответил масштабным внедрением компьютерных технологий);

· оптимальное использование результатов НТР (стремясь получить максимально высокую прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывают новые товары, используя передовые технологии);

· свобода выбора и действий потребителей и производителей, независимых в принятии своих решений, в реализации собственного творческого потенциала (ограничения вводятся только законом, предусматривающим, например, лицензирование отдельных видов деятельности);

· способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, улучшению потребительских свойств продукции, более быстрому изменению ассортимента товаров с учётом запросов потребителей.

Но рынок имеет и недостатки (ограничения), которые проявляются в том, что он:

· не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов – участники рыночных отношений не имеют побудительных экономических причин заботиться о сохранении недр, лесов, видового разнообразия животного и растительного мира и т.п.;

· не обеспечивает защиту окружающей среды (только законодательные акты, налагающие высокие штрафы могут побудить предпринимателей вкладывать средства в создание экологически чистых производств);

· не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (например, рыбных богатств океана);

· не создаёт стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.п.);

· не обеспечивает проведение фундаментальных исследований в науке (даже в развитых странах, как правило, расходы на финансирование науки берёт на себя государство);

· порождает масштабную дифференциацию в доходах, расслоение общества по уровню достатка и благосостояния;

· не гарантирует гражданам права на труд, не обеспечивает перераспределения доходов с целью поддержки социально необеспеченных слоёв населения;

· подвержен нестабильному развитию, которое сопровождается безработицей и инфляционными процессами.

Решение проблем, порождаемых несовершенством рыночного механизма, возлагает на себя государство, проводя государственную политику макроэкономического регулирования.







Date: 2015-09-22; view: 622; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию