Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Андеграунд в Советском Союзе: в изобразительном искусстве, в литературе, в музыке в период с 1970-1980 гг
Со второй половины 50-х гг. художественная жизнь разделяется на два направления – официальное и неофициальное. Начальный этап истории советского неофициального художественного сообщества был временем художников – нонконформистов. Словарное определение понятия «нонконформизм» (англ. nonconformism- несогласие) гласит, что это творческая позиция и художественное поведение, противоположное конформизму. Не столько оригинальность, собственный путь в искусстве, сколько сознательное противопоставление своего творчества идейно – эстетическим принципам и догмам; художественно- идеологическое инакомыслие. Андеграунд изобразительного искусства начал зарождаться еще в годы «оттепели». Однако художественные объединения этого периода времени представляли из себя замкнутые кружки, слабосвязанные друг с другом. На больших официальных выставках продолжали господствовать известные художники старшего поколения, преобладала привычная тематика и стилистика. Небольшие, часто однодневные выставки проводимые в домах культуры, клубах, НИИ, свидетельствовали о появлении новых имен в искусстве. Они вызывали большой интерес и бурные споры в среде интеллигенции. Отношение власти к новым направлениям в изобразительном искусстве изменилось после посещения Н.С. Хрущевым и другими партийно – государственными руководителями выставки в Манеже 1 декабря 1962 г., посвященной 30-летию Московского отделения Союза художников. Наряду с работами художников старшего поколения на ней были представлены произведения Э.Неизвестного, В. Янкилевского, а также живописцев студии Э. Белютина и др. Непривычные, далекие от казенного оптимизма работы вызвали гнев Хрущева. Как и в сталинские годы, мнение партийного лидера сыграло решающую роль в определении приоритетов художественной политики. После скандала в Манеже начались гонения на «абстракционистов», официальные выставки для них были закрыты. Конец легальному существованию «нереалистических направлений» положил Второй съезд советских художников, состоявшийся в апреле 1963 г. Его главной темой стала борьба с буржуазной идеологией в творческих организациях страны. В решение съезда говорилось, что «все советские художники обязаны вести наступательную борьбу против любых проявлений формализма, абстракционизма, несовместимых с принципами искусства социалистического реализма». Поворотным пунктом в истории художественного андеграунда стала так называемая «бульдозерная выставка» 1974 года, разгром которой вызвали широкий международный резонанс. Эта выставка явилась ответным шагом художников на открытом воздухе в районе Беляево - Богородское 15 сентября на высылку А. Солженицына в феврале 1974 г. По мнению А. Глезера, одного из организаторов выставки, это был своеобразный способ защиты от нажима властей. Московские власти настоятельно не рекомендовали организаторам выставки проводить данную акцию, однако последние безбоязненно разослали приглашения зарубежным корреспондентам и рядовым гражданам, пожелавшим по какой-либо причине посетить выставку. На выставке неофициально присутствовали и члены дипломатических представительств западных стран. На выставке на картины были направлены бульдозеры, толпы разгонялись водомётами, несколько человек было арестовано, пострадали даже западные журналисты, оказавшиеся в гуще событий. Наиболее активным из них - В.А. Комару и А.Д. Меламиду – пришлось эмигрировать. За границей оказались скульптор Э.И. Неизвестный, художник М.М. Шемякин и многие другие, творчество которых нарушало общепринятые нормы «социалистического реализма». Реакция западной общественности, последовавшая за разгромом этой выставки, заставила власти согласиться на проведение открытой выставки в Измайловском парке 29 сентября того же года. Данная выставка прошла спокойно. В 1974 и 1975 гг. в Ленинграде в ДК им. Газа и ДК «Невский» альтернативные художники устроили выставки своих работ. Несмотря на информационную блокаду, выставки проходили при большом стечении публики. О них сообщали западные радиостанции. Затем прошла целая серия своеобразных вернисажей, которые продолжались от нескольких часов до нескольких минут, поскольку организовывались без разрешения властей. Острота ситуации привела к неизбежной политизации художественной богемы, поскольку о выставках – акциях сообщали за рубежом и в передачах «антисоветских» радиостанций. Это становилось поводом для выезда за границу. Своеобразная «гласность» сквозь шум советских «глушилок» тем не менее сдерживала репрессивные действия властей по отношению к андеграундным художникам, особенно во время внешнеполитических визитов руководителей СССР или важных международных переговоров. Основным направлением советского социального искусства являлся концептуализм (или московский концептуализм). Центральным понятием концептуализма является концепт – идея произведения. Идея произведения в концептуальном искусстве имеет большее значение, чем её визуальное изображение, а при отсутствии последнего сама является законченным произведением искусства. Материальный предмет (или артефакт), понятийно связанный со своим концептом, является лишь средством передачи идеи произведения. Формой своеобразного исследования является инсталляции (непосредственная работа с материальными предметами – артефактами) и акционизм (от лат. actio- действие), выраженный в «перфомансах» (англ. Performance – исполнение, представление) – действиях самих художников по определенному ими сценарию, и «хэппенингах» (англ. Happening – событие) - стихийных импровизациях с активным привлечением зрителей, направленных на стирание границ между искусством и жизнью. При этом художники – концептуалисты используют в своём творчестве научные (или псевдонаучные) методы работы – документирование действий с помощью фото-, кино-, видео-, аудиозаписи, литературного описания, составления графиков и др., претендуя при этом не просто на осуществление творческого акта, но и на попытку научного осмысления жизни современного общества. Второе крупное направление социального искусства советского андеграунда представляет «соц - арт». Сам термин был придуман Виталием Комаром и Александром Меламидом в середине 1970-х годов, этот стиль органично возник из синтеза двух других - поп-арта и концептуализма. Для нового направления стало характерным использование формальных приемов и типичных сюжетных образов советской соцреалистической живописи 1940-1950-х годов, помещаемых вне привычного контекста их художественного функционирования, что, по замыслу авторов, должно было придавать произведению гротескный вид, становясь, таким образом, своеобразной пародией как на социалистический реализм, так и на советскую идеологию в целом. В этом плане весьма показательно, что первые работы В. Комара и А. Меламида были выполнены в советском плакатном стиле. В подобном стиле работали также И. Кабаков и Э.Булатов, Л. Соков, Б. Орлов, Р. Лебедев, М. Рошаль, А. Косолапов, Г. Брускин, Д. Пригов. Образцом соц - арта может считаться одна из работ В.А. Комара и А.Д. Меламида «Двойной автопортрет – в виде юных пионеров» (1980-1983). На этом полотне, на фоне бюста Сталина изображены художники, трубящие в горн и отдающие салют светлому будущему, которого нет. Эта работа написана ими уже в эмиграции, как и многие другие, объединенные в иронической серии «Ностальгия по социалистическому реализму». Перед насмешкой социалистический реализм оказывался бессильным. Третье направление изобразительного искусства андеграунда 1970-1980-х годов, продолжавшее развиваться наряду с социальными жанрами – метафизическое или метареалистическое направление, названное искусствоведом А. Якимовичем «эсхатологическом искусством» за то ощущение тревоги и трагического ожидания, которое наполняло работы художников- метареалистов. В 1980-егоды ощущение «конца света» усилилось предчувствием грядущего распада Советского Союза, «конца империи». Для работ метареалистического направления были характерны беспредметная живопись и абстракция – совершенные формы, которые должны были противостоять тленной реальности. Одними из самых заметных представителей данного направления советского неофициального искусства были Михаил Шварцман, Эдуард Штейнберг, Владимир Янкилевский.
Годы К началу 1950-х годов сформировались основные видовые направления в ленинградской пейзажной живописи. Существенно расширились тематические границы жанра, что заметно отличало пейзаж от такого, каким мы видели его на последних предвоенных выставках. Одной из ведущих для него стала тема послевоенной колхозной деревни. Изображение природы и крестьянской жизни с характерными приметами времени часто включались в тематические композиции. Примерами могут служить работы А. А. Мыльникова «На мирных полях» (1949, ГРМ), В. Д. Авласа «Колхозный пейзаж» (1951), П. Н. Боронкина «На току» (1950), П. Д. Бучкина «На полевом стане осенью» (1951), В. Вальцева «Колхозный пейзаж» (1951), В. Ф. Загонека «Весенний день» (1952), Ю. С. Подляского «Зябь поднята» (1950), Н. Е. Тимкова «Огни колхозной ГЭС» (1951), М. Е. Ткачёва «Уборка урожая» (1951) и многих других. ПозднееА. А. Мыльников использовал этот приём в своей картине «Утро» (1972), в 1960-1980 годы к нему активно обращались В. Ф. Загонек («Цветёт черёмуха», 1964, ГРМ), В. В. Ватенин («Море и дети», 1971), Ю. С. Подляский («Они начинали Братскую ГЭС», 1959, ГТГ), Б. В. Корнеев («Освоение Севера», 1960), Н. М. Позднеев («Весенний день», 1959), Л. А. Острова («Родные просторы», 1961), Г. А. Савинов («День Победы», 1975, «На Волге в годы гражданской войны», 1980), В. В. Соколов («Костры походные», 1957), В. Ф. Токарев («Утро», 1967), В. И. Тюленев («Улица детства» 1972, «Рассвет. С ночного» 1965), Б. И. Шаманов («У родника», 1969), А. А. Яковлев («Счастливая», 1969) и многие другие ленинградские живописцы. Большую группу образуют пейзажи центральной и северной России, Поволжья, Приднепровья, Прибалтики, Дона, Урала, Крыма, Приморья, Кавказа, развивавших тему Родины в её широком и современном прочтении. Среди них работы Н. И. Андронова «Волга вечером» (1951), Л. К. Богомольца «По Амуру. Плотовщики» (1947, ГРМ)[15], «Прибой» (1949), Р. В. Вовкушевского «Вечер в горах» (1951), Я. А. Голубева «Карельский пейзаж» (1950), В. А. Горба «Шторм в Пумпури» (1950), А. А. Ефимова «В Шелонских лесах» (1950), Ф. Э. Заборовского «Волжские огни», «Город на Волге» (обе 1951), Е. Е. Моисеенко «Гурзуф» (1950), С. И. Осипова «На Волге» (1951), В. Л. Кашутовой «На Каспии» (1951), А. А. Мыльникова «Пейзаж с дорогой» (1947), «В лесах Башкирии» (1950), В. И. Овчинникова «На Волге» (1951), Г. П. Татарникова «В полдень» (1949), «Волжский пейзаж. Солнечный день» (1950), Т. Т. Шевченко «Рижский залив» (1950) и другие. К ней близка тема современного облика древнерусских городов, в особенности северо-восточной Руси – Пскова, Изборска, Новгорода, Ростова Великого, Твери, Старицы, Кеми, Борисоглебска, Старой Ладоги, с их архитектурными памятниками и укладом жизни. В 1950-1980 годы она нашла своё воплощение в творчестве С. И. Осипова, В. К. Тетерина, А. Н. Семёнова, В. И. Овчинникова, К. А. Гущина, М. А. Канеева, В. И. Борисова, Н. Н. Галахова, Д. В. Беляева и других. Среди созданных ими поэтических образов картины «Мостик через Пскову» (1958), «В Старой Ладоге» (1963), «В Суздале» (1968), «Дом с аркой» (1972), «Зима в Старице» (1974) С. И. Осипова, «Галич. Вид на озеро» (1965), «Торжок. Снежный день» (1968), «Изборск. Крепость», «Кострома. Зимний мотив» (1974) А. Н. Семёнова, «Уголок Суздаля» (1962), «Гороховец» (1971) К. А. Гущина, «Новгородская улица» (1966), «Кижи» (1967), «Псковский Кремль» (1979) М. А. Канеева, «Собор Георгия в Старой Ладоге» (1971), «Церковь Георгия» (1972), «Старица» (1974) В. И. Овчинникова, «Старая церковь в Кеми» Н. Н. Галахова, «Дворик. Ростов Великий» (1965), «Торжок утром» (1972) А. М. Семёнова и другие. Особую группу образуют пейзажи, написанные в эти годы в окрестностях Академической дачи и на Волхове в Старой Ладоге. Среди них работы С. Г. Невельштейна «Осень в окрестностях Академической дачи» (1946), «Перед грозой» (1948), В. А. Баженова «Мстинское водохранилище», «Начало весны» (обе 1951), В. Ф. Загонека «Академическая дача» (1951). В последующие годы созданные там произведения составят значительный пласт ленинградской пейзажной живописи, огромный по масштабу и разнообразный стилистически. В круг художников Старой Ладоги позднее войдут И. М. Варичев, Н. Е. Тимков, Б. В. Корнеев, М. А. Козловская, Д. В. Беляев, В. И. Овчинников, С. И. Осипов, И. И. Лавский, А. М. Семёнов, П. Д. Бучкин, И. И. Годлевский, В. А. Баженов, и другие мастера пейзажа. Традиционно представительную группу составили в эти годы пейзажи Ленинграда и его пригородов, наполнившиеся после войны и блокады новым смыслом и вызывавшие к себе особый интерес и влечение художников. Среди них работы В. М. Белаковской «Буксиры на Малой Неве» (1946), А. С. Ведерникова «Туман на Неве у Тучкова моста» (1947, ГРМ), И. Л. Лизака «Осень. Канал Грибоедова», «Канал Грибоедова. Утро», «Юсуповский сад» (все – 1947, ГРМ), В. И. Викулова «Дворцовая площадь» (1949), Я. А. Голубева «Спокойный день» (1951), В. А. Горба «Юкки. На краю рощи» (1949), К. С. Джакова «У стадиона им. С. М. Кирова» (1950), А. Д. Зайцева «На Неве» (1947),[16] Н. А. Ионина «Набережная Невы. Вид на Васильевский остров» (1948), О. Н. Карташов «Под Ленинградом» (1950), Ш. Н. Меламуда «Невский проспект во время реконструкции 1951 года» (1951), Я. С. Николаев «Вечерний пейзаж. Вид на Финский залив» (1951), В. И. Овчинникова «Васильевский остров. Гавань» (1946), «На Кировских островах. Ленинград» (1950), В. В. Пакулина «Новый Ленинград», «На Неве» (обе 1951), Ю. С. Подляского «Дудергофские высоты» (1951), «Вечер под Ленинградом» (1952, ГРМ), А. Н. Прошкина «Мойка» (1946, ГРМ), «Весенний ленинградский пейзаж» (1950), «Ленинград. Невский проспект» (1951), В. Н. Прошкина «Невский проспект» (1951), Н. П. Штейнмиллер «Ленинградский пейзаж» (1951), Л. Б. Януша «Предвесенняя лазурь» (1951), Н. В. Перцева «Ленинград. Сумерки» (1950, ГРМ) и многие другие. В 1950-1970 годы в жанре ленинградского пейзажа много работали М. А. Канеев, А. М. Семёнов, Г. П. Татарников, А. П. Коровяков, Н. А. Мухо, А. А. Ненартович, А. Н. Семёнов и другие. К тематической картине был близок своими задачами индустриальный пейзаж, решаемый ленинградскими художниками, как правило, в форме пейзажа-картины с развитой сюжетной основой. Примерами могут служить работы Н. Н. Галахова «Здесь будет Куйбышевская ГЭС» (1951), Г. В. Павловского «На стройках коммунизма» (1951), В. Подковырина «Первенец электрификации СССР (Волховская ГЭС им. В. И. Ленина)» (1951), Г. А. Савинова «Прокладка газопровода» (1950).[17][18] В 1950-1970 годы этот вид пейзажной живописи займёт одно из ведущих мест в творчестве ленинградских художников. Особое место в тематической структуре жанра принадлежало марине. До войны в этом виде пейзажа успешно работал художник Н. Е. Бубликов («Линкор «Парижская Коммуна» в Бискайском заливе, 1932, «Проводка судов ледоколом «Ермак», 1940). В 1952 году в Ленинграде была создана студия военных художников-маринистов. Первым её художественным руководителем стал М. И. Авилов. Работа студии позволила вовлечь в круг художников-маринистов таких мастеров, как В. А. Печатин, К. Н. Славин, С. Ф. Бабков, А. С. Бантиков, Л. П. Байков, А. И. Васильев, А. Г. Ерёмин, А. А. Ефимов, Г. А. Калинкин, С. В. Пен и других. Среди написанных ими произведений будут «Линейный корабль «Севастополь» на Севастопольском рейде» (1954) В. А. Печатина, «Тральщики в боевом походе» (1954) К. М. Соболевского, «Баренцево море» (1956) Л. К. Богомольца, «Бенгальский залив» (1956), «В Средиземном море» (1957), «Теплоход «Краснодар» в порту Визагапатам (Индия)» (1957) А. С. Бантикова, «Каспий. Суда ночью» (1958) В. И. Овчинникова, «В заливе Халонг», «Аравийский берег» (обе - 1962) В. А. Баженова, «У берегов Баренцева моря» (1968) А. Г. Ерёмина, «У берегов Чукотки» (1972) Л. П. Байкова, «Кронштадский пейзаж» (1973) О. С. Гадалова, «В штормовом океане» (1975) К. Н. Славина, «Графская пристань» (1984) С. В. Пена, «Полным ветром» (1988) Е. Р. Чупруна, «Учебный корабль «Смольный» на Стамбульском рейде» (1989), «Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» у мыса Челюскин» (1990) В. П. Яркина и многие другие.[19]>[20] В эти же годы в мастерских Академии художеств, в СХШ и ЛВХПУ обучалась большая группа живописцев, которым предстояло внести свой весомый вклад в ленинградскую пейзажную живопись 1950-1980 годов. Среди них были В. А. Андреев, И. М. Балдина, Н. Н. Баскаков, Д. В. Беляев, И. М. Варичева, Р. И. Вовкушевский,Э. Я. Выржиковский, Н. Н. Галахов, К. А. Гущин, О. А. Еремеев, В. Ф. Загонек, М. А. Козловская, А. И. Комаров, Я. И. Крестовский, Б. М. Лавренко, П. П. Литвинский, Н. Г. Ломакин, О. Л. Ломакин, В. Е. Малевский, Л. Я. Миронов, К. Г. Молтенинов, В. В. Монахова, А. А. Ненартович, Д. Г. Обозненко, И. М. Пентешин, Г. А. Песис, В. М. Петров-Маслаков, Н. М. Позднеева, В. Б. Преображенский, В. В. Прошкин, А. Д. Романычев, В. Ф. Руднев, Ф. В. Савостьянов, В. И. Селезнёв, Ю. И. Скориков, К. Н. Славина, А. И. Смирнов, Ф. И. Смирнов, В. Ф. Токарев, П. П. Уткин, А. В. Фёдоров, Л. А. Фокин, П. Т. Фомин и другие. К проблемам пейзажа многие из них впервые обратились ещё в институте при работе над дипломной картиной. Примерами могут служить работы «Ленинград в дни блокады» (К. Титов, 1946, мастерская Б. Иогансона), «Материнство. В парке» (В. Кашутова, 1947, мастерская Б. Иогансона), «Сбор урожая» (В. Любимова, 1947, мастерская А. Осмёркина), «Освобождённый Кишинёв» (С. Привиденцев, 1947, мастерская Р. Френца), «Сбор урожая» (П. Дербизова, 1948, мастерская М. И. Авилова), «Альпинисты» (Р. И. Вовкушевский, 1949, мастерская В. Орешникова), «Уголок нашей Родины» (С. Земблинов, 1949, мастерская Б. Иогансона), «На освобождённой земле» (Р. Зенькова, 1949, мастерская Б. Иогансона), «Парусный спорт. Яхтклуб» (М. Тиме, 1949, мастерская Р. Френца), «Весна в колхозе» (В. Ф. Загонек, 1950, мастерская Б. Иогансона), «Ленинградский пейзаж» (А. Левушина, 1950, мастерская М. И. Авилова), «Весна на Неве» (Т. Саглина, 1950), «Строительство Иртышской ГЭС» (М. Козловская, 1952, мастерская Б. Иогансона) и другие.[21] Картину развития пейзажа в 1950-е годы дают выставки 1957-1960 годов, и прежде всего юбилейные выставки 1957 года в ГРМ и Всесоюзная художественная выставка в Москве, осенняя ленинградская 1958 года, выставки 1960 года в ГРМ и первая республиканская «Советская Россия» в Москве. Этапным для ленинградской пейзажной живописи стал 1957 год, итоги работы первого Всесоюзного съезда советских художников и юбилейной всесоюзной художественной выставки в Москве. Они дали простор развитию жанра пейзажа, дополнительный импульс к поиску яркой художественной типизации и образных обобщений пейзажных мотивов и сюжетов.[22] Среди достижений ленинградской пейзажной живописи 1950-х можно назвать работы «Вечер» (1957), «Ледоход» (1960) Н. А. Абрамова, «Осень» (1959) Э. С. Арцруняна, «Индустриальные огни» (1957), «Спуск на воду танкера «Пекин» (1960) В. А. Баженова, «На Неве» (1957) Л. П. Байкова, «На поле» (1957) Л. К. Богомольца, «Возвращение с покоса» (1957) И. М. Варичева, «Весенний дождик» (1959) Э. Я. Выржиковского, «Гроза над Волгой» (1957), «Северная весна» (1960) Н. Н. Галахова, «Утро индустриальной Невы» (1960) К. С. Джакова, «Северная пристань» (1957), «Кижи» (1960) А. Г. Ерёмина, «Байкальский мотив» (1960)В. Ф. Загонека, «Весна на малой Охте» (1959) С. Е. Захарова, «Ленинград. Улица Гороховая» (1959) М. А. Канеева, «На Жигулёвском море» (1957) О. Н. Карташёва, «Сельский пейзаж» (1960) Б. В. Котика, «Северная река» (1960) Н. Г. Ломакина, «Колхозные поля» (1957) Г. К. Малыша, «В старом Ханьчжоу» (1956) А. А. Мыльникова, «Вечер» (1959) М. Д. Натаревича, «Приднепровье» (1957), «Ночь» (1957) В. И. Овчинникова, «После дождя» (1957) С. И. Осипова, «На Днепре» (1957), «Новгород» (1960) Ф. И. Пакуна, «На окраине» (1960) Г. А. Песиса, «У истоков Ангары» (1957) Ю. С. Подляского, «Весной» (1958) Н. М. Позднеева, «На Волге» (1957) А. Т. Пушнина, «Чусовая. Осенний день» (1957), «Осень на Урале» (1959) И. Г. Савенко, «Ленинградский пейзаж» (1959) Г. А. Савинова, «На Неве» (1960) Ф. В. Савостьянова, «В Листвянке» (1959) В. С. Саксона, «Любимый город» (1957) А. К. Соколова, «Весенний поток» (1957) В. В. Соколова, «Здесь будет город заложен» (1957), «Вечерний Невский проспект» (1960) Г. П. Татарникова, «Лёд идёт» (1957), «Вечер. Сиреневый час» (1959), «Октябрь. Первый снег» (1960) Н. Е. Тимкова, «Парк. Лесотехническая академия» (1959) Ю. Н. Тулина, «Майский вечер» (1957) Б. С. Угарова, «Берег Ладоги» (1956) П. Т. Фомина, «На пастбищах Алагеза» (1956) З. А. Хачатряна, «Сумерки» (1960) Н. П. Штейнмиллер, «Бугульма. Осень» (1957) Л. С. Язгура. В 1960—1970-е годы язык пейзажной живописи становится значительно богаче. Декоративные решения соседствуют с традиционной тональной живописью, цветовые контрасты – с тонкими колористическими нюансами.[26] Ленинградскую пейзажную живопись 1950-1980 годов выделяли богатство сюжетов и тем, разнообразие самих типов пейзажей – от монументально-эпического до камерного и от сюжетно-повествовательного до чисто лирического и пейзажа настроения. Такая многовекторность говорит о реально сложившемся многообразии творческих направлений и стилистических предпочтений в творчестве ленинградских художников. По мнению А. А. Фёдорова-Давыдова, в этом богатстве видов пейзажа и в различии творческих течений внутри искусства эпохи социалистического реализма «находила своё продолжение одна из хороших традиций русской пейзажной живописи».[27] На ретроспективной выставке «Изобразительное искусство Ленинграда» (1976, Москва) наряду с другими жанрами широко был представлен пейзаж, охвативший работы ленинградских мастеров этого жанра за более чем полвека. Примерами работ 1960-1970-х годов стали показанные на выставке «Гроза» (1969) Л. К. Богомольца, «Ласточки» (1972) Н. Н. Брандта, «Оредеж» (1967), «Перед дождём» (1969) И. М. Варичева, «Площадь Ленина» (1969) В. И. Викулова, «Исаакиевская площадь» (1957), «Торжок. Начало зимы» (1961) Э. Я. Выржиковского, «Северный край» (1972) Н. Н. Галахова, «Вечернее катание на теплоходах» (1969) И. И. Годлевского, «Весенняя гроза» (1963) Я. А. Голубева«Красноярские столбы» (1960) Я. А. Голубев, «Судак. Генуэзская крепость» (1971) Г. П. Егошина, «Утро» (1960, ГРМ), «Гроза прошла» (1961, ГРМ), «Балтика» (1967)В. Ф. Загонеком, «На бывшей Сенной площади» (1959), «Мост строителей» (1964) М. А. Канеева, «Алтай» (1964) М. А. Козловской, «Осень на реке Мойке» (1969) В. И. Коровина, «Северная весна» (1972) Б. В. Котика, «Белая ночь» (1967) Я. И. Крестовского, «Пейзаж с деревом. Красная горка» (1967) И. Л. Лизака, «Северная деревня» (1960) Н. Г. Ломакина, «Донбасс» (1967) Г. К. Малыша, «Родные места» (1959) Е. Д. Мальцева, «Весна» (1972) А. А. Мыльников, «Белая ночь» (1969) Я. С. Николаева, «Ива цветёт» (1963) Д. Г. Обозненко, «Моряна (Каспий)» (1959), «Вечер в деревне» (1967) В. И. Овчинникова, «Голубая зима» (1968) С. И. Осипова, «В краю таёжном» (1961), «Тропа вдоль реки» (1964) В. М. Петров-Маслакова, «Весна в Ленинграде» (1957) С. И. Привиденцева, «Пулково» (1961) Е. Е. Рубина, «Чусовая. Осенний день» (1957), «Утро геологов» (1969) И. Г. Савенко, «Ленинград» (1967) А. М. Семёнова, «Вид Суздаля» (1971) А. Н. Семёнова, «Весна» (1972) К. Н. Славина, «День золотой осени» (1969) Ф. И. Смирнова, «К весне» (1961), «Первый снег» (1967) В. В. Соколова, «Канал Грибоедова. Весна» (1967) И. В. Суворова, «Конец лета» (1966) В. К. Тетерина, «Волхов. Последний снег» (1967), «Петроградская сторона» (1964) Н. Е. Тимкова, «Синие воды» (1964), «Ветрено» (1967) П. Т. Фомина, «Лето. Путь на перевал» (1968) Р. Френца, «На Волхове» (1967) Н. А. Фурманкова и ряд других. В целом, выставки 1970-1980-х годов показали присущее ленинградским мастерам умение специфическими средствами пейзажной живописи глубоко отображать эпоху, их стремление «выражать мысли и чувства людей не менее ярко, нежели сюжетная живопись, и быть наряду с ней зеркалом эпохи». [28] Date: 2015-09-25; view: 2703; Нарушение авторских прав |