Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б 23 Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. 7 page





Эмоциональная устойчивость (толерантность) – это важное индивидуальное свойство, определяющее возможность противостоять стрессовым и фрустрационным факторам.Эмоции как реакции на непосредственно действующие обстоятельства присущи не только человеку, но и животным, в поведении которых мы четко видим проявление их эмоциональных состояний.

Высшие чувства – это социально опосредованные эмоциональные переживания, присущие только человеку. Высшие чувства формируются в онтогенезе как результат воспитания и всегда связаны с качественной оценкой субъектом принятых в обществе норм морали и права, видов и результатов деятельности людей. Одним из видов высших чувств являются моральные чувства.

Моральные чувства – это специфическая форма переживания и выражения человеком своего отношения к принятым в данном обществе нормам морали (нравственности). Мораль – особая форма общественного сознания, отражающая систему выработанных обществом этических правил поведения и общения, понятий добра и зла, справедливости и несправедливости. Моральные чувства имеют социально-историческую природу, их содержание изменяетсяс изменением социально-экономических формаций общества. Поэтому то, что вызывало чувство любви и уважения в одних исторических условиях, в других – вызывает ненависть и пренебрежение. В эпоху рабства и феодализма вполне нормальным и нравственным было владение людьми, продажа их как неодушевленных предметов. В эпоху формирования социалистических доктрин нравственными признавались только общественные формы труда; в условиях же рыночных отношений превалирует этика индивидуальной деятельности, право частной собственности.

Моральные чувства – сложная система эмоциональных процессов, к которой можно отнести такие переживания, как любовь и дружба, патриотизм, коллективизм, чувства совести, долга, стыда, чести, достоинства, справедливости и т.п. Моральные чувства, как и другие эмоциональные процессы, полярны, т.е. каждое чувство проявляется в двух контрастных качествах: любовь – ненависть, уважение – неуважение, стыд – бесстыдство и т.п. Сущность нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать положительную оценку нравственных норм поведения и уважения к нормам права, к закону, стоящему на страже интересов общества и его граждан, охраняя их жизнь, здоровье, достоинство, имущество, труд.

Нравственные чувства – важнейший компонент мотивации целенаправленной деятельности субъекта и поэтому являются необходимым условием формирования его правосознания. Комплекс негативных моральных качеств (ненависть к людям, агрессивность, жестокость, месть, эгоизм, жадность и стяжательство) выступают мотивационной основой преступного поведения.

Интеллектуальные чувства – это переживания, возникающие в процессе интеллектуальной (познавательной) деятельности. В процессе такой деятельности при условии ее правильной организации формируется такое чувство, как любознательность, побуждающее к активному и глубокому усвоению знаний, к самостоятельности в организации своей познавательной деятельности. Полярным проявлением этого чувства есть любопытство, проявляющееся в случайном и поверхностном ознакомлении с событиями (например, это чувство руководит толпой, созерцающей уличное происшествие).

Интеллектуальные чувства проявляются как радость от самого процесса познания и удовлетворенность от успешного решения сложных познавательных и профессиональных задач, возникающих в деятельности юриста. К этой категории чувств относятся также чувство юмора, которое возникает при понимании несоответствия формы и содержания явлений (например, уровня притязаний человека и его истинных способностей), а также чувство трагизма, при отражении соотношений между справедливостью и несправедливостью, благородством и коварством. Наблюдая несправедливую участь положительного персонажа, читатель или зритель переживает состояние катарсиса, которое греки понимали как способность к сопереживанию, стремлению к воспитанию в себе возвышенных и очищению от низменных чувств.

Важнейшую роль играет также чувство удивления, которое возникает при столкновении с проблемными ситуациями, с необходимостью понять и оценить новые явления. Аристотель считал, что познавательная активность человека, развитие его мышления начались с удивления, побуждающего человека ставить перед собою вопросы, проблемы и решать их. Люди, лишенные чувства удивления, интеллектуально пассивны и не способны увидеть что-либо новое в наблюдаемых фактах. Интеллектуальные чувства – важнейший показатель уровня интеллектуального развития субъекта и необходимый компонент правового поведения.


Эстетические чувства – это эмоциональные переживания, связанные с отражением эстетической стороны воспринимаемых явлений, т.е. отражением прекрасного. Чувство прекрасного переживается нами при восприятии прозведений искусства, окружающей природы, а также поступков людей. Чувство прекрасного связано с воспитанием в человеке эстетических вкусов, норм оценки. Способность оценить красоту вызывает состояния удовольствия, восхищения. Восприятие явлений, не отвечающих эстетическим нормам, вызывает оценку их как безобразных и соответственно – состояние отвращения. Преступление воспринимается нами не только как антиобщественный и ужасающий поступок, но и как безобразиое, неэстетическое действие.

Этика, эстетика и интеллектуальность тесно переплетаются в структуре высших чувств человека, опосредуя друг друга и в комплексе составляют основу для социальной оценки сущности человеческой личности. Область преступного поведения, как правило, охватывает людей либо с низким уровнем сформированности высших чувств, либо с их отсутствием (эмоциональной тупостью, опустошенностью), либо с их извращенной направленностью.

4.1.4. Коммуникативная сфера личности

Одним из характерных свойств человека, как общественного существа, является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Общение – ведущее условие социализации личности, так как в онтогенезе именно в процессе общения происходит усвоение человеком общественного опыта, норм нравственности и формирование законопослушного поведения. Общение – это установление и развитие контактов между людьми, порождаемые их потребностью в совместной деятельности. Оно включает в себя следующие аспекты:

– обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между коллективами;

– выработку совместной стратегии деятельности;

– восприятие и понимание людьми друг друга в процессе совместной деятельности.

Поскольку процесс общения психологически очень сложный и многоплановый, в нем принято выделять несколько основных функций: информативную, интерактивную и перцептивную.

Информационно-коммуникативная функция общения

Эта функция общения проявляется прежде всего в обмене информацией. Таким образом люди передают друг другу различные сведения, приказы, делятся своими идеями, планами. В отличие от технических систем, в системах «человек-человек» информация не только передается, но и претерпевает количественные и качественные преобразования, принимается и интерпретируется разными людьми по-разному в соответствии с их мотивацией, опытом, уровнем интеллектуального и правового развития и другими свойствами их психики. При этом:

– происходит оценка получаемой информации, так как она всегда приобретает определенную личностную значимость и смысл;

– в процессе общения партнеры стремятся повлиять друг на друга, т.е. обмен информацией всегда предполагает воздействие на поведение партнера. Эффективность коммуникации зачастую определяется именно тем, насколько удалось такое воздействие, а это означает возможность изменения самого типа отношений между участниками коммуникаций;


– успешность информационно-коммуникативного общения обеспечивается наличием «тезауруса», обозначающего общую систему значений, принимаемых всеми участниками общения. Однако, даже зная значение слов, люди могут понимать их по-разному в силу своих возрастных, профессиональных, политических, нравственных свойств. Поэтому субъекты общения должны обладать не только идентичными лексическими системами, но и одинаковым пониманием ситуаций общения. Несоблюдение этих условий зачастую приводит к межличностным конфликтам, конфликтным отношениям личности и группы, личности и общества;

– в условиях общения могут возникать специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный или личностный характер. Такие барьеры могут быть следствием отсутствия общего языка и общего понимания ситуации, а также социальных, политических, религиозных и других различий, которые могут порождать совершенно различную интерпретацию одних и тех же событий, различное мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры порождены в основном социальными причинами и их проявление особенно четко выступает при включенности общения в более широкий контекст общественных отношений. Однако процесс коммуникации может осуществляться и при этих барьерах. Даже военные противники (или, например, сотрудники правоохранительных органов и группа террористов) могут вступать в переговоры, однако вся ситуация коммуникации при этом значительно осложняется.

Коммуникативные барьеры могут иметь и иной, чисто психологический характер. Они могут возникать либо в силу индивидуальных особенностей партнеров (например, чрезмерной застенчивости, скрытности, некоммуникабельности и т.п.), либо из-за сложившихся между партнерами неприязненных отношений. В этом случае особенно наглядно выступает связь, существующая между общением и личностным отношением.

По своему характеру информация, исходящая от коммуникатора (руководителя, лидера) может быть двух типов: побудительной и констатирующей.

Побудительная информация (сообщение) выражается в просьбах, приказах, советах и стимулирует определенные действия. Стимуляция, в свою очередь, может быть различной: активацией – побуждением к действию в заданном направлении; интердикцией – запрещением определенных действий; дестабилизацией – сообщением, вызывающим рассогласование или нарушение некоторых форм поведения и деятельности.

Констатирующая информация – это сообщение, имеющее место в образовательных, правоохранительных, управленческих системах: (доклад, лекция, инструкция). Характер сообщения может быть различным по степени объективности, эмоциональности, наглядности. Вариант сообщения обычно выбирает коммуникатор, от которого исходит информация.







Date: 2015-09-25; view: 335; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию