Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Москва, 2012





Культорология

Доклад на тему:

«Первобытная культура и её особенности».

Москва, 2012

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Возникновение и особенности первобытной культуры…………………………………………3  
2.Ранние формы верований……………………….5  
3.Первобытное искусство. Архитектура и строительство…………………………………6  
4.Заключение……………………………………...7     5.Список использованной литературы…………..8  

1. Возникновение и особенности первобытной культуры.

Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное
с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.

Первобытное искусство — только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Поскольку о них уже шла речь, рассмотрим первобытное искусство.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков — гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70—1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

Одной из особенностей первобытной культуры является ее гомо-генность (однородность). В современной культурологии выделяется три типа социокультурных систем: гетерогенные (неоднородные), гомогенные и гомеостатические. Первым присущи:

1) аксиологический (ценностный) плюрализм;

2) существование множества социальных групп с дифференцированными, зачастую антагонистическими интересами. Эти системы, типичные для европейского круга культур, являются гетерогенными в двойном смысле: культурном и социальном.

Более того, эти гетерогенные структуры взаимно усиливают друг друга, динамизируют целостную социокультурную систему, способствуя, с одной стороны, распространению новых культурных ценностей, с другой же - стимулируя эволюцию групповых интересов. Между гетерогенной системой, характерной для европейского круга культур, и гомогенной системой, типичной для первобытных культур, находится большая группа промежуточных социокультурных систем, иллюстрацией которых является древняя Греция и императорский Китай.

С первой особенностью первобытной культурой их связывает дифференциация интересов отдельных социальных групп, переходящих в определенных случаях в открытый антагонизм, с другой - существование монолитной, повсеместно принятой совокупности основных ценностей. О промежуточных социокультурных системах можно сказать, что они гомогенны культурно, но гетерогенны социально, и поэтому социальный плюрализм дополняется культурной однородностью и первобытная социокультурная система обладает своей динамикой развития, которая сводится к воспроизведению существующей системной структуры. Эта система при отсутствии действия внешних факторов не подвержена никаким существенным изменениям, повторяя периодически ритуалы обновления, позволяющие устранить накапливающиеся напряжения,
и регенерируя свой социальный состав при помощи церемоний инициации. Описания
и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь собирателя и охотника была принудительной игрой по жестоким правилам, регулируемой этими тремя основными функциями человеческого поведения.

Второй особенностью первобытной культуры является ее синкретичность, которая нашла воплощение в тотемизме. Действительно, фундаментальная черта этой культуры - идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу, с тотемным животным. Такого рода идентификация является выражением факта неспособности первобытных людей при помощи рациональных средств труда преодолеть иррациональное поведение объекта труда - животных, поэтому они старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. Необходимо наряду с этим подчеркнуть, что на основе концепции Дж. Фрэзера о родстве магии с наукой можно прийти к выводу, что первоначально магический тотемизм представлял собой единую недифференцированную сферу культуры. Он имплицитно содержал в себе не только науку, но и мораль, искусство слова, а также магию изображения, существующую благодаря эстетическому, затем происходит его превращение в ряд относительно самостоятельных сфер обыденной и специализированной культуры.

Третья особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом, он
в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи
в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи (Дж. Фрэзер, Л. С. Васильев и др.) приводят многочисленные примеры того, что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга и великой святости оставил на обочине дороги остатки обеда, которые подобрал и съел его соплеменник. Когда ему сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в мучительных страданиях.

К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода. Существенно то, что ритуал несет информацию о закономерностях природы, полученную в ходе наблюдения за биокосмическими ритмами. Благодаря ритуалу человек архаического и традиционного общества ощущает себя неразрывно связанным
с космосом и космическими ритмами. В целом немаловажно то, что в ритуале участвовали все члены коллектива, он активизировал все находящиеся в распоряжении человека средства восприятия и переживания мира - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и пр. В ритуале происходит социализация чувств и мыслительных возможностей индивида благодаря внутриритуальным действиям и соответствующим им знаковым протосистемам, из которых позже возникают искусство, философия и наука как институциализи-рованное умозрение.

Известно, что содержание культуры представляет собой продукт творческой деятельности человека в своих различных проявлениях, что всякого рода деятельность формирует систему поведения и вместе с тем организуется этой системой. Следовательно, культура в целом может быть описана и в терминах этологии^. Многообразная система поведения человека своей парадоксальностью выделила его из окружающего мира, позволила ему выйти из состояния полной подчиненности природе и создать универсальный динамический канон своего бытия, учитывающий его биологический, социальный и идеологический аспекты. Из трудов по этологии животных и человека известно, какую существенную роль играет поведение в формировании и развитии ритуалов.

2. Ранние формы верований.

Первобытное общество прошло несколько ступеней развития. Это отразилось в эволюции древних религиозных воззрений, в последовательном изменении ранних форм верований.

Понятие “ ранние формы верований ” далеко не однозначно. В литературе их называют по-разному: первобытными, примитивными, естественными, языческими, анимистическими. Терминологическая путаница существует в силу того, что недостаточно разработана научная классификация религиозных верований и культов. Обычно все верования и обряды относят к двум основным типам религии: религии доклассового общества и религии классовых обществ.

Вопрос о происхождении и классификации древних форм верований сложен, ибо последние существуют как самостоятельно, так и в переплетении с национальными и мировыми религиями. Не будем рассматривать теории буржуазного религиоведения по вопросам генезиса, эволюции и систематизации ранних форм верований (Э. Тэй-лор, Д. Фрезер,
М. Мюллер, и др.), так как они в достаточной степени проанализированы в работах советских ученых Ю. П. Францева, С. А. Токарева, И. А. Крывелева, А. Д. Сухова, а остановимся лишь на некоторых аспектах этих проблем.

Формы религиозных верований можно выделять теоретически и конструировать, используя разные основания и критерии. С. А. Токарев, например, за критерий классификации ранних форм верований берет их социальную основу и в силу этого не считает фетишизм
и анимизм формами религии'. Однако большинство советских религиоведов обоснованно полагают, что в религии главным элементом является вера в сверхъестественное.

 

3. Первобытное искусство.

Архитектура и строительство.

К памятникам протоархитектуры относят известные уже в неолите мегалитические сооружения (от греч. - большой камень). Они воздвигались во многих регионах мира, имели различные формы и назначение. Монолиты-менгиры представляют собой отдельно стоящие камни высотой до 20 м, их параллельные ряды называются алиньеманы. Дольмен – это два или более крупных камня, перекрытых огромной плитой и образующих погребальную камеру. Самая сложная мегалитическая конструкция – кромлех – состоит из расставленных по кругу многотонных вертикальных камней, перекрытых тщательно обработанными камнями-перекладинами.
В период разложения первобытнообщинных отношений возникает монументальная архитектура. Появляются сырцовые укрепления, храмы, усыпальницы, построенные, как, например, в Древней Месопотамии и Египте, для нужд крупных вождей. Уникальным мегалитическим сооружением является Стоунхендж.

Архитектура - это искусство проектирования, строительства зданий, организации окружающей человека среды.

Когда говорят об архитектуре, подразумеваться может три ее основных вида. Это архитектура объемных сооружений (жилые дома, общественные здания, промышленные сооружения), ландшафтная архитектура, связанная с организацией садово-паркового пространства, градостроительство (создание новых городов, поселков).
Создание архитектурных объектов – сложный, многоэтапный процесс, включающий в себя разработку концепции, проектирование, изготовление проектной документации, различные строительные работы, работы по оформлению интерьера.

Процесс проектирования – это ядро всех архитектурных работ. Основа, которого это создание уникальной архитектурной концепции, эксклюзивного дизайна.

Архитектурное проектирование состоит из двух основных этапов. Первый – это разработка концепции здания. На этом этапе осуществляется планировка участка. Затем уже происходит совмещение планировки участка, внутренней планировки, делаются чертежи этажей, включающие вспомогательные, технические и технологические помещения, вертикальные связи между этажами, вертикальные, а также горизонтальные разрезы здания (но пока без точных расчетов), эскиз фасада (изометрия). Второй этап - проектная отработка выбранной концепции (планы, фасады, разрезы в полном объеме выбранного варианта проекта). На основе разработанной концепции здания, а так же точно сформированного технического задания производится отработка планов, фасадов, разрезов в полном объеме выбранного варианта проекта. Результатом процесса проектирования становится архитектурный проект - минимально необходимый для строительства.

Строительство - древнейшая сфера человеческой деятельности. Едва научившись изготовлять простейшие орудия труда, первобытный человек начал возводить первые сооружения для жилища. Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны. Принято считать, что строительство возникло тогда, когда наши далекие предки покинули пещеры и ощутили необходимость в крыше над головой. Материалы, из которых они сооружали свои хижины, были весьма просты и немногочисленны: жерди, ветки, разные древесные остатки и глина.

Заключение

Таким образом, напрашивается аналогия: новое европейское искусство фактически повторило путь художественного развития первобытной эпохи.

Смешной кажется в наше время традиционная точка зрения: человеку на раннем этапе социального развития было не до искусства, он был слишком поглощён борьбой
за существование. Дело не только в том, что без художественных форм самовыражения человек просто бы не выжил и биологически, по крайней мере, оставаясь человеком.
Первобытный человек обладал не меньшими художественными способностями, чем современный, а в среднем - большими. Его вкус был безукоризненным. Он еще не стал подобно нам пассивным потребителем искусства, а был в такой же мере художником, творцом, как и охотником, воином и т.п. Творческие импульсы были для него столь же естественными, как инстинкты охоты или продолжения рода. Этот человек не нуждался в художественном образовании, искусство было с ним всегда от рождения до смерти, было одним из естественных проявлений его собственной человеческой сущности. Именно поэтому художественное наследие «первобытного» мира начинает занимать все большее место в системе художественных ценностей.
4. Список использованной литературы.

1. Токарев С.А.; ранние формы религий, М.,1980.

 

2. Пигалев А.И. Культурология. – 7-е изд., - Волгоград, 2006.

 

3. Культурология для технических вузов. Ростов н/Д., 2001.

 

4. Багновская Н.М. Культурология: учебное пособие – 2005.

Date: 2015-09-27; view: 212; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию