Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы социал-демократии
- всеобщие выборы, предоставляющие возможность смены власти ненасильственными средствами; - политический плюрализм и право на оппозицию; - независимая судебная система, основанная на принципе верховенства закона; - право на частную жизнь; - гарантия прав и свобод личности и национальных меньшинств; - все формы собственности равноправны (государственная, кооперативная, частная) в условиях рыночных отношений, однако признается и планирование, а государство регулирует рынок в интересах людей и не допускает доминирования большого бизнеса; - экономическая деятельность отличается социальной направленностью и подконтрольна обществу; - высокое качество жизни для всего общества, что означает достойные условия и содержание труда, всеобщее пенсионное обеспечение, доступное образование, практически бесплатное здравоохранение, бесплатный проезд для детей, контроль за состоянием окружающей среды; - мир и всестороннее сотрудничество государств. В настоящее время наиболее заметные и сильные политические социал-демократические партии существуют в Европе, в таких странах, как Германия, Дания, Испания, Норвегия и, конечно же, Швеция, которая не участвовала в двух мировых войнах, а рабочая партия Швеции с 30-х годов прошлого века находилась у власти более сорока лет. Швеция создала свою модель социализма, которая характеризуется высокоразвитой экономикой смешанного типа, занятостью практически всего трудоспособного населения, сильной системой социального обеспечения, высочайшим уровнем образованности населения. Тема 13. Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире 13.1 Политический процесс: сущность, структура, стадии Политический процесс представляет собой совокупную деятельность всех субъектов политики, посредством которой происходит формирование, развитие и функционирование политической системы общества в определенных временных и пространственных границах. Понятие «политический процесс» охватывает различные формы, способы и направления политической деятельности. В политическом процессе взаимодействуют разнообразные факторы, в результате чего происходят изменения и преобразования в политической сфере. Регулируется он как нормами права (прежде всего конституционного), так и разнообразными писаными и неписаными внеправовыми нормами (уставами и другими документами партий, иных общественных объединений, обычаями, традициями, этико-моральными нормами и др.), а иногда протекает спонтанно, непредсказуемо. Политический процесс отличается относительной самостоятельностью, однако, в конечном счете, он обусловлен экономической структурой, государственным устройством, характером социально-политических отношений в обществе. Структура политического процесса включает субъекты и объекты политики, политические интересы и отношения, средства и методы политической деятельности. Различают четыре фазы протекания политического процесса: 1) конституирование, становление политической системы; 2) функционирование существующей политической системы; 3) развитие политической системы; 4) этап упадка, распада политической системы. Будучи взаимодополняемыми, эти стадии сохраняют присущие каждой из них особенности, выполняют свои собственные предназначения и осуществляются специфическими методами политических действий. В зависимости от объекта проявления политической воли они подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические. С точки зрения характера политического участия различают неангажированный и ангажированный (добровольный или санкционированный) политический процесс. Неангажированные политические процессы предполагают свободное политическое участие граждан в отношениях с государством и другими институтами власти. При ангажированных – преобладают навязанные гражданам формы политических отношений и жестко централизованные методы принятия управленческих решений. Это обусловлено правлением теократических группировок, военных элит, авторитарных лидеров и монархов или существованием единственной партии в стране. С точки зрения публичности осуществления своих функций участниками можно выделить открытый и скрытый (теневой) политические процессы. Открытый политический процесс характеризуется доступностью для общественности различных фаз и этапов принятия политических решений, корректировкой программ, рекрутированием элит и др. Скрытый политический процесс базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти, в роли которых могут выступать запрещенные, нелегализованные и непризнанные обществом структуры. Политические процессы дифференцируются по характеру и методам преобразования власти: революционные и эволюционные. С точки зрения устойчивости взаимоотношений институтов политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политическом процессе. 13.2 Политическая деятельность Политическая деятельность представляет собой совокупность действий больших общественных групп (классов, наций, социальных слоев и т.д.) по реализации своих политических интересов по поводу завоевания, использования и удержания власти. Социальной причиной политических действий являются экономические интересы. Поэтому политическая деятельность людей выступает в качестве производной по отношению к экономической и в то же время обладает значительной самостоятельностью. Политическая деятельность связана с существующим, типом общественных отношений. Эти отношения отражают сотрудничество или борьбу между общественными группами за сохранение или изменение существующего общественного порядка в государстве. Примерами политических действий являются: революции и контрреволюционные выступления, классовые столкновения, мятежи, государственные перевороты, реформы, избирательные кампании, митинги, военные операции и т.д. К политической деятельности относят также официальные визиты государственных делегаций в дружественные страны, дипломатические переговоры, межправительственные переговоры по какой-либо проблеме. По значимости общественных изменений первое место отводится революции, контрреволюции и мятежу. Второй тип политической деятельности по важности составляют реформы, которые не подрывают основы власти правящего класса. Третий основной тип политических действий – это политические перевороты: государственный переворот, путч, военный заговор. К наиболее разрушительной силе по масштабам изменений в общественных отношениях относится революция. Политическую деятельность можно рассматривать через такие характеристики как спонтанность, степень организованности, устойчивость и т.д. Объектом политической деятельности является политическая власть. В состав ее субъектов включены все классы и слои, составляющие социально-классовую структуру общества, нации и народности, а также партии, общественные организации и движения. Говоря об объекте и субъекте политической деятельности, следует отметить, что грани между ними не абсолютны, а относительны. Субъект может одновременно выступать и ее объектом. Примером может служить человек, который подчас превращается также и в средство политики. Важнейшим субъектом политической жизни общества является государство. Оно одновременно выступает субъектом, объектом и средством политической деятельности. Борьба за завоевание и удержание государственной власти в собственных руках чрезвычайно важна для политической практики классов, слоев, наций, партий и других организаций. Здесь государство выступает и субъектом, и средством политической деятельности. Таким образом, политическая деятельность – это индивидуальная или коллективная, спонтанная или организованная деятельность общественных субъектов. Она ведется в рамках существующих отношений власти или вопреки им, регулируется, как правило, правовыми или уставными нормами, в некоторых случаях может принимать форму политической борьбы. 13.3 Политическое поведение и политическое участие Политическое поведение представляет собой совокупность действий и поступков, предпринимаемых субъектом политики по отношению к политической практике. Способы политического поведения весьма разнообразны: это участие социальных субъектов в становлении или противостоянии власти, охватывающее деятельность в формальных или неформальных организациях, массовых движениях; включение в различные элементы политической системы или отстраненность от них; публичная демонстрация взглядов с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы. Политическое поведение имеет место везде, где существуют и развиваются политические отношения и процессы, действуют политические организации и институты. Оно может варьироваться по степени интенсивности в форме проявления – от корректных, культурных, цивилизованных взаимоотношений до демонстрации неприязни и недоброжелательства, словесных оскорблений (т.н. «вербальная агрессия») и даже до применения физической силы (т.н. «физическая агрессия»). Политическое поведение подразделяется на два основных вида: «открытое» (политическое действие) и «закрытое» (политическая иммобильность или политическое бездействие). Политическое поведение можно классифицировать как социально осмысленное (когда процесс социализации личности завершился); ценностно-ориентированное; аффектированное и традиционно обусловленное. Это в значительной степени связано с завершением процесса политической самоидентификации личности и группы. Поведение, как и его конкретное воплощение – действие, может быть прямым, т.е. непосредственно направленным на объект, или косвенным (опосредованным), основанным на делегировании полномочий в разных формах и степени. Политическое участие можно рассматривать как динамичную и массовую форму многообразных взаимоотношений индивидов и организационно-властных структур, образований по поводу политической власти и управления. Оно осуществляется в различных формах, с неодинаковой степенью интенсивности, в разных по масштабy социальных и территориальных образованиях. Активная форма добровольного политического участия включает в себя деятельность депутатов представительных органов власти, функционеров политических партий и общественно-политических организаций, организаторов политических кампаний и акций (выборов, референдумов и т. д.). Пассивная форма добровольного политического участия предполагает только участие в выборах, референдумах, опросах общественного мнения. Принудительное политическое участие характерно для служащих милитаризованных государственных структур, членов политических партий и организаций с жесткой централизацией и дисциплиной. По сфере территориального распространения политическое участие может носить общенациональный, местный и локальный характер. В плане интенсивности и последовательности различают постоянное (членство в партии, работа в политических организациях), эпизодическое, регулярное (участие в выборах) и разовое (участие в референдуме по поводу принятия Конституции) политическое участие. По отношению к действующему законодательству в той или иной стране различают легальное (соответствующее Конституции и законам) и нелегальное (противоречащее закону) политическое участие. Тема 14. Государственная политика и управление в Республике Беларусь 14.1 Государственная политика и управление в Республике Беларусь Государственная политика и государственное управление выступают как специфические системы деятельности субъектов политики, различающиеся способами, процедурами и результатами деятельности. Государство реализует свои внутренние и внешние функции государство реализует через государственную политику и государственную власть, которые представляют собой конституционно-правовой институт. Государственное управление – это целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей. В широком смысле оно представляет собой совокупность всех видов деятельности государства. Возможности государственного управления определяются: волей и силой государственной власти, уровнем развития и отлаженностью системы государственного управления, располагаемыми ресурсами и их эффективным использованием. В зависимости от масштаба временных рамок, управление может быть стратегическим, тактическим и оперативным. Стратегическое управление определяет долгосрочную перспективу развития общества как по всем, так и по отдельным направлениям, сферам, объектам, территориям, задает программу деятельности каждому звену управления. Тактическое (кратковременное) управление – это необходимые действия по реализации намеченных целей. Данный вид управления предполагает высокий профессионализм, гибкость мышления, инициативность управленческого персонала. Оперативное управление направлено на решение текущих задач, а также возникающих в процессе управления конкретных проблем. Здесь предполагается четкая постановка задач, исходя из сложившейся ситуации. Процесс формирования и реформирования системы органов управления в Республике Беларусь начался в 90-е гг. XX в. Это связано с переходом от централизованно-плановой системы к социально ориентированной рыночной экономике. Побудительными мотивами явились экономическая и политическая ситуация, наполнение государственного суверенитета республики всеми атрибутами власти. Это было связано с распадом бывшего СССР и его органов управления, перераспределением субъектов собственности (включением в республиканскую собственность предприятий и организаций союзного подчинения, расширением состава субъектов коммунальной собственности) и необходимостью формирования и развития новых форм межгосударственных связей в экономической, социальной и политической сферах. В результате проведенной реорганизации система органов государственного управления Республики Беларусь стала более управляемой, компактной и менее затратной. Она была приведена в соответствие с развивающимися рыночными отношениями – сократилось количество органов государственного управления; уменьшилось количество министерств и госкомитетов с 44 до 28, в большинстве из них произошли существенные изменения в компетенции. Традиционные формы оценки эффективности государственного управленческого решения представлены политическим или административным контролем и являются результатами парламентских слушаний, отчетов руководителей и контрольных комиссий, государственной аудиторской проверки и т. п. Следует отметить, что оценку эффективности государственного управления осуществляют разные общественные институты: гражданин, семья, трудовые коллективы, общественные объединения, государственные структуры. 14.2 Социальная политика в Республике Беларусь Социальная политика – это деятельность государственных и общественных организаций по регулированию социальной сферы и социальных отношений, совокупность политических установок, принципов, решений и действий, направленных на удовлетворение социальных интересов и потребностей личности и социальных групп, слоев. Эффективность социальной политики определяется тем, в какой степени улучшается жизнь человека, облагораживаются условия его труда и отдыха, быта, укрепляется здоровье, повышаются сознательность и культура, совершенствуются межэтнические и межличностные отношения, соблюдаются декларированные социальные права и гарантии и т.д. Очевидно, что возможности осуществления целей социальной политики зависят в большей степени от результатов экономической политики. Под субъектами социальной политики понимаются государственные органы, учреждения и организации, которые осуществляют социальную политику. Объектом социальной политики являются общество, его социальные слои, группы, классы, иные социальные общности, индивид. Но вместе с тем, эти же социальные общности являются и носителями социальной политики, ее субъектом. В соотношении государства и общества последнее выступает как объект лишь в том смысле, что из этого «социума» формируется и организуется властью социальная политика. Социальная политика Республики Беларусь имеет различные измерения экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Соответственно этому существуют объективные критерии, количественные и качественные характеристики проводимой в обществе социальной политики. Приоритетное значение имеют: практическая реализация принципа социальной справедливости; учет социальных интересов различных групп людей, удовлетворение их рациональных потребностей; социальная защищенность населения, особенно его малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, тяжелобольных и др. Социальная политика охватывает своими регулятивными функциями отношения между городом и деревней, людьми умственного и физического труда, различными нациями, народностями и этническими группами, между классами и внутриклассовыми слоями, между государством и индивидом. Она затрагивает все сферы жизнедеятельности людей (труд, быт, культуру). Причем в соответствии со своей спецификой, одни из этих сфер (например, производство) служат объектом ее непосредственно регулирующего воздействия, а в других (например, в области демографии) такое воздействие осуществляется косвенно, путем создания условий, побуждающих людей к желательному для общества социальному поведению. Социальная политика устанавливает отношения между обществом и личностью через регулирование отношений между обществом и составляющими его социальными группами, принадлежность к которым определяет содержание социальных интересов. В соответствии с этим одним из важнейших принципов социальной политики выступает управление интересами и через интересы людей. Главной задачей социальной политики Республики Беларусь является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Тема 15. Международные политические отношения и геополитика 15.1 Международные отношения: понятия и сущность Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает его анализ не только на общественном и личностном, но и на международном уровне. Это объясняется тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене. Исследование политики на международном уровне имеет свои особенности. Они связаны со спецификой внешней политики. Если внутри страны государство имеет монополию на политическую власть, на всю политику в целом, то на международной арене единого центра мировой политики нет, там действуют в принципе равноправные государства, отношения между которыми строятся различно. Международные отношения представляют собой специфический вид общественных отношений, это совокупность экономических, политических, правовых, дипломатических, военных, гуманитарных и других связей и взаимоотношений между государствами, социальными, экономическими, политическими силами, действующими на мировой арене. Доминирующую роль в международных отношениях играют межгосударственные отношения. Принципы международных политических отношений: признание суверенного равенства государств; нерушимость установленных границ, признание территориальной целостности государств; неприменение силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела других государств; уважение прав и свобод человека; равноправие и право народов распоряжаться собственной судьбой; развитие сотрудничества между государствами, добросовестное выполнение субъектами мировой политики обязательств перед международным сообществом. Виды международных отношений: политические, экономические, научно-технические, военно-стратегические, культурные. Основным субъектом международных политических отношений выступает государство, имеющее полномочия осуществлять внешнюю политику, участвовать в отношениях с другими государствами и организациями, заключать договоры и т.д. Наряду с государством в систему международных политических отношений входят различного рода межгосударственные объединения, союзы и организации, призванные обеспечивать безопасность, как в отдельных регионах, так и в мире в целом. Также в роли важных субъектов международных политических отношений выступают религия и церковь. Наконец, весьма важным субъектом формирования и функционирования международных политических отношений выступают сами люди. Характерные черты современных международных политических отношений: - противоречивость перехода к многополюсному миру. Субъектами мировой политики являются более 200 суверенных государств, но доминирующая роль сохраняется за США. Мировая политика слабо предсказуема и нестабильна. Проявляются противоречия между западной, восточной, исламской цивилизациями; - глобализация политических и экономических отношений. Возрастает роль общих закономерностей общественного прогресса и в то же время сохраняется разнообразие моделей социально-политического развития; - противоречивость и низкие темпы социально-экономических и политических преобразований в России, Беларуси и других бывших советских республиках. Влияние этих государств на мировые политические процессы минимально и неадекватно национальным интересам, социально-экономическому и военно-политическому потенциалу; - неустойчивость тенденции к демократизации и гуманизации мировой политики. Распад СССР, расширение числа субъектов мировой политики не ускорили «движение» международного сообщества к ненасильственному, безъядерному миру, новому, более справедливому мировому порядку. 15.2 Внешняя политика государств: сущность, субъекты, средства Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене по реализации своих национальных интересов. Она отражает отношения государства с другими субъектами мировой политики. Внешняя политика государства преследует две неразрывно связанные между собой цели: 1) обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для осуществления внутриполитического курса; 2) участие в реализации внешнеполитических задач мирового сообщества. Средства осуществления внешней политики государства: дипломатические отношения с другими государствами; взаимодействие с международными организациями в целях укрепления всеобщей безопасности; взаимовыгодное сотрудничество с мировым сообществом, отвечающее общечеловеческим и национальным интересам. Методы внешней политики государства: заключение двусторонних и многосторонних соглашений; обмен информацией и визитами на разных уровнях; равноправные отношения в торговле, научно-технической, экономической, военно-политической и иных сферах. Во внешней политике современные государства нередко используют также методы военного противостояния, устрашения, силового давления на конкурента, принуждения к принятию невыгодных ему условий, возмездия в случае военных конфликтов. Взаимодействуя между собой государства создают разнообразные по характеру деятельности, функциям, правам и полномочиям международные организации – универсальные (объединяющие все государства), специализированные (по специальным вопросам), региональные (по вопросам поддержания международного мира и безопасности). Сегодня действует широкая сеть межправительственных организаций: Организация Объединенных Наций (ООН); Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН); Европейский Союз (ЕС); Лига арабских государств (ЛАГ); Организация американских государств (ОАГ); Международный валютный фонд (МВФ), Североатлантический блок (НАТО); Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); Содружество Независимых Государств (СНГ) и др. Активными участниками международной жизни являются такие авторитетные организации, как Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), Международная организация здравоохранения (ВОЗ) и др. Влиятельным и авторитетным участником внешней политики выступают в наше время и религиозные организации. Значительное влияние на внешнюю политику государств оказывают международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). Они обладают большими финансовыми ресурсами, тесными контактами с правительственными структурами, что определяет их активное воздействие на состояние и стабильность всей системы международных отношений. 15.3 Геополитика. Глобальные проблемы и глобализация в современном мире Геополитика – политическая концепция, отражающая сложную зависимость и связь политики государства с его географическим положением (климатом, природными ресурсами, территорией и др.). Опыт крупных международных конфликтов привел к необходимости разработки теоретических моделей маневрирования большими массами людей, техникой, продовольствием, снаряжением и т.д. при сочетании сложных географических, политических и военных условий. Первым употребил термин «геополитика» шведский профессор истории Р. Челлен. В конце XIX – начале XX вв. геополитика сложилась как самостоятельное направление в теории международных отношений. Первоначально смысл геополитики в трактовке исследователей международных отношений сводился к установлению военного или политического контроля «морских» или «сухопутных государств» над стратегически важными территориями. К середине XX в., в условиях территориально поделенного мира, акценты в теории геополитики постепенно смещались в сторону обеспечения безопасности национальных государств и мирового сообщества. Характерные черты геополитической ситуации в XXI в.: 1. Старые механизмы, обеспечивающие баланс сил на мировой арене, разрушены, а новые не созданы. 2. США не отказались от претензий на господство и доминирование в мире, что противоречит интересам мирового сообщества. 3. В мире сохраняются недоверие и предрассудки в отношениях недавних «врагов», а сегодня – партнеров. Значительные средства тратятся на вооружение, сохраняются и модернизируются ядерные арсеналы. 4. Международная безопасность не может быть прочной в условиях мира, разделенного на две части: зону стабильности, благосостояния и демократии (Западная Европа, США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия) и зону бедности, анархии, тирании или незрелой демократии (страны Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и страны Востока). 5. Реализация концепции многополюсного мира в XXI в. во многом зависит от результативности реформ в России, Украине, Беларуси и других странах СНГ, их интеграции в систему общечеловеческой цивилизации. Глобальные проблемы современности – комплекс политических, экономических, социальных, экологических проблем общемирового характера, от решения которых зависит судьба человеческой цивилизации. Эти проблемы условно можно разделить на три группы. Проблемы преимущественно политического характера: мирное разрешение межгосударственных, межнациональных и региональных конфликтов; борьба с международным терроризмом; предотвращение ядерной войны, прекращение гонки вооружений, разоружение; установление нового мирового порядка, упрочение системы международной безопасности; укрепление гарантий реализации прав и свобод человека; утверждение на планете принципов правового государства и гражданского общества. Проблемы социально-экономического характера: преодоление экономической отсталости, ликвидация голода и нищеты, постепенное снижение негативных тенденций в духовном развитии стран и народов; обеспечение эффективного производства и воспроизводства мирового валового продукта; предупреждение и искоренение преступности; оптимизация демографической ситуации, борьба с опасными болезнями; освоение на благо человечества космического пространства и Мирового океана; повышение уровня и качества жизни людей. Проблемы экологического характера: рациональное использование природных ресурсов; поиск путей разрешения энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов; охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности производства; предотвращение вредного воздействия на природу военной деятельности. Глобальные проблемы человечества взаимосвязаны и требуют комплексного подхода, объединения усилий и ресурсов мирового сообщества. Основная политическая предпосылка их решения – создание нового, более справедливого мирового порядка, перестройка международных отношений на подлинно демократических и гуманных принципах.
Date: 2015-09-22; view: 410; Нарушение авторских прав |