Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология политических конфликтов





 

Определение управляющих течением конфликтов технологий непосред­ственно зависит от определения их типа. В самом общем виде в политической науке принято классифици­ровать конфликты следующим образом.

С точки зрения зон и областей их проявления выделяются внешне- и внутриполитические конфликты, которые, в свою очередь, подраз­деляются на целый спектр разнообразных кризисов и противоречий. Так, среди международных конфликтов могут выделяться кризисы типа «балансирования на грани войны» (Д. Даллес), отражающие выдви­жение одним государством требований и притязаний к другому в на­дежде, что противник скорее уступит, чем будет бороться; «оправда­ния враждебности» (Р. Лебоу), характеризующие провокационную де­ятельность государства против потенциального противника с тем, чтобы использовать сложившуюся ситуацию для выдвижения ему не­приемлемых требований (так, к примеру, действовал Гитлер, инсце­нировав нападение на радиостанцию в Гляйвице для оправдания раз­вязывания войны против Польши) и т.д. Внутриполитические конф­ликты также подразделяются на кризисы и противоречия, раскрывающие взаимодействие между различными субъектами влас­ти (правящей и оппозиционной элитами, конкурирующими партия­ми и группами интересов, центральной и местной властью и т.д.), отражающие характер политических процессов, по которым разгора­ется спор групп и индивидов (в сфере государственного управления или массового участия граждан в политике) и т.д.

По степени и характеру нормативной регуляции конфликты разде­ляются на (целиком или частично) институциализированные и неинституализированные (Л. Козер), характеризующие способность или не­способность людей (институтов) подчиняться действующим прави­лам политической игры.

Классификация конфликтов проводится и по их качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политических процессов и т.п. Среди кон­фликтов данного типа можно выделить «глубоко» и «неглубоко укоре­ненные» (в сознании людей) конфликты (Дж. Бертон); конфликты «с нулевой суммой» (когда позиции сторон противоположны, и потому победа одной из них оборачивается поражением другой) и конфлик­ты «с ненулевой суммой» (в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия – П. Шаран); «конфликты с отрица­тельной суммой» (в которых все участники оказываются в проигры­ше); антагонистические и неантагонистические конфликты (К. Маркс), разрешение которых связывается с уничтожением одной из противо­борствующих сторон или соответственно сохранением противоборствующих субъектов, и т.д.

По степени интенсивности принято выделять эскалированные кон­фликты (выраженные, например, в столкновениях сторон с приме­нением вооруженной силы) и конфликты низкой интенсивности (ха­рактеризующиеся затяжным и менее ярко выраженным уровнем про­тивостояния сторон, исключающим возможность и стремление «играть на выигрыш» и вообще применять формы прямого воздействия на соперника).

С точки зрения публичности конкуренции сторон имеет смысл говорить об открытых (выраженных в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих субъектов) и закрытых (ла­тентных) конфликтах, в которых доминируют теневые способы оспа­ривания субъектами своих властных полномочий. Первый тип подоб­ных конфликтов хорошо различим в разнообразных формах массового участия граждан в политической жизни (например, в форме манифе­стаций, забастовок, участия в выборах и т.д.), второй более характе­рен для скрытых от глаз обывателя процессов принятия решений (в частности, взаимодействий внутри правящей элиты, отношений между различными ветвями власти).

По временным (темпоральным) характеристикам конкурентного взаимодействия сторон разделяются долговременные и кратковремен­ные конфликты. Так, процессы возникновения и разрешения отдель­ных конфликтов в политической жизни могут завершиться в течение предельно короткого времени (например, отставка министра в связи с публикацией сведений о его предосудительных действиях), но мо­гут протекать на протяжении жизни целых поколений (противоборство диссидентов с коммунистическими режимами в странах Восточной Европы и СССР, военно-политические конфликты между Израилем и рядом арабских государств и т.д.).

Принимая во внимание строение и организацию режима правления, как правило, выделяют конфликты вертикальные (характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти: это конфликты между центральными и местными элитами, органами федерального и местного самоуправления и т.д.) и горизон­тальные (т.е. между субъектами и носителями власти: внутри правя­щей элиты, между неправящими партиями, членами одной полити­ческой ассоциации и т.д.).

Конфликты любого из указанных типов, обладая теми или иными свойствами и характеристиками, способны играть разнообразные роли в конкретных политических процессах, стимулируя отношения со­ревновательности и сотрудничества, противодействия и согласования, примирения и непримиримости.

 







Date: 2015-09-22; view: 413; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию