Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Идеи национальной государственности в работах и политической практике М. Грушевского
Михаил Сергеевич Грушевский (1866-1934) был не только выдающимся историком и политическим дея- телем, руководителем Центральной Рады и Украинской Народной Республики, но и создателем самостоятель- ной политической теории. Творческое наследие Грушевского насчитывает свы- ше 2 тыс. книг и статей, в основном посвященных раз- личным аспектам истории Украины, в том числе - фундаментальная <история Украины - Руси>. Однако следует при этом учитывать, что исторические его тру- ды тоже имели определенное политическое звучание, поскольку свидетельствовали о правомерности постанов- ки вопроса о самостоятельном политическом бытии украинского народа. Политические взгляды Грушевского сформулирова- ны в его работах <Конституционный вопрос и украин- ство в России> (1905), <Начала гражданства, генетичес- кая социология> (1921), сборнике публицистических статей периода революции 1917 г. <Кто такие украин- цы и чего они хотят>, нашли отражение в Универсалах Центральной Рады и Конституции УНР (1918). На мировоззрение Грушевского оказал влияние клас- сический европейский либерализм, в связи с чем идея прав и свобод человека всегда находилась в поле его внимания. В то же время ему не чужд был социализм в его реформистском, умеренном варианте. Грушевский никогда не был сторонником революционного, восходя- щего к раннему Марксу способа переустройства обще- ства и государства. Еще более значительным было влияние на Грушев- ского народнических и федералистских идей Костома- рова и Драгоманова. Философия истории. Грушевский является автором синтетических трудов по истории Украины, написание которых стало делом всей его жизни. В то время в рос- сийской официальной историографии господствовала схема развития исторического процесса на восточносла- вянских землях, которая исключала украинский народ как самостоятельный фактор и расценивала Древнюю Русь только как творение великорусской народности. Грушевский на основе изучения огромного количества источников предложил другой путь решения этого слож- ного вопроса. Во-первых, он категорически отрицает притязания Московской Руси на наследие Киевской Руси, право- преемником которого, по его мнению, является исключи- тельно украинско-русская народность (предки украин- цев). Во-вторых, в противовес государственной школе изу- чения Русской истории Грушевский предложил изучать в первую очередь историю народа. Государство же явля- ется, с его точки зрения, подчиненной по отношению к экономическим, культурным и национальным факто- рам, структурой. В-третьих, Грушевский, испытавший определенное вли- яние марксизма, среди факторов общественного разви- тия большое место отводит социальной борьбе, в том числе - не только классовой, но и религиозной, и наци- ональной. В-четвертых, признавая и уважая великорусскую на- родность и ее богатую событиями историю, Грушевский настаивает на самостоятельном изучении также и бело- русской, и украинской народности. Иначе говоря, Гру- шевский рассматривает украинский народ как истори- ческий в противовес русской официальной историогра- фии, которая видела в украинцах всего лишь часть об- щего русского народа. Украинский исторический процесс рассматривался Грушевским как неотъемлемая состав- ляющая общецивилизационного развития человечества. Эта идея Грушевского, явившаяся плодом фундамен- тальных его исследований и размышлений над истори- ческими судьбами восточных славян, стала базовой для определения его политической концепции. Происхождение государства и права. Грушевский, как и большинство ученых Нового и Новейшего време- ни, придерживался теории закономерного перехода пер- вобытного общества к государственно-организованному. С его точки зрения, главными причинами перехода от родо-племенного строя к классовому и государственно- му стали социально-экономические факторы. Но в от- личие от Маркса и Энгельса, стоявших на тех же пози- циях, Грушевский по иному интерпретирует возникно- вение права. Он считает, что правовые нормы возникли раньше, чем государство; в форме обычая право суще- ствовало уже в первобытном обществе. Иным был лишь механизм применения права: в родо-племенном обще- стве принудительной силой выступала вся община, а не специальные органы государства. Таким образом, право имеет собственную, несколько отличную от развития го- сударства, историю. Теория происхождения государства, которой придер- живался Грушевский, имела для Украины (да и для Рос- сии) отнюдь не академический интерес. Многие россий- ские историки придерживались концепции заимство- вания институтов государственности и права у сканди- навских народов (норманнская теория). Грушевский вы- ступил критиком норманнской теории происхождения древнерусской государственности, убедительно доказы- вая местные, коренящиеся в географических, социальных, экономических условиях истоки Киевской Руси. Теория автономии Украины и федерализации Рос- сии. Признание украинского народа самостоятельным участником всемирного исторического процесса логич- но повлекло постановку вопроса о статусе украинцев в составе Российской империи. Еще в период первой рос- сийской революции 1905-1907 гг. Грушевский предло- жил модернизировать политический строй России, вве- дя парламентское правление и децентрализацию госу- дарства. Он предлагал предоставить регионам России национальную или территориальную автономию, четко определив при этом их статус. В дальнейшем теория автономизации и федерализа- ции была развита Грушевским в деталях. Он допускал два варианта создания федерации: снизу, когда несколько государство создают союз, которому делегируют часть своих полномочий; сверху, когда унитарное государство делится своими полномочиями с субъектами федерации. Очевидно, что в России мог быть реализован только вто- рой вариант. Федеральные органы должны заниматься формиро- ванием общих основ государственного и общественного строя, распоряжаться ресурсами, необходимыми для со- держания общегосударственных органов власти, ведать вопросами войны и мира, международными отношения- ми, армией, устанавливать таможенные правила, надзор за почтовым и телеграфным делом, железными дорога- ми. Предусматривалась единая денежная система и си- стема мер и весов. Федерация имела право согласовы- вать гражданское и уголовное законодательство субъек- тов федерации, особо - законодательство о правах на- циональных меньшинств. Все остальные вопросы долж- ны решаться субъектами федерации. В федеративной России Украина должна была занять место субъекта федерации, хотя сам Грушевский назы- вает это автономией. Под автономией он понимал (в духе Канта) самозаконность, т.е. право самостоятельно уста- навливать законы и руководствовать ими на практике. Украина должна свободно решать политические, эконо- мические, культурные вопросы, самостоятельно распо- ряжаться своими богатствами и ресурсами. Эволюцию российской федеративной государственно- сти Грушевский видел в русле Британской империи с ее доминионами. В перспективе, с его точки зрения, Укра- ина должна была достигнуть такого же статуса, как, на- пример, Канада. Т.е. план федерализации Грушевского предполагал превращение России в будущем в конфеде- рацию. Следует отметить, что Грушевский не был поборни- ком любой автономии и по любой цене. Его идеалом была социально-демократическая республиканская Ук- раина. Он не мыслил Украины без личных и политичес- ких прав граждан, всеобщего избирательного права и гарантий прав национальных меньшинств, развитого местного самоуправления. Остро критикуя узколобых националистов, Грушевский не раз заявлял, что посяга- тельства на права национальных меньшинств - это национальное преступление. Будучи социалистом, хотя и весьма умеренного толка, Грушевский отстаивал идею национализации земли - главного богатства Украины. Грушевский, будучи идеологом и руководителем Цен- тральной Рады и Украинской Народной Республики, пы- тался провести в жизнь свои теоретические построения. Так, первый и второй Универсалы Центральной Рады содержали идею автономии Украины в составе обнов- ленной России. Но логика социальной и национальной борьбы в России в период революции опрокинула теоре- тические выкладки Грушевского, почему он в начале 1918 г. перешел на позиции самостоятельной украинс- кой государственности. Политическое и историческое наследие Михаила Сер- геевича Грушевского всегда будет интересовать не толь- ко исследователей, но и самые широкие круги украинс- кой общественности. Его идея самостоятельности укра- инской нации, ее права на создание собственного госу- дарства (будь-то независимого или в составе широкой федерации) оказалась пророческой. Не может не привлекать демократизм политическо- го учения Грушевского, его настойчивость в отстаива- нии прав и свобод человека, гарантий прав национальных меньшинств. Date: 2015-09-22; view: 431; Нарушение авторских прав |