Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психология здоровья и гештальттерапия
Помня о своей цели, будь терпелив, Ведь изменения – это то, Что приходит не сразу, Но как бы само собой. Лао Дзы
Метод гештальттерапии разработан немецким психологом и психотерапевтом, впоследствии эмигрировавшим в США Фредериком Перлсом (1893-1970) под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма и психоанализа (в свое время Перлс прошел учебный анализ у К. Хорни, Х. Дойч, Э. Хичмана, В. Райха). Этот метод возник в русле феноменологического подхода, подчеркивающего необходимость осознания пациентом настоящего и важность непосредственного эмоционального переживания. Переехав в Америку Перлс в 1952 г. основал Институт гештальттерапии. Согласно представлениям авторов гештальттерапии здоровый человек находится в равновесии с самим собой и окружающим миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться «мудрости тела», прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации, т.е. быть самим собой и осуществлять свое «Я». Иначе говоря, авторы этого метода полагают, что в проблемной ситуации мы уже имеем знания о том, как она может быть разрешена. Вместе с тем мы научились не пользоваться этими знаниями и все, что необходимо – это способы разблокировать доступ к собственным возможностям. Невозможность пользоваться имеющимся потенциалом объясняется стремлением человека к совершенству. Это стремление подменяет требования к глубине, которая могла бы стать естественным способом контакта с миром, если бы мы не были столь равнодушны к нему. Человек ищет миру замены в окружающих его стимуляторах: представлениях, фантазиях, воспоминаниях, блокируя настоящее. Больным является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей и следующий ценностям, навязанным извне, поскольку это приводит к нарушению процесса самореализации личности. Гештальттерапия опирается на три основных понятия: осознанность, ответственность и актуальность. Все три механизма взяты из самого переживания, которое может быть только актуальным, т.е. конкретным и происходящим здесь и сейчас; ответственным – мы делаем то, что делаем; осознанным – мы знаем, что мы делаем и переживаем вне зависимости от того, как мы себя обманываем, претворяясь, что искренни с собой. Процесс отчуждения от реальности связан с неверием в позитивность результата, что компенсируется созданием идеального будущего или прошлого. В рамках гештальттерапии на пути к раскрытию истинной индивидуальности пациент проходит через пять уровней, которые Перлс называет уровнями невроза. Первый уровень – это уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей. Живя согласно ожиданиям других людей, человек не способен удовлетворить собственные цели и ожидания. Отказываясь от самого себя, больной неврозом стремиться быть кем-то другим. Второй уровень – фобический, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляцией. Но когда пациент представляет, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем он является. Третий уровень – тупик: человек не знает что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, внутреннюю точку опоры. Четвертый уровень – имплозия. Это состояние внутреннего смятения отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне индивид может испытывать страх смерти. Пятый уровень – эксплозия (взрыв). Достижение этого уровня означает обретение способности к переживанию и выражению своих истинных эмоций. Таким образом, достижение самого себя возможно через страдание и отказ от себя «защищенного» ради рождения себя «настоящего». Отношения с другими людьми сформированы гештальттеорией в так называемой молитве гештальтиста: «Я делаю свое, а ты делаешь свое, я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. А ты живешь не для того, чтобы соответствовать моим. Ты – это ты, а я – это я. И если случится найти друг друга – это прекрасно. Если нет, этому нельзя помочь». Гештальттерапия различает четыре невротических механизма на границе «Я», предшествующих достижению индивидуумом психического уровня здоровья и зрелости: слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция. Слияние – это невротический механизм избегания контакта. Слияние происходит, когда индивидуум не может дифференцировать себя и других, не может определить, где кончается его «Я» и где начинается «Я» другого человека («Мы» вместо «Я»). Слияние патологично, только когда оно поддерживается как средство предотвращения контакта: после того как контакт достигнут и прожит, слияние имеет совершенно другое значение. Ретрофлексия (букв. «поворот назад, в противоположную сторону»), рефлексия поведения – это делание себе того, что первоначально человек делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми либо объектами. Этот механизм реализуется потому, что человек встретился с препятствием, которое в тот момент было для него непреодолимо. Его наказали за намерение преодолеть это препятствие, и, чтобы избежать боли и опасности, связанных с новыми попытками, он сдался. Наказание не устраняет потребность в поведении, которое наказывается, человек лишь научается сдерживать соответствующие реакции. Желание остается таким же сильным и, не будучи удовлетворяемым, постоянно активизирует потери мышечного тонуса. Сдерживание достигается напряжением мышц, антагонистических тем, которые вовлекаются в наказуемое действие. То, что первоначально было конфликтом организма и среды, превратилось во внутренний конфликт. Если ретрофлексия находится под сознаваемым контролем, т.е. человек в данной ситуации подавляет определенную реакцию, выражение которой повредило бы ему, никто не будет оспаривать нормальность такого поведения. Но ретрофлексия патологична, если она осуществляется по привычке, без контроля. Когда человек обнаруживает свое ретрофлексирующее бесконтрольное действие и вновь обретает контроль над ним, все части организма выступают на защиту ретрофлексии, как бы предотвращая катастрофу. Человека охватывают замешательство, страх, чувство вины и потребность обвинять других, как будто осуществляется нападение на тело, на саму его жизнь. Нужно постепенно привыкнуть к этим возрождаемым непривычным чувствам и научиться пользоваться ими. Интроект – это и есть тот материал, способ поведения, чувствования, оценки, который индивид принял в свою систему поведения, но не ассимилировал таким образом, чтобы он стал частью его организма. Наконец, проекция – это черта, установка, отношение, чувство или фрагмент поведения, которое в действительности принадлежит человеку, но не ощущается им в качестве такового, а приписывается объектам или людям в окружении и затем переживается как направленное ими на него, а не наоборот. Для функционирования проекции необходимы ретрофлексия и слияние. В проекциях человек осознает и импульс, и объект в среде, но не отождествляет себя со своим агрессивным намерением и не осуществляет его, так что в результате он теряет ощущение того, что этот импульс принадлежит ему. Вместо этого он стоит неподвижно и, сам того не понимая, ждет решения своих проблем извне. Итак, гештальтпсихология воспринимает личностное здоровье как максимальный контакт с реальностью, в том числе реальностью собственной психической и эмоциональной природы, глубину переживания происходящего, осознанность и ответственность.
Date: 2015-09-27; view: 372; Нарушение авторских прав |