Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монагхэн» топит I-7





 

За 3 дня до потопления I-31 американский сторожевик РС-487 потопил недалеко от Кыски I-9. Через 9 дней после победы «Фрезьера» эстафету принял эсминец «Монагхэн», уничтоживший еще одну подводную лодку, которая участвовала в эвакуации Кыски.

Рано утром 22 июня «Монагхэн» (капитан-лейтенант П.Г. Хорн) патрулировал у побережья Кыски. В 01.35 с помощью радара SG он обнаружил цель на расстоянии 14000 ярдов. Хорн повел эсминец, чтобы проверить, что это такое.

Примерно через час «Монагхэн» сократил расстояние до 2300 ярдов. Была ли обнаруженная цель подводной лодкой? Ночь была чернее туши, и потому увидеть цель было невозможно. В 02.30 Хорн приказал открыть огонь. Орудия «Монагхэна» рявкнули и выплюнули столбы пламени. Невидимый противник ответил очередью из пулемета. Пули застучали по надстройкам «Монагхэна». Залпы эсминца эхом отдавались над морем. Дуэль вслепую продолжалась около 10 минут, потом стрельба прекратилась.

Снова началась игра в жмурки. Когда в 03.10 дистанция сократилась до 2030 ярдов, Хорн приказал возобновить огонь. Противник ответил беспорядочными очередями. Такая дуэль была особенно опасна для подводной лодки, ведь любая пробоина для нее может стать роковой. После 8 минут перестрелки люди на мостике «Монагхэна» увидели во мраке багровый сполох в том месте, где находилась цель. Горячее зарево пульсировало и дрожало, словно мифический кочегар открывал и закрывал дверцу топки в небе.

Один из моряков сказал: «Подводная лодка взорвалась».

Но цель все еще виднелась на экране радара, и обстрел продолжался, пока командир «Монагхэна» не приказал прекратить его. В этот момент эсминец находился всего в миле от берега, и капитан-лейтенант Хорн приказал круто повернуть, чтобы не испытывать судьбу возле незнакомого и опасного побережья. Поврежденная подводная лодка направлялась прямо к обозначенной на карте «Двойной скале». Хорн не собирался искать в темноте, где эта скала находится.

Зато подводная лодка, судя по всему, ее нашла. Во всяком случае, на снимках, которые доставили позднее самолеты-разведчики, была видна субмарина, надевшаяся на гранитный столб, подобно мертвому киту. Ее оконечности скрывались под водой, и можно было различить только рубку и часть палубы. Перед тем, как покинуть лодку, японцы взорвали ее.

Меткая стрельба «Монагхэна» заслуживает похвалы особенно потому, что дуэль происходила в полной темноте, когда видимость не превышала 300 ярдов. Орудия наводились исключительно по данным радара. Исключая зарево взрыва, артиллеристы эсминца цели не видели.

Так японцы потеряли еще одну транспортную подводную лодку на Алеутских островах. Гибель I-7 сразу вслед за уничтожением I-31 заставила японское военное командование пересмотреть план эвакуации Кыски.

Подводные блокадопрорыватели сумели вывезти около 700 человек в период с середины мая до 10 июня. Но слишком большие потери лишь усугубили тяжесть положения. Как грустно признался один из офицеров штаба 5-го Флота на допросе после войны: «Операции оказались слишком дорогостоящими. Поэтому план был изменен в пользу эвакуации стремительным рейдом надводных кораблей».

Уничтожив I-31 и I-7, эсминцы «Фрезьер» и «Монагхэн» вынудили противника искать другой способ таскать каштаны из огня.

 

Оккупация Кыски (Катастрофа с «Эбнером Ридом»)

 

Высадка американского десанта на остров Кыска была намечена на 15 августа 1943 года. Вице-адмирал Т.К. Кинкейд, контр-адмирал Ф.У. Рокуэлл и генерал-майор Ч.Г. Корлетт разработали план в мельчайших деталях.

Было известно, что японцы возвели на Кыске сильные укрепления. Остров окружали предательские мели, окаймленные рифами, не нанесенные на карту подводные камни и скалы делали подходы к нему крайне опасными. Удобные для высадки участки были очень узкими, и противник мог без труда защитить их. Районы в центре острова представляли собой настоящий лабиринт вулканических пустошей и скал, и местность была еще хуже, чем на Атту.

Остров окутывало облако тайны. Воздушная разведка не могла сообщить ничего внятного и не выявила никаких признаков вражеской активности.

Корабли адмирала Кинкейда не раз нарушали тишину огнем своих орудий, обстреливая побережье, чтобы ослабить оборону противника. Тонны стали были обрушены на окутанный туманом остров. Взрывы снарядов гулким эхом отдавались среди скал. Но американские корабли казались не более чем маленькими мальчишками, которые из рогаток обстреливают каменного великана.


28 июля японская радиостанция на Кыске прекратила работу. После этого остров был тих и безмолвен. Но американцы были убеждены, что противник укрылся в глубоких бункерах, откуда их придется долго выковыривать. Словом, они готовились к повторению боев за Атту, но в более крупном масштабе.

Для высадки на остров были собраны крупные силы — примерно 35000 солдат, в том числе 5000 канадцев. Для операции была сформирована настоящая армада, ее ударным соединением командовал контр-адмирал Рокуэлл. Армада состояла почти из 100 кораблей, в том числе 3 линкоров, тяжелого крейсера, легкого крейсера, 19 эсминцев, 5 войсковых транспортов, 1 грузового транспорта, грузовых судов, тральщиков, минных заградителей, буксиров и многочисленных десантных барж.

Точный состав соединений не представляет интереса для данной книги, но эсминцы мы все-таки перечислим. Это были «Хатчинс» (капитан-лейтенант У.Э. Херрон) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-24 капитана 2 ранга К.М. МакМанеса, «Фелпс» (капитан-лейтенант Дж. Э. Эдвардс) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-1 капитана 1 ранга Р.Э. Либби, «Эммен» (капитан-лейтенант Г. Уильямс), «Эбнер Рид» (капитан 2 ранга Т. Барроуз), «Бейч» (капитан 2 ранга Ф.М. Адамсон), «Бил» (капитан 2 ранга Дж. Б. Кохрейн), «Браунсон» (капитан 2 ранга Дж. Б. Майер), «Фаррагат» (капитан-лейтенант Э.Ф. Фергюсон) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-2 капитана 2 ранга Г.Р. Купера, «Эйлуин» (капитан-лейтенант Р.Э. Малпасс), «Монагхэн» (капитан-лейтенант П.Г. Хорн), «Дьюи» (капитан-лейтенант Дж. П. Кенти), «Халл» (капитан-лейтенант Э.Л. Янг), «Дейл» (капитан-лейтенант Ч.У. Олдрич), «Буш» (капитан-лейтенант Т.Э. Смит) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-48 капитана 2 ранга У.Ф. Петерсена, «Дэйли» (капитан 2 ранга Р.Г. Виссер), «Маллэни» (капитан 2 ранга Б.Дж. Маллэни), «Бэнкрофт» (капитан-лейтенант Р.М. Питтс) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-28 капитана 2 ранга Г.Ф. Пуллена, «Коглан» (капитан-лейтенант Б.Б. Читэм), «Колдуэлл» (капитан-лейтенант Г.А. Линкольн). В состав 2 групп прикрытия, которые действовали вместе с силами вторжения, вошли эсминцы «Гэнсвоорт» (капитан-лейтенант М.Л. МакКулох) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-14 капитана 1 ранга У. Крэйга, «Моррис» (капитан-лейтенант Э.С. Барнс) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-2 капитана 1 ранга Г.Р. Холлкомба, «Эдвардс» (капитан-лейтенант П.Г. Ослер), «Фрезьер» (капитан-лейтенант Э.М. Брайн), «Мид» (капитан-лейтенант Дж. Малхолланд), «Мастин» (капитан 2 ранга Э.Т. Шрайбер), «Хьюз» (капитан-лейтенант Г.Г. Морабл), «Рассел» (капитан-лейтенант У.Г. МакКлейн), «Андерсон» (капитан-лейтенант Дж. Г. Теннент).

На рассвете 15 августа армада подошла к Кыске, и десантные баржи двинулись к намеченным участкам высадки. Линкоры, крейсера и эсминцы принялись обстреливать зловещие берега. Но японские береговые батареи молчали.

Осторожно продвигаясь вглубь острова, настороженные разведчики ожидали засады. В любой момент мог прогреметь орудийный залп, а из-за окутанных туманом скал с воплями выскочить японцы. Но все закончилось нервной перестрелкой между своими же разведывательными группами. На Кыске не было ни одного японца. За 19 дней до высадки американцев японцы собрали свои шмотки и покинули остров!

Японская эвакуация Кыски, которую в июне начали подводные лодки и завершили надводные корабли в июле, является одной из самых выдающихся операций Второй Мировой войны. Когда эвакуация с помощью подводных лодок стала слишком дорогой, японские корабли под прикрытием ночной темноты и тумана сумели проскользнуть сквозь кольцо блокады. И это несмотря на бдительность американских патрулей и всевидящий радар!


Однако адмирал Кинкейд не выказал никакого смущения, когда заявил, что считает оккупацию Кыски очень удачной операцией.

 

«Мы получили то, что нам требовалось. Благодаря эвакуации противника, мы избежали потерь, что делает операцию еще более успешной».

 

Можно добавить, что подобная скрытная эвакуация возможна только при отвратительной погоде Алеутских островов. Даже простая оккупация острова была сопряжена со значительными трудностями, что следует помнить критикам, которые, сидя в креслах, не рискуют вообще ничем. Чего могла стоить американцам борьба за остров, показывает трагический инцидент с эсминцем «Эбнер Рид». Японцы одержали эту «победу» 18 августа, не шевельнув пальцем, много дней спустя после эвакуации острова.

Рано утром 18 августа «Эбнер Рид» патрулировал у побережья Кыски. В 01.50, когда эсминец выполнял поворот, корабль потряс сильный взрыв. С оглушительным грохотом взлетел столб огня и воды. Корму эсминца подбросило вверх, а потом корабль рухнул обратно со страшным плеском. Корабль наскочил на плавающую мину, которая разворотила ему корму.

Находившийся на мостике командир эсминца капитан 2 ранга Томас Барроуз приказал отправить сигнал бедствия. Поврежденный эсминец потерял ход и сильно накренился. Его подхватило течение и понесло прямо на скалы у берега Кыски.

Листы обшивки, палуба, шпангоуты трещали по мере того, как погружалась корма. Моряки в кормовой части вскоре обнаружили, что палуба накалилась так, что на ней было больно стоять. Но хуже всего была черная пелена, окутавшая корму. Кашляющие офицеры сообщили на мостик, что из-за дыма находиться на корме просто невозможно. Люди слепли от ядовитых испарений и задыхались.

Ветераны объяснили новичкам, что этот туман не какой-то газ, примененный противником, он свой, родной. При взрыве были повреждены дымогенераторы на корме, и вспыхнули баллоны с химической смесью. При нагревании эта смесь разлагалась, выделяя ядовитые газы. Эти газы, вытекая из раскаленных баллонов, окутали эсминец пеленой, которая была почти такой же страшной, как фосген. Капитан 2 ранга Барроуз пишет в своем рапорте:

 

«Самым ужасным из последствий взрыва, с которыми нам пришлось иметь дело, оказались газы. Они ослепляли людей и, что гораздо хуже, буквально душили их. Газы вызывали паралич дыхательных мышц, и человек не мог ни вдохнуть, ни выдохнуть. Если кто-то несколько раз вдыхал ядовитую смесь, он полностью терял сознание. Такой человек просто падал на палубу и ждал, пока корабль утонет. Четыре человека взобрались на орудие № 5, где можно было хоть как-то дышать, пока корма не ушла под воду. Погружение кормы принесло всем облегчение, так как они получили возможность спастись от пелены газа. Вода была холодной, и ее покрывала нефть, но это было просто ничто по сравнению с ужасным воздействием газов».


 

К счастью, корма эсминца не затонула немедленно. Она отламывалась и погружалась постепенно, поэтому моряки получили возможность ухватиться за спасательную сеть, которая плавала рядом с обломками. Вода была покрыта толстым слоем нефти, но это было все-таки лучше ядовитого дыма.

Корма «Эбнера Рида» погрузилась в воду, и сам он дрейфовал в сторону подводных скал. Положение корабля стало очень опасным, когда на помощь пришел эсминец «Бэнкрофт» (капитан-лейтенант Р.М. Питтс). Примерно в 03.00 «Бэнкрофт» взял на буксир потерявшего ход «Эбнера Рида» и потащил прочь от рифов Кыски.

Через час «Бэнкрофта» сменил спасательный буксир «Уте». К рассвету изуродованный эсминец уже двигался вслед за ним к Адаку. Все моряки «Эбнера Рида» дружно отмечали действия «Бэнкрофта» и «Уте». Капитан 2 ранга Барроуз признал: «Они не позволили нам вылететь на берег».

С Адака «Эбнер Рид» был отправлен в Соединенные Штаты на капитальный ремонт. 71 человек погиб при взрыве мины, еще 34 были ранены. «Эбнер Рид» стал единственным кораблем, пострадавшим при оккупации Кыски.

 







Date: 2015-09-25; view: 304; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию