Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действия эсминцев в районе Новой Гвинеи





 

В 1942 году японцы триумфально вторглись в Новую Гвинею. Этот второй по величине остров на Земле (он уступает только Гренландии) был одной из самых вожделенных целей Тодзио и Ямамото.

Как и наступление на Соломоновых островах, сначала японское вторжение напоминало увеселительную прогулку. Выйдя из своей цитадели на архипелаге Бисмарка, японцы пересекли узкие проливы Дампир и Витязь и без проблем высадились на северо-восточном побережье. Они создали базы в Веваке, Алексисхафене и Маданге. Затем флаг Восходящего Солнца взвился над Сейдором, Финшхафеном и Лаэ на полуострове Хуон. Продвигаясь на восток, японцы заняли Саламауа и Лаэ. Затем из Буны они направились в бухту Милн. К концу 1942 года они заняли почти весь этот огромный остров, находящийся на северо-восточных подступах к Австралии.

Но захватчики просто не в состоянии были оккупировать все 300000 кв. миль побережья, гор и джунглей, которые составляют Новую Гвинею. Они вгрызлись в скорлупу орешка, но до ядра не добрались. Точно так же они не смогли захватить восточную оконечность острова — полуостров Папуа, который выдается в Коралловое море. Добравшись дотуда, они попытались занять бухту Милн на его юго-восточной оконечности и Порт-Морсби на южном берегу полуострова. Однако генерал МакАртур, «Осси» и высокий хребет Оуэн-Стэнли сорвали наступление Порт-Морсби.

В августе 1942 года захватчики совершили новую попытку захватить бухту Милн. Их отбили, но в сентябре они послали эсминцы обстрелять позиции союзников. И 11 сентября на сцене появились американские эсминцы.

Это были корабли 4-й эскадры эсминцев: «Селфридж» (капитан-лейтенант Ч.Д. Рейнольдс) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-4 капитана 1 ранга Г.У. Флинна, «Бэгли» (капитан 2 ранга Г.А. Синклер), «Хенли» (капитан-лейтенант Э.К. Ван Свиринген), «Хелм» (капитан-лейтенант Ч.Э. Кэррол). По приказу командира оперативного соединения контр-адмирала В. Кратчли эскадра вышла из Кораллового моря в северном направлении, чтобы попытаться перехватить японские корабли. Но японцы уже умчались полным ходом туда, откуда пришли.

До конца 1942 года японцы были вынуждены почти все силы направлять на Гуадалаканал. Новая Гвинея осталась в их руках в качестве бастиона, прикрывающего подходы к Голландской Ост-Индии. Впрочем, точнее было бы сказать «у них на руках». Климат и местность на Новой Гвинее еще хуже, чем на Соломоновых островах. Хребет Оуэн-Стэнли оказался совершенно непроходимым для японцев. После ожесточенных боев на покрытых джунглями склонах австралийцы отбросили противника назад. К январю 1943 года японцы отошли через Буну, а в феврале американцы и австралийцы овладели этой передовой базой.

МакАртур разработал план очищения от японцев северо-западного побережья Новой Гвинеи, в котором Буна и бухта Милн играли роль трамплина. Наступление предполагалось осуществлять путем серии десантных операций вдоль побережья и ударов по вражеским базам в Лаэ, Саламауа, Финшхафене, Веваке. Это продвижение должно было проводиться одновременно с наступлением Хэлси на Соломоновых островах. Американским и австралийским войскам предстояли бои на земле, но главная роль отводилась армейской авиации. Флот должен был вести активные действия на море. Под словом «флот» здесь подразумевался американский 7-й Флот, созданный 19 февраля 1943 года приказом главнокомандующего Тихоокеанским флотом. Здесь первую скрипку играло 7-е Десантное Соединение контр-адмирала Д.Э. Барби.

Противник чувствовал приближающуюся опасность и отчаянно старался укрепить свои позиции на Новой Гвинее. Из Голландской Ост-Индии и с архипелага Бисмарка туда отправлялись караваны барж, транспорты и импровизированные конвои с войсками, боеприпасами, продовольствием.

В марте 1943 года патрулирующий в море Бисмарка бомбардировщик В-24 обнаружил идущий в Новую Гвинею конвой, который состоял из 6 войсковых транспортов, 2 грузовых судов и одного вспомогательного судна, под охраной 8 эсминцев. Завидная добыча! В-24 сразу сообщил о конвое. Плохая погода и наступившая ночь помешали атаковать конвой немедленно. Однако ночная темнота не помешала «Черным котам» — ночным разведчикам «Каталина» — следить за конвоем.

На следующее утро американские и австралийские самолеты атаковали японский конвой в 60 милях от Саламауа. В течение 2 дней они наносили удары и полностью уничтожили конвой. Все 9 транспортов были потоплены. На дно пошли также 4 эсминца. Были сбиты около 50 японских самолетов. После отчаянных попыток спасти людей уцелевшие эсминцы «Арасио», «Асасио», «Сираюки» и «Токицукадзэ» предпочли бежать, чтобы спасти свою собственную шкуру. Когда избиение, названное Боем в море Бисмарка, закончилось, выяснилось, что кроме кораблей погибли еще 3600 японцев.

После этого удачного начала наступление союзников на Новой Гвинее развивалось без помех. В конце июня — во время высадок на Нью Джорджии и Рендове — армейские части высадились в Вудларке и на островах Трубриан. Разведывательное подразделение захватило плацдарм на берегу Новой Гвинеи в 10 милях южнее Саламауа.

Японцы сделали несколько выстрелов, а потом отошли в джунгли. 56000 японцев ждали. Разведка союзников считала, что пятая часть этого количества находится в районе Лаэ — Саламауа.

МакАртур и адмирал Барби подготовили свои силы и в августе 1943 начали наступление на Лаэ. Первыми в дело вступили американские эсминцы, вышедшие из залива Милн за 2 недели до высадки десанта. Они должны были прочесать подходы к Лаэ и любые японские корабли между Саламауа и Финшхафеном. Для решения этой задачи адмирал Барби выделил 2 эсминца 5-й эскадры, которой командовал капитан 1 ранга Джесси Г. Картер.

В состав этой группы входили «Перкинс» (капитан-лейтенант Г.Л. Кетчум), «Конингхэм» (капитан 2 ранга Дж. Г. Уорд), «Смит» (капитан-лейтенант Р.Э. Теоболд) и «Мэхен» (капитан-лейтенант Дж. Т. Смит). Пройдя район между Саламауа и мысом Кретин, эти эсминцы в течение 10 минут обстреливали вражеские сооружения в Финшхафене, не встретив никакого отпора.

В начале сентября оперативное соединение под командованием контр-адмирала Барби, созданное для захвата Лаэ, вышло из бухты Милн. В состав десантного отряда вошли эсминцы «Конингхэм» (капитан 2 ранга Дж. Г. Уорд), «Флассер» (капитан-лейтенант Дж. Э. Роббинс), «Смит» (капитан 2 ранга Р.Э. Теоболд), «Мэхен» (капитан 2 ранга Дж. Т. Смит), «Лэмсон» (капитан 2 ранга П.Г. Фитцджеральд), «Магфорд» (капитан-лейтенант Г.Г. Гори), «Дрейтон» (капитан-лейтенант Р.С. Крэгхилл).

Командир эскадры капитан 1 ранга Картер находился на «Перкинсе», на «Конингхэме» разместился адмирал Барби. Американские моряки настроились на жаркую схватку. В конце августа авиация союзников бомбила японские аэродромы в Веваке, Алексисхафене, Маданге и бухте Ганза. Эсминец «Рейд» (капитан 2 ранга Г.Г. МакИленни) был направлен вперед к мысу Кретин в качестве корабля радиолокационного дозора. На борту «Рейда» находилась группа наведения истребителей. Для эсминцев такая задача была внове.

4 сентября в предрассветных сумерках «Конингхэм» в последний раз внимательно осмотрел прибрежный район Лаэ. Находившийся на мостике эсминца контр-адмирал Барби отдал приказ, подошло десантное соединение, и высадка началась.

Эсминцы «Перкинс», «Смит» и «Мэхен» прикрывали десантные баржи на участке «Красный», «Лэмсон» и «Флассер» занимались тем же самым на участке «Желтый». Оба этих района высадки эсминцы предварительно подвергли интенсивному обстрелу, но в ответ раздались лишь несколько беспорядочных выстрелов. Зато после восхода солнца группа из 7 бомбардировщиков и 3 истребителей прилетела, чтобы атаковать LCI и LST.

Во второй половине дня возникла уже серьезная угроза воздушного налета. Около 13.00 «Рейд», следивший с помощью радара за подступами к заливу Хуон, обнаружил 3 большие группы японских самолетов, летящие со стороны Рабаула. Они находились на расстоянии 60 миль. Эсминец объявил тревогу, и на горизонте показались 48 «Лайтнингов». В последовавшем бою 23 японских самолета были сбиты, остальные 50 разогнаны в разные стороны. Адмирал Барби высоко оценил действия дозорного эсминца:

 

«Рейд» не только проделал великолепную работу, обнаружив противника и наведя истребители, он хорошо защищал сам себя. 3 пикировщика «Вэл» были подбиты, а один был достоверно уничтожен».

 

На берегу японцы оказали только символическое сопротивление. К вечеру 4 сентября удалось высадить более 8000 солдат, которые прочно закрепились на участках «Красный» и «Желтый».

11 сентября союзники захватили Саламауа. Через 5 дней американцы и австралийцы вошли в Лаэ. Потеря Лаэ развеяла все надежды японцев на захват восточной части Новой Гвинеи. Уступая в силах на суше, на море и в воздухе, не имея возможности перебросить подкрепления гарнизонам на Новой Гвинее, японцы отступили к Финшхафену.

Американцы и австралийцы гнались за отступающим противником по пятам. Штурм Финшхафена был назначен на 22 сентября. Именно во время операция по захвату этого укрепленного пункта 7-й Флот потерял свой первый эсминец. Им стал «Хенли».

 

Гибель эсминца «Хенли»

 

Утром 21 сентября 1943 года эсминец «Хенли» (капитан 2 ранга Карлтон Р. Адамс) вышел из Буны и взял курс на запад. Как выяснилось потом, корабль вышел в свой последний поход. Ветеран Пирл-Харбора, он одним из первых прибыл к Новой Гвинее. Именно «Хенли» потопил «Неошо» в бою в Коралловом море, именно он находился рядом с «Блю», когда тот был торпедирован возле Гуадалканала. Таким образом, этот эсминец уже успел побывать во многих боях.

Но Судьба уже начертала его имя на роковом свитке. Выйдя из Буны, он ступил на ту дорогу, с которой не возвращаются. Ее конец сокрыт во мраке, и его не избежать, даже если это место не нанесено на карты.

«Хенли» был одним из 5 эсминцев, которые вышли 21 сентября из Буны, сопровождая группу из 16 LCI к плацдарму в районе Фишнхафена. Командовавший соединением адмирал Барби находился на головном эсминце «Конингхэм». Соединение по пути зашло в Лаэ, чтобы забрать австралийскую пехотную бригаду. Там к десантному соединению присоединились 4 эсминца, которые прибыли в Лаэ раньше. Итак, маленькая армада усилилась и двинулась дальше на северо-запад. Рано утром 22 сентября она подошла к мысу Кретин.

Роковой момент наступил в 04.45 в серых предрассветных сумерках. В 04.33 эсминцы «Лэмсон» (капитан 2 ранга П.Г. Фитцджеральд), «Дрейтон» (капитан-лейтенант Р.С. Крэгхилл), «Магфорд» (капитан-лейтенант Г.Г. Кори) и «Флассер» (капитан-лейтенант Дж. Э. Роббинс) направились к берегу для проведения артиллерийской подготовки. Укрывшиеся в джунглях японские пулеметчики открыли огонь с северной оконечности участка высадки, и несколько барж LCI оказались под сильным обстрелом. Но десантные суда упрямо двигались вперед, а вражеское пулеметное гнездо было уничтожено. К 09.30 после жаркого боя «Осси» прочно закрепились на берегу.

После этого японцы попытались провести еще один воздушный налет. Еще раз «Рейд» вызвал на перехват истребители союзников. Они врезались в строй японских самолетов и сбили 37 из них еще до того, как те успели прорвать огневую завесу и атаковать корабли адмирала Барби, отходившие от берега. Эта бойня произошла около полудня, как раз когда последний из разгрузившихся LST в сопровождении эсминцев покидал район. Японские торпедоносцы, скользя над водой, бросились на эсминцы «Конингхэм», «Перкинс», «Рейд», «Смит», «Мэхен» и «Хенли», которыми командовал капитан 1 ранга Дж. Г. Картер. Эсминцы не остались в долгу.

Капитан 1 ранга Картер приказал эсминцам, дав полный ход, кружить против часовой стрелки вокруг LST. Одновременно эсминцы вели огонь из 127-мм орудий, сбив при этом 2 атакующих самолета еще до того, как они успели сбросить торпеды. Третий был подбит в момент сброса торпеды. Японцы сбросили 7 торпед, но все они прошли мимо. Зато эсминцы дали японцам урок снайперской стрельбы. Прежде чем орудия прекратили стрельбу, еще 5 самолетов были сбиты. Бой прекратился, когда 2 уцелевших японских самолета бежали в направлении Рабаула.

«Хенли» вышел из этого сложного боя, не получив ни царапины. В течение всей следующей недели эсминец участвовал в проведении десантной операции и поддерживал австралийские войска, которые с боями продвигались с плацдарма на юг.

3 октября вместе с эсминцами «Рейд» и «Смит» он получил приказ провести поиск подводных лодок в районе мыса Кретин. Эсминцы под командованием капитана 2 ранга Г.Г. МакИленни приступили к выполнению задачи во второй половине дня. Эта операция казалась отдыхом после напряженных боев за Финшхафен. На экране радара не появился ни один вражеский самолет, и на десятки миль вокруг не было ни одного вражеского корабля.

Однако, даже потеряв Финшхафен, японцы совсем не собирались без боя уходить из пролива Витязь. К мысу Кретин был отправлен корабль, обнаружить который с помощью бинокля или радара было нельзя. Эсминцы, идущие на северо-запад к проливу Витязь, не заметили японскую подводную лодку, находящуюся в подводном положении. Эсминцы держали скорость 20 узлов. При этом «Рейд» и «Смит» могли пользоваться своими сонарами, но сонар «Хенли» на такой скорости не работал. Поэтому находившаяся на пути эсминца субмарина осталась незамеченной. Она оказалась в удобной позиции скорее всего случайно, но, так как иначе, японцам представился удачный шанс. Для эсминца «Хенли» пробил роковой час.

В этот момент «Смит» покинул строй и круто повернул вправо. Как и предполагалось, на закате корабли должны были перестроиться в строй фронта, чтобы начать поиск. Согласно приказу, «Хенли» повернул влево. Когда «Хенли» накренился при повороте, капитан 2 ранга Адамс с мостика заметил 2 пенистые дорожки, бегущие прямо на его эсминец.

Торпеды японских подводных лодок почти не оставляли следа — не более чем слабая тень, а потому ударяли с внезапностью молнии. Адамс среагировал мгновенно и крикнул: «Лево на борт!», пытаясь развернуть корабль «на пятке». Когда корабль описывал циркуляцию, первая торпеда проскочила в 30 ярдах от его форштевня. Вторая прошла вплотную под кормой. Но третья, центральная в залпе, попала в левый борт эсминца.

Она взорвалась в котельном отделении № 1. После взрыва корабль остановился с надломленной кормой. Окутавшись дымом и паром, эсминец немедленно начал тонуть. Менее чем через 4 минуты главная палуба ушла под воду. В 18.18 капитан 2 ранга Адамс приказал покинуть корабль.

Моряки, которые выскочили на верхнюю палубу, спасаясь от хлынувшей в отсеки воды, спустили плотики или попрыгали в воду в спасательных жилетах. Последним покинул «Хенли» его командир, капитан 2 ранга Адамс. Эсминец затонул всего через 15 минут после того, как были замечены следы торпед. На мгновение его нос задрался в небо, а потом корабль скрылся под водой, оставив после себя столб пара. Примерно через минуту спасшиеся моряки услышали 2 подводных взрыва: вероятно, взорвались котлы. С «Хенли» было покончено.[13]

Эсминцы «Рейд» и «Смит» попытались найти подводную лодку, сбросили несколько глубинных бомб, после чего вернулись, чтобы подобрать экипаж «Хенли». С него спаслись 18 офицеров и 225 матросов, из которых 8 офицеров и 44 матроса были ранены. Двое раненых скончались после того, как были подняты из воды. Вместе с эсминцем погибли 1 офицер и 14 матросов.

Гибель «Хенли» пробила первую брешь в строю 7-го Флота.

 

Date: 2015-09-25; view: 273; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию