Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эго-психология и здоровье личности





Нет никаких средств от рождения и от смерти, а есть средства только для того, чтобы с удовольствием провести время между ними.

Дж. Сантьяна

 

Даже если вы на правильном пути, вас задавят, если бы будете просто сидеть на дороге.

Уилл Роджерс

 

Эго-психология – это направление психоанализа. Его представители считают, что наиболее важную и независимую роль в функционировании личности играет «Я», которое осуществляет борьбу с влечениями, регулирует взаимоотношения личности со средой и при этом является автономным образованием с определенными структурами и защитными механизмами. Понятие конфликта в эго-психологии заменяется понятием диалога индивида со средой. Процесс развития «Я» сводится к адаптации, стремлению к самостоятельности и стабильности личности. Главными представителями направления эго-психологии являются А. Фрейд и Э. Эриксон.

Эрик Хомбергер Эриксон (1902–1994) пытался сблизить культурное влияние и индивидуальную психологию, он изучал взаимодействие социальных и культурных форм с силами становления зрелости, раскрывающимися в индивиде. Понятие психического здоровья рассматривалось им через понятие идентичности. Согласно Эриксону, идентичность обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувства адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений «Я» и ситуации, способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития.

Эриксон выделяет восемь стадий формирования идентичности, на каждой из которых человек делает выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач развития. Характер выбора сказывается на всей последующей жизни в смысле ее успешности и неизменности.

На первой стадии (от рождения до полутора лет) младенец решает функциональный вопрос всей своей последующей жизни – доверяет он окружающему миру или нет. Это вопрос решается им через общение со взрослыми при значительной роли матери. Степень доверия, по-видимому, зависит не от абсолютного количества еды или демонстрации любви, а от качества связи ребенка с матерью. Критерием сформированности доверия к миру Эриксон считает способность ребенка спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения. Наиболее краткой и точной формулировкой идентичности, являющейся завоеванием самого раннего детства, может быть следующее: «Я есть то, что, надеюсь, я имею и даю».

Вторая стадия (18 месяцев – 4 года) – прогрессирующая автономность младенца – позволяет ребенку перейти к решению другой задачи: обретению самостоятельности (альтернативный негативный вариант – неуверенность в себе, стыдливость, непрерывные сомнения). На этой стадии формируется навык самоконтроля: чувство самоконтроля без потери самоуважения является источником свободной воли; чувство потери самоконтроля и родительского внешнего контроля порождает устойчивую склонность к переживанию сомнения и стыда.

Есть индивидуальные пределы терпения и у ребенка, и у взрослого перед лицом требований, которые заставляют их считать себя – свое тело, свои нужды, свои желания – чем-то злостным и грязным и верить в непогрешимость тех, кто выдвигает все эти требования. Если взрослые сверхтребовательны к ребенку или, напротив, спешат сделать за него то, что ему под силу сделать самому, то у него развивается стыдливость и нерешительность. В некоторых случаях ребенок может проявлять протестную реакцию, проявляющуюся в безразличии к мнению окружающих. Последствия стадии автономии: «Я есть то, что могу свободно желать».

Третью стадию (4 года – 6 лет) Эриксон называет локомоторно-генитальной, или эдиповой. Здесь реализуется альтернатива между инициативой и чувством вины. Это возраст игры, овладения реальностью посредством экспериментирования и планирования. В пространстве ребенка появляется все больше людей. Конец третьего года, когда хождение становится для ребенка делом легким и привычным, он может открывать окружающий мир, сочетая дозволенные ему действия с собственными способностями.

Великим правителем, регулятором инициативы является сознание. У ребенка вырабатывается «внутренний голос» самонаблюдения, саморегуляции, самонаказания. Это свидетельствует о формировании нравственности. Если это великое достижение будет чрезмерно эксплуатироваться взрослыми, то сознание ребенка может стать примитивным, жестким и бескомпромиссным: он начинает скрупулезно выполнять требования родителей или же у него развивается чувство обиды из-за кажущегося несоответствия образа жизни родителей тем нормам, которые они стараются привить ребенку. Один из самых глубоких конфликтов в жизни обусловлен ненавистью к родителям, которые вначале служили для ребенка моделью, а потом обнаружили перед ним стремление «замести следы» таких своих неблаговидных поступков, с которыми ребенок внутренне уже не может смириться. Тогда он начинает понимать, что дело не в некотором универсальном «хорошо», а в том, на чьей стороне сила. В результате к исходно присущему качеству «все или ничего» добавляется подозрительность и уклончивость, что делает человека с такой моралью потенциально опасным и для него самого, и для его близких. Мораль, таким образом, может превратиться в синоним наказания и обуздания других.


Патологические последствия этой стадии могут проявиться лишь спустя значительное время, когда связанные с инициативой конфликты найдут свое выражение в отвержении или самоограничении, которые удерживают индивида от полной жизни с проявлением всех своих возможностей, фантазий и чувств, если не приведут к относительной сексуальной импотенции или фригидности. Воспитание, не создающее таких проблем, – это игра со взрослыми, многозначность и естественность отношений в семье. Вклад этой стадии в формирование индентичности: «Я есть то, чем, могу вообразить, я стану».

Четвертая стадия (6 -11 лет) связана с овладением ребенком различными умениями, в том числе и умением учиться. Здесь формируется чувство умелости, потребности, а при негативном протекании возраста – неполноценности. Опасность этой стадии – развитие отчуждения от самого себя и от своих задач – хорошо известное чувство неполноценности. Оно может быть обусловлено неудовлетворенным разрешением предшествующего конфликта.

Хорошие учителя знают, как приобщить ребенка к какому-то делу и не упустить тех детей, для которых школа временно неважна и которые рассматривают ее как что-то, что необходимо перетерпеть, а не то, от чего можно получать удовольствие. Они также имеют подход к тем детям, для которых в это время друзья намного более значимы, чем учителя. Со своей стороны, разумные родители видят необходимость в развитии у своих детей доверительного отношения к учителям и поэтому хотят иметь учителей, которым можно доверять. Здесь «ставится на карту» не что иное, как развитие и поддержание в ребенке положительной идентификации с теми, кто знает вещи и знает, как делать вещи.

Развитие чувства неполноценности, переживания, что из тебя никогда ничего хорошего не выйдет, – вот та опасность, которая может быть сведена к минимуму педагогом, знающим, как подчеркнуть то, что человек может сделать. Еще одна опасность этого периода состоит в том, что чрезмерно конфликтный ребенок может воспринять работу как единственный критерий собственной ценности, т.е. с излишним рвением.

Пятая стадия (11 – 20 лет) ключевая для приобретения чувства идентичности. Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе самом. Все это он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее.

Если достижения предыдущей стадии связывались с тем, что ребенок свободно желает, то подростковый период характеризуется поиском возможностей свободного выбора подростком путей исполнения своих обязанностей и своего долга и в то же время страхом оказаться вовлеченным в такую деятельность, где он будет ощущать неуверенность в своих силах. Негативные проявления этого периода называются кризисами идентичности.


Первая из этих форм – кризис интимности. Юноша, не уверенный в своей идентичности, избегает входить в близкие отношения или же, напротив, бросается в беспорядочные интимные контакты без настоящего единения или действительного самозабвения. В позднем отрочестве или ранней взрослости его отношения с другими людьми становятся весьма стереотипными, а сам он приходит к глубокому чувству изоляции. Человек может добиться многого в своей жизни и даже производить вполне благополучное впечатление, но его внутренняя проблема остается нерешенной, из-за того что он никогда не будет себя чувствовать самим собой. Неотъемлемой частью интимности является дистанцированность, т.е. возможность для человека отвергать, изолировать, и, если необходимо, разрушать те силы и тех людей, сущность которых кажется ему опасной.

По мере того, как очерчиваются сферы взрослой ответственности, субъект приходит к формированию этического чувства. Когда З. Фрейда спросили, что, по его мнению, должен уметь хорошо делать нормальный человек, тот ответил: «Любить и работать». Под словом «любить» Фрейд подразумевал великодушие интимности, а под фразой в целом – общую рабочую продуктивность, которая не должна занимать индивида настолько, чтобы он мог потерять свое право или возможность быть сексуальным любящим существом.

Новообразование данной стадии формирования идентичности основывается на формуле: «Мы есть то, что мы любим». Однако при неблагоприятном протекании может возникнуть спутанная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, обществе, с неясностью жизненной перспективы. И именно на шестой стадии (21 – 25 лет) решается глобальный вопрос о принципиальном выборе между широким полем установления дружеских и семейных связей с перспективой воспитания нового поколения и изоляционизмом, свойственным людям со спутанной идентичностью и другими, еще более ранними ошибками в линии развития.

Зрелому человеку необходимо, чтобы в нем нуждались. Эта потребность реализуется в различных формах альтруистической заботы и творчества. Там, где обогащения не происходит, место занимает регресс со скукой и оскудением контактов, ранняя инвалидность - физическая или психологическая. Новообразование этой стадии: «Я есть то, что я выбираю».

Седьмая стадия (25 – 50/60 лет), занимающая львиную долю человеческой жизни, связана с противоречием между способностью человека к развитию, которое он получает на основании обретенного на предыдущих стадиях, и личностным застоем, медленным регрессом личности в процессе обыденной жизни. Наградой за овладение способностью к саморазвитию является формирование человеческой индивидуальности, неповторимости. Поднимаясь над уровнем идентичности, человек обретает редкостную способность быть самим собой.


Лишь обретя жизненный опыт, обогащенный заботой об окружающих людях, и в первую очередь о детях, творческими взлетами и падениями, человек обретает интегративность – завоевание всех предшествующих стадий развития. Все это подразумевает новую и совершенную любовь к родителям, принятие их такими, какие они есть, и восприятие жизни в целом как личной ответственности. Обладатель интегративности готов защищать свой собственный стиль перед лицом любых физических и экономических вызовов.

Восьмая стадия (от 60 и далее) – это завершение жизненного пути. Достижение цельности личности основывается на подведении итогов и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить.

Таким образом, основой здоровья личности является психосоциальная идентичность. Человек в любом возрасте может либо находиться в согласии с самим собой, либо его могут раздирать противоречия. Зрелая личность, разрешая стоящие перед ней задачи, обретает свою идентичность, которая служит основой для возможности решать следующие задачи.







Date: 2015-09-27; view: 382; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию