Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкуренция и монополия, антимонопольное государственное регулирование





Конкуренция - соперничество между отдельными хозяйствующими субъекта-ми (ХС) за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров. Существуют 3 типа конкурентного поведения рыночных субъектов: созидательное – создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками; приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве продукции; обеспечивающее – направлено на сохранение достигнутых позиций.

В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяютценовую (ЦК) и неценовую конкуренцию (НЦК). ЦК - борьба между производителями за получение доп. прибыли за счет уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. ЦК проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискрими-нации (предоставлении одного и того же товара по разн. ценам для разн. групп населения) и др. НЦК - это борьба между ХС на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и др. приемов.

Также различают совершенную (СК) и несовершенную конкуренцию (НСК). СК - такое состояние эк-кой системы, когда влияние каждого участника эк-ого процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. НСК существует тогда, когда возможен контроль над опр-ой долей рынка. Виды НСК:

· монополия - власть 1-го продавца (монопсония - власть 1-го покупателя);

· олигополия - власть неск. крупных фирм (олигопсония - власть неск. крупных покупателей);

· монополистическая конкуренция - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.

Монополия - крупное хозяйственное объединение, контролирующее отрасли и рынки за счет высокой степени концент-рации производства и капитала и устано-вления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Монополизм - это исключительное положение одного из ХС, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство продукции и устанавливать господство на рынке.

Основные направления демонополиза-ции в России предполагают:

- контроль за соблюдением антимоно-польных требований при создании, реор-ганизации и ликвидации ХС;

- контроль за крупн. продажами и по-купками акций, кот. могут привести к до-минирующему положению ХС (>35 %);

- предоставление льготных кредитов, уменьшение налогов или освобождение от них ХС, впервые вступающих на данный товарный рынок;

- финансир-ие мероприятий по расшир-ю выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных ХС;

- привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

 

 

12.Рынок: условия возникновения, функции, структура и модели рынка.

Ры́нок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

Существуют 3 основных условия, сделавшие рынок объективно необходимым.1) общественное разделение труда и специализация. 2) экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию3) разрешение проблемы трансакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Для эффективного функционирования рынка необходимо и 4-ое условие – самостоятельность производителя.

К функциям рынка относятся:,информационная,посредническая, ценообразующая, регулирующая, стимулирующая

Субъектами рынка выступают продавец, покупатель, посредник.

К объектам рынка относят: рабочую силу; потребительские товары и услуги; средства производства; финансовый капитал; интеллектуальную собственность.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Существуют четыре основных типа рыночных структур. Первая из них носит название совершенной чистой конкуренции, вторая несовершенная конкуренция, третья – олигополия, четвертая - чистая монополия.

Рынок чистой конкуренции. Совершенно конкурентный рынок состоит из многих продавцов, ни один из которых не оказывает никакого влияния на цену, по которой он поставляет продукцию. Рыночная цена задается рынком, она не зависит от объема выпуска конкретной фирмы. Рынок чистой монополии характеризуется следующими чертами; наличие только одного продавца некоторого товара (отрасль состоит из одной фирмы); товар не имеет близких заменителей и покупатель должен покупать товар у монополиста или отказаться от него. Рынок чистой монополии в ее классическом понимании в реальности отсутствует. Цена определяется монополистом одновременно с определением объема предложения товара, при этом учитываются издержки и спрос.

Монополистическая конкуренция характеризуется следующими чертами, сочетающими элементы монополии и конкуренции: наличие множества фирм; выпускаемые фирмами однородные товары широко дифференцированы по качеству, сервису, рекламе, что делает каждую отдельную фирму мини-монополистом, контролирующим небольшую долю всего рынка соответствующего товара; фирмы сосредоточивают свои усилия в основном на производстве товара, пользующегося ограниченным спросом, и свойства которого соответствуют специальным запросам потребителей.

Олигополистический рынок самый распространенный рынок характеризуется следующими чертами:

на рынке действует небольшое число крупных; продукты могут быть и дифференцированными. Если олигополист уменьшит объем производства, то это приведет к росту цен на рынке. Если же несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их власть на рынке приблизится к монопольной.

Модели рынка. 1) Совершенная конкуренция: большое количетво продавцов и покупателей,которые не могут влиять на цены; товар однороден; свободный вход и выход4 информация общедоступна.

2) несовершенная конкуренция:

А)монополия- на рынке действует один крупный продавец, предлагает уникальную продукцию, монополист диктует цены и объемы производства.

Б)монопсония- на рынке один крупный покупатель, который диктует цены и объемы производства.

В)олигополия – на рынке существует несколько рупных продавцов, вход в эту отрасль ограничен, часто требует огромных капиталовложений.

Г) монополистическая конкуренция: свободный вход и выход, большое количество продавцов и покупателей, товар разнородный.

Date: 2015-09-27; view: 676; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию