Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Перцептивная функция общения 3 page
В настоящее время многие экономисты, политологи, социологи и психологи, анализируя реально сложившуюся ситуацию, высказывают мнение о том, что при организации социально-экономических реформ их инициаторы не учитывали важнейшие психологические закономерности формирования и реконструкции правового сознания людей под влиянием социальных воздействий. Сознание людей обладает определенной инерцией и склонно сохранять ранее усвоенные стереотипы, поэтому люди тем более склонны к преобразованиям, чем они более заинтересованы и подготовлены к грядущим переменам, чем больше собственных усилий они прилагают к их осуществлению, чем больше поставленные перед ними социально значимые цели совпадают с их субъективными ценностными ориентациями. Проводящиеся в Украине и в странах СНГ экономические реформы были спланированы реформаторами, которых теперь называют «романтиками», т.е. по существу эти реформы созрели в умах политической и экономической элиты общества и были «спущены» сверху народу, не подготовленному должным образом к их восприятию. В истории Российской империи такое «спускание» реформ «сверху» стало печальной традицией. Реформы Петра І явились навязанной народу с евразийской ментальностью модели западноевропейских социально-экономических и морально-правовых отношений. И поэтому реформы Петра I, имея объективно прогрессивное значение, с большими трудностями, конфликтами и насилием приживались в России на протяжении жизни нескольких поколений. Революция 1917г. возникла на гребне борьбы всех сословий России с царским режимом за желаемые социально-экономические преобразования, однако эта революция, не закрепив либерально-демократических реформ, была переведена большевиками на пути реализации заимствованных у европейских социалистов-утопистов теорий построения социализма с конечной стратегической целью – коммунизмом. Государство, только недавно отошедшее от феодальной формации, минуя стадию развитой капиталистической экономики, было насильственно направлено на построение счастливого будущего. Народ, отойдя от царского деспотизма, оказался вовлеченным в партийный тоталитаризм, где правовые конституционные декларации не получали должной практической реализации. Вместе с тем, прививаемый народу коллективистский характер деятельности в определенной мере соответствовал менталитету общинности, исторически сформировавшейся на основе традиций общинного владения землей и коллегиальностью ремесленного производства. Эта общинность, соборность, как отмечали Н.Я.Данилевский и Н.А. Бердяев, как бы растворяла в себе личность и обусловила то, что в прошлом в России традиционно не обращалось должного внимания на правовые отношения между личностью и государством, и потому гражданский правовой статус личности сводился к выполнению обязанностей и пренебрежению или полному отрицанию прав и свобод. Справедливость в сознании соборного человека ассоциировалась с понятиями веры и любви, а не формально выраженного права. Право воспринималось как повинность, а не как средство защиты достоинства и свободы личности. Эта традиционная ментальность, закрепившаяся в советский период, достаточно прочно сохраняется и теперь у значительной части населения Украины и других стран СНГ. В отличие от соборного менталитета социальной общности евразийского типа, в западноевропейской социальной традиции понятия нормы поведения и права формировались преимущественно как способы защиты индивида и его свободы, т.е. при возникновении противоречий между интересами государства и правами личности власть государства должна быть прежде всего направленной на защиту прав личности. Длительный исторический опыт борьбы за отстаивание своих гражданских прав сформировал у граждан цивилизованных демократических стран восприятие государственных структур не как органов, определяющих их судьбу, а как органов, обязанных гарантировать права и свободы своих граждан – налогоплательщиков. Осознание себя как правовой единицы общества не было присуще жителям нашей страны ни до революции, ни в эпоху строительства так называемого социализма. Сейчас Украина, как и все страны СНГ, переживает сложнейший период перехода к другой социально-экономической формации. Провозглашение Украины правовым демократическим государством пока еще не сопровождается значительным ростом правосознания «снизу», сталкивается с недостаточной правовой культурой граждан, в сознании которых понятия прав и свобод личности не являются приоритетными, так как люди до сих пор уверены, что от них «ничего не зависит». Фактически процесс происходящих в настоящее время политических и экономических реформ приобрел характер не тщательно продуманных эволюционных преобразований, а своеобразного, очередного «социального эксперимента», в отношении к которому большая часть населения не обладала психологической готовностью. Анализируя психологические аспекты восприятия людьми происходящих социально-экономических преобразований, В.Л. Васильев рассматривает ряд факторов, осложняющих процесс формирования правосознания. Сюда можно отнести, прежде всего, традиционные для отечественной культуры «расщепления идеологии, социального и политического менталитета», когда, с одной стороны, выделяется радикальный либерализм реформаторов, стремящихся защищать права и свободы человека, но игнорирующих социальные проблемы большинства населения, а с другой – столь же радикальный государственный патернализм, стремившийся защищать простого человека, но игнорировавший его экономические и политические права. Лишившись привычных форм государственного патернализма, граждане внезапно оказались перед лицом непривычной для них конкуренции, необходимости проявлять личную инициативу, рисковать в условиях неопределенности. В результате происходит ломка ранее сложившихся стереотипов в сознании и поведении, что является по своей сути глубокой нервно-психической травмой для большинства людей. Состояния неуверенности, тревожности, социальной незащищенности нарастают в связи с увеличением уровня безработицы, развалом многих видов промышленного производства, что становится основной причиной роста противоправных настроений. Криминогенные явления проникают даже в структуру правоохранительной системы, проявляясь в фактах профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел и работников суда. Важным фактором социальной и морально-правовой дестабилизации является направленность средств массовой информации на резкую и полную ломку исторически сложившегося менталитета наших граждан, акцентуацию внимания только на отрицательных и трагических событиях прошлого и игнорирование имевших место успехов и достижений. Это приводит к исторической дезориентации людей, комплексу неполноценности, опустошенности сознания, которую пытаются заполнить заимствованными из других культур образцами, причем не самого высокого уровня. Использование низкопробных образцов современного зарубежного искусства, стимулирующих формирование у молодежи агрессивности, сексуальной распущенности, беспринципности, индивидуализма и других деструктивных эмоций, в значительной степени становятся причиной противоправного поведения личности. Одним из характерных современных проявлений преступности является ее омоложение, снижение возрастного порога правонарушителей. Если 20-30 лет назад понятие «трудные дети» соотносилось, как правило, с подростками 14-16 лет, то в настоящее время это понятие все чаще соотносится с младшими подростками 11-12 лет и даже с младшими школьниками. Нередко следствие сталкивается с детьми 11-13 лет, совершающими тяжкие уголовные преступления. На воображение детей с особой силой действуют картины проявления насилия и садизма в современных зарубежном кино, так как у детей еще нет стойких нравственных убеждений и не выработано табу на убийство, а также другие формы насилия против другого человека. Наблюдаемые детьми самые разнообразные виды и способы насилия и убийства воспринимаются ими как нечто обыденное, естественное и становятся образцами соответствующего поведения. Известно, что в американских школах сейчас иногда наблюдаются коллективные убийства, посредством которых некоторые подростки хотят за что-то отомстить своим соученикам и учителям. Государство ослабило свои воспитательные функции в отношении молодежи, уступив эти функции различным силам, преследующим свои социальные цели, в частности различным религиозным конфессиям, националистическим организациям и т.п. Однако это фактически еще более углубляет социальные конфликты, стимулируя агрессивность молодежи против представителей других конфессий и социальных групп. Таким образом, проводимые в стране экономические и политические реформы пока еще не привели к повышению благосостояния народа, социальной защищенности и росту правосознания. Кризис правовой системы проявился в развитии социальной ситуации по криминальному типу. Одним из ее источников явилась легализация капиталов, накопленных в сфере теневой экономики еще в период застоя при советской власти; другим источником стали коррумпированные представители государственной номенклатуры; третьим источником – профессиональная уголовная преступность, связанная с представителями криминальной экономики, которые используют уголовников в целях сокрытия следов хищений, нарушений законодательства, преступного воздействия на конкурентов и т.д. Укрепление форм организованной преступности привело к тому, что были фактически легализованы такие криминальные формы бизнеса, как рэкет, проституция, азартные игры, с которыми пока еще не справляется закон и право. Кризис правосознания проявляется в его несоответствии содержанию принятой государством системы права, так как субъект правоисполнительного поведения либо не верит в справедливость закона, либо сомневается в способности закона защитить его права и свободы. В сложившейся социальной конфликтной ситуации люди испытывают нервное потрясение от воздействия антагонистических воздействий. С одной стороны, гражданин удовлетворен провозглашением примата общечеловеческих ценностей, прав и свобод, а с другой – он нередко сталкивается с грубостью и равнодушием чиновников, своей беззащитностью перед растущей преступностью. Человек, естественно, удовлетворен признанием его права на труд, но живет в условиях постоянной тревоги перед растущей безработицей. Предусмотренное законом право на достойную оплату труда зачастую не соблюдается как в государственных учреждениях, обеспечивающих оплату лишь в нижних пределах прожиточного минимума, так и в приватных отраслях труда по причине произвола работодателей. Становление новой правовой системы в демократической Украины еще не завершилось формированием адекватных правоохранительных и правоисполнительных структур. Не успев отойти от прежних тоталитарных установок правовой системы, граждане оказались в пространстве правового беспредела. В этой связи, как отмечают ряд авторов (С.С. Алексеев, М.И. Еникеев и др.), общественное сознание еще не подготовлено в полной мере к принятию и проведению коренной социально-правовой перестройки. Для развития гармоничных отношений между декларируемыми нормами права и правосознанием граждан необходимо формирование соответствующих четко действующих правоохранительных и правоисполнительных органов государства с тем, чтобы каждый гражданин ощущал полную гарантию защиты своих прав и свобод. Только на этой основе возможно формирование сознательного правопослушного поведения, когда человек стремится соблюдать и поддерживать закон, воспринимая его как гарант защиты своих интересов, чести и достоинства. Важнейшую роль в развитии правового сознания должна сыграть обновленная и рационально построенная система нравственного, трудового и интеллектуального воспитания, которая способна обеспечить формирование у молодежи активного жизнеутверждающего менталитета и превращение культуры правового поведения в неотъемлемое свойство личности. Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте правосознание личности как концептуальную модель правоисполнительного поведения 2. Что означают отражательная и исполнительная сферы правосознания? 3. Какие функции осуществляет система правосознания личности? 4. Что означает субъективная самооценка правосознания? 5. Что означает объективная социальная оценка правового сознания и поведения человека? 6. Что такое правоисполнительное поведение? 7. Какие стадии проходит формирование правоисполнительного поведения у подростков? 8. В чем состоит взаимосвязь и взаимозависимость правосознания личности и правовой системы общества? 9. Как влияют социально-экономические и политические реформы на изменение правосознания личности? 10. Как влияют кризисные явления общества на деформацию правосознания личности? 11. Каковы пути и средства нормализации отношений правовой системы и правосознания личности?
Раздел III Глава 6 6.1. Гражданское судопроизводство как условие правовой и психологической защищенности личности 6.1.1. Гражданское право как средство регулирования социальных отношений В процессе своей жизнедеятельности граждане вступают в различные социальные виды отношений (экономические, производственные, деловые, личностные). При этом они направляют свою деятельность на достижение определенных целей, реализацию своих интересов, которые должны быть определенным образом регулируемы и защищены с позиций социальной справедливости, для чего и служит гражданское правовое регулирование. Гражданское право – это отрасль общегосударственного права, которая служит средством регулирования основных (имущественных и неимущественных) отношений между гражданами в системах «гражданин – гражданин», «гражданин – организация», «организация – организация», «организация – государство». В различных видах социального взаимодействия между людьми могут складываться отношения сотрудничества, соревнования, соперничества, антагонизма, вследствие чего они должны обращаться к гражданскому судопрозводству для защиты своих личных прав, независимости, инициативы, чести и достоинства. Гражданское право возникло как средство праворегуляции отношений между частными лицами – гражданами одного государства. Гражданское право возникло еще в эпоху Дневнего Рима как право свободных римских граждан, равноправных и независимых друг от друга субъектов. Гражданское право регулировало, прежде всего, их частные имущественные и семейные отношения. Роль и содержание гражданского права изменялись и усложнялись вместе с изменением и усложнением отношений между гражданами и государством. В условиях тоталитарных государств, в частности в Советском Союзе, гражданское право строилось в основном не как частное, а как публичное право, регулировалось и контролировалось государственно-политическими структурами власти. Личные права грждан защищались в случаях, специально предусмотренных законом (например, нарушении чести и достоинства личности). Отношения к частной собственности и предпринимательству считались асоциальными и были исключены из гражданско-правовой сферы. Демократизация и построение гражданского общества в Украине стимулировало развитие гражданского права. В результате изменяются отношения между гражданами и государством, которое перестает рассматриваться как орган контроля и организации жизни своих подданных, а рассматривается как орган защиты прав и интересов своих граждан. Переход к гражданскому обществу означает приоритет частно-правовых интересов личности, установление новых отношений между гражданским обществом и государством, при которых государство служит гражданскому обществу. Принципы гражданского общества требуют признания многообразия форм собственности, предпринимательства, защиты неотъемлемых прав человека на проявление различных видов его деятельности и инициативы. Имевшее место в нашей стране игнорирование частно-правовых аспектов в гражданском праве привело к неразвитости гражданского общества, его поглощенности политическими доктринами государства. Конституция независимой демократической Украины провозглашает человека, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность высшей социальной ценностью, права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. В соответствии с этим гражданское право Украины – это санкционированная государством совокупность норм, которые отражают интересы отдельных лиц как членов гражданского общества, способствуют на основе их волеизъявления достижению не противоречащих закону целей, обеспечивают их возможности для реализации своих творческих сил, способностей и дарований, создают условия для всестороннего развития личности [19]. Гражданское право, отдавая приоритет частному праву граждан, не означает конфронтации с государством, а предполагает гармонизацию их отношений. В демократическом государстве в единой системе права признается объективное деление права на частное (личное, гражданское) и публичное. Публичное право содержит нормы государственно-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых отношений, отражающие интересы государства и обеспечивающие функционирование властных структур. Единство двух указанных отраслей правовой системы осуществляется как основа согласованного регулирования отношений гражданского общества и отношений в сфере властной деятельности государства. Каждая из двух отраслей права, осуществляя свои специфические функции, по-особому воздействует своими нормами на регуляцию социальных отношений людей. Таким образом, единство права не исключает, а предполагает четкое определение места каждой отрасли в этой системе, содержание и границы их действий. При этом отношения гражданского общества можно рассматривать как первичные по отношению к властным отношениям, поэтому место гражданского (частного) права характеризуется тем, что в единой системе права оно играет роль базисных норм [20]. Нормы гражданского права санкционированы государством, формулируются правоведами, но содержание и характер этих норм возникают не стихийно, а определяются условиями общественного производства, экономическими требованиями, опытом исторического развития, а также особенностями психологического менталитета граждан. Укрепление демократических принципов гражданского общества, легализация в гражданском праве различных форм частной инициативы граждан не означает анархии и правового беспредела. Слабость контроля за соблюдением гражданско-правовых норм зачастую приводит к их нарушениям, попыткам отдельных граждан к формам необоснованного обогащения (например, имеют место факты недобросовестной рекламы, сбыта недоброкачественной продукции, обмана несведущих людей при обмене или покупке их жилплощади и др.). Гражданское право требует, чтобы деятельность каждого лица по реализации своих жизненных интересов не шла во вред частным интересам других граждан и государства. Гражданское право и гражданское судопроизводство выступает основным социальным гарантом частной инициативы граждан в условиях товарно-денежных отношений, их благополучия, уверенности в достижении поставленных жизненных целей. 6.1.2. Особенности гражданско-правового регулирования деятельности людей в условиях рыночных отношений В условиях рыночной экономики основным объектом гражданско-правового регулирования и гражданского судопроизводства являются имущественные отношения между людьми. Закон защищает право граждан владеть имуществом (как вещественного, так и невещественного характера) и распоряжаться им по своему усмотрению: использовать его в своей предпринимательской деятельности, продавать, дарить, завещать. Каждый из видов имущества характеризуется своим правовым режимом. Понятие имущества охватывает различные виды собственности: – орудия и средства производства, производственные здания, машины, техническое оборудование, земельные участки и др., используемые в производственной деятельности; – продукты производственной деятельности (товары); – средства коммерческой деятельности: деньги, акции, ценные бумаги, товарные знаки (символизирующие качество предлагаемых товаров и услуг); – техническая и коммерческая информация (ноу-хау); – рабочая сила, которую предлагает субъект труда и за которую он должен получать определенное вознаграждение. Организуя процессы производства и обмена, люди стремятся к повышению своих доходов, обогащению. Однако при этом они способствуют обогащению и процветанию всего общества. Основной силой, которая стихийно управляет этим процессом, А.Смит считал закон конкуренции, который побуждает предпринимателей постоянно улучшать технологию производства, повышать качество и количество товаров и услуг, тем самым спосбствуя повышению общего блага. Сторонники А.Смита считали конкуренцию достаточной основой саморегуляции рыночных процессов и вмешательство государства в этот процесс излишним, даже вредным. Однако «стихийный капитализм» способен порождать и многие отрицательные, с социальной и психологической точки зрения, явления: банкротства, кризисы, злоупотребления; подавление конкурентов, монополизм, рэкет и др. Опыт экономических кризисов сформировал мнение о необходимости определенным образом регулировать процессы рынка, ограждая их от злоупотреблений, создавая для этой цели правовые институты. К ним можно отнести организацию сильных профсоюзов, обязательного страхования, принятие антимонопольного законодательства и т.п. Поэтому в современных промышленно развитых странах рыночная экономика становится социально ориентированной. Экономист Л. Эрхард, которого считают автором немецкого «экономического чуда», обосновал два условия успешного развития рыночной экономики. Первое – создание государством благоприятных условий для экономики, в частности разработка адекватного гражданско-правового законодательства, в остальном же государство не должно вмешиваться в функционирование экономики. Другое условие – ориентация экономики на всеобщее благо. Такая экономика направлена на создание достаточного количества товаров и услуг по доступным для населения ценам, а закон конкуренции регулирует отношения между предпринимателями, способствуя техническому и социальному прогрессу. Если же возникает ситуация ослабления конкуренции вследствие договоренности или монополистического объединения партнеров, то государство вправе принять меры для восстановления конкуренции. Так, в 2000 г. в США была подвергнута большому штрафу компания Майкрософт Б.Гейтса, нарушившего закон о монополиях. В Германии в связи со снижением потребности в угле и сокращением угледобывающей отрасли была внедрена система помощи шахтерам по их переквалификации и трудоустройству. Государство стимулирует приобщение к собственности непосредственных производителей – рабочих и служащих – путем внедрения акционирования, при котором люди вкладывают свои сбережения в предприятия, на которых они работают. Это сопровождается соответствующим снижением налогов. Украина еще не вышла из стадии стихийного капитализма, не стала полностью на путь рационально организованной и социально ориентированной рыночной экономики. Капитализм в нашей стане не прошел тех стадий, которые он прошел в Западной Европе и США. В XIX в. его развитие в России сдерживалось крепостным правом, а после его отмены – медленным отмиранием феодальных традиций и навыков натурального хозяйства. В начале XX в. развитие капитализма у нас было приостановлено революцией и последующим развитием социалистической системы. Поэтому рестраврация и дальнейшее развитие рыночной экономиики протекает у нас с большими трудностями. Как отмечает В.Л.Васильев, в силу коммунистической идеологии, отрицавшей частную собственность на орудия и средства производства, проблемы предпринимательской деятельности в отечественной психологии не исследовались. Да и в зарубежной психологии, несмотря на многовековой практический опыт предпринимательства, целостная теория предпринимательской деятельности еще не сложилась. Наряду с общими закономерностями (например, конкуренцией) рыночная экономика в каждой стране имеет свою специфику в связи с экономическими и культурными традициями того или иного народа. Как уже отмечалось выше, в нашей стране в силу ряда исторических и психологических факторов, развитие рыночной экономики планировалось по лучшим западным эталонам, но оказалось, что механически перенести их на нашу почву нельзя. Поэтому конкуренция у нас пока что имеет по преимуществу хищнический характер, когда стремление к прибыли не уравновешивается стремлением к общественному благу, налоговое законодательство не поощряет, а репрессирует производителя, побуждая его укрывать свои доходы. Ваучеризация и банковские вклады обернулись для большинства граждан просто изъятием их сбережений, а введение частной собственности стимулировало многих к присвоению бывшей государственной собственности и вывозу полученных сомнительным путем капиталов за рубеж. В нашей стране не на должном уровне пока функционируют основные положения гражданско-правового законодательства, призванные обеспечивать подлинную защиту прав предпринимателей и потребителей, социальную защиту трудящихся в условиях перестройки экономики и безработицы, предотвращение бесконтрольного повышения цен, вредных влияний предпринимательства на экологию и т.п. В этой связи недостаточно налажено и гражданское судопроизводство, не имея под собой достаточно прочной законодательной базы и реальных средств контроля и реализации существующих гражданско-законодательных актов (например, путей урегулирования конфликтов между поставщиками и потребителями энергии на производстве и в коммунальных службах). Развитие социально ориентированной и высокоразвитой рыночной экономики требует не простого переноса зарубежного опыта на свою почву, но требует поиска своих собственных путей реализации рыночных отношений с учетом специфики условий исторического развития и менталитета граждан, а также создания оптимальной для этих условий системы гражданско-правового законодательства и методов его практической реализации. Цивилизованная социально ориентированная экономика всегда основывается на наличии ряда гражданско-нормативных актов, направленных на защиту интересов производителей и потребителей, регуляцию их деловых отношений. Этими актами предусматривается следующее. 1. Обеспечение высокого качества выпускаемой продукции, выполняемых работ и услуг, защиты различных форм прав потребителей. При этом в законодательстве определяются правовые нормы стандартизации и сертификации, требующие соответствия товаров установленным требованиям к их качеству. Предусматриваются также меры по повышению ответственности предприятий и их сотрудников за надлежащее качество продукции. 2. Регуляция денежных отношений (денег и денежных обязательств). Деньги являются движущей силой рыночной экономики, они способны обмениваться на товары, услуги, денежные знаки других государств. Гражданско-правовое законодательство предусматривает определенные социально санкционированные нормы денежного обращения и определенные формы ответственности за незаконное обогащение. Так, в США в 1998-1999 гг. было проведено несколько судебных разбирательств, связанных с размещением в банках денег сомнительного происхождения из России. В Украине как и в России ведутся следствия по делам ряда банков, «выкачивавших» из населения средства путем создания так называемых денежных «пирамид». 3. Регуляция инвестиционной деятельности. Предпринимательская деятельность предусматривает привлечение капитала как имущества, приносящего прибавочную стоимость. Основным средством привлечения капитала является выпуск ценных бумаг – эмиссия. На фондовом рынке на основе лицензии министерства финансов действуют посредники, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами. Организацией эмиссии и размещением ценных бумаг занимаются инвестиционные компании – юридические лица, действующие в соответствии с Законом Украины «О предприятиях и предпринимательской деятельности». На основе привлечениясредств населения работают инвестиционные фонды, которые также требуют лицензирования, т.е. официального разрешения. 4. Основную роль в осуществлении сделок с ценными бумагами выполняют фондовые биржи, которые обеспечивают нормальные условия обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен, распространение информации о них. Функционирование фондового рынка должно контролироваться государством в целях защиты интересов частных инвесторов. 5. Регуляция деятельности товарных бирж – организаций с правами юридических лиц. Эти биржи формируют оптовый рынок, без которого невозможна жизнедеятельность рыночной экономики. Жизнедеятельность биржи требует, чтобы биржевая торговля осуществлялась публично в определенном и постоянном месте; проведение торгов ограничивалось определенными временными рамками; сделки на бирже осуществлялись через специальных посредников (брокеров). Биржи дают движение реально произведенным товарам. Однако существуют и фьючерские биржи, связанные с продажей товаров, которые готовятся к производству в будущем. Как отмечает М.И.Еникеев, российские (а также украинские) товарные биржи являются пока биржами реальных товаров, но возможна их будущая эволюция[21]. Концентрируя спрос и предложение, товарные биржи выявляют реальные цены на товар. При этом товары, котирующиеся на бирже, должны соответствовать определенным стандартам качества. Деятельность бирж должна регулироваться определенными нормативными актами, в частности законами Украины «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О товарных биржах и биржевой торговле». Биржам же предоставляется право разрабатывать свои внутренние документы, уставы, правила биржевой торговли, положения об арбитражных комиссиях и т.п. Date: 2015-09-25; view: 282; Нарушение авторских прав |