Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Президентская форма государственного правления
Формы правления — это принцип организации, устройства государственной власти. Различают монархические формы правления (монархии) и республиканские (республики). Президентская республика. Монархия — форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит полностью, частично или номинально (т. е. только «на бумаге») единоличному правителю (обычно наследственному). В президентской республике члены правительства назначаются президентом и подотчетны только ему (т.е. правительство формируется президентом). Республика — это форма правления, при которой источником власти признается народ и формирование высших органов власти осуществляется путем выборов. Современное государствоведение различает следующие виды республиканской формы правления:(Парламентская республика, Президентская республика, Смешанная республика.)
Президент: а) является одновременно главой государства и главой исполнительной власти; б) избирается народом; в) политической ответственности перед парламентом не несет (т.е. парламент не может отправить возглавляемое президентом правительство в отставку). Однако сильный, обладающий исполнительной властью президент ограничен как минимум двумя существенными «но»: 1) президенту нужна поддержка парламента в вопросах бюджета; 2) он не может распустить парламент.
Первое «но» связано с механизмом сдержек и противовесов, на основе которого функционирует система государственной власти в президентской республике. Механизм сдержек и противовесов — это, другими словами, механизм взаимного ограничения властей. Его особое значение в президентской республике обусловлено тем обстоятельством, что, в отличие от парламентской республики, где правительство формируется парламентом, здесь парламент и президент, возглавляющий правительство, имеют равный и независимый друг от друга статус. В условиях, когда парламент не может повлиять на политику правительства путем изменения физического состава правительства, т.е. не имеет права отправить правительство в отставку, особое значение приобретают средства непрямого влияния парламента на политику правительства. Среди таких средств важнейшим является утверждение парламентом предложенного правительством проекта бюджета. Корректируя доходные и расходные статьи при обсуждении проекта бюджета, парламент тем самым определяет финансовые параметры политики правительства, а значит, и саму эту политику. Таким образом, процедура утверждения бюджета парламентом в президентской республике приобретает второй смысл, которого она не имеет в парламентской республике: это важнейший элемент механизма сдержек и противовесов властей, т.е. важнейшее средство влияния парламента на правительство в условиях, когда парламент не может отправить правительство в отставку. Второе «но» связано с тем, что президент в президентской республике является одновременно главой исполнительной власти. В этих условиях роспуск президентом как главой государства парламента будет означать сосредоточение государственной власти в его руках как главы исполнительной власти. Тем самым нарушается основополагающий принцип демократии – разделение властей. В парламентской же республике президент может распустить парламент именно потому, что он не имеет реальной, т.е. исполнительной власти. Такой глава государства выступает в качестве арбитра в случае спора между парламентом и правительством, либо принимая отставку правительства и поручая лидеру другой партии в парламенте сформировать новое правительство, либо распуская парламент и назначая новые парламентские выборы. Его достоинство как арбитра при этом заключается именно в его нейтральности, незаинтересованности: ни в том, ни в другом случае он ничего не получает для себя лично – у него как не было реальной власти, так и не появляется;
г) является верховным главнокомандующим; д) имеет право отлагательного вето на решения парламента (т.е. право возврата закона на повторное рассмотрение в парламент. Это означает, что у президента есть право утверждения законов, принятых парламентом). Последние две черты являются общими для президентской и полупрезидентской республик. Парламент: а) решает вопросы бюджета; б) имеет право вето на должностные назначения президента; в) вправе начать процесс импичмента против президента. Сутью президентской республики является сотрудничество законодательной (в лице парламента) и исполнительной (в лице президента) власти.
Date: 2015-09-22; view: 703; Нарушение авторских прав |