Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные даты жизни и творчества П.А. Кропоткина





 

1842 г. 27.11 (9.12) — родился в Москве, в семье генерала, богатого помещика из древнего княжеского рода.

1862 г. — окончил Пажеский корпус.

1862–1863 гг. — служба в Амурском казачьем войске, затем — чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири.

1864 г. — путешествовал по неизученным районам Северной Маньчжурии.

1865 г. — путешествовал по северному склону Восточных Саян.

1866 г. — исследовал Патомское нагорье и Витимское плоскогорье (Олекминско-Витимская экспедиция Русского географического общества).

1867 г. — по окончании экспедиции вышел в отставку; учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, служил в Статистическом кабинете Министерства внутренних дел.

1868 г. — секретарь отделения физической географии Русского географического общества.

1871 г. — подготовил «Доклад комиссии по снаряжению в северные моря», где поднял проблему освоения северных морей и теоретически обосновал существование в Северном Ледовитом океане суши, открытой два года спустя и названной Землей Франца-Иосифа; исследовал ледниковые отложения в Финляндии и Швеции.

1872 г., в начале года, посетив Бельгию и Швейцарию, примкнул к бакунинскому крылу Интернационала.

1872 г., май — вернулся в Россию, вошел в общество «чайковцев», которое являлось одним из инициаторов «хождения в народ», вел пропаганду среди петербургских рабочих.

1873 г. — составил записку «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?», в которой отразилось анархическое направление взглядов автора.

1874 г. — арест и заключение в Петропавловскую крепость.

1875 г. — «Записки РГО по общей географии».

1875–1911 гг. — участвовал в работе лондонского географического общества, писал статьи по географии России для «Британской энциклопедии» (9-11 издания 1875–1911 гг.).

1876 г. — побег из тюремного госпиталя и эмиграция за границу; написание работы «Исследования о ледниковом периоде».

1876–1917 гг. — годы эмиграции.

1878 г. — женитьба на Софье Григорьевне Рабинович-Ананьевой, учившейся в то время в университете в Женеве.

1879 г. — начал издавать в Женеве газету «Револьте».

1881 г. — выслан из Швейцарии.

1883 г. — на Лионском процессе анархистов приговорен к 5 годам тюрьмы.

1883–1917 гг. — был сотрудником журнала «The Nineteenth Century and after XIV-ХХ».

1884 г. — рождение дочери Александры.

1885 г. — работа «Речь бунтовщика»

1886 г. — освобожден из французской тюрьмы в результате протестов общественности. Поселился в Англии.

1892 г. — книга «Хлеб и воля».

1892–1901 гг. — в журнале «The Nineteenth Century and after XIV-ХХ» вел научное обозрение, сменив Т. Гексли.

1893 г. — избран членом «Британской научной ассоциации».

Вторая половина 90-х гг. — работа над книгой «Записки революционера»

1896 г. — работа «Анархия, ее философия, ее идеал».

1897 г. — посетил Канаду.

1899 г. — книга «Поля, фабрики и мастерские».

1900–1909 гг. — входил в заграничные организации русских анархистов.

1902 г. — книга «Взаимная помощь как фактор эволюции», составленная на исследованиях ученого об общественных инстинктах у животных, затем у дикарей, варваров, в средневековье и в цивилизации.

1903–1904 гг. — выдвинул гипотезу о «высыхании европейско-азиатского материка» в послеледниковое время, которое подразделял на «озерный период» и «период высыхания».

1903–1906, 1909 гг. — сотрудничал в анархическом издании «Хлеб и воля».

1905–1907 гг. — выступал в поддержку революции.

1906–1907 гг. — сотрудничал в анархическом издании "Листок «Хлеб и воля»".

1907 г. — был гостем V съезда РСДРП, проходившего в Лондоне.

1909 г. — завершил историческое исследование «Великая французская революция 1789–1793» — итог 25-летней работы.

1913 г. — работа «Современная наука и анархия».

1917 г., июнь — возвращение в Россию.

1917 г., август — выступал на Государственном совещании в Москве с призывом к «социальному миру».

1918 г. — поселился в подмосковном Дмитрове.

 

Библиография произведений П.А. Кропоткина

 

1. Собрание сочинений, т. 1–2. Спб., 1906.

2. Собрание сочинений, т. 1–2, 4–7. Спб., Знание, 1906-07.

3. Собрание сочинений, т. 1–2. М., 1918–1919.

4. Аграрный вопрос. М.; группа Равенство. 191(?).

5. Аграрный вопрос. Спб.; Свободное соглашение, 1914.

6. Анархия. Пб.; Голос труда, 1919.

7. Анархия. М., Айрис-пресс, 2002.

8. Анархия, ее философия и идеал. М., 1906.

9. Анархия: Ее философия, ее идеал. Лейпциг — Спб.: Мысль А. Миллер 1906.

10. Анархия: Ее философия, ее идеал. М.: Московская федерация анархистских групп, 1917

11. Анархия, ее философия, ее идеал. М.: ЭКСМО-пресс, 1999.

12.Анархия и ее место в социалистической эволюции. Пер. с фр. Спб.: типо-лит. Грамотность. 1907.

13.Анархия и ее место в социалистической эволюции. М.: тип. Т. д. Копылова и Дмитриева, 1917.

14.Безначальный коммунизм и экспроприация. Казань: Волжско-Камская печатня, 1918.

15.Бунтовский дух. Б.м., группа «Хлеб и воля», 1905.

16.Век ожидания. Сборник статей. Пер. с фр. Н.А. Критской. М.: Голос труда, 1925.

17.Великая французская революция. Пер. с фр. Н.М. Лейпциг-Спб.: Мысль А. Миллер, 1906.

18.Великая французская революция. М.: Федерация анархистских групп, 1917.

19. Великая французская революция 1789 — 1793. Пер. с фр. Под редакцией автора. Лондон: тип. Листков «Хлеб и воля», 1914.

20. Великая французская революция 1789 — 1793 гг. М., Наука, 1979.

21. Взаимная помощь как фактор эволюции. Харьков, зональное братство, 1919.

22. Взаимная помощь как фактор эволюции. Харьков, тип. В.Г. Шеншелевича, 1919.

23.Взаимная помощь среди животных и людей. М.: На помощь, 1924.

24. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса (пер. с англ. В. Батуринского). Под ред. автора, СПб., Знание. 1907.

25. В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В. Батуринского). Под редакцией автора. СПб., Знание, 1906

26. Всеобщая стачка. Сборник статей. Пг.; Друг народа, 1906.

27. Государство и его историческая роль. М.: тип. Л. Федорова,

28. Государство и его роль в истории. М.: Московская Федерация анархических групп, 1917.

29. Две поездки в Манчьжурию в 1864 году, Иркутск, 1865.

30. Дневник П.А. Кропоткина. М. — Пг., Госиздат, 1923.

31. Дневники разных лет. М.: Сов. Рос, 1992.

32. Записки революционера. Пер. с англ. Лондон, 1902.

33. Записки революционера. Лондон — Спб.: Свободная мысль,1906.

34. Записки революционера. Спб.: Ясная Поляна, 1907.

35. Записки революционера. М.: Изд-во Мосполиграф, 1924.

36. Записки революционера. Т. 1–2. М. 1929.

37. Записки революционера. М.: Молодая гвардия, 1930.

38. Записки революционера. М.-Л. Академия, 1933.

30. Записки революционера. М., Мысль, 1966.

40. Записки революционера. М., Московский рабочий, 1988.

41. Записки революционера. М., Мысль, 1990.

42. Земледелие, промышленность и ремесла. М.: Посредник, 1904.

43. Идеалы и действительность в русской литературе. (Пер. с англ. В. Батуринского). Под ред. автора. СПб., 1907.

44.Исследования о ледниковом периоде. Вып. 1–2. Спб.: тип. М. Стасюлевича, 1876.

45. Исследования о ледниковом периоде. Томск, 1951.

46. Коммунизм и анархизм. М.: Группа политзаключенных, 1917.

47. Коммунизм и анархизм. Пб.: Голос труда, 1919.

48. Нравственные начала анархизма. Лондон, 1907.

49. Общий очерк. Орография Восточной Сибири. Спб., тип. М.М. Стасюлевича, 1873.

50. Переписка Петра и Александра Кропоткиных, т. 1–2, М., Л., Академия, 1932-33.

51. Петропавловская крепость. Побег. Для младшего школьного возраста. М.: Дет. лит-ра., 1967.

52. Петропавловская крепость. Побег. Для младшего школьного возраста. М.: Дет. лит-ра., 1979.

53. Петропавловская крепость. Побег: Рассказ. Для младшего школьного возраста. М.: Дет. лит-ра.,1982.

54. Петропавловская крепость. Побег. Для младшего школьного возраста. М.: Дет. лит-ра.,1983.

55. Петропавловская крепость. Побег. Для младшего школьного возраста. М.: Дет. лит-ра., 1984

56. Письмо из Восточной Сибири. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1983.

57. Письмо о текущих событиях. М.: Задруга, 1917.

58. Побег. Л.: Прибой, 1926.

59. Поля, фабрики и мастерские. Пер. с англ. А.Н. Коншин. М: Посредник, 1908.

60. Поля, фабрики и мастерские. Промышленность, соединенная с земледелием, и умственный труд с ручным. (Пер. с англ. А.Н. Коншин). М., Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1918.

61. Поля, фабрики, мастерские. Промышленность, соединенная с земледелием, и умственный труд с ручным. Пг.-М., 1919.

62. Поля, фабрики и мастерские. Промышленность, соединенная с земледелием, и умственный труд с ручным. Пб. — М.: Голос труда, 1921.

63. Речи бунтовщика. Пер. с франц. Спб., 1906.

64. Речи бунтовщика. Пер. с франц. Под ред. автора. Пб., М., Голос труда, 1921.

65. Современная наука и анархия. Пер. с франц. Под ред. автора. Пб. — М., Голос труда, 1920.

66. Современная наука и анархия. Пер. с франц. Под ред. автора. Пб. — М., Голос труда, 1929.

67. Справедливость и нравственность. Публичная лекция, прочитанная в Анкотском братстве и Лондонском этническом обществе. Пб., М., Голос труда, 1921.

68. Тюрьмы, ссылки и каторга в России. Пер. с англ. Спб., 1906.

69. Хлеб и воля. Лондон — Спб.: Свободная мысль, 1906.

70. Хлеб и воля. М.: Московская федерация анархистских групп, 1917.

71. Хлеб и воля. Пер. с франц. Пб.: Голос труда, 1919.

72. Хлеб и воля. Пер. с франц. Под ред. автора. Пб. — М., Голос труда, 1922.

73. Хлеб и воля. Приложение к журналу «Вопросы философии». М.: Правда, 1990.

74. Этика. Происхождение и развитие нравственности. Т. 1. Пб, — М., Голос труда, 1922.

75. Этика. Избранные труды. М., Политиздат, 1991.

 


[1]Я имею здесь в виду те стадии, когда самые низшие животные, вроде Yoevoxglobator, или Сальп, соединяются в группы. См. об колониальных, стадиях: Огюста Конта, очерк биологии в «Politique positive», где он резюмирует свою «Philosophie positive»; «Основы Биологии» Спенсера и особенно сочинение «Животные Колонии», Перье (Perrier).

 

[2]См. также первые главы моей работы об Этике, появившейся недавно в «Nineteenth Century»: «Задачи Этики» и «Нравственность Природы».

 

[3]«Происхождение видов», начало III-ей главы.

 

[4]«Nineteenth Century», февраль 1888 г., стр. 165. Перепечатана в его книге «Essays».

 

[5]Оставляя в стороне писателей, выступавших до Дарвина, как Toussenel, Fee и мн. др., несколько работ, заключающих не мало поразительных образчиков взаимной помощи, — но иллюстрирующих, главным образом ум животных — были опубликованы до появления труда Кесслера. Из них я могу упомянуть: Houzeau: «Les facultés mentales des animaux», 2 т., Брюссель 1872; L. Büchner's «Aus dem Ceistesleben der Thiere», 2-е изд., 1877; и Maximilian Perty's «Ueber das Scelenleben der Thiere, Лейпциг, 1876. Эспинас опубликовал свой чрезвычайно замечательный труд «Les Sociétés animales» в 1877 году и в этом труде указал на значение животных сообществ и их влияние на сохранение вида, дав при этом чрезвычайно ценные соображения о происхождении обществ вообще. Фактически, в книге Эспинаса собрано все, что до тех пор было написано о взаимопомощи, помимо других очень полезных указаний. Если я, не смотря на это, делаю специальное указание на речь Кесслера, то это потому, что он поднял взаимопомощь до высоты закона, имеющего в эволюции более значения, чем закон взаимной борьбы. Те же идеи были развиты в следующем году (в апреле 1881) J. Lanessan'ом в лекции, напечатанной в 1882 году под заглавием: «La lutte pour l'existence et l'association pour la lutte». Капитальная работа G. Romanes'а «Animal intelligence» была издана в 1882 году, а в следующем году появилась другая его работа «Mental Evolution in Animals». Приблизительно в то же время (1881 г.) Бюхнер издал новую работу, «Liebe und Liebes — Leben in der Thierwelt», второе издание которой появилось в 1885 году. Идея, как мы видим, носилась в воздухе.

 

[6]Там же, стр.135 и 136

 

[7]См. Приложение I.

 

[8]George J.Romanes, «Animal Intelligence», первое издание, стр. 233.

 

[9]Pierre Huber, «Recherches sur les fourmis», Женева, 1810; перепечатана под заглавием «Les fourmis indigénes», Женева, 1861; Forel, «Recherches sur les fourmis de la Suisse», Цюрих, 1874 и J.T. Moggridge, «Harvesting Ants and Trapdoor Spiders», Лондон, 1873 и 1874. Книги эти следовало бы дать в руки каждому мальчику и девочке. См. также: Blanchard, «Métamorphoses des insectes», Париж, 1868; J.H. Sabre, «Souvenirs entomologiques», Париж 1886, и след. Ebrard, «Etudes de moeurs des fourmis», Женева, 1864; Sir John Lubbock, «Ants, Bees, and Wasps», и др.

 

[10]Forel «Recherches», стр. 244, 275, 278. Превосходное описание этого процесса принадлежит Гюберу; ему же принадлежит указание на возможное происхождение инстинкта (популярное изд. стр. 158–160). См. также приложение II в конце этой книги.

 

[11]Агрикультура муравьев настолько удивительна, что в ней долго сомневались. Существование ее хорошо доказано теперь трудами Moggridge. Dr. Lincecum, Mac Cook, полк. Sykes и Dr. Jerdon и поставлено вне сомнений. См. прекрасный свод доказательств в труде Romanes'a. См. также: «Die Pilsgaerten einiger Sud — Americanischen Ameisen». Альф. Меллера, в Schimpesr Botan. Mitth. aus den Тrореn», т. VI. 1893.

 

[12]Этот второй принцип распознан был не сразу. Прежние наблюдатели часто говорили о «королях», «королевах», «управителях» и т. п., но с тех пор, как Huber и Sorel обнародовали свои тщательные и добросовестные наблюдения, невозможны сомнения в том, что во всех действиях муравьев (включая и их войны), каждому индивидууму предоставляется широкий простор для проявления личной инициативы.

 

[13]Мимикрией — «подражательностью» — называют тот факт, что многие животные приобретают цвет той среды, в которой живут, и это спасает их от преследования врагами. У пчел, как и у муравьев, этого нет. Их черный цвет не помогает им скрываться от врагов.

 

[14]Их держали в улье, снабженном стеклянным оконцем, которое давало возможность видеть то, что делалось внутри. Оконце закрывалось снаружи ставней. Так как пчел, вероятно, беспокоил свет, падавший на них всякий раз, как посетители открывали ставню, они через несколько дней залепили его тем смолистым веществом, которое называют пчелиным клеем, или узой (propolis).

 

[15]H.W. Bates, «The Naturalist on the River Amazons» т. III, стр. 59, и след.

