Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и сущность государственной власти
"Ожидать прихода к власти добросовестных, порядочных, честных и умных людей современности - столь же недостижимая цель, сколь и не соответствующая самой сути государственной власти"[2]. Государственная власть – 1) право и возможность государства и его органов распоряжаться жизнедеятельностью общества, его граждан и их объединений, направлять ее и корректировать, подчинить своей воле; 2) действующие органы государственной власти; 3) лица обличенные высшими полномочиями.[3] С момента введения в научный оборот понятия «государственная власть» многие ученые правоведы пытались в различные исторические периоды дать этому явлению свое определение, руководствуясь экономическими, социальными, политическими факторами, которые имели место быть в данный конкретный период. Соответственно, точки зрения на понятие государственной власти менялись по мере развития общества, научной мысли и все это привело к тому, что возникло множество научно-обоснованных концепций, теорий и подходов к определению государственной власти. Все возможные определения государственной власти, имеющиеся в распоряжении юридической науки, укладываются в рамки семи основных концепций: 1. силовая концепция государственной власти; 2. государственная власть как диктатура пролетариата; 3. волевая концепция государственной власти; 4. функциональная концепция государственной власти; 5. конфликтологическая концепция государственной власти; 6. концепция, отождествляющая государственную власть с государством или государственным аппаратом; 7. концепция, рассматривающая государственную власть как совокупность полномочий; Концепцией, которая первой появилась по времени и получила достаточную обоснованность, является силовая концепция государственной власти. Она заключается в том, что государственная власть и сила рассматриваются как однородные, тождественные понятия. Впервые данный подход можно встретить в Древней Греции, где основой власти выступала сила, ее господство. Однако уже Аристотель не считал отношения господства силы относящимся к государству, ибо, по его мнению, государство существует лишь там, где есть общение свободных людей как способ их публичной жизнедеятельности.[4] Идеологом силовой концепции государственной власти по праву считается Николо Макиавелли. Именно работа Н. Макиавелли под названием «Государь» послужила началом разработки понятийного аппарата данного явления. Государственную власть Н. Макиавелли трактовал как единую силу, господствующую над всеми безгранично и, безусловно. В основе власти как силы лежит страх. Для осуществления государственной власти создается государство как форма его реализации. При этом Н. Макиавелли категорически отрицал возможность нахождения властных полномочий у чиновников государства, только государь сосредотачивает в своих руках всю полноту власти. В работах Н. Макиавелли сущность государственной власти представлена в качестве абсолютной силы, основанной на страхе наказания, способной подчинять себе народ.[5] Схожие взгляды можно встретить у Жана Бодена, который рассматривал государственную власть как силу, которую нельзя ограничить и укротить. Правителя, по мнению Ж. Бодена, никто и ничто не связывает. Когда государство начали отделять от правителя, оно унаследовало неограниченную верховную власть этого правителя. Среди советских авторов трактовка государственной власти в качестве силового явления также нашла сильный отклик (М. Аржанов, Ф. М. Бурлацкий и др.). Особенностью советской правовой науки является то, что при характеристике государственной власти традиционно вместо термина «сила» использовали слово «способность». «В определенных контекстах «сила» и «способность» - это синонимы, вполне идентичные понятия, т.к. слово «сила», которой мы характеризуем власть, означает способность производить какие-то действия или способность проявления какой-либо деятельности». Так, М.А. Аржанов видел во власти «способность властвующего принудить подвластного». П.И. Стучка писал, что «власть на языке юристов означает господство одного или нескольких лиц над другим или другими лицами, возможность не только самому действовать, но и диктовать чужие действия».[6] Из чего вытекает, что в соответствия с данной трактовкой основной конституирующий признак государственной власти - это возможность осуществления принуждения. Однако вопрос об ограничении принуждения правом, легитимации принуждения в данной концепции не ставится. Из двух основных методов осуществления государственной власти убеждения и принуждения, несомненный приоритет отдан последнему. Принуждение реализуется посредством специально созданной системы государственных органов. Для силовой концепции власти характерно разведение понятий государственной власти и органов государственной власти, последние выступают лишь как средство достижения целей власти. Вопрос о соотношении субъекта и объекта власти в рамках данного подхода слабо разработан. Это обусловлено тем, что власть рассматривается в основном как процесс с односторонним направлением: субъект господствует, объект подчиняется. Понятие системы государственной власти в рамках силовой концепции разработано слабо. Ж. Боден, Т. Гоббс, Н. Макиавелли были сторонниками единоначалия. По их мнению, государственная власть - явление производное от монарха, государя, короля и т.д. В связи, с чем понятие системы государственной власти теряло всякий теоретический смысл. В работах более поздних представителей силовой концепции государственной власти система государственной власти рассматривается как совокупность государственных органов, построенная на основе принципа субординации. Получается, что согласно силовой трактовке власть как сила не может быть поделена даже внутри самого «государственного аппарата». Таким образом, в рамках силовой парадигмы государственная власть преследует и реализует исключительно свои интересы, что ведет к ее отчуждению от общества и установлению правления силовыми методами. Характерной чертой государственной власти становится ее «оторванность» от народа. Силовая сущность государственной власти требует усиления государственного принуждения, преобладания метода принуждения над методом убеждения, В результате государственная власть противопоставляет себя обществу и формируется как отчужденная обособленная сила. Обособленный характер государственной власти рано или поздно приводит к ее кризису, происходит деформация ее естественной природы, перерождение ее в произвол. Государственная власть как диктатура пролетариата. Обозначенная концепция тесно примыкает к силовой концепции государственной власти. Однако в трудах классиков научного коммунизма определение государственной власти с позиций категорий силы и могущества получает свое дальнейшее развитие, что позволяет выделять данную концепцию в качестве самостоятельной. Так, К.Маркс, характеризуя государственную власть, называл ее «организованной силой». В.И.Ленин определял государственную власть в качестве «централизованной организации силы». Согласно марксистско-ленинскому учению сущность государственной власти - это диктатура, насилие господствующего класса для подавления других классов. Государственный аппарат, опираясь на насилие, управляет обществом так, как это выгодно и угодно господствующему классу, и в принципе может не считаться с интересами других классов. По отношению к такой силе у подвластных, даже у представителей господствующего класса, не может быть никаких естественных прав. Диктатура класса означает не связанность власти, какими то ни было законами. «Диктатура пролетариата есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами». Диктатура пролетариата выражала государственную волю, под которой декларировалась воля пролетариата в союзе с трудящимся крестьянством. Концепцию государственной власти как диктатуры пролетариата можно рассматривать в качестве крайней формы силовой концепции государственной власти. Если в рамках силовой концепции существует хотя бы теоретическая возможность ограничения, вернее, самоограничения государственной власти собственными законами, то в рамках диктатуры пролетариата государственная власть абсолютизирована и в принципе не приемлет каких-либо ограничений. Волевая концепция государственной власти базируется на тезисе немецкого политолога Макса Вебера: «Власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана».[7] В рамках данного подхода понятие государственной власти получило структурное развитие. Власть рассматривается как волевое отношение между субъектом и объектом власти. Особенностью властеотношений является то, что их стороны - субъекты и объекты власти - обычно находятся на различных уровнях. В советской юридической науке волевая трактовка государственной власти была развита в работах М.И. Байтина, Н.М. Кейзерова, В.М. Корельского, А.И. Королева, А.Е. Мушкина, В.А. Ушакова. Детальное развитие волевая концепция государственной власти получила в монографии М.И. Байтина «Государство и политическая власть». В указанной работе власть определяется как средство функционирования социальной общности при подчинении воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле. При этом автор особо подчеркивает, что государственной власть становится тогда, когда эта воля исходит от государства. Другое солидное исследование проблемы государственной власти монографического характера было произведено Н.М. Кейзеровым в работе «Власть и авторитет». Методологической основой для данного труда послужила статья Ф. Энгельса «Об авторитете». Ф. Энгельс рассматривал власть в качестве отношения, двуединое содержание которого с одной стороны, означает навязывание воли властвующего подвластному, с другой - подчинение подвластного воле властвующего. Осмысливая работу Ф. Энгельса «Об авторитете», Н.М. Кейзеров приходит к выводу, что «власть - это волевое отношение между людьми, при котором происходит представителей выявление и доминирование властной воли в целях управления и соблюдения социальных норм. Известный государствовед В.Е. Чиркин высказал мысль о том, что государственная власть может возникнуть только в социально асимметричном обществе, где существует политическое доминирование определенного социального слоя, класса. Соответственно государственная власть - это возникающее на основе и обусловленное потребностями управления им социальное волевое отношение, в котором одной из сторон является особый политический субъект – государство, его орган, должностное лицо. Обоснованное в рамках волевой концепции неравенство субъекта и объекта властеотношения, базирующегося на «присвоении чужой воли», исключает даже теоретическую возможность совпадения субъекта и объекта государственной власти. Функциональная концепция государственной власти пользуется большой популярностью у представителей общественных наук и представлена в работах многих как зарубежных, так и российских авторов. Сам термин «функция», произошедший от латинского слова functio - исполнение, осуществление, имеет несколько смысловых значений. С одной стороны, функция рассматривается как социальная роль, предназначение, назначение объекта, с другой - функция есть сама деятельность, работа, обязанность данного объекта. В рамках функционального подхода термин «функция» в большинстве случаев понимается как социальная роль государственной власти. В связи, с чем данной концепцией допускаются определенные нюансы раскрытия природы государственной власти либо через призму обще социологического понятия, либо путем распространения на государственную власть обще социологических признаков. В отечественной науке функционального подхода к определению государственной власти придерживаются Г.И. Манов, И.Е. Фарбер, А.Ф. Черданцев, В.С. Шевцов и др. С точки зрения Н.В. Мельникова именно функциональный подход способствует раскрытию руководящей роли любого общественного союза или коллектива людей по управлению обществом. Любой человеческий коллектив объективно нуждается во власти. Это обусловлено тем, что в рамках любого общества всегда существует множество различных интересов. Именно власть обладает возможностью приведения различных общественных интересов к общему знаменателю. Следовательно, власть - это объективно необходимая функция любого коллектива. В обще социологическом значении И.Е. Фарбер, В.С. Шевцов определяют власть как функцию любого общества или коллектива людей, необходимую для регулирования их совместной деятельности. Государственная же власть мыслится как особая функция по руководству, управлению и координации волевых действий людей. В функциональном подходе недостаточно четко выражено соотношение сторон в отношениях власти. Определения государственной власти как функции общества, отдельной социальной группы, коллектива, государства не способствует формированию единого подхода к пониманию субъекта и объекта власти. Так, А.Ф. Черданцев считает, что субъектом является государство, его органы и иные политические институты, формирующиеся из людей, в качестве объекта выступают «люди, подчиненные власти».[8] В то же время функциональная трактовка государственной власти, несомненно, позволяет предположить возможность совпадения субъекта и объекта государственной власти на макроуровне. Подобное совпадение означает, что стороны властного отношения не противостоят друг другу, отсутствуют отношения господства и подчинения в их силовом понимании. Отношения сторон власти определяется единством целей и задач. «На макроуровне в масштабах общества властвующий (управляющий) и подвластный (управляемый) могут совпадать в одном субъекте (народ) или не совпадать в одном субъекте (правящая элита и народ)». Однако совпадение субъекта и объекта не отрицает субординацию как содержательный элемент государственной власти. Государственная власть едва ли возможна без подчинения одной стороны другой. Если нет подчинения, то нет и власти. Анализ феномена совпадения субъекта и объекта государственной власти целесообразно рассматривать с позиций реляционного подхода, который определяет власть как отношения между двумя агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на другой. При этом сущностной признак субъекта государственной власти - это способность воплощать направляющее начало власти (без привязки к природе и происхождению субъекта). Объект - это пассивный агент, который подчиняется. Следовательно, Один и тот же объект может выступать и как субъект, и как объект государственной власти. При совпадении субъекта и объекта власти субординация, подчинение строится в зависимости от значения агента в каждом конкретном властеотношении. Агент может выступать в разных ипостасях, исходя из реальной ситуации. Так, еще Аристотель считал, что «гражданином в общем смысле является тот, что причастен к властвованию и подчинению». Система государственной власти рассматривается как совокупность государственных органов, разделенных на основании выполнения различных функции по управлению обществом. Конфликтологическая концепция государственной власти исходит из тех же предпосылок, что и функциональный подход к определению власти, однако при раскрытии модели властного отношения они расходятся. И функциональный и конфликтологический подходы отталкиваются от того, что в любом обществе существуют конфликты и задача власти разрешать возникающие конфликты и определять приоритетные интересы. В функциональном подходе властеотношение представлено двумя сторонами: субъект - подчиняющее начало и объект - подчиняющаяся сторона. В конфликтологическом подходе к пониманию государственной власти рассматривается трехэлементная модель властеотношения. Главными действующими субъектами выступают стороны, находящиеся в конфликте. Государственная же власть обычно выступает как лицо независимое и нейтральное. Несомненной заслугой данной трактовки является то, что она позволяет получить лучшее понимание соотношения государственной власти и гражданского общества. Здесь государство изображено в образе «ночного сторожа», полностью предоставляющего гражданское общество механизмам саморегулирования. Концепция, отождествляющая государственную власть с самим государством или органами государства. Эту концепцию во многом предопределил Ф.Энгельс, который писал: «Общество создает себе орган для защиты своих общих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более успевает в этом, чем более он осуществляет господство этого класса».[9] В настоящее время данный подход используется для формализации понятия государственной власти. Отождествления государственной власти с органами государства наиболее удобно для рассмотрения государственной власти в качестве правового института. Если исходить из данной концепции, то система государственной власти выступает как система государственных органов. Однако данный подход не совсем корректен. Если говорить об отождествлении понятий государственной власти и государства, то последнее понятие более широкое и включает государственную власть лишь в качестве своего институционального признака. Если соотнести государственный орган и государственную власть, то они взаимодействуют как форма и содержание. Правильнее рассматривать орган государства как форму реализации государственной власти. Концепция, рассматривающая государственную власть как совокупность полномочий. А.Ф.Малый утверждает, что анализ норм Конституции РФ позволяет прийти к выводу о преобладающем понимании государственной власти как совокупности полномочий, реализуемых специально учреждаемыми органами.[10] Система государственной власти в рамках данного подхода также отождествляется с системой государственных органов. Действительно, исходя из определений государственной власти как совокупности полномочий, достаточно просто объяснить разделение власти по вертикали и по горизонтали, а также раскрыть понятие единства государственной власти. В данной концепции несколько спорных моментов. Во-первых, не раскрыта природа государственной власти, ее основа. Во-вторых, не совсем ясно назначение государственной власти при ее рассмотрении в качестве совокупности полномочий. В-третьих, не определены категории субъект и объект государственной власти. Сопоставление существующих учений о природе государственной власти позволяет выделить несколько моментов, которые способствуют формулированию понятия государственной власти: 1. Все концепции сходятся в вопросе о том, что составляет сущностную основу государственной власти к власти вообще. Центральным элементом государственной власти является категория подчинения. В разных концепциях она носит разные наименования: категория господства в силовой концепции, подавление или «присвоение чужой воли» в волевой трактовке, элемент субординации в функциональном подходе и т.д. Несмотря на разное звучание, смысл категории подчинения остается неизменным: одна сторона властного отношения подчиняет себе другую. 2. В вопросе, как реализуется сущность государственной власти, концепции значительно расходятся. Одни концепции исходят из необходимости обеспечения насильственного подчинения, по сути, сводя сущность государственной власти к применению государственного принуждения. Соответственно силу власти определяя как силу аппарата государственного принуждения. Другие концепции стоят на позициях сбалансированного применения методов принуждения и убеждения, не абсолютизируя ни один из них. Третьи обосновывают позицию, что только добровольное подчинение государственной власти со стороны индивидуумов и гражданского общества создает возможность для эффективной реализации государственной власти. 3. От решения вопроса о том, как, какими методами реализуется государственная власть, зависит соотношение сторон властеотношения, их содержание. Традиционным подходом для большинства концепций является выделение субъекта и объекта государственной власти. Субъект - это активное подчиняющее начало, а объект - это подчиняющаяся пассивная сторона. Все названные подходы объединяет то, что они представляют собой попытку определить сущность государственной власти, ее систему и методы реализации. Ни одно определение государственной власти не работает как универсальное, базовое и ни одно из них не может быть отвергнуто, каждое из них отражает какую-то одну сторону, момент существования и действия власти. Получается, что современная правовая наука предпочитает плюрализм в определении государственной власти. Действительно, понимание государственной власти - это вечная и важная проблема, так и не получившая до сегодняшнего дня бесспорного разрешения именно обращение ко всем вариантам определения власти способствует более полному и всесторонней разработке и анализу государственной власти. Раскрывая сущность государственной власти не возможно не сказать о единстве и разделении властей. Обе концепции – единства и разделения имеют достаточно продолжительную историю. При этом единство власти в большинстве государств рассматривается с точки зрения единства источника и целей функционирования различных властных институтов. Концепция единой государственной власти, отрицающей разделение властей характерна для диктаторских режимов Нового времени, особенно для тоталитарных диктатур ХХ века. В этих государствах закреплено институционное единство власти, то есть принадлежность всей полноты власти одной ветви (системе органов). При этом этот орган власть не с кем не делит. Такой подход имел место в России в советский период. Сегодня он закреплен в отдельных социалистических государствах – КНР, КНДР, Куба. Как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве концепция разделения властей впервые была сформулирована Д. Локком и развита в последствии Ш.Монтескье. Она предполагает институционное распределение единой государственной власти между различными ветвями (органами). Традиционными ветвями считаются: законодательная, исполнительная, судебная. В свою очередь самостоятельные ветви государственной власти не являются изолированными – демократическое единство, в котором закреплена данная концепция, не мыслимо без развитой системы взаимодействия различных органов государственной власти, системы сдержек и противовесов. Непреодолимой грани между единством и разделением властей нет и быть не может. Более того, в некоторых государствах исповедуется и закреплен принцип – единства и разделения государственной власти. Многие считают, что такой подход закреплен в Конституции Российской Федерации. Власть в Российской федерации едина, едина по источнику (многонациональный народ) и цели деятельности (обеспечение прав и свобод). В то же время для удобства функционирования единая государственная власть в России разделена между различными органами, которые являются самостоятельными в пределах своей компетенции, взаимодействуют между собой, поддерживают необходимый баланс власти. В статье 10 Конституции Российской Федерации установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Органы законодательной, исполнительной, судебной власти самостоятельны».[11] В соответствии с Конституцией России носителем суверенитета и единственным источником власти в России является многонациональный народ, который участвует в осуществлении власти в двух основных формах – непосредственной (всеобщие выборы, референдумы) и опосредованной (через органы государственной власти и органов местного самоуправления).
Date: 2015-09-27; view: 668; Нарушение авторских прав |