Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Каковы формы и виды собственности на объекты животного мира?Согласно Федеральному закону "О животном мире" (ст. 4) животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. На континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права. Разграничение государственной собственности на животный мир на два ее вида - федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации - осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира:
От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти, указанные в Федеральном законе "О животном мире", в пределах их компетенции, определенной соответствующими статутными актами. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
2.Государственное управление в области охраны и использования объектов животного мира.
Статья 11. Государственное управление в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания Государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания состоят из федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также из органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, их территориальных органов и государственных учреждений, находящихся в ведении этих органов и выполняющих задачи по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания образуют систему государственных органов управления, обеспечивающую осуществление комплексных мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и среды их обитания. Часть четвертая утратила силу с 1 января 2008 г.
Статья 12. Основные принципы государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира. Основными принципами в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются: -обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира; -поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания; -осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности; -недопустимость совмещения деятельности по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира; -привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира; -отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами; -платность пользования животным миром; -приоритет международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания.
Статья 13. Утратила силу с 1 января 2007 г.
Статья 14. Государственный учет и государственный кадастр объектов животного мира. В целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания осуществляется государственный учет объектов животного мира и их использования, а также ведется государственный кадастр объектов животного мира. Государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные. Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона. Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Ведение государственного учета и государственного кадастра объектов животного мира осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 15. Государственный мониторинг объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему регулярных наблюдений за объектами животного мира, их распространением, численностью, физическим состоянием, а также структурой, качеством и площадью среды их обитания. Государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления указанных в части первой настоящей статьи параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования. Порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 16. Федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания. Под федеральным государственным надзором в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц и (или) проведения мероприятий по контролю на территории обитания объектов животного мира, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия по федеральному государственному надзору в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
Статья 16.1. Контроль за осуществлением полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Части первая - вторая утратили силу с 1 апреля 2010 г. Контроль за осуществлением органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному надзору в области охраны, воспроизводства, использования водных биологических ресурсов и среды их обитания, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют ежеквартально в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной и денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования водных биологических ресурсов и среды их обитания, - отчет о проведенных рыбохозяйственных мероприятиях. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 16.2. Порядок изъятия полномочий, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации настоящим Федеральным законом, могут быть изъяты Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, либо по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному надзору в области охраны, воспроизводства, использования водных биологических ресурсов и среды их обитания, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих полномочий.
Статья 17. Нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания. Нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а также иными законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и заключается в следующем: в установлении нормативов изъятия объектов животного мира; в установлении других нормативов и норм в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.
3.Правовые меры охраны животного мира.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О животном мире» под животным миром понимаются дикие животные, обитающие в состоянии естественной свободы, постоянно или временно населяющие территорию РФ, а также относящиеся к природным ресурсам континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ. На основе данной нормы следует выделить общие признаки, характеризующие правовое понятие «животный мир» как объект эколого-правовой охраны. К ним относятся: 1) нахождение животных в состоянии естественной свободы, то есть во взаимосвязи с другими элементами природной среды, функционирование их в составе экологических систем; 2) объектом эколого-правовой охраны являются дикие животные, т. е. неприрученные, неодомашненные животные. Объектом охраны являются все виды диких животных, а не только те, которые являются объектом охоты или рыболовства; 3) нахождение данных животных постоянно или временно на территории РФ, континентального шельфа или экономической зоны РФ.
Правовые меры охраны животного мира подразделяются на три группы: 1) охрана среды обитания объектов животного мира; 2) организация рационального использования животного мира; 3) сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира. Охрана среды обитания животных обеспечивается комплексом правовых норм, включающих нормы земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране атмосферного воздуха, и собственно законодательством о животном мире., Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Это общее правило конкретизируется в законодательстве применительно к отдельным видам и стадиям хозяйственной деятельности. Во-первых, данный приоритет предполагает установление специальных требований, предъявляемых к проектированию, размещению, строительству населенных пунктов, хозяйственных объектов, внедрению технологических процессов, оказывающих воздействие на среду обитания животного мира. При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов и хозяйственных объектов, а также при осуществлении любых видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира. Перечень данных мероприятий утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ. Во-вторых, требования по охране среды обитания животных предъявляются и к осуществлению хозяйственной деятельности. В соответствии с Законом «О животном мире» юридические лица и граждане обязаны принимать меры по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов и иной хозяйственной деятельности. При осуществлении сельскохозяйственных производственных процессов не допускается применение технологий и механизмов, которые вызывают массовую гибель объектов животного мира или изменение среды их обитания. При производстве полевых сельскохозяйственных работ необходимо использовать технологию, специально оборудованную сельскохозяйственную технику, порядок работ, исключающие возможность гибели животных. Производственные объекты, способные вызвать гибель объектов животного мира, должны иметь санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение окружающей среды. Запрещается сброс любых сточных вод и отходов в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных. Промышленные и водохозяйственные процессы должны осуществляться на производственных площадках, имеющих специальные ограждения, предотвращающие появление на территории этих площадок диких животных. На транспортных магистралях необходимо устанавливать специальные предупредительные знаки и знаки ограничения скорости движения транспорта; Опасные участки транспортных магистралей в местах концентрации объектов животного мира и на путях их миграции ограждаются устройствами со специальными проходами, типы и конструкции которых согласовываются со специально уполномоченными государственными органами по охране и контролю за использованием объектов животного мира и среды их обитания. При проектировании транспортных магистралей для снижения влияния на объекты животного мира шума движущегося транспорта необходимо устанавливать санитарно-защитные зоны в соответствии с действующими правилами и нормами. Хранение и применение опасных для животного мира и среды его обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболевания и гибели животных, а также ухудшение среды их обитания, законом запрещается. В-третьих, в интересах охраны среды обитания объектов животного мира допускается установление ограничений прав землепользователей, водопользователей, лесопользователей, пользователей недрами и возложение на них обязанностей по охране среды обитания объектов животного мира. Например, землепользователи при осуществлении ими хозяйственной деятельности обязаны осуществлять предупредительные меры, обеспечивающие охрану среды обитания животных, в частности, они не должны выжигать траву, кустарник, тревожить животных. В-четвертых, требования по охране среды обитания животных составляют одну из основных обязанностей пользователей животным миром.
Основные требования, которые должны соблюдаться при планировании и осуществлении мероприятий, могущих воздействовать на среду обитания животных и состояние животного мира, зафиксированы в ст. 8 Закона. К этим требованиям относятся: необходимость сохранения видового многообразия животных в состоянии естественной свободы; охрана Среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; сохранение целостности естественных сообществ животных; научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство животного мира; регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения и предотвращение ущерба народному хозяйству. Последнее требование предусмотрено ст. 18 Закона, в которой говорится, что мероприятия по регулированию численности отдельных видов животных должны осуществляться гуманными способами, исключающими причинение вреда другим видам животных и обеспечивающими сохранность Среды обитания животных. Меры охраны животного мира зафиксированы в статье 21 Закона. Некоторые требования получают конкретизацию в других статьях Закона. Так, требование охраны Среды обитания, условий размножения и путей миграции конкретизируется применительно к хозяйственной деятельности, а именно: при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, в совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных территорий, прибрежных и занятых кустарником территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения, а также при размещении, проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, каналов, платин и иных гидротехнических сооружений должно быть обеспечено осуществление мероприятий по выполнению данного требования (ст. 23 Закона). Статья 24 Закона предписывает предприятиям и гражданам принимать меры по предотвращению гибели животных при проведении сельскохозяйственных, лесозаготовительных и других работ, а также при эксплуатации транспортных средств. Без осуществления таких мер запрещается выжигание сухой растительности, хранение материалов, сырья и отходов производства. Для обеспечения охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая ответственность, несовместимая с целями заповедников. Огромное значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные (ст. 26 Закона) заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, не допускаются. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных невозможно в естественных условиях, специально уполномоченные на то государственные органы по охране и регулированию использования животного мира должны принимать меры к созданию необходимых условий для разведения этих видов животных. Их добывание и изъятие для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска на свободу в научно-исследовательских целях, для создания и пополнения зоологических коллекций допускается по особому разрешению, выдаваемому специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира.
Правовая охрана животного мира
Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира.
Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране животного мира являются разработка и реализация федеральных и территориальных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.
Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в состоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообразия, рационального использования животного мира*.
Организация и осуществление указанной деятельности регламентируется Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира» от 10 ноября 1996 № 1342.
Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных решений, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязательной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по охране животного мира.
В целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции (Министерства сельского хозяйства РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России и др.), особое место среди которых занимают специализированные подразделения - охотничьи инспекции, рыбоохрана и др.*
Должностные лица этих органов наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций (ст. 31 Закона о животном мире):
- проверять у юридических лиц и граждан документы на право пользования животным миром, право находиться на особо охраняемой территории (акватории) и разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;
- задерживать нарушителей законодательства о животном мире, составлять протоколы на совершенные ими правонарушения и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
- производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции;
- изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие и другие орудия добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы;
- хранить и носить служебное огнестрельное оружие и специальные средства при исполнении служебных обязанностей;
- применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак и огнестрельное оружие.
Во исполнение данной статьи Закона о животном мире и в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 № 133 были утверждены правила использования и применения служебного оружия и специальных средств должностными лицами органов Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйства России и их территориальных органов.
Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе непосредственной охраны самих животных и их популяций, так и охраной среды их обитания. Поэтому меры охраны животного мира реализуются по трем основным направлениям:
- организация рационального использования животного мира, регулирование численности животных и их воспроизводства;
- сохранение видового многообразия животных (генетического фонда животных сообществ);
- охрана среды обитания животных.
Содержание этих направлений раскрывается применительно к следующим основным требованиям (мерам) охраны животного мира, закрепленным в законодательстве:
1. Регулирование рационального использования животного мира. Оно осуществляется прежде всего путем нормирования в области охраны и использования животного мира, которое заключается в установлении лимитов (объемов, квот) использования животных, а также стандартов, норм и правил их рационального использования и охраны.
Особое значение имеет установление запретов и ограничений на использование объектов животного мира. В целях их сохранения и воспроизводства определенные виды пользования или пользование отдельными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или запрещены в определенных местах или на определенные сроки (ст. 17, 21 Закона о животном мире). Вопрос о реализации указанных мер был затронут в связи с рассмотрением правового регулирования использования животного мира.
2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных.
Закон устанавливает общее правило о том, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания животных и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований по охране животного мира.
В частности, при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса скота, туристических маршрутов и организации мест массового отдыха и т. д. должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания и путей миграции животных.
При размещении и строительстве транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должны осуществляться меры по сохранению путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки (ст. 22 Закона о животном мире).
В целях охраны мест обитания редких или ценных в научном либо в хозяйственном отношении животных выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненного цикла. На них запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и порядок их проведения.
На обеспечение охраны среды обитания животных от загрязнения и разрушения направлены также нормы земельного, лесного, водного законодательства, законодательства о недрах и особо охраняемых природных территориях.
3. Наиболее полное и эффективное сохранение животных сообществ может быть обеспечено в заповедниках, заказниках, национальных парках и других особо охраняемых территориях. В пределах этих территорий полностью запрещено или ограничено пользование животным миром, а также всякая деятельность, не совместимая с целями охраны животных.
4. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, воспроизводство которых в естественных условиях невозможно, специально уполномоченные органы обязаны принимать меры по созданию необходимых условий для разведения их в неволе - в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (ст. 26 Закона о животном мире). При этом лица (как юридические так и физические), которые занимаются содержанием и разведением животных, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования. В противном случае они могут быть привлечены к ответственности, а животные подлежат конфискации в судебном порядке.
5. Закон «О животном мире» предусматривает специальные меры по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов. Эти требования конкретизируются в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1996 № 997, которым утверждены «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Указанные требования распространяются на сельскохозяйственную, лесохозяйственную и лесопромышленную деятельность, эксплуатацию транспортных магистралей и объектов, линий передачи и связи, промышленные и водохозяйственные процессы, ирригационные и мелиоративные работы и объекты и др.
Имеется в виду предотвращение гибели животных в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции, попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины, а также в результате строительства производственных объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья, столкновения с проводами и действия электротока, воздействия электромагнитных полей, шума и вибрации и др.
Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов и удобрений без соблюдения мер по охране животных, должны устанавливаться специальные предупредительные знаки или ограждения на транспортных магистралях в местах концентрации животных, предусматриваться переходы для мигрирующих животных при строительстве трубопроводов, не допускается применение в сельском хозяйстве технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель животных и др.
6. В интересах охраны животного мира в Российской Федерации издается Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ. Они содержат сведения о состоянии редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, о необходимых мерах по их сохранению (ст. 24 Закона о животном мире).
Основанием для включения в Красную книгу того или иного вида животных служат данные об изменении их численности, условий существования, требующие принятия срочных мер. Включение в Книгу означает повсеместное запрещение уничтожения, отлова, отстрела данных видов животных и разрушения среды их обитания.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 № 158 «О Красной книге РФ» Книга издается не реже одного раза в 10 лет, а в периоды между ее изданиями подготавливаются и распространяются перечни (список) животных, занесенных в Красную книгу.
7. Законодательством регулируется добывание животных для зоологических коллекций (ст. 29 Закона о животном мире) - фондовых научных коллекций зоологических институтов, университетов, музеев, а также собрания чучел, препаратов и частей животных, живых коллекций зоопарков, цирков, питомников, океанариумов и др.
Все зоологические коллекции, представляющие научную, культурную, просветительскую, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, отдельные выдающиеся экспонаты коллекций независимо от формы их собственности подлежат государственному учету.
Порядок обращения с зоологическими коллекциями установлен Постановлением Правительства РФ от 17.07.96 «О порядке государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы РФ и ввоза на ее территорию зоологических коллекции».
8. Законом о животном мире определяются и другие вопросы, связанные с охраной животного мира - акклиматизация, переселение и гибридизация животных (ст. 25), регулирование численности животных в целях охраны здоровья и жизни людей, предотвращения ущерба народному хозяйству и природной среде (ст. 27) и др.
4.Право пользования животным миром и его виды.
Пользователи животным миром – граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым предоставлена возможность пользоваться животным миром. Использование объектов животного мира – изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека, с изъятием их из среды обитания либо без такового. Виды пользования:
Пользователи животным миром имеют право:
Обязанности пользователей животным миром:
• Субъектами права пользования объектами животного мира являются юридические лица, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. продуктов их жизнедеятельности. Законодательством РФ и субъектов РФ могут быть предусмотрены другие виды пользования животным миром. лучением лицензии или разрешения на пользование животным миром.
5.Гражданско-правовые начала пользования животным миром. (гражданско-правовые и иные способы регулирования; гуманное отношение к животным)
Основанием этому послужила предыдущая законодательная формула о том, что земля и другие природные ресурсы принадлежат народам, населяющим соответствующую территорию. Масштаб, уровень этой "соответствующей территории" не определен окончательно юридически до сих пор). Тем не менее в ГК РФ предусматривается ряд правовых - последствий для лиц, виновных в негуманном отношении к животным.
6.Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира. Статья 50. Цели и задачи экономического регулирования охраны и использования объектов животного мира Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира предусматривает: установление и регулирование экономических отношений в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и природопользователями, а также между пользователями животным миром и пользователями иными видами природных ресурсов; создание стабильной экономической основы охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира; экономическую защиту государственных интересов в области охраны и использования объектов животного мира; экономическую защиту пользователей животным миром.
Статья 51. Структура экономического регулирования охраны и использования объектов животного мира Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира включает в себя: учет и экономическую оценку объектов животного мира; экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром; бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира; экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира; целенаправленное использование средств, получаемых от реализации конфискованных орудий незаконной добычи объектов животного мира, в том числе транспортных средств и продукции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также добровольных взносов граждан и юридических лиц.
Статья 52. Сборы за пользование объектами животного мира Пользователи объектами животного мира, получающие в установленном порядке разрешение на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Уплата сбора за пользование объектами животного мира не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране объектов животного мира, среды их обитания и возмещения причиненного им вреда. Сверхлимитное и нерациональное пользование объектами животного мира влечет взыскание штрафа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 54. Экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира Экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира включает: установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания; предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира; премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира. Действие системы экономического стимулирования обеспечивается специальным законодательством Российской Федерации.
7.Ответственность за нарушение законодательства РФ об охране и использовании животного мира. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц - от тридцати до сорока МРОТ с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой (8.35). Кроме этого предполагаются штрафы за: нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (8.36), нарушение правил пользования объектами животного мира (охоты, рыболовства, др.) (8.37), нарушение правил охраны рыбных запасов (8.38) и нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (8.39). Животный мир, являясь важнейшим федеральным ресурсом, охраняется государством, к нарушителям законодательства о животном мире (гражданам и юридическим лицам) предусмотрена административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Обстоятельный перечень правонарушений в области использования и охраны животного мира приведен в ст.55 Закона. В указанный перечень входят: - нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз в страну животных или растений, признанных наносящими ущерб объектам животного мира, занесенным в Красные книги; - нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание объектов животного мира; - нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинивших ущерб животному миру; - уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания указанных объектов животного мира; - нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром; - нарушение правил китобойного промысла; - ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы объектов животного мира, их продуктов и частей без соответствующего разрешения; - нарушение требований по предотвращению гибели объектов животного мира в процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств; - нарушение режима охраны объектов животного мира в государственных природных заповедниках, государственных природных заказниках, заповедных зонах национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях, акваториях; - уничтожение или повреждение аншлагов и других знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам; - нарушение установленного порядка предоставления лицензий на пользование животным миром и разрешений на изъятие объектов животного мира из среды их обитания; - сокрытие или искажение информации о состоянии и численности объектов животного мира, имеющей важное значение для безопасности населения и домашних животных, устойчивого использования объектов животного мира, их воспроизводства и качества среды их обитания. Как видно из списка правонарушений, для того, чтобы нести ответственность, не обязательно наносить вред непосредственно объекту (объектам) животного мира и местам их проживания. По нашему мнению повреждение специальных знаков, зданий и сооружений органов и лиц, занимающихся охраной и контролем в области животного мира также может считаться причинением вреда животному миру, поскольку может нести негативные последствия, причиненные третьими лицами в связи с тем, что из-за причиненных повреждений уполномоченные органы и лица не смогут в полной мере исполнять свои обязанности (например, вовремя оповещать о чем-либо в связи с повреждением системы связи в лесном массиве, или добраться вовремя до определенного места в связи с порчей транспортного средства). Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания утверждена Госкомэкологией РФ 28 апреля 2000г.[1] Методика определяет оценку вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и/или нарушения их среды обитания для наземных позвоночных животных, беспозвоночных животных и биологического разнообразия. Оценка вреда от уничтожения объектов животного мира и/или нарушения их среды обитания может проводиться в следующих случаях: - при обнаружении факта несанкционированного уничтожения объектов животного мира и/или нарушения их среды обитания; - при исследованиях по оценке возде
|