 

[16]Северцов. «Периодические явления в жизни млекопитающих, птиц и пресмыкающихся Воронежской губ.» Москва, 1885 г.

 

[17]D'Orbigny, «Voyage dans l'Amerique meridionaIe», t. IV; Brehm, Oiseaux, t III.

 

[18]Otogyps auricularis

 

[19]Le Vaillant, «Histoire naturelle des oiseaux d'Afrique), 1795, t. I, p. 70, из которого Брэм дает большую выписку, «Жизнь животных», т. III, стр. 477. Все цитаты из Брэма по французскому изданию.

 

[20]Bates, «А Naturalist on the Amаzon», p. 151.

 

[21]Catalogue raisonnc des oiseaux de la faune pontique в «Voyage» Демидова; выдержки у Брэма, III, 360. Во время перелета хищные птицы также собираются стаями. Одна стая, перелет которой через Пиренеи наблюдал H. Seebohm, представляла курьезное собрание девяти коршунов, одного журавля и странствующего сокола (Falco peregrinus). См. «The Birds of Siberian» 1901, стр. 417.

 

[22]«Scattered among them are many odd Stints and Sanderlings and ringedplovers». Ch. Dixon, «Birds in the Northern Shires», стр. 207.

 

[23]Max. Perty, «Ueber das Seelenleben der Thiere» (Leipzig, 1876), стр. 87, 103.

 

[24]G. Н. Gurney, The House-Sparrow (London, 1885), стр. 5.

 

[25]См. приложение III.

 

[26]Dr. Elliot Coues, «Birds of the Kerguelen Island», в «Smithsonian Miscellaneous Collections», т. XIII, № 2, стр. 11.

 

[27]Brehm, IV, 567.

 

[28]Что касается домашнего воробья, то Новозеландский наблюдатель T. W. Kirk следующим образом описывает нападение этих «бесстыжих» птиц на «злосчастного» ястреба: «Он услыхал однажды необычайный шум, как будто все мелкие пташки округа завели колоссальную ссору. Выйдя поглядеть в чём дело, он увидал большого ястреба (C.Gouldi, — питающегося падалью), которого со всех сторон теснила стая воробьев. Они бросались на него десятками, сразу со всех сторон. Злосчастный ястреб оказался совершенно бессильным противостоять этому нападению. Наконец, достигнув одного куста, ястреб бросился к нему и скрылся в нем; но тогда группа воробьев окружила куст, продолжая наполнять воздух немолчным шумом». (Из доклада, читанного в заседании Новозеландского Института; Nature, Октября 10-го, 1891).

 

[29]Brehm, IV. 671, seq.

 

[30]R. Lendenfeld в газете «Der soologische Gartern, 1889 г.

 

[31]Н.А. Северцов: «Периодические явления в жизни зверей и пр. в Воронежской губернии», Москва, 1855, стр. 251.

 

[32]Зейфферлиц, цитированный Брэмом, IV, 760.

 

[33]«The Arctic Voyages of A.E. Nordenskjöld», Лондон, 1879 г. стр. 135. См. также сильное описание островов Св. Кильды г. Диксоном (цитируется г-ном Seebohm), а также, впрочем, описание любого Арктического путешествия.

 

[34]Haematopus.

 

[35]Limosa.

 

[36]Тоже «Камнетарка», Strepsilas interpres.

 

[37]Трёхпалая Rissa tridactyla.

 

[38]Uria brunnichii.

 

[39]См. Приложение III.

 

[40]Elliot Couës, в «Bulletin U.S.Geol. Survey of territories», IV, № 7, стр. 556, 579 etc. — Среди чаек (Larus argentatus). Полякову пришлось наблюдать на болотах Северной России, что места, где находятся гнезда значительного количества этих птиц, всегда были охраняемы самцом, который предупреждал всю колонию о приближающейся опасности. В таком случае все птицы поднимались сразу и с большой энергией нападали на врага. Самки, у которых было 5–6 гнезд, рядом на каждом бугорке болота, держались известной очереди, когда оставляли гнезда для поисков за пищей. Птенцы, совершенно беззащитные и легко могущие сделаться добычей хищных птиц никогда не оставлялись одни, без охраны («Семенные обычаи у водяных птиц», в «Известиях Зоол. Отд. С.-Петербургск. Общ. Естест.» дек, 17, 1874).

 

[41]Брем-отец, цитируемый у A. Brehm, IV, 34, seg.; любопытно, что между собою кедровики вовсе не общительны. См. также Whit's «Natural History of Selborne», письмо XI. На Оби, г. Дерюгин встречал поползней (Sittauralenais) вместе с бродячими стаями гаичек (преимущественно Poecile eineta). Труды Спб. Ест., т. XXIX, вып. 2, 1898, стр. 90.

 

[42]Dr. Couës, «Birds of Dakota and Montana», в Bulletin U.S. Survey of Territories, IV, № 7.

 

[43]Часто высказывалось предположение, что более крупные птицы, может быть, переносят на себе маленьких, при перелёте над Средиземным морем; но факты подобного рода до сих пор остаются под сомнением. С другой стороны, вполне установлено, что некоторые более мелкие птицы пристают во время переселения к более крупным видам. Этот факт был наблюдаем неоднократно и еще недавно был подтвержден Л. Вуксбаумом в Раунгейме. Он видел несколько партий журавлей, с которыми в средине и по бокам их колонн летели жаворонки. («Der Zoologische Garten», 1886, стр. 133). См. приложение V.

 

[44]H. Seebohm и Ch.Dixon оба упоминают об этой привычке.

 

[45]Этот факт хорошо известен всякому натуралисту, изучавшему жизнь природы; относительно Англии некоторые примеры могут быть найдены в работе Charles Dixon, «Amons the Birds in Northern Shires». Зяблики прилетают во время зимы большими стаями; около того же времени, т. е. в ноябре, прилетают стаи вьюнков; дрозды также посещают эти места «такими же большими компаниями» и т. д.

 

[46]См. Приложение VI.

 

[47]Samuel W. Baker «Wild Вeasts», etc. vol. I, стр. 316.

 

[48]C.G. Schillings, «With Hashlight and Riffe in Aequatorial East Afгiсa», travel by Whyte, 1906.

 

[49]Tschudi («Thierleben der Alpenwelt») и John. Franklin («Vie des animauх»), цитируемые Брэмом, I. 620.

 

[50]Tschudi, «Thierleben der Alpenwelt», стр. 404.

 

[51]«Ноuzean, Etudes», II, 463.

 

[52]Об их охотничьих ассоциациях см. Sir. E. Tennant's «Natural History of Ceylon», цитируемого Романесом, в «Animal Intelligence», стр. 432.

 

[53]См. письмо Эмиля Гютера в «Liebe» Бюхнера.

 

[54]См. Приложение VII.

 

[55]Относительно вискачи должно отметить тот очень интересный факт, что эти высокообщительные маленькие животные не только миролюбиво живут вместе в своих поселениях, но по ночам навещают целыми поселками своих соседей. Общительность, таким образом, простирается на весь вид, а не только на данное сообщество или племя, как мы видим у муравьев. Когда фермер разоряет нору вискач, погребая её обитателей под кучей земли, другие вискачи, по словам Hudson's, приходят из довольно отдалённых местностей, чтобы откопать этих заживо погребённых. («А Naturalist in La Plata», 1892, стр. 311). Этот общеизвестный в Ла-Плате факт был проверен самим автором.

 

[56]«Handbuch für jäger und Jagdberechtigte», цитируемый Брэмом, II, 223.

 

[57]Buffon, «Нistoire Naturelle».

 

[58]Это прекрасно видно из очерков Шиллингса в указанной выше книге.

 

[59]Относительно семейства лошадей следует отметить, что кваггазебра, которая никогда не сходится с dauw зеброю, тем не менее живет в прекрасных отношениях, не только с страусами, которые превосходно исполняют обязанности часовых, но также с газелями, некоторыми видами антилоп и гну. В данном случае мы имеем образчик взаимного нерасположения между кваггою и dauw, которое нельзя объяснить соревнованием из-за пиши. Уже тот факт, что квагга живет вместе со жвачными, питающимися той же травой, как и она, исключает подобную гипотезу, и мы должны искать объяснения в несходстве характера, как и в отношениях зайца к кролику. См. между прочим, Clive Philippo-Wolley «Вig Came Shооting» (Badmington Library), которая содержит превосходные примеры сожительства различных видов в Восточной Африке.

 

[60]Сопровождавший нас охотник-тунгус собирался жениться и поэтому старался собрать как можно больше шкур косуль, для чего он целые дни рыскал верхом по склонам холмов, в поисках за оленями, пока наш караван двигался по дну долины. Несмотря на это, за весь день ему часто не удавалось убить лаже одну косулю, а он был прекрасным охотником.

 

[61]Согласно Somuel W. Baker'у, слоны иногда объединяются в группы более обширные, чем «сложные семейства». «Я часто наблюдал», — говорит он, — «в той части Цейлона, которая известна под именем «страны парков», следы многочисленных слонов; очевидно, это были довольно большие стада, собравшиеся вместе для общего отступления из местности, которую они сочли небезопасной». («Wilds Beasts and Theiv Ways», т. I, стр. 102).

 

[62]Домашние свиньи, когда на них нападают волки, поступают таким же образом (Hudson, 1. с).

 

[63]Рассказ Форбза воспроизведён вполне в книге Ромонеса, «Animal Intelligence», стр. 472. Есть и в русском переводе.

 

[64]Brehm, I, 82; Дарвин «Происхождение Человека», глава III. — Экспедиции Козлова (1899–1901) также пришлось выдержать подобную схватку в Северном Тибете.

 

[65]Тем более было странно читать в вышеупомянутой статье Гёксли следующий парафраз общеизвестной фразы Руссо: «Первый человек, заменивший взаимным договором взаимную войну — каковы бы ни были мотивы, принудившие его сделать этот шаг — создал общество». («Nineteenth Centurу», февр. 1888, стр. 165). Общество не было создано человеком; оно предшествовало человеку.

 

[66]Такие монографии, как глава о «Музыке и пляске в природе» (в Hudson, «Naturalist on the La Platа») и Carl Gross, «Play of animals», уже в значительной степени осветили вопрос об этом инстинкте, имеющем абсолютную всеобщность в природе.

 

[67]Не только многочисленные виды птиц обладают привычкой собираться вместе во многих случаях всегда на одном и том же месте — для всякого рода забав и танцев, но, по наблюдению W.H. Gudson, почти все млекопитающие и птицы («может быть в действительности все без исключения») часто предаются более или менее регулярным и определённым играм, молчаливым или сопровождаемым звуками, или же исключительно звуковым (стр. 264).

 

[68]Эта австралийская птица, сродная нашей иволге и называемая англичанами Satin Bower bird строит себе, вместо гнезда, беседку (bower) из ветвей, с колыбелькою, украшенной всевозможными яркими предметами: перьями попугаев, ракушками и т. д. Латинское название этой птицы: Ptilonorhynchus holosericlus.

 

[69]О хорах обезьян см. у Брэма, т. I.

 

[70]Haygarth, «Buch Life in Australia», стр. 58. То же относилось и до буйволов.

 

[71]Приведу лишь несколько примеров: раненый барсук был унесен другим барсуком, внезапно явившимся на помощь; наблюдали крыс, которые кормили двух слепых товарищей («Seelen-Leben der Thiere», стр. 64, seg.). Брэму самому удалось видеть двух ворон, кормивших в дупле, дерева третью ворону, которая была ранена, и её раны были нанесены несколькими неделями раньше (Hausfreund, 1874, 715; Buchner, «Liebe», 203). Bliyth видел индийских ворон, которые кормили двух или трех слепых товарок и т. д.

 

[72]J. С. Woad, «Мan and Вeast», стр. 344. Вуд был натуралист, которого популярные книги пользуются в Англии широкою и вполне заслуженною известностью.

 

[73]L. Н. Morgan, «Тhe American Вeaver», 1868, стр. 272; Дарвин «Происхождение Человека», гл. IV.

 

[74]Дарвин употребляет слово Competition, которое по французски приходится переводить слово competition, а по-русски, большею частью, переводится соревнование, или соперничество. В данном случае, слово состязание лучше, мне кажется, передает дарвинское competition. Автор.

 

[75]Один вид ласточек, как утверждают, вызвал уменьшение численности одного другого вида ласточек в Северной Америке; недавнее увеличение в Шотландии числа дроздов, больших рябинников (Т. viscivorus), повело к уменьшению числа певчих дроздов; бурая крыса заняла место черной крысы в Европе; в России маленькие тараканы везде вытеснили своих более крупных сородичей; и в Австралии привозные ульевые пчелы быстро истребляют туземных маленьких, безжалых пчел. Два другие случая, но относящиеся уже к прирученным животным, упомянуты в предшествующем параграфе. Приводя те же факты, А.Р. Уоллэс, замечает в сноске, по поводу Шотландских дроздов: «Проф. А. Ньютон, однако, сообщает мне, что эти виды не сталкиваются между собой, таким образом, как сказано» («Darwinism», стр. 34). Что же касается до бурой крысы, то известно, что, вследствие ее земноводных привычек, она обыкновенно водится в низко лежащих помещениях человеческих жилищ (в подвалах и водосточных трубах и т. д.), а также на берегах каналов и рек; она пускается в отдаленные переселения, собираясь для этого бесчисленными стадами. Черная же крыса, напротив, предпочитает помещаться в самих людских жилищах, под полами, а также в конюшнях и амбарах. Она, таким образом, подвергается в гораздо большей степени опасности быть истребленной человеком; и поэтому нельзя утверждать, с какой бы то ни было степенью уверенности, чтобы черная крыса истреблялась, или вытеснялась, путем лишения пищи, бурою крысою, а не изводилась человеком.

 

[76]«Можно было бы, однако, заметить», писал он в «Происхожднии Видов» (начало VI-й главы), «что там, где несколько близкосродных видов живут на той же самой территории, мы необходимо должны были бы находить и теперь многие промежуточные формы… По моей теории, эти сродные виды произошли от общего прародителя; и во время процесса их видоизменения, каждый приспособился к условиям жизни в своей области, и заместил и истребил первоначальную прародительскую форму, равно как и все промежуточные формы между своим прежним и теперешним состоянием», (стр. 1-34, 6-го англ. изд.). См. также стр. 137 и 296 (весь параграф о «вымирании»).

 

[77]Согласно исследованиям г-жи Марии Павловой, которая специально изучала этот предмет, ранние предки теперешней лошади переселились из Азии в Африку, оставались там некоторое время и возвратились опять назад в Азию. Будет ли это двойное переселение подтверждено, или не будет, — во всяком случае остается вне всякого сомнения факт прежнего распространения предков нашей лошади по Азии, Африке и Америке.

 

[78]«The Naturalist on the River Amazons». («Натуралист на Амазонке»), том II, стр. 85, 95 англ. издания. То же самое я видел однажды на южном берегу Англии, и вообще такое явление довольно обыкновенно.

 

[79]Dr. В. Altum, «Waldbeschädigungen durch Thiere und Gegenmittel» (Berlin, 1880, стр. 207 и след.).

 

[80]Dr. B. Altum, то же сочинение, стр. 13 и 187.

 

[81]Lagopus scoticus; Res Grouse.

 

[82]А. Беккер, в «Bulletin de la Societe des Naturalistes de Moscou», 1889, стр. 625.

 

[83]См. Приложение IX.

 

[84]«Русская Мысль», № 9, 1888. «Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь», Старого Трансформиста.

 

[85]«Один из самых обычных способов, которыми действует естественный подбор», говорит Дарвин, «это — приспособление некоторых особей данного вида к несколько различному образу жизни, вследствие чего они могут занять ещё не захваченные места в природе» («Происхождение Видов», гл. V) — другими словами — избегнуть состязания.

 

[86]См. Приложение X.

 

[87]«Nineteenth Century», Февраль 1888, стр. 165.

 

[88]«The Descent of Man», конец II гл., стр. 63 и 64, 2-го издания.

 

[89]Некоторые антропологи, вполне разделяющие вышеизложенные взгляды на человека, тем не менее иногда утверждают, что обезьяны живут полигамическими семьями; под предводительством «сильного и ревнивого самца». Я не знаю, насколько подобное утверждение опирается на совершенно достоверные наблюдения. Но та страница в «Жизни животных» Брэма, на которую обыкновенно ссылаются, едва ли может считаться особенно доказательной. Она составляет часть его общего описания обезьян; но его же более подробные описания отдельных видов или противоречат такому общему выводу, или же не подтверждают его. Даже относительно мартышек (Cercopithecus) Брэм положительно утверждает, что «они почти всегда живут группами и очень редко семьями» (франц. изд., т. I, стр. 59). Что же касается других видов, то уже самое количество из групп, в которых всегда имеется много самцов, делает предположение о «полигамической семье» более чем сомнительным. Очевидно требуются дальнейшие наблюдения.

 

[90]Lubbock, «Prehistoric Times», 5-е издание, 1890 г.

 

[91]Большинство геологов специально изучивших ледниковый период принимают теперь такое распространение ледяного покрова. (Русская Геологическая Съёмка держится этого взгляда по отношению к России, и большинство германских специалистов поддерживают его по отношению к Германии). Обледенение большей части центрального плоскогорья во Франции неизбежно будет признано французскими геологами, когда они вообще обратят больше внимания на ледниковые отложения.

 

[92]«Prehistoric Times», стр. 232 и 242.

 

[93]Кухонные остатки, т. е. кучи отбросов, около сажени высоты и футов сто в длину, которые лежат на слоях известного холма в Хэстингсе (Hastings), впереди трещины в скале, где некогда обитали неолитические люди, принадлежат к той же категории. Они были тщательно просеяны и расследованы г-ном Льюис Абботом. Они состоят исключительно из выеденных раковин, костей и обломков кремневых орудии, — эти последние в таких количествах, что посетившие эти кучи вместе с г. Абботом после сильного дождя, мы собрали в час около сотни обломанных скребков и ножей, которые выбрасывались дикарями в кучу, впереди их жилья, за негодностью. Эти кучи интересны еще в том отношении, что в них нет орудий, которые могли бы рассматриваться как оружие для военных действий или даже для охоты за крупными зверями.

 

[94]Bachofen, «Das Mutterrecht», Stuttgart, 1861; Lewis H. Morgan, «Ancient Soriety, or Researches in the Lines of Humann Progress from Savagery through Barbarism to Civilization», New-York, 1877; Mac Lennan, «Studies in Acient History», 1-я серия; новое издание 1886; 2-я серия, 1896; L. Fison и A.W. Howitt, «Kamilaroi and Kurnai», Melbourne. Эти четыре писателя, — по очень верному замечанию Giraud Teuton, — исходя из различных фактов и различных общих идеи и употребляя различные методы, пришли к тому же самому выводу. Бахофену мы обязаны тем, что он установил понятие о материнской семье и о наследовании через мать; Моргану — за исследование системы родства в роде, у малайцев и туранцев, а также за очень умный очерк главных фаз человеческой эволюции; Мак-Леннану — за исследование экзогамии, т. е. женитьбы вне своего рода; а Физону и Ховитту — за установление «куадро», т. е. схемы родовых брачных соотношений в Австралии. И исследование всех четырёх сводится к установлению родового происхождения семьи. Когда Бахофен впервые обратил внимание на материнскую семью в своей работе, составившей эпоху в науке, а Морган описал родовую (клановую) организацию, причём оба пришли к заключению, что эти учреждения имели почти всеобщее распространение и утверждали, что брачные законы лежат в самой основе последовательных ступеней эволюции человечества, — их обвинили в преувеличении. Однако, самые тщательные изыскания целого ряда исследователей, изучавших древнее право, доказали, что во всех расах человечества есть следы прохождения ими чрез такие же ступени развития брачных обычаев, каковые мы наблюдаем в настоящее время среди некоторых дикарей. См. работы таких авторов, как Post, Dargun, Ковалевский, Lubbock и их многочисленные последователи, как Lippert, Mucke и др.

 

[95]О семитах и арийцах см. в особенности проф. Максима Ковалевского, «Первобытное право», Москва, 1886 и 1887 г.г. А также Стокгольмские лекции («Tableau des origines et de l'evolution de la famille et de la propriete», Stockholm, 1890) представляющие превосходный обзор всего вопроса. См. также A. Post, «Die Geschlechtsgenossenschaft der Urzeit», Oldenburg. 1875.

 

[96]Мы не можем заняться здесь обсуждением вопроса о происхождении брачных ограничений. Замечу только, что разделение на группы, подобное описанному Морганом у гавайцев, существует у птиц: молодые выводки живут вместе, отдельно от своих родителей. Подобное же разделение можно проследить и у некоторых млекопитающих. Что же касается до последующего запрещения брачных отношений между братьями и сестрами, то оно возникло, вероятно, не вследствие соображений о дурном влиянии кровного родства, каковые соображения едва ли вероятны, а скорее из стремления предупредить легко возникающую близость в слишком раннем возрасте. При тесном сожительстве в одном помещении подобное ограничение становилось положительно необходимым, и оно вполне согласно с предосторожностями, принимаемыми дикарями, чтобы отделять мужскую молодежь в особый «длинный дом» под надзором воспитателей. Должно также заметить, что вообще, при обсуждении происхождения новых обычаев, должно иметь в виду, что дикари, подобно нам, имеют своих «мыслителей» и ученых, знахарей, колдунов, лекарей, пророков — познания и идеи которых превосходят общий уровень массы. Объединённые в тайные союзы (другая, почти универсальная черта), эти знахари, конечно, могли оказывать огромное влияние и устанавливать обычаи, полезность которых еще неосознана была большинством рода.

 

[97]Col. Collins в «Philips' Researches in South Africa» London 1828. Цитаты даны у Вайца (Waitz, «Antropologic der Naturvölker», т. II, стр. 334).

 

[98]Lichtenstein, «Reisen im Südlichen Africa», т. II, стр. 92–97, Berlin, 1881.

 

[99]Wiatz, «Anthropologie der Naturvölker», т. II, стр.335 seg; См. также Fritsch, «Die Eingeboren Afrika's», Breslau, 1872, стр. 336 и след.; и «Drei Jahre in Süd-Afrika». Также W. Bleck, «A. Brief Accoun of Bushmen Folklore», Capetown, 1875.

 

[100]Elisec Reclus, «Geographic Universelle», XIII, 475.

 

[101]P. Kolben, «The Present State of the Cape of Good Норе», перевод с немецкого Medley, London 1731, том I, стр. 59, 71, 333, 336, etc.

 

[102]Цитируется у Waitz, «Antropologie», т. II, 335 и след.

 

[103]Туземцы, живущие на севере от Сиднея и говорящие на языке Камиларои, наиболее исследованы в этом отношении, благодаря капитальной работе Lorimer Fison и A.W. Howitt, «Kamilaroi and Kumai», Melbourne, 1880. См. также, A.W. Howitt «Further Note on the Australian Class Systems» в «Journal of the Anthropological Institute», 1889, т. XVIII, стр. 31; в последней из указанных работ доказывается широкое распространение той же организации по всей Австралии.

 

[104]«The Folklore, Manners etc. of Australian Aborigines», Adelaide. 1879, стр. 11.

 

[105]Grey, «Journals of Two Expiditions of Discovery in North-West and Western Australia», London, 1841, т. II, стр. 237, 298

 

[106]«Bulletin de la Société d'Anthropologie», 1888, том XI, стр. 652. Я привожу ответы в сокращении.

 

[107]«Bulletin de la Société d'Anthropologie», 1888, том XI, стр.386.

 

[108]Точно таким же образом практикуется меновая торговля с папуасами в Каймансбей, которые пользуются репутацией высокой честности. «Не случалось еще, чтобы папуас нарушил свое обещание», — говорит Finsch («Neuguinea und seine Bewolmer», Bremen, 1865, стр. 829).

 

[109]«Известия Русского Географического Общества», 1880, стр. 161 и след. Немного найдется книг, посвященных путешествиям, которые давали бы лучшее представление о мелочах повседневной жизни дикарей, как эти отрывки из записной книжки Миклухо-Маклая.

 

[110]L. F. Martial, в «Mission Scientifique au Cap Horn», Paris, 1883, том 1, стр. 183—201

 

[111]Экспедиция капитана Гольма в Восточную Гренландию.

 

[112]В Австралии наблюдалось, что целые роды обмениваются женами, с целью предотвращения какого-либо бедствия (Post, «Studien zur Entwick-lungsgeschichte des Familienrechts», 1890, стр. 342). Большее проявление братских чувств, стало-быть, является у них специфическим средством против бедствий.

 

[113]Dr. Н. Rink, «The Eskimo Tribes», стр. 26 («Meddelelser om Grönland», том XI, 1887).

 

[114]Dr. Rink, loc. cit., стр. 24. Европейцы, выросшие в уважении к римскому праву, редко бывают в состоянии понять силу родовой власти. «В самом деле, — пишет Ринк, — можно сказать не в виде исключения, а как общее правило, что белый человек, хотя бы он прожил десять или более лет среди эскимосов, уедет от них, не обогатив себя познаниями о традиционных идеях, на которых зиждется их общественный строй. Белый человек, будет ли это миссионер или купец, всегда держится догматического мнения, что самый вульгарный европеец все же лучше самого выдающегося туземца». — «The Eskimo Tribes», стр. 31.

 

[115]Dall, «Alaska and its Resourses», Cambridge, U. S., 1870.

 

[116]О. Вениаминов и Даль наблюдали этот обычай в Аляске, Якобсен в Игнитоке, в окрестностях Берингова пролива. Джильбер Спрот (Sproat) упоминает о существовании его среди ванкуверских индейцев; а доктор Ринк, описывая периодические выставки, о которых мы упомянули прибавляет: «Главное употребление накопленного личного богатства состоит в периодической его раздаче». Он также упоминает (loc. cit. стр. 31) «об уничтожении имущества для той же цели» (т. е. для поддержания равенства).

 

[117]См. Приложение XII.

 

[118]Вениаминов. «Записки об округе Уналашк», 3 тома, Спб., 1840. Отрывки из этих записок даны no-английски в книге Далля «Alaska», — Подобное же описание нравственности австралийских туземцев очень схожее с предыдущим было дано в английской «Nature», том XLII, стр. 639.

 

[119]Замечательно, что несколько писателей (Миддендорф, Шренк, О. Финш) описывали других обитателей Севера — остяков и самоедов — почти в таких же выражениях. Даже когда они напьются пьяны, ссоры между ними бывают незначительны. «За целое столетие совершено было только одно убийство в тундре», писал Миддендорф: «их дети никогда не дерутся между собой», «можно оставить в тундре на целый год любой предмет, даже съестные припасы и спиртные напитки, и никто не тронет их» и т. д. Так говорят эти три знатока севера. Giber Sproat «никогда не видел, чтобы подрались два трезвых туземца», из племени индейцев Ахт на острове Ванкувера». «Ссоры между их детьми также редки», говорит Ринк (lос. cit.) и т. д.

 

[120]Cвидетельство Gill'а, приводимое в Gerland und Waitz «Anthropologic der Naturvölker», т. V, стр. 641. См. также стр. 636–640 того же сочинения, где приводится много примеров отцовской и сыновней любви.

 

[121]«Les Primitifs». Paris, 1889.

 

[122]Gerland, loc. cit. V, 636.

 

[123]Я слышал это от него самого, в 1864 году, на Амуре, когда он был епископом Охотским и Камчатским, прежде чем стать митрополитом Московским.

 

[124]Erskine, цитируемый у Gerland und Waitz, «Anthropologic der Naturvölker», том V, стр. 640.

 

[125]В Англии широко практикуется отдача внебрачных детей в деревню, женщинам, которые специально занимаются этим ремеслом, и положительно морят несчастных детей голодом и холодом. Смертность у этих «детских фермерш» — ужасная. Около того времени, когда я писал эти строки, заседала особая Королевская комиссия для расследования этого вопроса. Конечно, она ни к чему не привела.

 

[126]Олени, напр., в Чукотской земле, постоянно перекочевывают.

 

[127]W. Т. Pritchard, «Polynesian Reminiscences», London, 1866, стр.363.

 

[128]Замечательно, однако, что в случае произнесения родом смертного приговора, никто не берет на себя роль палача. Всякий, бросая свой камень или свою стрелу, или нанося свой удар топором, тщательно избегает нанести смертный удар. В более позднюю эпоху жрец будет убивать осужденного священным ножом: а еще позднее, это будет делать король, пока, наконец, не изобретут наемного палача. См, глубокие замечания по этому поводу в известном труде Bastian'a, «Der Mensch in der Geschichte», т. III, Die Blutrache, стр. 1—36. Пережиток этого обычая из родового быта, как сообщает мне профессор Е. Nys, сохранился при военных казнях вплоть до нашего времени. В средние XIX-го века принято было заряжать ружья двенадцати солдат, назначенных для расстреливания, одиннадцатью пулями и одним холостым зарядом. Делалось так, чтобы солдаты не знали, кому достался холостой заряд, и потому каждый из них мог успокоить свою встревоженную совесть, думая, что холостой заряд был у него, и что он, таким образом, не был в числе убийц.

 

[129]В Африке, да и в других местностях, существует широко распространенный обычай, согласно которому при обнаружении воровства ближайший род возвращает стоимость украденной вещи и затем сам разыскивает вора. А. Н. Post, «Afrikanische Jurisprudenz», Leipzig, 1887, т. I, стр. 77.

 

[130]Cм. сочинение проф. М. Ковалевского, «Современный обычай и древний закон». Москва, 1885, т. II, которое содержит много очень важных соображений по данному вопросу.

 

[131]Carl Bock. «The Head-Huntersof Вorneo», London, 1881. — Мне, однако, говорил Сэр Гюг Лоу, долгое время бывший губернатором Борнео, что утверждения Бокка страшно преувеличены. Вообще он говорил о даяках с такой же симпатией, как и Ида Пфейффер. Позволю себе прибавить, что Мэри Кингслей говорит в своей книге о Западной Африке с такой же симпатией о туземном племени фанов, которых раньше изображали как самых «ужасных каннибалов».

 

[132]Ida Pfeiffer, «Meine zweite Weltreise», Wien, 1856, т. I. стр. 116 и след. См. также, Muller and Temminck, «Dutch Possesions in Archipelagic India», цитир. Э. Реклю в «Geographic Universelle», т. XIII.

 

[133]«Descent of Man», 2-е изд. стр 63, 64.

 

[134]См. Bastian, «Der Menschin der Geschichte», том III, стр. 7 Также Grey, loc. cit, стр. 238.

 

[135]Миклухо-Маклай, в указанном сочинении. Такой же обычай существует у готтентотов.

 

[136]Бесчисленные следы постплиоценовых озер, в настоящее время исчезнувших, мы находим по всей центральной, западной и северной Азии. Раковины тех же самых видов, которые теперь живут в Каспийском море, рассеяны в недавних отложениях, на поверхности почвы: на востоке — на расстоянии полпути к Аральскому озеру, севере — до Казани. Следы заливов Каспийского моря, которые раньше принимались за старые русла Аму-Дарьи, пересекают Туркменскую территорию. Конечно, необходимо принять во внимание временные периодические колебания в количестве осадков. Но при всем том высыхание — очевидно, и оно прогрессирует с быстротой, которой геологи раньше не ожидали. Даже в сравнительно богатых влагой частях юго-западной Сибири, судя по ряду достоверных съёмок, опубликованных. Ядринцевым, оказывается, что на участке земли, бывшем восемьдесят пять лет тому назад дном одного из озер Чанской группы, теперь расположились деревни; в то же время другие озера той же самой группы, пятьдесят лет тому назад покрывавшие сотни квадратных вёрст, теперь обратились просто в пруды. Короче говоря, высыхание северо-западной Азии идет таким темпом, который должно измерять столетиями, вместо тех громадных геологических единиц времени, к которым мы прибегали раньше. См. мою статью, «The Dessication of Asia», в «Geografical Journal» Лондонского Географического Общества, 1903.

 

[137]Целые цивилизации, оказывается, исчезли в эту пору, как это доказывается теперь замечательными открытиями, сделанными в Монголии, на Орхоне и в Люкчунской впадине (Дм. Клеменц) и около Лоб-Нора (Sven Hedin).

 

[138]Если я придерживаюсь, по отношению к Англии, мнений, (называя лишь современных специалистов) Нассе, Ковалевского и Виноградова, а не мнений F. Seebohm'а (Denman Ross может быть упомянут лишь для полноты), то это не только потому, что взгляды вышеназванных трех писателей основаны на глубоком знании предмета, и при том согласны между собою, но также ввиду их превосходного знакомства с деревенской общиной вообще — знакомства, отсутствие которого сильно чувствуется в замечательном в других отношениях труде Seebohm'а. То же самое замечание можно сделать в усиленной степени и относительно изящных произведений Fustel de Coulanges'а, которого мнения и страстные истолкования древних текстов не находят иных сторонников, кроме его самого.

 

[139]Литература о деревенской общине настолько обширна, что мы ограничимся здесь указанием на немногие работы. Так, работы Sir Herny Maine'а, F. Seebohm'а и Walter'а «Das alte Wallis» (Bonn, 1859), являются хорошо известными и широко распространёнными источниками для Шотландии, Ирландии и Уэльса. Для Франции можно указать: P. Viollet, «Précis de l'histoire du droit Français: Droit prive», 1886, и некоторые из его монографий в «Bibliothéque de l'Ecole des Chartes»; Babeau, «Le Village sous l'ancien régime» («мир» в XVIII-м веке), 3-е изд., 1877; Bonnemére, Doniol и др. Для Италии и Скандинавии главные работы переименованы в Лавелэ «Первобытная собственность» (немецкий перевод K. Bücher'a). Для финнов: Rein's, «Foreläsningar», I, 15; Koskinen, «Finische Geschichte», 1874, и различные монографии. Для Лифляндии и Курляндии см. статью проф. Лучицкого в «Северном Вестнике» 1891 года. Для Тевтонов, помимо общеизвестных работ таких авторов, как Mauter, Sohm («AItdeutsche Reichs und Gerichts Verfassung»), см. также Dahn («Urzeit», «Volkerwanderung», «Langobardische Studien»); Janssen, Wilh, Arnold и др. Для Индии, помимо таких авторов, как H. Maine и писателей, которых он указывает, см. также Sir John Phear's, «Aryan Village». Для России и южных славян см. работы Кавелина, Посникова, Соколовского, Ковалевского, Ефименко, Иванищева, Клауса и т. д. (Обширный библиографический указатель до 1880 года дан в «Сборнике сведений об общине» в изд. Русск. Геогр. Общ.). Общие выводы см. помимо Laveleye, «Propriete», Morgan's «Ancient Society», Lippert's, «Kulturgeschichte», Post Dargun и т. д., а также лекции M. Ковалевского («ТаЫeau des origines et de l'evolution de la famille et de la proprieté», Stockholm, 1890; имеется и в русском издании). Должно упомянуть также о многих специальных монографиях, список которых дан в работах P. Viollet «Droit privé» и «Droit public». Относительно других см. нижеследующие примечания.

 

[140]Некоторые авторитетные ученые склонны рассматривать неделённую семью, как переходную стадию между родом и деревенской общиной и несомненно, что в очень многих случаях деревенские общины вырастали из таких неделённых семей. Тем не менее, я считаю неделённую семью фактом иного порядка. Мы находим её и внутри рода; с другой стороны, мы не можем утверждать, что неделённые семьи существовали когда-нибудь, не принадлежа в то же время к роду, или деревенской общине, или к «Gau». Я представляю себе, что ранние деревенские общины медленно возникали непосредственно из родов, и состояли, согласно расовым и местным обстоятельствам, или из нескольких неделённых семей, или же из неделённых и простых семей одновременно или же (в особенности в случаях образования новых поселений) лишь из одних простых семей. Если этот взгляд правилен, то мы не имеем права установлять такую серию: род, неделённая семья, деревенская община, — так как второй член рода не имеет той же этнографической ценности, как два других. См. Приложение ХIII-е.

 

[141]Stobbe, «Beiträge zur Geschichte des deutschen Rechtes», стр. 62.

 

[142]Немногие следы частной земельной собственности, встречающиеся в раннем варварском периоде, находятся лишь у таких племен (батары, франки в Галлии), которые в течение некоторого времени находились под влиянием императорского Рима. Inama — Sternegg. «См. Die Ausbilbung der grossen Grundherrschaften in Deutschland» том I, 1878. Также, Besseler, «Neubruch nach dem alteren deutschen Recht», стр. 11–12, цит. у Ковалевского, «Современный обычай и древний закон», Москва, 1886 г., т. I, стр. 134.

 

[143]Maurer'a, «Markgenossenschaft Lamprecht'a, «Wirthschaft und Recht der Franken zur Zeit der Volksrechte», в «Historischer Taschenbuch», 1883 и Seebohm'а, «The Englisch Village Community», гл. VI, VII u IX.

 

[144]Letourneau, в «Bulletin de la Societe d'Anthropologie»; 1888, том XI, стр. 476.

 

[145]Walter, «Das alte Wallis», стр. 323; Дм. Бакрадзе и Н. Худадов в «Записках Кавказского Географич. Общ.», т. XIV, часть I.

 

[146]Bancroft, «Native Races»; Waitz, «Anthropologie». III, 423; Montrozier, в «Bull. Soc. d'Anthropologie», 1070; Post, «Studien» и т. д.

 

[147]Работы Ory, Luro, Laudes u Sylvestre о деревенской общине а Аннаме, доказывающие, что она имела там те же формы, как и в Германии или России, упоминаются в критической статье Jobbe-Duval'а в «Nouvelle Revue historique de droit Français et etranger», октябрь и декабрь, 1896. Хорошая работа о деревенской общине в Перу, до установления власти инков, была сделана Heinrich Cunow («Die Soziale Verfassung des Inka-Reichs», Stuttgart, 1896). В этой работе описаны общинное владение землей и общинная обработка земли.

 

[148]М. Ковалевский «Современный обычай и древний закон», том I, стр. 115.

 

[149]Palfrey, «History of New England», II, 13; цит. у Maine'а, «Village Communities», 1876, стр. 201 американского издания.

 

[150]Königswarter, «Etudes sur le dévetoppement des sociétés humaines», Paris, 1850.

 

[151]Таков, по крайней мере, закон у калмыков, обычное право которых имеет чрезвычайно близкое сходство с законами тевтонцев, древних славян и других.

 

[152]Этот обычай до сих сохранился у многих африканских и других племен.

 

[153]«Village Communities», стр. 65–68, 199.

 

[154]В течение всего периода, вира (wehrgeld) платилась в возмездие за обиду обиженному; пеня же (fred) платилась общине, а впоследствии её заместителю — барину, епископу, королю — за нарушение мира, как повинная перед местными богами (или святыми) общины.

 

[155]Maurer («Geschichte der Markverfassung». § 29, 97) держится вполне определенного взгляда по этому вопросу. Он утверждает, что «все члены общины… а равным образом светские и духовные властелины, часто бывавшие также отчасти совладельцами (Markberechtigte), и даже люди, посторонние общине, были подчинены ее юрисдикции» (стр. 312); местами такого рода представления были в силе вплоть до XV-го столетия.

 

[156]Königswarter, loc. cit, стр. 50; J.Thrupp, «Historical Law Tracts», London, 1843, стр. 106.

 

[157]Königswarter указал, что «fred» возникла из жертвоприношений, которые обидчик делал для умилостивления предков. Позднее она уплачивалась общине за нарушение мира; а ещё позднее — судье, королю, или помещику, когда они присвоили себе права, прежде принадлежащие общинам.

 

[158]Post, «Bausteine» и «Afrikanische Jurisprudenz», Oldenburg, 1887, т. I, стр. 64 и след.; Ковалевский, loc. cit., т. II, стр. 164–189.

 

[159]Ф. Миллер и М. Ковалевский, «В горных общинах Кабарды», в «Вестнике Европы», апрель, 1884 г.; у шахесвенов Муганской степи родовые войны из-за кровавой мести всегда заканчиваются браком представителей двух враждебных сторон (Марков, в приложении к «Запискам Кавказского Географического Общества», т. XIV, часть I, стр. 21).

 

[160]Post, в «Afrikanische Jurisprudenz» даёт ряд фактов, иллюстрирующих представления о справедливости, вкоренившиеся у африканских варваров. То же самое можно сказать о всех серьёзных исследованиях в области обычного права варваров.

 

[161]См. превосходную главу «Le droit de la Vielle Irlande» (также «Le Haut Nord»), профессора E. Nys, в «Etudes de droit international et de droit politique», Bruxelles, 1896.

 

[162]George Dasent, «The Story of Burnt Njal». Введение, стр. XXXV.

 

[163]«Das alte Wallis», стр. 345–350.

 

[164]Манков, «Очерки юридических обычаев у мордвы», в «Записках Русского Географического Общества», по отделению этнографии, 1886, стр. 236, 257.

 

[165]Henry Maine, «International Law», London, 1888, стр. 11–13; E.Nys, «Les origines du droit international», Broxelles, 1894.

 

[166]Русский историк, казанский профессор Шалов, который был выслан в 1862 году в Сибирь, дал хорошее описание их учреждений в «Известиях Восточно-Сибирского отдела Географического Общества», том V, 1874.

 

[167]Sir Henry Maine's, «Village Communities», New-York, 1876, стр. 193–196.

 

[168]Назаров, «Северно-Уссурийский край». Спб.,1887 г., стр. 65.

 

[169]Hanoteau et Letourneau «La Kabylie», 3 volumes, Paris, 1883.

 

[170]При созыве «помочи», миру полагается какое-нибудь угощение. Один из моих кавказских друзей рассказывал мне, что в Грузии, когда бедняк нуждается в «помочи», он берёт у богача одну или двух овец для приготовления такого угощения, а община, помимо своего труда, приносит еще столько провизии, чтобы бедняк мог уплатить сделанный для угощения долг. Подобный же обычай существует также и у мордвинов.

 

[171]Hanoteau et Letourneau, «La Kabylie», II, 58. To же самое уважение чужеземцам является общим правилом у монголов. Монгол, отказавший в убежище чужеземцу, платит полную виру, в случае, если чужеземец пострадал вследствие отказа в гостеприимстве (Bastian, «Der Menschin der Geschichte», III, 231).

 

[172]Н. Худадов, «Заметки о хевсурах», в «Записках Кавказского Географич. Общ.», XIV, I, Тифлис, 1890 г., стр. 68. Они также дали клятву не жениться на девушках, принадлежащих к их собственному союзу, проявив таким образом, замечательный возврат к древним родовым установлениям.

 

[173]Дм. Бакрадзе, «Заметки о Закатальском округе», в тех же «Записках», XIV, I, стр. 264. «Сборный плуг» представляет обычное явление, как среди лезгин, так и среди осетин.

 

[174]См. Post, «Afrikanische Jurisprudenz», Oldenburg, 1887; Münzinger, «Ueber dans Recht und Sitten der Bogos», Winterthmr, 1859; Casalis, «Les Bassoutos», Paris, 1859; Maclean, «Kafir Laws and Customs», Mount Coke, 1858 u мн. др.

 

[175]Waitz, III. 423, seq.

 

[176]Post, «Studien zur Entwicklungsgeschichte des Familien Rechtes», Oldenburg, 1889, стр. 270 seq.

 

[177]Powell, «Annual Report of the Bureau of Ethnography», Waschington, 1881, цит. у Post'а «Studien», стр. 290; Bastian's «Inselgruppen in Oceanien», 1883, стр: 88.

 

[178]De Stuers, цитируемый у Waitz'а, т. V, стр. 141.

 

[179]W.Arnold, в его «Wanderungen und Ansiedelungen der deutschen Stamme», стр. 431, утверждает даже, что половина распахиваемой в современной Германии земли была поднята в период времени между шестым и девятым веком. Того же мнения держится и Nitzsche («Geschichte des deutschen Volkes», Leipzig, 1883, том I).

 

[180]Leo и Botta, («Histoire d'Italie», Французск. изд. 1844, т. I, стр. 37); Костомаров, «Начало единодержавия на Руси», статьи в «Вестнике Европы».

 

[181]За кражу простого ножа назначался штраф в 15 solidi, а за кражу железных частей мельницы штраф в 45 solidi (см. Lamprecht'а, «Wirthchaft und Recht der Franken» в Raumer's «Historisches Taschenbuch», 1883, стр. 52). Согласно закону Ринариев, меч, копьё и железные латы воина равнялись ценности, по крайней мере, 25 коров или 2 годам работы свободного человека. Одна лишь кирасса, согласно Салическому закону (Desmichels, цит. у Michele), оценивалась в 36 бушелей пшеницы.

 

[182]Главное богатство вождей, в продолжение долгого времени, заключалось в их земельных владениях, заселенных отчасти пленными рабами, но преимущественно вышеуказанным нами способом. О происхождении собственности см. Inama Sternegg, «Die Ausbildung der grossen Grundherrschaften in Deutschland», в Schmoler's, «Forschungen», т. I, 1878; F.Dahn'а, «Urgeschichte der germanischen und romanischen Völker», Berlin, 1881; Maurer'а, «Dorfverfassung»; Guisot, «Essais sur l'histoire de France»; Maine'а «Village Community»; Botta, «Histoire d'Italie»; и работы Seebohm'а, Виноградова, J.R. Grene'а и т. д.

 

[183]См. Sir Henry Maine's «International Law», London, 1888.

 

[184]«Ancient Law sof Ireland», введение; E. Nys, «Etudes de droit international»; том I, 1896, стр. 86 seg. Среди осетин посредники из трёх древнейших деревень пользуются особенно высокой репутацией (М. Ковалевский, «Современный обычай и древний закон», Москва, 1886, том II, стр. 217).

 

[185]Позволительно думать, что это представление (связанное с представлением о tanistry), играло важную роль в жизни данного периода; но исторические исследования до сих пор еще не коснулись этого явления.

 

[186]В хартии города Сэн-Кантена, относящейся к 1002 году, было ясно установлено, что выкупы за дома, обреченные на разрушение за преступления владельцев, шли на поддержание городских стен. Такое же употребление назначалось для Ungeld в германских городах. В Пскове штрафы вносились и хранились в соборе, и из этого штрафного фонда производились издержки па поддержание городских стен.

 

[187]Sohm, «Fränkische Rechts und Gerichtsverfassung», стр.23, также Nitzsche, «Geschichte des deutschen Volkes», I, 78. To же было и в русских вольных городах. Ср. Сергеевич, «Вече и Князь»; Костомаров, «Начало единодержавия», Беляев и т. д.

 

[188]См. превосходные замечания по этому вопросу в работе Augustin Thierry, «Lettres sur l'histoire de France», письмо 7-е. С этой точки зрения очень поучительны переводы у варваров некоторых частей библии.

 

[189]Согласно англо-саксонскому закону, — в 36 раз более, чем за дворянина. По кодексу Ротари, убийство короля наказывалось, впрочем, смертью; но это нововведение (помимо римского влияния) было внесено в 642 году в Ломбардский закон, — как указали Leo и Botta — с целью защитить короля от последствий кровавой мести. Так как король в то время обязан был выполнять свои собственные решения, (точно так же, как раньше род был выполнителем собственных приговоров), и казнил сам, то его надо было охранить особым постановлением, тем более, что до Ротари несколько королей было убито один за другим (Leo и Botta, I, с., I, 66–90).

 

[190]Kaufmann, «Deutsche Geschichte», том I, «Die Germanen der Urzeit», стр. 133.

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228269']=__lxGc__['s']['_228269']||{'b':{}})['b']['_698163']={'i':__lxGc__.b++};

Date: 2015-09-26; view: 230; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию