Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 24. Обязательства, возникающие вследствие неосновательного обогащения





 

Понятие обязательства, возникающего вследствие неосновательного приобретения или сбережения имущества. Условия возникновения таких обязательств. Содержание и исполнение обязательств из неосновательного обогащения. Расчеты при возврате неосновательно приобретенного или сбереженного имущества или при возмещении его стоимости.

 

Основная литература

Российское гражданское право. Учеб. в 2-х т. Т. 2 / Отв. ред. д.ю.н., проф. Суханов Е.А. – М.: Статут, 2011.

 

Дополнительная литература

Ипатов А.Б. Взыскание процентов за пользование чужими де­нежными средствами в обязательствах из неосновательного обога­щения // Юрист. 2002. N 3.

Новоселова Л. Обязательства из неосновательного приобрете­ния (сбережения) имущества в практике арбитражных судов // Хо­зяйство и право. 1995. N 7.

Ушивцева Д. Возмещение по обязательству вследствие неосно­вательного обогащения // Российская юстиция. 2000. N 12.

Эрделевский А. Ваша очередь, господа мошенники // Бизнес-адвокат. 2000. N 16.

Володарский М. Действия в чужом интересе без поручения // Бизнес-адвокат. 1997. N 3.

Ем B.C. Обязательства вследствие неосновательного обогаще­ния // Законодательство. 1999. № 7.

Завидов Б.Д., Гусев О.Б. Правовые проблемы ответственности, вытекающие из неосновательного обогащения // Юрист. 1999. № 10.

Игнатенко В. Н. Реализация обязательств из неосновательного обогащения // Правоведение. 2001. № 2.

Клинова Г., Цыганова Е. Ответственность по обязательствам, вытекающим из неосновательного обогащения // Закон. 2003. № 2.

Телюкина М.В. Кондикционные обязательства (теория и практи­ка неосновательного обогащения) // Законодательство. 2002. № 3, 4.

 

 

Методические указания для преподавателей, ведущих практические занятия

 

Преподавание гражданского права осуществляется путем чтения студентам основного лекционного курса, а также проведения семи­нарских занятий в академических группах. Методически целесооб­разно, чтобы лекция, посвященная отдельной теме программы, предваряла соответствующее семинарское занятие. Возможна си­туация, когда лекция, посвященная какой-либо сложной проблеме гражданского права, читается после проведения тематического се­минара.

Часть вторая настоящего Сборника является учебным пособием для проведения практических занятий со студентами, изучающими общие положения и конкретные институты Обязательственного права, в том числе основания возникновения, изменения и прекра­щения обязательств, способы обеспечения их исполнения, специ­фику отдельных видов обязательств.

Сборником предусмотрены два вида семинарских занятий: тео­ретические семинары и практические занятия.

Теоретические семинары проводятся с целью усвоения студента­ми основных цивилистических понятий и конструкций. Теоретиче­ские семинары призваны развить у студентов навыки работы с ис­точниками, умение анализировать и обобщать правовые нормы, опубликованные судебные акты и обзоры практики, комментарии и рассуждения юристов. Студенты должны научиться критически ос­мысливать прочитанное, выносить самостоятельные обоснованные суждения.

По каждой теме теоретического семинара сформулированы во­просы, которые следует обсудить со студентами, указан примерный перечень специальной литературы, правовых актов и судебно-арбитражной практики, которую рекомендуется изучить при подго­товке к занятию. В некоторых разделах также содержатся темы док­ладов (рефератов).

Теоретический семинар может проходить в различных формах.

Во-первых, преподаватель может обязать всех студентов готовить­ся к ответу на каждый из вопросов темы с изучением рекомендован­ных источников и составлением кратких конспектов ответа.

Во-вторых, с учетом пожеланий студентов преподавателем могут быть выбраны несколько докладчиков, которые готовят устное вы­ступление и (или) письменный реферат на основе глубокого и под­робного изучения отдельных вопросов темы.

В-третьих, вопросы теоретического семинара могут быть разбиты на более мелкие, с тем чтобы предложить каждому из студентов подготовиться к выступлению с ответом на конкретный небольшой вопрос.

На теоретических семинарах следует широко использовать фор­му докладов как наиболее полезную и продуктивную для выработки у студентов навыков и опыта самостоятельной научной работы. Доклады и сообщения можно готовить как по тематике докладов (рефератов), так и по каждому вопросу темы.

При назначении докладчиков преподаватель помогает студентам определиться с выбором темы и составлением плана доклада (рефе­рата), рекомендует необходимые источники, определяет время, от­веденное для каждого сообщения. Докладчикам надлежит строго соблюдать регламент своих выступлений, что является важным эле­ментом культуры юриста.


Выступление докладчика начинается с объявления темы сообще­ния и вопросов, которые будут раскрыты в докладе, что облегчит слушателям восприятие нового материала. После изложения текста сообщения докладчику желательно сделать краткие выводы, выска­зать собственное отношение к материалу доклада. После заверше­ния выступления следует указать, какие источники были использо­ваны при подготовке доклада.

Предпочтительно, чтобы дискуссия по теме семинара открыва­лась по завершении выступлений всех докладчиков. По усмотрению преподавателя обсуждение отдельных проблем может проводиться сразу после заслушивания каждого докладчика. Поскольку к заня­тиям должны готовиться все члены группы, нужно напомнить студентам, что независимо от формы проведения семинара каж­дый из них должен быть готов принять участие в дискуссии. Препо­даватель может спрашивать студентов по списку либо вызывать желающих ответить на поставленный вопрос. В процессе обсужде­ния студенты должны высказывать собственную точку зрения, основанную на понимании текста закона, позиции высших судеб­ных инстанций, мнениях ученых-правоведов. По окончании семинара преподаватель подводит итоги дискуссии, формулиру­ет краткие теоретические и практические выводы, дает их обос­нование.

Во второй части настоящего Сборника теоретический семинар предусмотрен по теме 63, посвященной гражданско-правовым фор­мам приобретения и использования исключительного права на ре­зультаты интеллектуальной деятельности. Это обусловлено динамич­ностью и сложностью института интеллектуальной собственности, необходимостью разъяснить студентам законодательные новеллы, внесенные в регулирование отношений в сфере интеллектуальной деятельности в связи с принятием и введением в действие части чет­вертой ГК РФ.

Практические занятия имеют целью привить студентам прак­тические навыки юридической работы: грамотного толкования тек­стов правовых норм, их правильного применения в конкретных жизненных обстоятельствах, составления юридических документов. Студенты должны научиться выделять различные виды гражданско-правовых отношений среди других типов общественных отношений, находить юридические способы разрешения конфликтов, возникаю­щих между различными субъектами, правовые средства защиты за­конных интересов участников имущественного оборота.

Кроме перечня вопросов, указателя литературы, правовых актов и судебной практики по теме семинара материалы практических занятий содержат тематические казусы — задачи, которые при под­готовке к семинару студенты должны решать самостоятельно. Большинство задач, которые содержатся в Сборнике, основаны на конкретных спорах, которые были предметом рассмотрения в судах общей юрисдикции, арбитражных или третейских судах. Задачи со­ставлены таким образом, чтобы в ходе их решения студенты воочию увидели, как в реальной жизни работают различные правовые кон­струкции, в каких случаях и каким образом надлежит использовать те или иные правовые инструменты.


В зависимости от сложности темы и количества задач, которые предлагаются для решения, рекомендуется несколько вариантов проведения практических занятий.

Во-первых, преподаватель по своему выбору может предложить всем членам группы подготовить к следующему семинарскому заня­тию решения по четырем-пяти задачам из числа содержащихся в Сборнике.

Во-вторых, академическая группа может быть разбита на не­большие подгруппы, каждой из которых может быть предложено решить от двух до пяти разных задач.

В-третьих, каждому студенту может быть дано самостоятельное задание: решить только одну конкретную задачу.

Казусы нужно анализировать подробно и обязательно в пись­менном виде. Решение задачи должно быть мотивированным, со ссылками на нормы закона и иных правовых актов, которые подле­жат применению в данном случае, с указанием судебной практики по аналогичным делам. Студенты должны самостоятельно форму­лировать вопросы и давать на них развернутые ответы, проясняю­щие ситуацию, изложенную в фабуле задачи.

Во время аудиторной работы студенты, выбранные из числа же­лающих или назначенные преподавателем, оглашают свои решения, которые обсуждаются всеми участниками группы. В процессе дис­куссии студенты должны предложить собственную юридическую оценку тех фактов, которые изложены в задаче, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность решения суда, если оно изложено в задаче. Следует определить правовую природу возник­ших юридических отношений, указать права и обязанности, кото­рыми обладают участники этих отношений. Нужно выбрать наибо­лее оптимальные и адекватные гражданско-правовые средства за­щиты нарушенных прав участников конфликта, обосновать их требования или возражения. Итоги дискуссии подводятся препода­вателем.

Следует отметить, что фабулы многих задач Сборника сформули­рованы таким образом, что допускают несколько вариантов реше­ния и различное обоснование. В этих случаях преподаватель должен помочь студентам найти максимальное количество возможных отве­тов. Кроме того, целесообразно обращать внимание студентов на некоторые процессуальные аспекты решения казусов, чтобы студен­ты, которые еще не изучали гражданский и арбитражный процесс, могли почувствовать тесную связь материального и процессуального права.

