Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религиозно-политические доктрины
В последней четверти ХХ в. заметно усилилась роль религиозной идеологии в политике. Во многих странах оживился клерикализм - политическое направление, широко использующее религию и церковь в борьбе за власть. Многие религиозные конфессии также не стоят в стороне от политической жизни. На идейной основе некоторых религий развивается иногда несколько религиозно-политических течений, имеющих противоположные установки. Католицизм. Большое влияние на политику оказывает глава католической церкви - папа, но главный канал воздействия католицизма на политическую жизнь в Европе - это христианско-демократические партии, сблизившиеся с неоконсерватизмом и воспринявшие его ценности (Бельгия, Италия, Польша, Германия). В Латинской Америке, где проживает 60% всех католиков мира, на основе учения Э. Мунье развивается социал-христианское течение, отстаивающее модель персоналистского, плюралистического коммунитарного общества "социального участия". В этом регионе возникла отличающаяся радикализмом доктрина "теологии освобождения", опирающаяся на новую трактовку библии и некоторые положения, заимствованные у марксизма. Она пытается соединить идею революционного освобождения от экономической и политической зависимости с идеей освобождения человека от "библейского" греха. В 1960-х гг. "теология освобождения" получила распространение среди негритянского населения США в некоторых странах Африки (Анголе, ЮАР). Ислам. В исламском мире роль религии в политике традиционно велика. Во многом это объясняется популярностью идеи халифата-государства, где существует единство политической и религиозной власти. Весьма условно можно выделить три течения внутри ислама: ортодоксальное, модернистское и фундаменталистское. Роль их в политической жизни общества различна. Ортодоксы выступают с консервативных позиций, идеализируют традиционные общественно-политические отношения в обществе, являются противниками перемен. Модернисты стремятся адаптировать религиозные идеи к потребностям либерально-демократических преобразований. Фундаменталисты выступают за переустройство общества на основе установок раннего ислама и концепции халифата. Причем, одни стремятся возродить доктрины Мухаммеда в полном объеме, а другие - выборочно. В Средней Азии усиливается влияние ваххабизма - фундаменталистского направления в исламе, выступающего за возвращение к первоначальному исламу, отказу от роскоши, песен и танцев, от употребления вина и табака. Сторонники этого течения жестоко расправляются с отступниками от веры. Они создали организацию боевиков, которая носит название "Братья-мусульмане" и имеет свой центр в Саудовской Аравии. Подводя итог рассмотрения политических идеологий и политических течений современности, следует подчеркнуть, что большинство из них являются динамичными образованиями, стремятся своевременно реагировать на изменение ситуации, на возникающие проблемы. Политические идеологии взаимодействуют, при этом то одна, то другая периодически либо усиливают, либо ослабляет свое влияние. 19. Политическая культура: понятие, структура и функции. Понятие политической культуры становится сегодня одним из самых популярных и актуальных не только в политической науке, но и в повседневной лексике. Его употребляют и профессиональные политики, и журналисты, и люди от политики далекие. Данное понятие стало своего рода интегральной характеристикой политического сознания и политического поведения отдельных наций, народов, общества в целом. В политической науке нет единой концепции политической культуры. Об этом свидетельствуют десятки определений этого явления. Термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г.Алмондом, его концепция политической культуры играет сегодня роль базовой, основополагающей. В статье «Сравнительные политические системы», вышедшей в 1956г., Г.Алмонд называет политической культурой «определенный образец ориентации на политические действия», в который встроена всякая политическая система. Позднее в книге «Гражданская культура» (в соавторстве с С.Вербой) Г.Алмонд уточняет свои представления о политической культуре и рассматривает ее как совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Классическое определение политической культуры, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов: а) познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о политических объектах и идеях; б) аффективную ориентацию – чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении политических объектов; в) оценочную ориентацию – суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование применительно к политическим объектам и событиям неких оценочных критериев. В данном определении выделяются две характерные особенности. Во-первых, политическая культура понимается как совокупность ориентаций на политическую деятельность. Это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентации, в которую включены: знания о политической системе, ее функциях, решениях и действиях; чувства относительно политической системы и политических деятелей (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе (оценочные ориентации). Данная концепция политической культуры призвана объяснить тот факт, что сходные по форме политические системы и их институты в разных странах функционируют по-разному. Кроме того, указанный подход задает общие объективные критерии для сравнительных исследований политического поведения в различных странах. Итак, политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения. Структура политической культуры может быть представлена совокупностью следующих элементов:
Политическая культура, как и всякая иная, передается от поколения к поколению; самым главным ее выражением является политическое поведение людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения, а также культуру функционирования политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация. Характерные чертыполитической культуры состоят в том, что она: 1. фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта; 2. является продуктом естественно-исторического развития общества; 3. имеет тотальный характер: политические отношения пронизаны, пропитаны политической культурой; 4. характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения. Политическая культура выполняет в обществе определенные функции: · идентификации, реализуя потребность человека в принадлежности к сообществу, группе; · ориентации, объясняясмысл политических явлений; · адаптации и социализации – через приобщение к навыкам политического поведения; · интеграции, направленной на сохранение ценностей и объединение вокруг них различных групп; · коммуникации, осуществляя взаимодействие субъектов и институтов на основе стереотипов, мифов и символов. Date: 2015-09-22; view: 709; Нарушение авторских прав |