Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политическая элита, ее сущность и типология
Элита появляется с делением общества на классы. О значении и роли элиты говорили еще античные мыслители. Так, еще Гераклит противопоставлял невежественной «толпе» другой социальный полюс – «мужей-философов», «мудрых», «лучших людей», подразумевая под ними не просто родовую знать, аристократию; речь идет об аристократии знаний. Это уже потом в советские времена посчитали, что с государственными делами может справиться и кухарка. («И того не знает дура, полоскаючи белье, что в России диктатура, и не чья-нибудь – ее», иронично замечал по этому поводу поэт Я. Смеляков). Не обошел этот вопрос и Макиавелли, который делил элиту на «львов», сторонников неприкрытых насильственных методов, и «лис», предпочитающих гибкие методы руководства. Но наиболее полно проблемой элиты занялись уже в ХХ веке итальянские социологи В. Парето, Г. Моска и немецкий политолог Р. Михельс. В политологии выделяют несколько подходов к разработке теории элит. Макиавеллистский подход связан с уже названными именами Парето, Моска, Михельса. И поскольку этот подход разработан наиболее обстоятельно, остановимся на нем подробнее. Исходная позиция Парето и Моска: общество делится на господствующее меньшинство и инертную массу. Во всех обществах, начиная с едва приближающихся к цивилизации и кончая современными передовыми и мощными обществами, всегда взаимодействуют два социальных класса – класс, который правит, и класс, которым правят. Первый класс, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть, в то время как другой, более многочисленный, управляется и контролируется первым. Но поскольку управление общественными делами всегда находится в руках меньшинства влиятельных людей, с которыми сознательно или бессознательно считается большинство, Моска ставит под сомнение сам термин демократия. Считая демократию камуфляжем власти меньшинства, Моска называет ее плутократией. Легитимацию этой власти меньшинства он объясняет организованностью. А потому власть организованного меньшинства над неорганизованным большинством неизбежна. И любые революции, по ироничному замечанию Б. Шоу, только позволяет переложить бревно тирании с одного плеча на другое. Элита использует массы для того, чтобы пробить брешь в ветхом заборе прежней власти. По его мнению, новая элита загоняет массы в «стойла» и нередко экономический и политический гнет становится еще более жестким и изощренным. Неизбежность деления общества на элиту и массу Парето выводил из неравенства индивидуальных способностей людей, проявляющихся во всех сферах социальной жизни. В иерархическом делении людей по разным показателям (авторитет, умение, образование, богатство)последний оказывается главным, «осевым». Поэтому, индивиды обладающие богатством образуют «высшую страту общества, элиту». Анализируя процесс образования элиты в историческом ракурсе, Моска приходит к выводу, что на смену военной доблести по мере развития цивилизации приходит богатство. И действительно, когда борьба с бронированным кулаком запрещена, в то время как борьба фунтов и пенсов разрешена, лучшие посты неизменно достаются тем, кто лучше обеспечен денежными средствами. По мнению Моски, связь тут двусторонняя: богатство создает политическую власть точно так же, как политическая власть создает богатство. Меньшинство управляет большинством, прибегая к силе и хитрости, причем оно стремится легитимизировать свою власть, внушая управляемым, что она выражает интересы общества, что долг массы – подчиняться элите, признавать ее законное и естественное право на богатство. В рамках этого подхода Парето разработал концепцию циркуляции элит, объясняя таким образом динамику общества. Поскольку социальная система стремится к равновесию, процесс колебания системы образует социальный цикл, течение которого зависит от циркуляции элит. Исходя из мысли Макиавелли, он делил элиту на два типа: «львы» и «лисы», последовательно сменяющие друг друга. В условиях стабильности у руля власти обычно «львы». Для них характерен крайний консерватизм, грубые «силовые» методы правления. Второй тип – «лисы», мастера обмана, политических комбинаций, интриг, которые оказываются востребованными при неустойчивом состоянии политической системы, требующей прагматически мыслящих энергичных деятелей, комбинаторов. Потому демократические режимы Парето называл плутодемократическими. Чтобы выразить суть этой концепции, Парето даже использовал математический знак бесконечности, подчеркивая этим непрерывный процесс циркуляции элит. Прекращение этой циркуляции приводит к деградации правящей элиты. Второй подход к исследованию элиты называют ценностным (Х. Ортега-и-Гассет, М. Вебер и др.). Согласно этому подходу элита является результатом прихода к власти людей, обладающих наиболее ценными для общества качествами. Абсолютизация ценностных характеристик ведет к идеализации политических реальностей. Так, иллюзией является представление, что формирование элиты – это естественный отбор наиболее ценной человеческой породы. Мировая практика полна примерами того, что у власти часто находились те, кто отнюдь на обладал особыми интеллектуальными или нравственными качествами. В рамках этого подхода, опираясь на три типа легитимации власти, разработанной Вебером, различают элиту традиционного типа, рационально-легального и харизматического. Вебер был уверен, что в условиях демократии равенство возможно. В этом он видел главную цель, главную идею современной демократии. Третий подход называют леволиберальным и связывают, главным образом, с именем Р. Миллса. Его работа «Властвующая элита» была переведена и издана в Союзе еще в 1952 году, наверно, потому, что написана была на американском материале и весьма критично. Властвующая элита, по определению Миллса, «состоит из людей, занимающих такие позиции, которые дают возможность возвыситься над средой обыкновенных людей и принимать решения, имеющие крупные последствия… Это обусловлено тем, что они командуют важнейшими иерархическими институтами и организациями современного общества… Они занимают в социальной системе стратегические командные пункты, в которых сосредоточены действенные средства, обеспечивающие власть, богатство, известность, которыми они пользуются». В пирамиде распределения власти в США, по мысли Миллса, нижний уровень – это уровень «фактического бесправия». Реальная же власть в руках властвующей элиты (а это высшие государственные чиновники, руководители корпораций, ведомств и др.). Элита бывает политическая, финансовая, промышленная. И по мнению Миллса, правящая элита и политическая – это далеко не одно и то же. Политическая элита – только часть правящей, которая представлена различными группировками, причем интересы их не всегда совпадают. Например, интересы военно-промышленной элиты и той, что связана с гражданским производством. Элита при любой смене хозяев на политическом Олимпе тем не менее на дно не идет, а перетекает, как пишет Миллс, из одной иерархической структуры в другую. Вообще, это своего рода непотопляемый броненосец. Особенно хорошо это было видно на примере советской партийной номенклатуры. Попавшие в номенклатурную обойму из нее уже практически (за очень редким исключением) не выпадали. Развивая концепцию элиты, Р. Михельс сформулировал «железный закон олигархии». Суть его заключается в следующем. Демократия, чтобы сохранить себя и достичь определенной стабильности, вынуждена создавать организацию, а это связано с выделением элит – активного меньшинства. Большинство членов организации вынужденно подчиняться этому меньшинству, которое все больше отчуждается от массы, и заботиться о собственном благополучии (отсюда и перерождение демократии в олигархию). Так что же такое элита? Несмотря на то, что в зависимости от различных школ в политологии существуют разные подходы в определении категории «элита», тем не менее можно сказать, что данным понятием обозначается группа людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в политической и иных сферах деятельности. Большинство авторов сходится на том, что элита – это более или менее сплоченная группа, которая а) обладает определенными социальными, политическими и духовными качествами, б) признает себя привилегированным слоем, в) сохраняется при смене власти. Политическая же элита – это определенная группа, слой общества, который концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты в управлении обществом. Политическая элита современных государств представлена президентами, монархами, вице-президентами, премьер-министрами, министрами, руководителями законодательных и исполнительных органов, депутатами, губернаторами штатов (или других субъектов федерации), главами властных структур в автономиях, краях, областях, высшим дипломатическим корпусом. Следует заметить, что в состав элит входят не только лица и группы непосредственно участвующие в управление, но и руководители средств массовой информации и даже члены семей влиятельных лиц, хотя они вроде бы непосредственно не участвуют в принятии решений и реализации политики. В состав политической элиты входят также те представители правящего класса, которые формально не связаны с политикой, но оказывают закулисное влияние на принятие политических решений, это так называемые «серые кардиналы». Типология элиты может строится по различным основаниям. По стилю управления различают элиту: демократическую, авторитарную и тоталитарную. Различают также элиту по типу влияния: групповую, профессиональную и др.; по участию в принятии политических решений элиту делят на правящую и оппозиционную (контрэлиту). По выполняемым функциям и принципам отбора различают: - «элиту крови», или аристократию (как правило, в традиционных политических системах); - «элиту богатства», или плутократию (в индустриальном обществе в условиях господства финансового капитала); ее еще называют элитой денежного мешка; - «элиту знаний» и компетентности, или меритократию (преимущественно в постиндустриальном, информационном обществе).
Date: 2015-09-22; view: 503; Нарушение авторских прав |