Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современные теории корпоративных финансов ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Дальнейшее развитие теории корпоративных финансов связано с формированием нового направления в экономической теории — институционализма. Он создавался на основе критического подхода к неоклассическим финансам и предписывает учитывать особенности институциональной структуры общества. Необходимым условием принятия решений, согласно этой теории, является учет норм, стандартов и правил, установленных конституционным, имущественным и контрактным правом, системой налогообложения, бухгалтерским учетом и др. Основное внимание в теории институционализма уделяется получению дополнительной выгоды от функционирования данных институтов посредством выбора и заключения тех или иных видов контрактов. Система общественных институтов призвана облегчить работу рынка и способствовать оптимальному использованию ресурсов общества и снижению рисков. В современной науке в корпоративных финансах — это налоговое планирование, разработка учетной и финансовой политики, контрактное право, система расчетов и др. Однако для полноценного выполнения названных функций требуется наличие механизма отбора эффективных норм, отвечающего следующим требованиям: • правовая и нормативная системы должны способствовать снижению транс-акционных издержек, обеспечивая беспрепятственное выполнение контрактов; • права собственников должны быть определены и надежно защищены; • при высоких трансакционных издержках (т. е. когда свобода выбора ограничена) законодательство должно устанавливать формы и способы взаимодействия контрагентов. Другая группа положений институционализма нацелена на изучение организационных структур и экономических отношений внутри компаний, в которых участвуют экономические агенты, привлеченные на контрактной основе. В соответствии с таким подходом компания — это сеть контрактов. Цель — выбор оптимальной контрактной формы, обеспечивающей максимальную экономию на трансакционных издержках. Влияние неоинституционалистской (Р. Мертон, Э. Ло, Р. Шиллер и др.) выразилось в том, что критерий экономии на трансакционных издержках впоследствии нашел широкое применение при принятии решения о выборе оптимальной организационной формы предприятия и его финансовой структуры (создании холдингов, групп и других корпоративных структур). Идея о влиянии общественных институтов на распределение информации на рынке и внутри компании нашла свое отражение и дальнейшее развитие в других основополагающих теориях корпоративных финансов — теории агентских отношений и теории асимметричной информации. Теория агентских отношений нацелена на разрешение проблемы отделения собственности и контроля. Она возникла в связи с тем, что собственники крайне редко способны самостоятельно управлять своими компаниями и вынуждены делегировать свои полномочия по управлению наемным специалистам-менеджерам. Наемные менеджеры (или агенты), в компетенцию которых входит принятие существенных решений по управлению предприятием, обладают большим объемом информации о предприятии и действуют далеко не всегда в соответствии с целью максимизации благосостояния собственников (или принципалов). В результате возникают так называемые «агентские конфликты». Другим источником такого рода конфликтов является дифференциация интересов собственников и кредиторов. Они посвящены изучению форм и способов сглаживания такого рода конфликтов в интересах собственников. Для разрешения возникающих конфликтов используются механизмы: стимулы, ограничения, наказания. Стимулами для менеджеров могут являться системы стимулирования на основе показателей эффективности и результативности деятельности организации в виде опционов на приобретение акций предприятия или в виде наградных пакетов акций. Развитие неоинституционалистской теории в направлении разработки механизмов стимулирования (mechanism design) было инициировано нобелевским лауреатом Л. Гурвицем в 1973 г. В качестве ограничений может выступать непосредственное вмешательство акционеров в управление путем контактирования с руководством предприятия или внесения предложений, которые должны быть вынесены на голосование на ежегодных собраниях акционеров. Наказанием в первую очередь является угроза увольнения, если его инициаторы наберут нужное число голосов акционеров, или угроза скупки контрольного пакета акций организации новым инвестором, который, как правило, сменяет руководство. Использование перечисленных механизмов приводит к возникновению агентских затрат. К ним относятся: • расходы на осуществление контроля за деятельностью менеджеров, например расходы на проведение аудиторских проверок; • расходы на создание организационной структуры, ограничивающей возможность нежелательного поведения менеджеров, например введение в состав правления внешних инвесторов; • расходы на создание системы стимулирования деятельности менеджеров. Агентские затраты оправданы до тех пор, пока они перекрываются ростом прибыли. Важнейшую роль в предотвращении и урегулировании такого рода конфликтов играет корпоративное законодательство и законодательство о деятельности рынка ценных бумаг.1 Кодекс корпоративного поведения — свод правил, рекомендованных к соблюдению участникам рынка ценных бумаг и направленных на защиту прав инвесторов, а также на улучшение иных аспектов корпоративного управления.2 Асимметрия информации означает, что агент обладает информационным преимуществом по сравнению с принципалом, так как находится ближе к объекту управления (приложения усилий). Еще один фактор, усиливающий конфликты, — неполнота контрактов. Правовая среда, сложившаяся в современном мире, не позволяет прописать в контракте агента все требования по его усилиям и параметры, фиксирующие эти усилия. В трудовом договоре невозможно привязать вознаграждение агента исключительно к его усилиям и вкладу в конечный результат. Зачастую сложно бывает определиться и с ценностью результата для принципала (насколько именно он выигрывает от предпринятых агентом усилий). Полный контракт заключается между принципалом и агентом. В нем не только прописаны необходимые действия агента, его усилия в удовлетворение интересов именно принципала, но и полная ответственность агента за последствия своих действий. Заключение таких контрактов и отслеживание их исполнения либо в принципе невозможно из-за сложности функций, передаваемых агенту, либо слишком затратно по времени и усилиям. Поэтому в реальном мире превалируют неполные контракты, предполагающие частичное контролирование усилий агента и неполную его ответственность. Подписание таких контрактов тоже порождает затраты, которые вместе с вознаграждением агенту уменьшают выгоды принципала (например, остаточную прибыль, если принципал является собственником бизнеса). Теория асимметричности информации основывается на предположении о том, что часть участников рынка в большей степени осведомлена о качествах торгуемого товара, чем остальные его участники. В 1970 г. Дж. Акерлоф разработал модель рынка с асимметричной информацией и показал, что на таком рынке цена товара может снижаться и в конечном итоге рынок приходит к коллапсу. В приложении к финансовым рынкам асимметричность информации наблюдается в отношении менеджеров компаний и инвесторов, покупающих акции этой компании. Менеджеры значительно больше знают о перспективах развития компании, чем инвесторы. В соответствии с теорией Дж. Акерлофа, следует снижать степень асимметричности, чтобы обеспечить рост курсов акций, а в конечном итоге увеличить богатство акционеров. Простейшим способом такого снижения является информирование общественности о состоянии компании. Но опыт показывает, что простое информирование имеет лишь ограниченную ценность. Специалисты предложили в таком случае разработать и использовать систему позитивных сигналов для инвестиционной общественности. Сигналы представляют собой некоторые корпоративные действия, убеждающие инвесторов в хороших перспективах будущего развития компании. Например, таким сигналом может оказаться повышение размера дивиденда. При повышении дивидендных выплат менеджмент показывает инвесторам, что существует ожидание стабильно высокой или растущей чистой прибыли, побуждая тем самым к покупке акций по более высокой цене. Теория сигнализирования. Информационная асимметрия. Суть сигнальных эффектов заключается в том, что «плохие» участники рынка (фирмы, работники, продавцы на товарном рынке) в отличие от «хороших» (качественных, здоровых) не могут сымитировать качественный сигнал, для них он становится слишком дорогим, затратным. Высокий финансовый рычаг и значимый дивидендный выход являются качественными сигналами, который «плохие» фирмы повторить не в состоянии. Именно так рынок смотрит на принимаемые финансовые решения. Сигнальные модели в корпоративных финансах объясняют поведение отдельных стейкхолдеров (например, менеджеров) подачей сигналов другим участникам относительно инвестиционной привлекательности компании. Выпуск акций (например, выход компании на биржу с дополнительной эмиссией — IPO, SPO1) рассматривается рынком как сигнал о переоцененное -ти акций компании. Менеджеры стремятся извлечь из ситуации переоцененно-сти выгоды и предлагают акции рынку. Грамотные рыночные инвесторы согласятся их покупать только с существенным дисконтом к наблюдаемой рыночной цене. Если же в действительности компания недооценена, то выпуск новых акций приведет к перераспределению стоимости между владельцами собственного капитала. Новые инвесторы получат больше выгод. Если менеджеры действуют в интересах «старых» акционеров, то они должны дождаться момента или добиться того, чтобы перераспределение стоимости компенсировалось созданием новых выгод от реализации инвестиционных возможностей за счет привлеченного нового капитала. Таким образом, сигнальная теория утверждает, что к размещению нового собственного капитала менеджеры должны обращаться только в том случае, когда заемный капитал слишком дорог и ведет к издержкам финансовых затруднений. Сигнальные модели объясняют решения по структуре капитала и дивидендной политике. Одним из главных постулатов неоклассической теории финансов, который подвергался критике многими учеными-экономистами, является рациональность экономических субъектов. Во всех неоклассических теориях экономические субъекты принимают рациональные решения. В приложении к финансовым рынкам это означает, что, во-первых, все участники рынка «правильно» и одинаково воспринимают поступающую информацию, во-вторых, они принимают «правильные» внутренне непротиворечивые решения, соответствующие максимуму субъективной ожидаемой полезности. К началу 1970-х гг. многие ученые заметили, что рациональность участников финансовых рынков часто нарушается, поэтому неоклассические теории корпоративных финансов не всегда правильно отражают реальность. Решение проблемы нерациональности участников финансовых рынков было предложено в рамках теории поведенческих финансов. Считается, что толчком к появлению и развитию этой теории послужили работы психологов А. Тверски и Д. Канемана, которые были опубликованы в 1974 и 1979 гг. В настоящее время десятки ученых по всему миру занимаются проблемой взаимосвязи между психологией и рыночным поведением экономических субъектов. В 2002 г. Д. Канеман за исследования в области поведенческих финансов получил Нобелевскую премию. Основное достижение поведенческих финансов связано с пониманием того, что в области финансов, как и в других сферах человеческой деятельности, люди принимают решения под влиянием эмоций, существующих стереотипов, ошибок в оценках, а иногда и откровенных заблуждений. В поведенческих фи-нансах рассматривается целый ряд характеристик поведения участников рынков, отражающих нерациональность их поведения, приведем только некоторые из них: • «эффект толпы» проявляется в том, что экономические субъекты подвержены стороннему влиянию, даже если они знают, что это мнение ошибочно; • наличие нелинейности в предпочтениях, которое выражается в различном отношении к одинаковым по величине суммам доходов или потерь в зависимости от масштабов деятельности; • «эффект потерь» — потери огорчают людей больше, чем радуют такие же доходы; • консерватизм — экономические субъекты склонны медленно реагировать на новую информацию; • «эффект определенности» проявляется в том, что люди склонны предпочитать гарантированный меньший доход большему доходу, но с некоторой ве- { роятностью неполучения; • «эффект оформления» проявляется в разном восприятии людьми проблемы, если она описана по-разному. Особенно ярко нерациональность поведения проявляется в ситуациях неопределенности и риска. Именно нерациональность зачастую является причиной таких явлений, как финансовые «пузыри» и банкротства. Теории поведенческих финансов позволяют учесть эти особенности поведения участников рынков и дают возможность повысить эффективность принимаемых решений. Еще одним, но очень убедительным подтверждением несостоятельности неоклассических теорий финансов можно считать мировой финансовый кризис, разразившийся в США в 2008 г. и охвативший весь мир. Ответственность за этот кризис возлагается на ученых-экономистов некоторых американских университетов, которые консультировали правительство США по финансовым вопросам. Нобелевский лауреат по экономике 2008 г. и известный американский колумнист П. Кругман в своей статье указал, что научные консультанты чрезмерно полагались на справедливость неоклассических финансовых теорий, базирующихся на рациональности инвесторов, совершенном рынке и гипотезе об информационной эффективности рынка. Это не позволило им адекватно отреагировать на признаки надвигающегося кризиса, появившиеся на рынке недвижимости США и на внебиржевом рынке дефолтных свопов. Особой критике со стороны П. Кругмана была подвергнута гипотеза информационной эффективности рынка капитала, согласно которой эффективный рынок формирует рыночные цены на активы, совпадающие с их справедливой (внутренней) стоимостью. Недостатком такого взгляда на ценообразование является недооценка значимости спекулятивной составляющей цены акций. Концепция двух моделей анализа компании: учетной (бухгалтерской) и стоимостной (инвестиционной, финансовой). Концепция двух моделей анализа компании (учетной и стоимостной) подчеркивает принципиальные различия в принципах анализа, технологиях расчетов и, соответственно, рекомендациях по принятию решений с позиции бухгалтеров и инвесторов. Основные различия касаются трактовки денежных средств, издержек и финансовых результатов (прибыли), а также фиксации используемых ресурсов (капитала). В учетной (бухгалтерской) модели деньги рассматриваются исключительно как инструмент измерения результатов деятельности компании. В стоимостной (инвестиционной, собственно финансовой) модели деньги анализируются как инвестиционный ресурс, который служит для наращения выгод. В рамках этой модели ключевую роль играет концепция временной стоимости денег, которая требует при сопоставлении денежных выгод разных периодов времени делать коррекции номинальных величин с дисконтирующим (понижающим) фактором. Учетная модель ориентирована на цели оперативного контроля и операционных управленческих решений. Стоимостная модель важна при обосновании стратегии развития компании, выбора инвестиционной и финансовой политик из возможных альтернатив. Представление о принципиальных различиях двух моделей анализа компании дает табл. 1.2. Таблица 1.2 Сопоставление двух моделей анализа компании: учетной и стоимостной
Date: 2015-09-22; view: 3024; Нарушение авторских прав |