Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические идеологии современности





Идеология - система взглядов того или иного социального или политического субъекта, выражающая его интересы, цели, и отношение к действительности. Термин "идеология" был введен французским ученым и философом А.Л. Лестют де Гарси в начале XIX в.

 

Политическая идеология - это, как правило, систематизированное представление политического субъекта (класса, партии, движения и др.) о своем месте в системе политических отношений, о власти и путях использования её в собственных интересах. Идеология связана с интересами тех или иных групп населения, но её разработкой занимаются ученые и профессиональные политики.

Различают три уровня функционирования политической идеологии:

1) концептуально-теоретический (теории и учения);

2) программно-политический (программы, манифесты);

3) актуализированные представления на уровне массового политического сознания.

Являясь разновидностью политического сознания, политическая идеология выполняет важную функцию в осуществлении власти, сплачивая людей и направляя их политическое поведение.

К наиболее влиятельным идеологиям современности относятся следующие: консерватизм, либерализм, социал-реформизм и коммунизм. Во второй половине XX в. заметно активизировались религиозные, этнические и экологические движения и соответствующие им идейно-политические доктрины. (Доктрина - учение, политическая система.)

Консерватизм - идеология, отстаивавшая принципы традиционности и преемственности в общественном развитии, выдвигавшая в качестве основных требований сохранение морального порядка и естественно-правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности, отвергавшая идею сознательного, целенаправленного изменения общественных отношений. Термин "консерватизм" был введен Ф. Шатобрианом в 1830 г. Основоположником политической идеологии консерватизма считается Э. Бёрк - английский аристократ, государственный деятель, выступивший с острой критикой Великой Французской революции, наблюдателем которой он являлся. Политические идеи Э. Бёрка изложены в его знаменитых книгах: "Размышления о причинах существующего недовольства" (1770 г.) и "Рассуждения о революции во Франции" (1790 г.). Консерватизм противостоит не только коммунизму и социал-реформизму, но и либерализму, несмотря на наличие некоторых общих с ним социально-политических установок: признания частной собственности основой личной свободы человека, требования невмешательства государства в сферу экономики, выражения приверженности законности, политическому плюрализму, демократии.

В настоящее время в консерватизме можно выделить три направления: традиционализм, либертаризм и неоконсерватизм. Первое, по традиции, делает акцент на превосходстве политических порядков "старых, добрых времен" (основоположники Э. Бёрк и де Мёстр). Второе направление - либертаризм - выступает проповедником и защитником идеи неограниченной свободы человека (Ф. Хайек, Дж. Роум, Р. Позик). Третье направление - неоконсерватизм - сложилось относительно недавно, во второй половине 1970-х гг. Оно несет на себе отпечаток сближения с либерализмом (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл).

Главные принципы и ценности неоконсерватизма следующие: ограничение вмешательства государства в экономику, но признание необходимости усиления его влияния в политической сфере, особенно в отстаивании интересов нации на международной арене и в деле поддержания законности и порядка; внимание к вопросам морали, права и религии; решительное отрицание идеи государственного капитализма, политики обобществления и национализации; провозглашение курса на свертывание социальных программ и сужение социальных гарантий.

Несмотря на определенное сближение во взглядах, серьезным оппонентом консерватизма во многих странах по-прежнему остается либерализм.

Либерализм - идеология, обосновывающая необходимость признания абсолютного суверенитета человека в любой сфере его жизнедеятельности, как необходимого условия нормального развития общества. В разработку идей либерализма внесли заметный вклад Дж. Локк, А. Смит, Д. Юм, И. Кант, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон и многие другие известные философы и политики.

Основополагающие ценности либерализма следующие: личная независимость и добровольное сотрудничество; частная собственность и рыночная саморегулирующаяся экономика; правовое государство с ограниченным правом вмешательства в жизнь общества; демократия и свободная конкуренция политических сил и идей.

В конце XIX - начале XX вв. под влиянием противостояния социал-реформизму классический либерализм был подвергнут ревизии, которая привела к появлению неолиберализма, или "социального либерализма", ориентирующегося на ограниченный социальный реформизм и примирение идей равенства и свободы. Это течение постепенно впитывает в себя идеи защиты социально-экономических прав граждан, отстаивает рационализм, индивидуализм и антиэтатизм. Именно это обстоятельство и обусловило развитие тенденции к сближению позиции части либералов и консерваторов и возникновение неоконсерватизма.

Как консерватизм, так и либерализм не могут не считаться с существованием идеологии социал-реформизма, пользующейся достаточно большим влиянием в европейских странах.

Реформизм - идеология преобразования общества путем последовательного его реформирования. Социал-реформизм обосновывает необходимость реформирования капитализма в интересах трудящихся. Именнo этой идеологии придерживается социал-демократия. Теоретическое обоснование политической идеологии социал-демократии было дано в трудах Э. Бернштейна (1850-1932), К. Каутского (1854-1938) и Р. Гильфердинга (1877-1941). Современный теоретический арсенал социал-демократии опирается на идеи кейнсианства. Социал-демократия защищает путь реформистского преобразования капиталистического общества и отрицательно относится к революционным действиям.

Основополагающие ценности социал-демократии: солидарность, равенство, свобода, справедливость. Они считаются равнозначными и взаимообусловленными. Социально-экономическая программа предусматривает существование смешанной экономики, государственное регулирование экономики (с помощью экономических рычагов и законодательств), развитое социальное законодательство (нацеленное на реализацию принципа социальной справедливости), участие персонала в управлении производством (неокорпоративная модель труда и капитала). Пытаясь приспособиться к новым условиям, социал-демократическая теория и политика трансформируются в направлении отказа от крайностей, от жестких установок на общественную собственность; взят курс на дистанцирование от профсоюзов, чтобы снять обвинение в поддержке корпоративизма; разрабатываются проекты качественного преобразования социальных требований и концепции социального государства.

 

Постоянным оппонентом социал-реформистской политики и теории выступает коммунистическое движение, опирающееся на комплекс идей, названное Сталиным марксизмом-ленинизмом, но во всем мире называемое коммунизмом.

Коммунизм - идеология, сутью которой является критика капиталистических отношений с позиций отрицания частной собственности, с позиций коллективизма. Политические идеи коммунистической идеологии базируются на безграничной вере в теорию прогресса, на мессианской трактовке роли рабочего класса в обществе, на утопическом понимании природы человека, на вере в историческую неизбежность революционной замены капитализма социализмом.

Её основные принципы: уничтожение частной собственности и переход к государственной, централизованное планирование, приоритет коллективных и государственных интересов над интересами личности, руководящая роль рабочего класса и коммунистической партии в обществе.

Распад системы социализма и уход КПСС с исторической сцены обострил проблему модернизации коммунистической доктрины. В некоторых странах коммунистические партии перестали существовать (сменили названия или были распущены), но там, где они сохранились, заметна тенденция к сближению с социал-демократией. Вместе с тем, действуют группы и партии, настроенные консервативно, то есть заявляющие о своей верности идеологии марксизма-ленинизма.

Кризис коммунистического движения и его идеологий происходит на фоне бурного роста так называемых альтернативных движений, разрабатывающих свои варианты политической идеологии и культуры.

Идеология альтернативных движений.

Разнородный социальный состав обусловливает мозаичный, эклектичный характер идеологии альтернативистов. Ей свойственна критическая направленность в отношении многих явлений современного общества, доходящая до полного отрицания существующего социального строя. Заметно и влияние анархизма, то есть идеи безгосударственного устройства общества.

Программы альтернативных движений включают широкий спектр требований: защита природы, устранение угрозы ядерной войны, воспитание людей в духе новых ценностей, полная занятость и участие трудящихся в управлении производством, прекращение всех форм дискриминации и др.

Haиболеe заметную роль в современном мире играют следующие движения: за новый стиль жизни, экологическое и антивоенное. Набирают силу молодежные, феминистские и правозащитные выступления.

В идейном отношении наиболее разработанными являются программы экологических движений, особенно "зеленых". Это общественно-политическое движение возникло в конце 70-х - начале 80-х гг. Программные положения партий "зеленых" включают широкий круг требований: охрана природы и среды обитания человека, подчинение хозяйственной деятельности требованиям экологического императива, ликвидация крупных экономических структур, проведение мер по обеспечению полной занятости и участию трудящихся в управлении, демократизация государства, защита мира, полное уничтожение оружия массового поражения и др.

Экологическое движение начинало с привлечения внимания общественности к решению глобальных проблем современности и тотальной критики буржуазного общества и его политических институтов. Постепенно сложилось реформаторское крыло, связанное с пересмотром отдельных буржуазных ценностей, а не с оппозицией системе в целом. Но внутри экологического движения есть и течение экоправых, которые придерживаются той точки зрения, что только тоталитарное государство, отменяющее демократические свободы, может предотвратить хаос и экологическую катастрофу.

Идеология антивоенного движения объединяет целый спектр идей, обосновывающих необходимость борьбы против милитаризма, военной опасности и применения насилия в решении политических проблем. В 1920-30 гг. возникли первые пацифистские общества и началось быстрое распространение их идеологии. (Пацифизм отрицает всякие войны, вне зависимости от их характера и цели, осуждает любую вооруженную борьбу, влекущую за собой человеческие жертвы.) В настоящее время в антивоенном движении наблюдается тенденция перерастания его в движение за выживание человечества, за безъядерный, ненасильственный мир.

К альтернативным движениям относятся и так называемые "гражданские инициативы" - их наиболее распространенная, но наименее организованная форма. Центральный момент их деятельности - это борьба за удовлетворение каких-либо конкретных требований, а также разработка и реализация социальных проектов. Близки к "гражданским инициативам" организации альтернативного образа жизни, пытавшиеся изменить жизнь общества путем создания общин и коммун, альтернативных предприятий и организаций.

В целом для альтернативных движений характерно то, что входящие в них организации имеют зачастую большую поддержку, чем традиционные партии, но их развитие сопровождается спадами и подъемами активности. Они порождают новые формы социальной жизни и организации, сплачивают, соединяют людей, формируют основу для единства действий различных слоев и групп населения. Следует отметить, что элемент стихийности, свойственный новым социальным движениям, может породить иногда и деструктивные действия, особенно в случае усиления националистических настроений.

Date: 2015-09-22; view: 480; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию