Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фехтование в средние века





 

Феодальные общественные отношения, прочно установив­шиеся на Руси ко второй половине XI е. нашей эры, наложи­ли свою печать на физическую культуру, которая все больше стала распадаться на физическую культуру широких народных масс и физическую культуру феодальной знати.

Древнейшей формой самобытного физического воспитания у восточных славян были «игрища», которые сохранились и в период феодализма.

Наиболее передовой системой военно-физической подготов­ки в средние века была самобытная система в Киевской Руси. Будучи органически связана с традициями русской народной фи­зической культуры1, эта система обеспечивала успешную борьбу мирного народа с иноземными захватчиками. Активными участ­никами этой борьбы были широкие народные массы — народное ополчение. Среди народа и феодальной знати в XI—XIII вв. бы­товали различные состязания во владении холодным оружием, фехтование на палках, «конские ристания». Искусство владения холодным оружием и верховой езды было отличительной чертой русского воинства. Тактика военных состязаний и фехтования соответствовала тактике русского открытого, честного рукопаш­ного боя.

Н. Г. Чернышевский писал об исторической миссии рус­ского народа: «Нет, не завоевателями и грабителями выступа­ют в истории политической русские, как гунны и монголы, а спасителями от ига монголов, которое сдержали они на мощ­ной вые своей, не допустив его до Европы».

Украинский народ также создал свою самобытную систему военно-физического воспитания. Искусство владения холодным оружием и фехтование являлись важнейшими средствами под­готовки украинских казаков в Запорожской Сечи.

В Грузии, достигшей к XII в., в эпоху Руставели, особого расцвета культуры, в том числе и физической культуры, широ­кое распространение среди феодальной знати и всего населения имели фехтование и ристальные игры. Среди народа бытовал и бытует в настоящее время в несколько измененной форме особый вид фехтования на мечах — «парикаоба», во время которого применялся небольшой круглый щит. Кроме парикаоба, народы Грузии любили фехтовальные соревнования «салдасти» — бой на игрушечных пращах и деревянных саблях.

Холодное оружие, известное еще с древности, в средние ве­ка значительно видоизменилось. Изменились и защитные при­способления и одежда воинов. В России, непрерывно отражавшей набеги кочевников с Востока и нападения псов-рыцарей с Запада, были созданы разнообразные виды холодного оружия, которые с успехом противопоставлялись по-разному вооружен­ным противникам. Исстари на Руси применялись: одноручные мечи, сабли-шашки, кончары, кинжалы, пики, копья, лук и стрелы, дротики, рогатины, берды­ши и другое оружие.

Русское народное ополчение, отстаивающее независимость страны, приспосабливало для борьбы с иноземными захватчиками предметы охоты, землепашества и домашнего обихода. Так, косарь, насаженный на палку, превратился в боевое двуручное оружие — бердыш (рис. 1а), охотничья рогатина — в боевую рогатину (рис. 1 б), насаженная на длинный шест коса — в оружие, предназначенное для подрезания су­хожилий у лошадей противников, простая палка, дубина — в боевую палицу, бытовой топор — в боевой топорик и клевец (боевой молот). За­щитная кольчужная одежда русских воинов была достаточно прочна и не стесняла движений. Это позволяло русским воинам проявлять большую быстроту и ловкость, чем это могли сделать закованные в стальные латы рыцари.

Русский одноручный меч средних веков (рис. 2) отличался от известного в древности меча большей длиной и массивностью.

Сабля-шашка (рис. 3) —одноручное рубя­щее оружие. Ее стальной, слегка изогнутый, заканчивающийся острием, клинок имеет одно лезвие. Есть основание предполагать, что рус­ская сабля-шашка была заимствована народа­ми Запада и что впоследствии на основе ее воз­никла спортивная сабля (эспадрон).

Кончар — одноручное колющее оружие (рис. 4), имеющее трех или четырехгранный клинок длиной до 140 см, простую рукоятку и круглую гарду. Назначение кончар а состояло главным обра­зом в нанесении уколов противнику, защищенному кольчужной одеждой. Кончары состояли на вооружении русских войск за три с лишним столетия до появления испанской шпаги, форма и размеры которой чрезвычайно схожи с кончаром.

Успешные сражения русских войск с рыцарскими не могли не вызывать процесса заимствования последними как типов холодного оружия и защитной одежды, так и приемов владе­ния этим оружием. Например, на Западе в XII в. рыцарство заимствует кольчужные доспехи. Позже были позаимствованы сабля и кончар. К XII в. вооружение рыцарских, исключительно конных, войск состояло из копий, пик, палиц, средневековых одноручных мечей, кинжалов, алебард и щитов. Массивный средневековый одноручный обоюдоострый меч (рис. 5) имел клинок длиной до 100 см и шириной 8 см. Алебарда (рис. 6) — двуручное оружие, представляющее собою соединение копья, топора и крюка, посаженное на длинный деревянный шест. Але­бардами обычно были вооружены ополченцы средневековых городов и рыцарские оруженосцы, которым они служили одно­временно и ритуальным (парадным) оружием.


 

В связи с появлением стальных пластинчатых рыцарских доспехов произошло утяжеление холодного оружия, которое годилось теперь не только для ударов и уколов противника, но и для разрушения его доспехов и оглушения. Так, в XIII в. появляются громоздкие, тяжелые двуручные мечи (рис. 7). Однако по-прежнему широко применялись одноручные мечи и щиты. Обоюдоострый двуручный меч имел хорошо заострен­ный конец. Ширина уплощенного клинка равнялась 4—6 см, а длина достигала 200 см. Рукоятка длиной 60—70 ем предназ­началась для держания меча одновременно двумя руками. Таково было оружие и доспехи рыцарства. Тяжесть и громозд­кость оружия требовали от воина большой физической силы.

На обучение приемам владения холодным оружием и на под­держание этого навыка требовалось тогда много времени.

Рыцарство, это прикрытое пышной мантией ложного бла­городства сословие феодалов-захватчиков, проводило время в военных грабительских походах на мирные народы и города, а в промежутках между ними — в военных упражнениях и ди­ких развлечениях. Среди последних фехтование занимало важ­нейшее место. Одной из семи так называемых «благородных страстей» рыцарства было фехтование, разрешавшее задачу военно-физического воспитания класса феодалов и его най­митов.

Особенно большое внимание обучению приемам владения холодным оружием и фехтованию уделялось в тех странах, рыцарство которых вело непрерывные грабительские войны с 'горожанами своих стран и с другими странами, в том числе и с Россией. Не случайно поэтому то, что фехтование, как кро­вавая забава, выполнявшая задачу подготовки рыцарства к ве­дению захватнических войн, развивалось и получило широкое развитие в Испании, Франции, Германии, Италии. В рыцарских турнирах, как в зеркале, отражалась дикость нравов и граби­тельская сущность этого сословия. «Внешние украшения, внеш­ний блеск, шелк, бархат, перья, всевозможные цепи, кольца и драгоценные украшения, привычки и заученные приемы»... «грубые развлечения с убийствами, очень распространенное суеверие, предрассудки и мистицизм при умственной неразвито­сти и даже часто при полном невежестве» — такова характери­стика рыцарского сословия — этой 'бронированной военной си­лы феодалов-захватчиков, данная П. Ф. Лесгафтом (П. Ф. Лесгафт, Собрание педагогических сочинений. Том I. ФиС. М., 1953, стр. 136.).

Рыцарские турниры проводились с 935 по 1487 г. Они бы­ли проявлением культа грубой силы и служили цели воспита­ния в рыцарстве психологии убийц, слепо выполняющих при­казы своих повелителей — феодалов, цели поддержания на вы­соком уровне военно-физической подготовки рыцарских войск, а также цели запугивания народных масс. Турниры средневе­ковья являлись отчасти продолжением традиций так называе­мых троянских игр, проводившихся среди нарождающегося ры­царства древнего Рима. Оружием, на котором происходили турнирные бои, оставались пики, копья, мечи, палицы. Сущест­вовали турниры, где 'было только два противника, и турниры, представляющие собой групповые сражения. Бой противников сводился, главным образом, к искусству наносить мощные уда­ры пикой, копьем, мечом или палицей с целью выбить против­ника из седла (рис. 8). Искусное управление конем составляло одно из условий турнирного боя.


Рыцарские турниры включали в себя так называемые подго­товительные упражнения и главный турнир. Подготовительные упражнения выполнялись на тупом оружии, а главный турнир — на боевом оружии, что приводило к человеческим жертвам. Накануне турниров устраивались состязания юношей-оруже­носцев. В программу таких состязаний включалось фехтование в виде упражнений с копьем, мечом и алебардой. Кроме турни­ров, проводились рыцарские игры с обязательными состязания­ми в фехтовании. Фехтование сводилось к выполнению боевых приемов с холодным оружием и к игре в самый бой (рис. 9).

 

 

Рыцарство сосредоточившее свое главное внимание на разви­ли искусства наносить мощные удары оружием и на мастер­ском управлении конем, не могло внести в технику владения холодным оружием технической тонкости, которая так харак­терна для современного фехтования.

Обучение рыцарского сословия навыку владения холодным оружием начиналось с 14-летнего возраста. После семилетней службы в качестве пажа мальчики с 14 лет переходили на службу к рыцарям в качестве оруженосцев. Находясь под при­смотром рыцаря, мальчики обучались всему тому, что знал и умел этот рыцарь, готовились стать покорным оружием в ру­ках феодалов. Естественно, что в физическом воспитании ору­женосцев фехтованию уделялось достаточно большое внима­ние. Оруженосец повсюду сопровождал рыцаря. Находясь во время сражения сзади рядов сражающихся, оруженосец следил за своим повелителем и оказывал ему помощь в случае ра­нения.

Значительную роль в развитии фехтования сыграло населе­ние средневековых городов Западной Европы, где фехтование возникло как форма всеобщей военной подготовки жителей к обороне городов от грабительских нападений рыцарей. Позже фехтование становится излюбленным времяпрепровож­дением, зрелищем для жителей городов Западной Европы.

В боях с рыцарями горожане действовали в большинстве случаев длинными палками и баграми. Позже городское на­селение стало применять все виды холодного оружия. Не обремененные тяжелыми доспехами горожане были более ловкими в рукопашной схватке на земле и поэтому старались в первую очередь выбить рыцарей из седла. Спешенные рыцари из-за громоздких доспехов теряли свои преимущества.


Для обучения приемам владения холодным оружием в го­родах средневековья были открыты специальные школы фехто­вания. Учителя фехтования руководили в этих школах при­витием занимающимся навыка владения всеми существовавши­ми в то время видами холод­ного учебного и боевого ору­жия, в том числе на двуруч­ных мечах (рис. 10), алебар­дах, кинжалах и саблях (рис. 11).

При обучении приемам вла­дения холодным оружием при­менялась палка, которой поль­зовался вместо оружия препо­даватель. При помощи палки занимающиеся выполняли уп­ражнения. Гравюры, рисунки того времени говорят о том, что обучение фехтованию происхо­дило на индивидуальных уро­ках, где занимающиеся выпол­няли приемы под команду (рис. 12), работали у мишени и проводили учебные бои. Обу­чение фехтованию включало в себя также и приемы рукопаш­ного боя и управление конем (вольтижировку).

 

 

 

 

Состязания в фехтовании проводились на учебном, тупом, оружии. Специальной защитной одежды при фехтовании не употреблялось. Это требовало от учителей особой ловкости и знания своего дела. Для занятий фехтованием в средневековых городах существовали специально оборудованные залы.

Разрешая задачи военно-физической подготовки, фехтоваль­ные школы средневековых городов являлись вместе с тем сво­его рода спортивными фехтовальными центрами. Состязания по фехтованию были одной из распространенных в ту пору форм развлечения горожан.

Кроме военно-прикладной и зарождавшейся спортивной форм фехтования, в средние века существовала еще дуэльная форма, возникшая из поединков, которые носили название «суда божьего». Такой «суд божий» назначался в том случае, когда одна из прибегнувших к правосудию сторон не соглаша­лась с решением судьи. Поединок происходил на боевом ору­жии и обычно кончался смертью одного из противников, а иног­да смертью обоих. Победитель поединка признавался судом выигравшим тяжбу. Поединки так называемого «суда божьего», почвой для которых служила дикость нравов и религиозный мистицизм средневековья, позже превратились в дуэли. Пое­динки проводились среди горожан и среди рыцарского сословия (рис. 13). Дуэлянтство поощрялось дворянством как сред­ство воспитания воинствующей психологии господствующего класса, утверждающего свою власть кровавым насилием.

Защищая свою независимость и выступая в роли освобо­дителя народов Европы от нашествия монголов, русский народ за 250 лет (XIII, XIV вв. и начало XV в.) принужден был про­вести 160 войн с врагами-захватчиками. Это определило пре­обладание в системе физического воспитания народа военных и полувоенных упражнений. Среди этих упражнений фехтова­ние на палках (палочные бои) и «конские ристания» проводи­лись уже по специальным правилам.

В XVI в. русская православная церковь вела жестокую борьбу с распространенными среди широких народных масс физическими упражнениями. Участники народных игр и со­стязаний преследовались церковью как еретики. Позже, в XVII в., в котором народные массы отвечают на притеснения помещиков и царской власти городскими восстаниями и крестьянской войной (Степан Разин), самобытные народные средства физического воспитания преследуются царским правительством и церковью с целью снижения боеспособности народных масс участие в народных играх и состязаниях каралось при царе Алексее Михайловиче побоями батогами и ссылкой. Однако ни церковь, ни царское правительство не смогли сломить волю свободолюбивого народа, и традиционные народные игры и со­стязания продолжали широко применяться трудовыми массами России.

В первой половине XVII в. ж подготовке русской армии стали привлекаться иностранцы. Это резко снизило ее боеспособ­ность, так как из системы подготовки войск стали устраняться как исконно русские физические упражнения, так и прогрессив­ные методы обучения. Взамен их привносилась оборонительная тактика ведения войны, заучивание отдельных приемов и строе­вая муштровка.

Русское дворянство, гнушаясь традиций собственного на­рода, предав забвению превосходство русских в искусстве вла­дения холодным оружием, игнорируя национальные формы состязаний в фехтовании, настойчиво и слепо подражало за­падноевропейскому рыцарству. В силу этого национальные формы состязаний в фехтовании не получили такого развития, как на Западе. Русское дворянство позаимствовало фехтова­ние с Запада. Этими обстоятельствами объясняется то большое внимание, которое уделяется в данной книге возникновению и развитию фехтования в странах Западной Европы.

В связи с широким развитием военно-прикладной дуэльной и начинающей развиваться спортивной форм фехтования в сред­невековых городах Западной Европы возник спрос на учителей искусству владения холодным оружием. Спрос был настолько велик, что в городах появились специальные ремесленные гиль­дии (цехи) фехтовальщиков, куда входили наиболее опытные мастера владения холодным оружием. Усовершенствование холодного оружия привело к тому, что к XVI в. выходят из употребления металлические доспехи, легко пробиваемые пу­лей. В связи с этим теряют свое значение двуручные мечи и двуручные шпаги (рис. 14), а также и алебарды, оставаясь, однако, по традиции некоторое время как фехтовальное ору­жие. Тяжелый одноручный средневековый меч заменяется бо­лее легкой колюще-рубящей шпагой (рис. 15). Шпага использу­ется как оружие ближнего боя на войне и как оружие, на ко­тором происходили дуэли и состязания в фехтовании. Шпага применялась и в сочетании со щитом — тогда противники при­нимали боевую стойку левым боком друг к другу — и без упот­ребления щитов, когда противники располагались правым бо­ком друг к другу.

 

 

В связи с устранением металлической защитной одежды и облегчением оружия техника владения им получила возможность развития. Бурное развитие началось только с превраще­нием боя в условный спортивный бой на облегченном тупом спортивном оружии. Легкая, удобная предохранительная одеж­да и фехтовальная маска полностью устраняли опасность уко­лов и ударов, т. е. фехтование превратилось в фехтовальный спорт, что произошло в конце XVIII в. Теряя постепенно свое военно-прикладное значение, шпага становится ритуальным, парадным оружием в среде дворянской знати и оружием, на котором происходили дуэли. Вместо щита с конца XV в. стала применяться, сначала только для защиты, а позже и для напа­дения, дата — короткая шпага (рис. 16). Противники распола­гались главным образом левым боком друг к другу, держа шпа­гу в правой руке, а дату в левой (рис. 17).

Конец XV и начало XVI вв. характеризуется преобладанием в Западной Европе дуэльной формы фехтования. Поветрие дуэ­лей особенно сильно распространилось в Испании, где возникла особая каста драчунов-дуэлянтов под названием «Браво». Испания славилась лучшими шпажными (толедскими) клин­ками и была признана своего рода центром фехтования того времени.

Дуэльный и спортивный фехтовальные бои проводились главным образом на шпагах с дагой, которая вскоре была за­менена кинжалом. Вместо даги или кинжала применялся и плащ (рис. 18), при помощи которого проводились приемы защиты, обезоруживания противника и подготовки нападения.

Испанские учителя фехтования Понс-де-Перпиньяна и Пед-рос-де-Торре в 1474 г. выпускают первую в Испании книгу по вопросам техники и тактики фехтования. К тому же времени вводятся понятия внешней и внутренней фехтовальных линий и приемы маневрирования (так называемые «пассы» — шаги и «вольты» — уклонения).

В Германии в XV и XVI вв. фехтование широко развивалось среди городского населения, которое организовывало фехто­вальные школы и своего рода фехтовальные спортивные обще­ства («Братство святого Марка», «Вольные фехтовальщики пера» и др.) (рис. 19). Под влиянием реакционного духа прусского юнкерства, ставшего впоследствии одной из черт гер­манского фашизма, фехтование в Германии выродилось затем в одну из самых отвратительных разновидностей диких развле­чений того времени — в так называемое мензурное фехтование. Противники, снабженные защитными очками (консервами) и вооруженные шлегерами (оружие типа сабли с отточенным лезвием), старались нанести друг другу режущие удары по лицу.

 

 

 

Однако и в Германии имел место процесс возникновения фехтовального спорта. Так, в 1570 г. немецкий учитель фехто­вания Иохим Мейер ставит вопрос о разделении фехтования на колющем и колюще-рубящем оружии, что говорит о суще­ствовании в Германии в ту пору спортивного фехтования.

С середины XVI в. центром фехтования, носящего в то время дуэльную и спортивную формы, становится Италия. В 1509 г. выходит первый печатный труд по фехтованию на итальянском языке (Пьетро Мончо). В 1517 г. Ахилло Мароццо, который считается «отцом» итальянского фехтования, подробно пишет о принципах фехтования. Применявшиеся вначале только как защитные средства, дага и кинжал стали нести функции на­падения, и поединки (дуэли) приняли еще более кровопролит­ный характер. Существенным явлением в области разработки вопросов техники фехтования (было установление семи защит (Вирджиани, 1560). Эти семь защит и восьмая, введенная во Франции 200 лет спустя, схожи с современными рапирными за­щитами.

В начале XVII в. итальянские специалисты выпускают ряд книг по вопросам техники и тактики фехтования, которое раз­вивалось по двум линиям: дуэльного и спортивного фехтования. Последнее более широко развивалось в это время во Франции. Только спустя 37 лет после французов итальянцы в 1610 г. поставили вопрос об отмене даги, кинжала и плаща. С этого момента спортивная форма фехтования получает самостоятельное развитие. К этому же времени производится разделение поражаемого пространства для нанесения уколов и ударов.

Влияние итальянской школы фехтования на целый ряд за­падноевропейских стран продолжается вплоть до XVIII в.

Во Франции долгое время, до конца XVII в., на развитие фехтования накладывала свою печать итальянская школа фехтования. Однако французские фехтовальщики первыми поставили вопрос об упразднении даги, кинжала и плаща (Сан-Дидье, 1573).

В связи с устранением даги, кинжала и плата изменилась и боевая стойка. Фехтующие, держащие оружие в правой ру­ке, становились теперь уже правым боком друг к другу. Левая рука выполняла функции защиты и обезоруживания (рис. 20).

Ревниво оберегавшие авторитет своей фехтовальной школы, итальянцы, стоявшие в то время у руководства французским фехтованием, не поддержали этого предложения. Однако факт существования такого предложения говорит о том, что во Франции в конце XVI в. шло бурное развитие спортивной формы фехтования, которое тормозилось консерватизмом италь­янских учителей фехтования. В 1633 г. во Франции выходит книга Бенара Ренне с описанием техники фехтования, очень близкой к современной. Бенар Ренне описывает салют, боевую стойку, приемы маневрирования, выпад, соединения, переводы, удары и уколы, зашиты прямые, круговые, полу круговые и ус­тупающие. Кроме того, в книге описываются приемы обезору­живания.

В конце XVII в. появились укороченные и облегченные Французские шпаги, предназначенные только для уколов. С при­менением такого фехтовального оружия техника, а в связи с ней и тактика спортивного фехтования начали бурно прогрес­сировать.

Великий французский писатель того времени Мольер сле­дующим образом характеризует современное ему фехтование: «Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, дабы дать надлежащую жизнь оружию». Эта характеристика говорит о том, что спортивная форма фехтования во Франции в середине XVII в., существо­вавшая наряду с дуэльной его формой, получила уже достаточ­ное развитие в отношении техники и тактики. Для спортивного фехтования применялось учебное оружие с тупым закруглен­ным концом (см. рис. 20). Не подлежит сомнению, что уколы и удары в лицо при состязаниях по фехтованию запрещались.

 







Date: 2015-09-27; view: 898; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию