Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мировая политика: понятие, сущность, основные концепции. Проблемы мировой политики в условиях глобализации





 

 

Мировая политика – это совокупная линия, равнодействующая,

складывающаяся в результате как разнородных противоречивых, так и

согласованных действий государств и других международных субъектов

на мировой арене. Мировая политика включает в себя процесс выработки,

принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сооб-

щества, совокупность установок и целей, определяемых коренными инте-

ресами государств, а также их практическую деятельность по осуществ-

лению выработанного курса и достижению намеченных целей, совокуп-

ную политическую деятельность основных субъектов международного

права.

Структурно мировая политика представлена внешнеполитической

деятельностью национальных государств, региональных межгосударст-

венных и общественных структур, группировок, союзов и других объеди-

нений, деятельностью на глобальном уровне ООН и других организаций и

учреждений, уполномоченных на то государствами и народами.

Субъектами мировой политики являются государства, междуна-

родные объединения, политические партии, движения и т.п. Помимо го-

сударств на мировой арене появились неправительственные обществен-

ные и иные организации, в сфере мировой политики активно действуют

общественно-политические движения. Однако основным субъектом оста-

ётся государство, на которое возложена миссия представлять в мировой

политике общество в целом, а не какую-либо отдельно взятую социаль-

ную группу или политическую организацию. Именно в ведении государ-

ства находятся вопросы, затрагивающие общенациональные задачи обес-

печения суверенитета, безопасности, территориальной целостности. Госу-

дарство представляет собой единственный общенациональный институт,

обладающий легитимными полномочиями участвовать в отношениях с

другими государствами, заключать договоры, объявлять войну.

Рост числа межправительственных и международных неправительст-

венных организаций даёт возможность говорить о формировании нового

мирового политического пространства, в котором все субъекты мировой

политики тесно взаимосвязаны. В результате термин «мировая политика»

приобретает собственный смысл, поскольку отражает взаимодействие

всех политических сил в глобальном масштабе при решении вопросов

всеобщего мира, безопасности, равных для всех прав и возможностей сво-

бодного развития.

Мировой политический процесс протекает как в отдельных странах,

так и на региональном и глобальном уровне. Политические процессы в

мировом сообществе, или международные политические процессы, пред ставляют собой взаимоотношения между странами, а также различными

международными организациями. Эти взаимоотношения почти полно-

стью контролируются государствами, кроме сравнительно небольшой

сферы отношений между общественными и хозяйственными организа-

циями. Широта и интенсивность международных политических процессов

неуклонно возрастают.

Политические процессы в мировом сообществе существенно отли-

чаются от политических процессов внутри обществ. Прежде всего, в них

нет верховной власти, подобно той, которая решает политические про-

блемы в каждом обществе. Ею не обладают ни отдельные державы, даже

самые могущественные, ни мировое сообщество в целом. Высшим прин-

ципом международных отношений является принцип суверенитета и не-

зависимости государств – главных участников этих отношений. Поэтому

реализация политических решений, которые достигаются путём перегово-

ров – дипломатическим путём и фиксируются в договорах, соглашениях и

других международных документах, зависит только от интересов и воли

заинтересованных сторон или от силы одной из них, способной навязать

свою волю различными средствами, вплоть до применения вооружённой

силы.

Международной административно-правовой системы нет, хотя уже

столетия существует международное право – совокупность норм отноше-

ний между государствами, выработанных заинтересованными государст-

вами, зафиксированных в международных документах, которых государ-

ства придерживаются в соответствии с собственными интересами. Только

по добровольному согласию сторон международные споры могут рас-

сматриваться Международным арбитражем, Международным судом.

В связи с увеличением интенсивности международных взаимосвязей

и глобализацией развития обществ всё чаще выдвигаются идеи создания

надгосударственного всемирного правительства, но они далеки от реали-


зации. Все государства дорожат своей независимостью – свободным раз-

витием и суверенитетом, полным контролем над ресурсами страны, га-

рантирующими им возможность добиваться оптимальных преимуществ в

отношениях с другими. Только при очевидных и существенных выгодах

государства идут на интеграцию, даже на конфедерацию, расставаясь с

частью суверенитета.

Международные политические процессы существенно отличаются от

политических процессов внутри обществ своими объектами – междуна-

родными проблемами. Одни из таких проблем являются следствием сов-

падения или расхождения интересов двух государств – двусторонние

проблемы. Примером может служить проблема раздела Черноморского

флота, который России и Украине было трудно разделить.

В других заинтересованы многие государства – это проблемы много-

сторонние. Одни из них затрагивают интересы государств, целые регио ны, части Европы, части Азии или части Африки. Они являются регио-

нальными проблемами. Примером может служить интеграция стран За-

падной и Центральной Европы, сотрудничество государств, возникших на

территории бывшего СССР, и т.п.

Другие многосторонние проблемы затрагивают определённые инте-

ресы стран разных регионов – специальные проблемы. Например, пробле-

мы регулирования рыболовства, ликвидации ядерных отходов и т.п.

Наконец, среди многосторонних проблем важнейшее место принад-

лежит тем, которые так или иначе затрагивают интересы всех стран и не

могут быть разрешены без всеобщего сотрудничества. Эти проблемы на-

зывают глобальными.

В последние десятилетия количество и значение таких проблем уве-

личилось. Особенно важное значение имеют три: предотвращение надви-

гающейся экологической катастрофы, недопущение глобального воору-

жённого конфликта – новой мировой войны, оказание помощи народам

беднейших стран.

Международные политические процессы отличаются от процессов в

обществах и своими субъектами. Среди них четыре главные категории.

Основную составляют государства, количество которых в мире пре-

вышает 200. Место и роль любой страны в международной политической

сфере, в мировом сообществе определяется совокупностью самых суще-

ственных данных и её внешней политикой.

К самым существенным данным относятся сведения о расположении

и размерах территории, природных и людских ресурсах, способах и целях

их использования, об идейно-политической ориентации общества.

Особое место в мировом сообществе принадлежит великим держа-

вам. Современные представления о величии стран опираются не только на

древность и богатство их культуры (в этом случае Египет и Греция могли

бы претендовать на многое), даже не на величину территории и населения

(Великобритания и Япония не могли бы тогда попасть в великие), а пре-

имущественно на эффективность производства и благосостояние населе-

ния, обеспечивающие свободу развития людей и соответствующее место в

мировом сообществе. Конечно, недостаток одних показателей нередко

несколько компенсируется избытком других. С такой точки зрения вели-

кими державами признаются США, Япония, Германия, Великобритания,

Франция, Италия, Китай, Россия. Близки к признанию великими держава-

ми Индия, Индонезия, Бразилия.


Своеобразие России определяется коллизиями между её огромными

природными ресурсами и уровнем их освоения, между значительной до-

бычей энергоносителей и сырья и степенью их переработки, между по-

требностями населения и развитием гражданского производства, между

объёмом производства и участием в мировом обмене.

Россия располагает самой большой территорией – свыше 17 млн. км

.

Она обладает огромными и самыми разнообразными природными богат-

ствами – 28% разведанных мировых ресурсов. Но 70% этой территории

имеет климат, неблагоприятный для жизни людей, и большая часть зе-

мель и вод опасно загрязнена.

По численности населения – свыше 140 млн. – Российская Федера-

ция занимает пятое место в мире. Превосходя большинство стран по об-

щему образованию населения, количеству ученых и численности рабочей

силы, она уступает наиболее развитым странам по уровню квалификации

работающих и их трудовой этике. Использование ресурсов осложняется

тем, что более 80% полезных ископаемых, лесов и рек находится восточ-

нее, а свыше 78% населения – западнее Урала.

Страна отдалена от атлантического очага производства и обмена, а к

тихоокеанскому очагу обращена слабо освоенными пространствами, что

осложняет её включение в мировое хозяйство. Усиление контраста между

слабым использованием богатств и заселением Россией Дальнего Востока

и Сибири, с одной стороны, и быстрым увеличением населения и эффек-

тивности экономики Китая, с другой стороны, может породить крупней-

шую коллизию ХХI в.

Роль каждой страны в мировом сообществе во многом зависит и от

её внешней политики. Ею можно многого достичь, если она соответствует

интересам и возможностям страны и эффективно использует благоприят-

ные для неё элементы международной политической сферы, преодолевая

или нейтрализуя неблагоприятные.

Внешней политикой реализуются различные функции государства:

обеспечение единства, независимости, суверенитета и безопасности об-

щества и удовлетворение его интересов, выходящих за его пределы, за-

трагивающих интересы других стран. В этом её органическая связь с

внутренней политикой. Значение внешней политики возрастает, когда

обществу угрожает внешний враг, покушающийся на целостность, неза-

висимость и суверенитет страны, а в остальное время она обычно сводит-

ся к созданию благоприятных внешних условий для решения внутренних

проблем.

Политика внешняя, как и внутренняя, определяется преобладающей

политической силой. Каждая такая сила руководствуется своим представ-

лением об интересах общества и возможностях государства, о его внеш-

них силах и способах решения международных проблем. Но при разра-

ботке и проведении внешней политики она даже при авторитарном режи-

ме, не говоря уже о плюралистическом, вынуждена считаться с позицией


других политических сил, которые в той или иной мере способны оказы-

вать своё влияние на внешнюю политику. В результате внешняя политика

может соответствовать интересам разнородных слоёв общества, откло-

няться от них или даже противоречить им. Но в любом случае она выра жает отношение государства к международным проблемам и его позицию

в международных политических процессах.

Остальные категории субъектов мировой политики – межправи-

тельственные организации, международные неправительственные орга-

низации, а также общественно-политические институты некоторых

стран, регулярно или спорадически простирающие свою деятельность за

пределы отечеств. К последним принадлежат сотни крупных партий и

других общественных движений. О международных организациях речь

пойдёт ниже.

Многообразные международные политические процессы существен-

но различаются не только по объектам и субъектам, но и по своим мас-

штабам и характерам.

Их масштаб зависит не только от количества субъектов, но и от ве-

личины их политических и военных сил, а также охваченных пространств.

Процессы, как и проблемы, могут быть двусторонними или многосторон-

ними – глобальными, специальными и региональными.

Характер международного политического процесса зависит от целей,

средств и способов их достижения участниками процесса. При всём раз-

нообразии международных политических процессов наиболее существен-

ное различие имеется между мирными процессами – без применения воо-

руженных сил и войнами – с использованием вооружённых сил как ре-

шающего аргумента в отношениях между государствами.

Все международные проблемы решаются на основе соотношения сил

заинтересованных государств, которыми определяется и курс междуна-

родных правительственных организаций. Неправительственные организа-

ции, руководствующиеся интересами своих участников, оказывают порой

заметное влияние на обсуждение и подготовку решений, но сами решать

международные проблемы неспособны. Достигнутые политические реше-

ния международных проблем выражаются не в законах и указах, а в дого-

ворах и соглашениях, декларациях и других международных правовых

документах. Их эффективность обеспечивается заинтересованностью

стран-участниц в их реализации.







Date: 2015-09-22; view: 2736; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию