Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организационно-методические данные дисциплиныОбщая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа. Вид итогового контроля: зачет.
Тематический план
2.3. Развёрнутый тематический план лекций и практических занятий
Содержание дисциплины
Модуль 1. Введение в изучение предмета (27 ч.). Тема 1.1. Понятие о предмете «Сектоведение». Определение термина «секта». Классификация Новых Религиозных Движений (1 ч.). Вид занятия: лекция / практическое занятие. Метод: беседа / опрос. Содержание лекции: Место и значение изучения предмета «Сектоведения» в богословском образовании. Место сектоведения в круге богословских наук. Учебные пособия и структура курса. Содержание практического занятия: Определение и классификация НРД в православном сектоведени Основная литература: 1. Дворкин А.Л,. Сектоведение. Тоталитарные секты. Христианская библиотека. Нижний Новгород, 2008. 813 с. Дополнительная литература: 1. Чернышов В.М. Сектоведение. М.: издательство имени святителя Льва, Рапы римского, 2010. 461 с. 2. Кантеров Игорь. Новые религиозные движения в России(религиоведческий анализ). М.: МГУ, 2007. 471 с. Тема 1.2. Государственно-правовые нормы о НРД. (1 ч.). Вид занятия: лекция-диалог / практическое занятие. Метод: беседа / опрос. Содержание лекции: НРД в светском государстве.. Содержание практического занятия: Обсуждение закона о свободе совести и вероисповедания. Основная литература: 1 Кантеров Игорь. Новые религиозные движения в России(религиоведческий анализ). М.: МГУ, 2007. 471 с.. Дополнительная литература: 1. Владислав Свешников, прот. Очерки христианской этики. Тема 1.3. Русская Православная Церковь о НРД(1 ч.). Вид занятия: лекция / практическое занятие. Метод: беседа / опрос. Содержание лекции: Понятие термина «ересь» и «секта». Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Содержание практического занятия: изучение документа - «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Основная литература: 1. Сборник документов юбелейного архиерейского собора Русской православной Церкви. Основные принципы отношения Русской православной Церкви к инославию. Н.Новгород 2001. С.149 Дополнительная литература: 1. Владислав Свешников, прот. Очерки христианской этики. 2. Олесницкий М. Нравственное Богословие.
Модуль 2. Неопротестантизм (61 ч.). Тема 2.1. Баптизм. (4 ч.). Вид занятия: лекция-диалог / практическое занятие. Метод: беседа / опрос. Содержание лекции: Содержание практического занятия: 1.История возникновения баптизма. Баптизм в СССР и РФ.2.Основные разногласия баптизм с православием 3.Течения в современном баптизме. Основная литература: 1. История Евангельских Христиан-Баптистов в СССР. М. Издательство ВСЕХБ. Москва1989 г. с 19-128. 2. свщ. Вячеслав Рубский. Православие-протестантизм. Штрихи полемики. Электрон.,текст. URL:http://azbyka.ru/religii/konfessii/rubskiy_pravoslavie_protestantizm.shtml. Дополнительная литература: 1 .Кураев А.В., диак. Протестантам о православии. Издание. «Троицкое слово» Ростов-на –Дону. 2003г
Тема 2.2. Методизм (6 ч.). Вид занятия: проблемная лекция / семинар. Метод: беседа / доклад, обсуждение. Содержание лекции: 1. 1.История возникновения методизма, особенности догматики. 2.Миссионерство и церковная структура методистов. 3. Учение методизма с позиции православного учения Содержание практического занятия: Обсуждение лекции и докладов по теме-«Методизм» Основная литература: 1. Зноско-Боровский Митрофан прот. Сравнительное богословие. Православие, Римо-Католичество, Протестантизм и сектантство. М.: «Артос-Медиа», 2003. с 164-170 2. Огицкий.Д.П. Козлов Максим свящ. Православие и Западное христианство. Учебное пособие для духовных семинарий и училищ. Московская Духовная Академия. Издательство «Отчий Дом». 1995г. с163-164.
Дополнительная литература: 1.[Электронный ресурс]. Электронный текст. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/comporative_bogoslov/Savch/_07.php 2.Роман Лункин. Методизм в России: Путь к сердцу интелегента. [Электронный ресурс]. Электронный текст. URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=183
Тема 2.3. Адвентизм. (6 ч.). Вид занятия: лекция / практическое занятие. Метод: беседа / опрос. Содержание лекции: Происхождение Адвентизма. Догматика АСД 2.Структура организации. АСД, современное состояние. 3. Учение АСД с позиции православного богословия. Содержание практического занятия: Обсуждение докладов по теме – «Адвентизм». Основная литература: 1. Савченко П. Сравнительное богословие. Лекция 10. Адвентисты седьмого дня. Исторический обзор[Электронный ресурс]. Электронный текст. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/comporative_bogoslov/Savch/_10.php 2. Православная церковь. Современные ереси и секты в России. Православное издательство. Санкт-Питербург.1995г. с 54-60 3. Зноско-Боровский Митрофан прот. Сравнительное богословие. Православие, Римо-Католичество, Протестантизм и сектантство. М.: «Артос-Медиа», 2003. с 172-182. Дополнительная литература: 1. Сысоев Даниил.свяш. Антропология Адвентистов Седьмого Дня и свидетелей Иеговы. 2. Кураев Андрей,диак. Протестантам о Православии. Издание. «Троицкое слово» Ростов-на –Дону. 2003г
Тема 2.4. Пятидесятничество. (10 ч.). Вид занятия: лекция / семинар. Метод: беседа / доклад, дискуссия. Содержание лекции: 1.История возникновения пятидесятничества. 2. краткий обзор вероучения пятидесятников и его особенностей от остальных неопротестантов и Православия 3.Основные течения пятидесятников в РФ. Основная литература: 1. История Евангельских Христиан-Баптистов в СССР. М. Издательство ВСЕХБ. Москва. 1989г. с 397-408 2.. Ефимов Игорь.свящ. В вере ли вы?. Современное харизматическое движение сектантства. Москва. 1995г. с 9-300 3. Бюне. Вольфагнг. Игра с огнем. СLV. 1991г с.31-76 Дополнительная литература: 1. Мензис Уильям и Хортон Стэнли. Библейские доктрины. Пятидесятническая перспектива. Издательство «Life». Спрингфилд. Миссури. США. 1999г 2. Якоф Цопфе. На всякую плоть. История и задачи пятидесятнического движения. AVC. Тема 2.6. Неопятидесятники (6 ч.). Вид занятия: лекция / практическое занятие. Метод: беседа / опрос. Содержание лекции: 1.История Харизматического движения в РФ. Самые известные течения и секты. 2. Богословие харизматического движения. 3. Анализ основных идей неопятидесятников с позиции православного богословия Содержание практического занятия: 1. Показ и обсуждение видеороликов о современном харизматическом движении.. 2.Анализ художественного фильма о неопятидесятниках Основная литература: 1. Дворкин. Александр. Сектоведение. Тоталитарные секты. Издательство «Хистианская библиотека» Нижний Новгород 2008г. с 559-598 2. Бюне Вольфганг. Игра с огнем. Biefeld. CLV. 1991г. с75-189. 3. Ефимов Игорь.свящ. В вере ли вы?. Современное харизматическое движение сектантства. Москва. 1995г. Дополнительная литература: 1. Селивановский В.В. Харизматическая ересь. Анализ учения религиозной организации «новое поколение» г. Благовещанска. Благовещанск 2013г 2. Чернышев.В.М. Сектоведение. Издательство имени свт. Льва,папы Римского. Киев 2009г. с 84-356 3. Ледяев А. Новый мировой порядок..[Электронный ресурс]. Электронный текст. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/protestant/Article/led_novmir.php.
Тема 2.7. Пресвитириане(6 ч.). Вид занятия: лекция / практическое занятие. Метод: беседа / опрос. Содержание лекции: Искушение Господа Иисуса Христа сатаной. Святоотеческое учение о способах воздействия бесов на человека и о борьбе с ними. Содержание практического занятия: Учение святителя Игнатия Кавказского о борьбе с бесами. Основная литература: 1. Дорофей авва, прп. Поучения. Послания. Вопросы. Ответы. 2. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. 3. Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова (в 8-ми томах). М.: Издательство: Паломникъ. 2001-2007. 4. Шиманский Г.И. Учение Святых Отцов и подвижников о борьбе с главными греховными страстями и о добродетелях. Дополнительная литература: 1. Олесницкий М. Нравственное Богословие. 2. Платон (Игумнов), архим. Православное Нравственное Богословие. 3. Владислав Свешников, прот. Очерки христианской этики. Тема 2.8. Пути действия греха: мир. (6 ч.). Вид занятия: лекция / практическое занятие. Метод: беседа / опрос. Содержание лекции: Мир как творение Божие и мир, лежащий во зле. Искушения со стороны мира. Связь искушений мира и диавола. Содержание практического занятия: Святоотеческое толкование на 1 Иоан. 2:15. Основная литература: 1. Дорофей авва, прп. Поучения. Послания. Вопросы. Ответы. 2. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. 3. Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова (в 8-ми томах). 4. Шиманский Г.И. Учение Святых Отцов и подвижников о борьбе с главными греховными страстями и о добродетелях. Дополнительная литература: 1. Толковая Библия. В 7 томах. / Под ред. А. П. Лопухина. Издательство: Даръ. 2009. 2. Олесницкий М. Нравственное Богословие. 3. Платон (Игумнов), архим. Православное Нравственное Богословие. 4. Владислав Свешников, прот. Очерки христианской этики. Тема 2.9. Пути действия греха: плоть. (6 ч.). Вид занятия: лекция / практическое занятие. Метод: беседа / опрос. Содержание лекции: Плоть человека до и после грехопадения. Искушения плоти. Общее действие диавола, мира и плоти. Содержание практического занятия: Борьба с искушениями плоти по учению преподобного
Модуль 3.Модуль 3. Псевдобиблейские культы (13 ч.) Тема 3.1. Свидетели Иеговы. Общество сторожевой башни (6 ч.). Вид занятия: лекция / практическое занятие. Метод: беседа / опрос. Содержание лекции: История появления религиозного культа «Свидетелей Иеговы. .Богословие организации «Свидетели Иеговы». Содержание практического занятия: Работа в группе по анализу вероучения свидетелей Иеговы. Показ видеофильма и обсуждение интервью бывших адептов свидетелей Иеговы. Основная литература: 1. Дворкин. Александр. Сектоведение. Тоталитарные секты. Издательство «Хистианская библиотека» Нижний Новгород 2008г. с 149-189 2. Мартин Уолтер. Царство культов. СП «Логос» СПб 1992г. с39-122 Дополнительная литература: 1. Сысоев Даниил. Свящ. Антропология Адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы. Миссионерско-просветительский центр «Шестоднев» 2002г. 2. Мансанарес С. Воспоминания свидетеля Иеговы..[Электронный ресурс]. Электронный текст. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/sekta/Article/Mans_VospSv.php 3. Франц Реймонд. Кризис совести. [Электронный ресурс]. Электронный текст. URL: http://www.nekudaidti.com/ 4. Григорян Артем. Методология диалога со Свидетелями Иеговы.[Электронный ресурс]. Видео. URL: http://stavroskrest.ru/content/metodologiya-dialoga-so-svidetelyami-iegovy
Тема 3.2. Ветхозаветная нравственность и ее отличия от новозаветной. Промежуточный контроль знаний по модулю 3. (7 ч.). Вид занятия: лекция / практическое занятие. Метод: беседа / опрос. Содержание лекции: Закон – детоводитель ко Христу. Цель Закона и цель Евангелия. Содержание практического занятия: Евангелие – высочайший идеал нравственности. Мотивация в Ветхом и Новом Заветах. Благодать. Основная литература: 1. Толковая Библия. В 7 томах. / Под ред. А. П. Лопухина. 2. Дорофей авва, прп. Поучения. Послания. Вопросы. Ответы. 3. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. 4. Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова (в 8-ми томах). 5. Шиманский Г.И. Учение Святых Отцов и подвижников о борьбе с главными греховными страстями и о добродетелях. 6. Олесницкий М. Нравственное Богословие. Дополнительная литература: 1. Платон (Игумнов), архим. Православное Нравственное Богословие. 2. Владислав Свешников, прот. Очерки христианской этики. Модуль 4. Новозаветный идеал праведности как фундамент христианской этики. (43 ч.). Тема 4.1. Божественная любовь. (5 ч.). Вид занятия: лекция / практическое занятие. Метод: беседа / опрос. Содержание лекции: Свойства любви Пресвятой Троицы. Божественная любовь и творение мира. Промысл Божий, спасение мира и частного человека. Содержание практического занятия: Святая Троица и любовь Божественная. Промысл Божий и любовь к творению. Основная литература: 1. Толковая Библия. В 7 томах. / Под ред. А. П. Лопухина. 2. Дорофей авва, прп. Поучения. Послания. Вопросы. Ответы. 3. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. 4. Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова (в 8-ми томах). 5. Шиманский Г.И. Учение Святых Отцов и подвижников о борьбе с главными греховными страстями и о добродетелях. 6. Олесницкий М. Нравственное Богословие. Дополнительная литература: 1. Платон (Игумнов), архим. Православное Нравственное Богословие. 2. Владислав Свешников, прот. Очерки христианской этики. Тема 4.2. Переживание Божественной любви в Ветхом и Новом Заветах. Заповедь любви. (5 ч.). Вид занятия: лекция / практическое занятие. Метод: беседа / опрос. Содержание лекции: Любовь в Раю. Любовь и грехопадение. Заповедь любви в Ветхом Завете: «Возлюби Бога и ближнего». Новая заповедь о любви. Искажения любви. Содержание практического занятия: Молитва, Евхаристия, Церковь и взаимная любовь Бога и человека. Основная литература: 1. Толковая Библия. В 7 томах. / Под ред. А. П. Лопухина. 2. Дорофей авва, прп. Поучения. Послания. Вопросы. Ответы. 3. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. 4. Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова (в 8-ми томах). 5. Николай Кавасила, св. Христос. Церковь. Богородица. М.: Издательство храма святой мученицы Татианы, 2007. 384 с. 6. Олесницкий М. Нравственное Богословие. Дополнительная литература: 1. Платон (Игумнов), архим. Православное Нравственное Богословие. 2. Владислав Свешников, прот. Очерки христианской этики. Тема 4.3. Вера и надежда. (3 ч.). Вид занятия: лекция / практическое занятие. Метод: беседа / опрос. Содержание лекции: Вера как религиозная категория. Неверие и маловерие. Вера и дела. Надежда как добродетель. Содержание практического занятия: Взаимосвязь веры и надежды. Упование и вечность. Основная литература: 1. Олесницкий М. Нравственное Богословие. Дополнительная литература: 1. Платон (Игумнов), архим. Православное Нравственное Богословие. 2. Владислав Свешников, прот. Очерки христианской этики. Тема 4.4. Покаяние и грех. (5 ч.). Вид занятия: лекция / практическое занятие. Метод: беседа / опрос. Содержание лекции: Необходимость покаяния. Смысл и содержание покаяния. Содержание практического занятия: Полнота и этапы покаяния. Покаяние как нравственное возрождение и новая жизнь во Христе. Литература: Основная литература: 1. Дорофей авва, прп. Поучения. Послания. Вопросы. Ответы. 2. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. 3. Шиманский Г.И. Учение Святых Отцов и подвижников о борьбе с главными греховными страстями и о добродетелях. Дополнительная литература: 1. Олесницкий М. Нравственное Богословие. 2. Платон (Игумнов), архим. Православное Нравственное Богословие. 3. Владислав Свешников, прот. Очерки христианской этики. Тема 4.5. Построение внутреннего мира. (5 ч.). Вид занятия: лекция / практическое занятие. Метод: беседа / опрос. Содержание лекции: Человек внутренний и внешний. Противостояние злу. Духовное рассуждение. Горение сердца и восприятие благодати. Содержание практического занятия: Трезвение. Стояние в свободе. Пост. Молитва. Безмолвие. Основная литература: 1. Дорофей авва, прп. Поучения. Послания. Вопросы. Ответы. 2. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. 3. Шиманский Г.И. Учение Святых Отцов и подвижников о борьбе с главными греховными страстями и о добродетелях. Дополнительная литература: 1. Олесницкий М. Нравственное Богословие. 2. Платон (Игумнов), архим. Православное Нравственное Богословие. 3. Владислав Свешников, прот. Очерки христианской этики. Тема 4.6. Узнавание способов правильного построения нравственного мира. (4 ч.). Вид занятия: проблемная лекция / семинар. Метод: беседа / доклад, дискуссия. Содержание лекции: Искание и исполнение воли Божией. Духовное руководство. Послушание и свобода. Содержание практического занятия: Установки церковного опыта. Учение преподобного Иоанна Лествичника и святителя Игнатия Кавказского о послушании духовному наставнику. Основная литература: 1. Дорофей авва, прп. Поучения. Послания. Вопросы. Ответы. 2. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. 3. Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. 4. Шиманский Г.И. Учение Святых Отцов и подвижников о борьбе с главными греховными страстями и о добродетелях. Дополнительная литература: 1. Олесницкий М. Нравственное Богословие. 2. Платон (Игумнов), архим. Православное Нравственное Богословие. 3. Владислав Свешников, прот. Очерки христианской этики. Тема 4.7. Христианское устроение семейной жизни. (6 ч.). Вид занятия: лекция / семинар. Метод: беседа / доклад, обсуждение. Содержание лекции: Отношения супругов. Отношения родителей и детей. Содержание практического занятия: Учение святителя Иоанна Златоуста о браке. Основная литература: 1. Григоревский М. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке. Издательство: «Локид-Пресс», 2007. 286 с. 2. Шиманский Г. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников православной Церкви. Даниловский благовестник, 1997. 477 с.
Дополнительная литература: 1. Олесницкий М. Нравственное Богословие. 2. Платон (Игумнов), архим. Православное Нравственное Богословие. 3. Владислав Свешников, прот. Очерки христианской этики. Тема 4.8. Христос и святость. Ценность личного мира. Промежуточный контроль знаний по модулю 4. (10 ч.). Вид занятия: лекция / практическое занятие. Метод: беседа / опрос. Содержание лекции: Христос – новый Адам. Служение Христа. Совершенство Христа. Содержание практического занятия: Ценность человеческой личности и ее возрождение. Подражание Христу и святость. Основная литература: 1. Платон (Игумнов), архим. Православное Нравственное Богословие. 2. Олесницкий М. Нравственное Богословие. Дополнительная литература: 1. Владислав Свешников, прот. Очерки христианской этики.
|