В начале каждого практического занятия некоторое время целе­сообразно посвятить обсуждению теоретических вопросов, сформу­лированных по теме семинара. Обсуждение можно проводить по схеме, предложенной для проведения теоретических семинаров. По усмотрению преподавателя все теоретические вопросы могут обсуж­даться непосредственно в процессе решения задач. Некоторые зада­чи и отдельные вопросы могут быть предложены студентам не толь­ко в качестве домашнего задания, но и для рассмотрения непосред­ственно на занятиях с участием преподавателя.


По каждой теме практического занятия предусмотрены задания, выполнение которых призвано выработать у студентов навыки со­ставления юридических документов, умение анализировать и обобщать нормативно-правовые акты и судебную практику. Задания следует выполнять в письменном виде.

Вопросы, сформулированные по теме семинара, указатель пра­вовых актов и судебной практики, краткий перечень рекомендован­ной литературы призваны помочь студентам при подготовке к семи­нарам, а также при написании рефератов, курсовых и дипломных работ по гражданскому праву.

Следует обратить внимание, что указатель судебной практики и правовых актов содержит названия документов со ссылкой на ис­точник их первой официальной публикации. Студентам надлежит использовать действующие редакции указанных документов с уче­том их последующих изменений и дополнений. Преподавателю же­лательно рекомендовать студентам и другие источники, учитывая законодательные новеллы и позднейшие публикации.

 

Практические занятия проводятся в соответствии со «Сборником задач по гражданскому праву ч.II / Учебно-методическое пособие / Отв. ред. к.ю.н. В.С. Ем, д.ю.н. Н.В. Козлова. – М.: Статут, 2008г.

 

Наименование темы Задачи и задания
Тема 35. Понятие и виды обязательств Вопросы к теме (стр. 22) Задачи: № 1, 2, 5, 7 Задание 3.
Тема 36. Основания возникновения обязательств Вопросы к теме (стр. 33) Задачи: № 2, 3, 8, 12 Задание 2
Тема 38. Исполнение обязательств Вопросы к теме (стр. 54) Задачи: № 1, 5, 6, 8 Задание 2
Тема 39. Залог как способ обеспечения исполнения обязательств Вопросы к теме (стр. 64) Задачи: № 1, 3, 4, 7, 8 Задания: 1, 2
Тема 40. Иные способы обеспечения исполнения обязательств Вопросы к теме (стр. 74) Задачи: № 1, 2, 3, 6, 9 Задания: 3, 4
Рубежный контроль Задание для I рубежного контроля
Тема 41. Основания изменения и прекращения обязательств Вопросы к теме (стр. 84) Задачи: № 2, 4, 9 Задания: 1, 2, 3
Тема 42. Гражданско-правовой договор Вопросы к теме (стр. 92-93) Задачи: № 2, 4, 6, 10 Задания:1, 2
Тема 43. Купля-продажа: общие положения Вопросы к теме (стр. 108) Задачи: № 3, 5, 8, 11 Задание 3
Тема 44. Розничная купля-продажа Вопросы к теме (стр. 118) Задачи: № 1, 3,5, 6, 10 Задание 2
Тема 45. Купля-продажа недвижимого имущества Вопросы к теме (стр. 127) Задачи: № 2, 3, 4, 6 Задание 2
Тема 46. Договоры поставки и контрактации Вопросы к теме (стр. 137) Задачи: № 1, 2, 3, 5 Задание 2
Тема48. Договоры мены, дарения, ренты Вопросы к теме (стр. 158) Задачи: № 2, 3, 5, 6, 16 Задание 4
Тема 49. Договоры аренды, лизинга, ссуды Вопросы к теме (стр. 174) Задачи: № 2, 3, 5, 14, 15, 19 Задания: 3, 4
Тема 50. Договоры найма жилого помещения Вопросы к теме (стр. 193) Задачи: № 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10 Задания: 2, 3
Рубежный контроль Задание для II рубежного контроля
Тема 51. Договор подряда: общие положения Вопросы к теме (стр. 208) Задачи: № 1, 4, 5, 7 Задания: 1, 2
Тема 52. Бытовой подряд Вопросы к теме (стр. 218) Задачи: № 1, 2, 3, 4, 6 Задание 1
Тема 53. Строительный подряд Вопросы к теме (стр. 224) Задачи: № 1, 3, 5, 8, 9
Рубежный контроль Задания для I рубежного контроля (II сем.)
Тема 56. Договор хранения Вопросы к теме (стр. 259) Задачи: № 2, 3, 4, 9, 10 Задание 1
Тема 57. Договоры поручения и комиссии. Агентский договор. Вопросы к теме (стр. 269) Задачи: № 1, 4, 5, 7, 16 Задание 1
Тема 59. Договор страхования Вопросы к теме (стр. 302) Задачи: № 1, 4, 5, 12
Тема 60. Договор займа. Кредитный договор. Договор финансирования под уступку денежного требования Вопросы к теме (стр. 325) Задачи: № 4, 9, 12, 14, 16 Задание 1
Договоры банковского счета и банковского вклада Вопросы к теме (стр. 344) Задачи: № 1, 3, 4, 7, 8
Тема 55. Особенности договоров в сфере перевозки грузов и пассажиров на различных видах транспорта. Договоры буксировки и транспортной экспедиции Вопросы к теме (стр. 249) Задачи: № 1, 4, 6, 7, 8 Задание 2
Тема 65. Патентно-лицензионные договоры Вопросы к теме (стр. 392) Задачи: № 1, 2, 3, 5, 6 Задания: 3,4
Тема 70. Обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Компенсация морального вреда. Вопросы к теме (стр. 438) Задачи: № 1, 2, 3, 5, 6, 10 Задания: 1, 2
Тема71. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними, недееспособными гражданами. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетнему Вопросы к теме (стр. 450) Задачи: № 1, 2, 3, 5, 6, 7, 10
Тема 73. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих Вопросы к теме (стр. 465) Задачи: № 1, 2, 4, 5, 8, 9, 12 Задание 1
Тема 74. Обязательства по возмещению вреда, причиненного публичной властью Вопросы к теме (стр. 475) Задачи: № 2, 3, 4, 6, 10
Рубежный контроль Задание для II рубежного контроля (II сем.)

 

 

Содержание СРС

Структура самостоятельной работы

 

№ п/п Тема дисциплины Семестр Неделя семестра Объем (в часах) Вид самостоятельной работы???
1. Понятие, виды и исполнение обязательств в гражданском праве       Подготовка к теор. сем., составление схемы
2. Понятие, содержание и виды гражданско-правовых договоров       Подготовка к практ. зан., составление таблицы
3. Договор купли-продажи       Подготовка к практ. зан., составление схемы
4. Договоры поставки, контрактации и энергоснабжения       Подготовка к практ. зан., составление схемы, составление проектов юрид. документов
5. Договоры мены, дарения, ренты       Подготовка к теор. сем., подготовка реферата, составление проектов юрид. документов, составление схемы, подготовка к к.р.
6. Договоры аренды, лизинга и ссуды       Подготовка к практ. зан., подготовка обобщения суд. практики
7. Обязательства по использованию жилых помещений       Подготовка к практ. зан., составление схемы, составление проекта юрид. документа
8. Договор подряда       Подготовка к практ. зан., составление схемы, составление проектов юрид. документов, подготовка к к.р.
9. Договор строительного подряда и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ       Подготовка к практ. зан., составление схемы
10. Договоры в сфере создания и использования достижений науки и техники       Подготовка к практ. зан., составление таблицы, составление проекта юрид. документа
11. Авторские договоры       Подготовка к практ. зан., составление схемы
12. Договор коммерческой концессии (франчайзинга)       Подготовка к практ. зан., составление таблицы, подготовка к к.р.
13. Договор возмездного оказания услуг       Подготовка к практ. зан., составление таблицы
14. Транспортные договоры       Подготовка к теор. сем., подготовка реферата, подготовка к к.р.
15. Договор хранения       Подготовка к практ. зан., составление таблицы
16. Обязательства по оказанию услуг       Подготовка к практ. зан.  
17. Обязательства по страхованию       Подготовка к практ. зан., составление проектов юрид. документов
18. Договоры займа, кредитования и факторинга       Подготовка к практ. зан., составление таблицы
19. Обязательства, возникающие в сфере банковского обслуживания       Подготовка к практ. зан., составление проектов юрид. документов
20. Договор простого товарищества (о совместной деятельности)       Подготовка к практ. зан., составление проектов юрид. документов, подготовка к к.р.
21. Учредительный договор       Подготовка к теор. сем.
22. Обязательства, возникающие из публичного обещания награды. Конкурс       Подготовка к практ. зан., составление схемы, составление проекта юрид. документа
23. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда       Подготовка к практ. зан., составление схемы подготовка к к.р.
24. Обязательства, возникающие вследствие неосновательного обогащения       Подготовка к практ. зан., составление схемы, составление проектов юрид. документов






Date: 2015-09-26; view: 496; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию