Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Краткие сведения из общей истории фехтования
Фехтование в древнем мире. Фехтование (от немецкого fechten — фехтовать) — это искусство владений холодным оружием (мечом, шпагой, саблей и др.). В настоящее время фехтование — один из видов спорта. Соревнования по фехтованию проводятся на специальном холодном спортивном оружии по установленным международным правилам. Холодное оружие в утилитарных целях применялось еще в глубокой древности. Русский марксист Г. В. Плеханов научно доказал, что первобытные игры, физические упражнения и владение примитивным оружием порождены трудовой деятельностью людей. Войны также способствовали усовершенствованию самого оружия и способов владения им. Подготовка воинов и обучение владению оружием у народов древнего мира начинались с детства. Это нашло свое отражение в религиозных и бытовых обрядах, изобразительном искусстве, физической культуре и т. д. Фехтование в рабовладельческих государствах древнего мира носило классовый характер, им занимались рабовладельческая знать и в самобытных формах — народные массы в целях самообороны. «Фехтование опередило на добрых IV века Олимпийские игры античной Греции, и если судить по фрескам храма Медине Абу (Верхний Египет), построенного Рамзесом III 1190 лет до н. э., то они изображают спортивное соревнование, организованное фараоном в честь победы над ливийцами. На мушете ясно видно оружие, руки защищены рукояткой, как у сабли, у некоторых фехтовальщиков лица закрыты маской. Жюри и организаторов поединка можно узнать по перу, которое они держат. Все это указывает на то, что речь идёт о соревновании» (Роже Дюшоссуа. Энциклопедия спорта Ларуса, 1962). Фехтование как зрелищное искусство владения холодным оружием получило широкое распространение в древнем мире. В период разложения Римской империи кровавые поединки были излюбленным зрелищным развлечением народа. В Риме первые поединки гладиаторов проводились в 264 г. до н. э. на празднествах. Гладиаторы вербовались из рабов, которых обучали искусству владения холодным оружием. Начинающие гладиаторы упражнялись вначале деревянными шестами и палками. Они наносили удары по столбу, врытому в землю, или по чучелу, набитому соломой. При этом изучались положения и позы, строго соблюдаемые при публичных состязаниях. Состязания проводились в цирках и амфитеатрах. Гладиаторов различали по роду оружия. Оружием нападения были копья, трезубец, римский меч, прямой или изогнутый кинжал, иногда употребляли рапиры. Противники всегда имели разное вооружение, например, у одного гладиатора был шлем, щит и кинжал, у другого — трезубец, сетка и др. (рис. 1). «Первым известным учителем фехтования был консул Рутилий (105 лет до н. э.). Юлий Цезарь, готовясь к борьбе с Помпеем, приказал научить фехтованию своих милиционеров и сам разработал правила фехтования... Рапира была изобретена при императоре Нероне» (Энциклопедический словарь, т. 35а, С-Петербург, 1902). Владение холодным оружием в древние времена требовало большой физической силы, ловкости и мужества. Тяжелое боевое оружие и массивные доспехи были под силу только выносливому воину. Техника владения оружием отличалась широкими размашистыми движениями вооруженной рукой, боевая стойка была левым боком к противнику, в левой руке находился щит или сетка. В приемах нападения преобладали рубящие удары мечом. Римские воины с успехом применяли рубящие удары и уколы. В Древней Греции поединки на боевом оружии проводились до первой крови при судействе старейших, об этом говорит Древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде». У различных народов Древнего Востока — Египта, Персии, Японии, Индии — состязания по фехтованию носили характер народных игр. Оружием служили копья и пики без нак энечников, мечи в ножнах, бамбуковые палки и защитные средства — щиты, шлемы и специальная одежда. Было распространено фехтование на малых и больших палках.
Фехтование в средние века. В средние века в Европе особенно много внимания фехтованию уделяло рыцарство тех государств, которые вели частые захватнические войны (Испания, Италия, Франция, Германия, Швеция и др.). Рыцари были на службе у феодалов. Основное их оружие: пики, копья, одноручные и двуручные мечи, палицы, щиты. Лошадей и всадников одевали в тяжелые железные доспехи, латы, а голову прикрывали разнообразными металлическими шлемами. Распространению фехтования в средние века способствовали рыцарские турниры, которые проводились с 935 по 1487 г. Рыцарские турниры включали упражнения на тупом оружии и упражнения на боевом оружии в главной части турнира. Накануне турниров проводились состязания для юношей-оруженосцев. Для обучения приемам владения холодным оружием в городах были созданы специальные школы фехтования, особые фехтовальные союзы, «братства». Затем возникли союзы странствующих фехтовальщиков, которые разыгрывали поединки за деньги. В средние века появилась новая форма единоборства — «суд божий». Это был поединок на мечах, происходивший по постановлению суда в случае, если одна из сторон оспаривала справедливость приговора. Победителя «суда божьего» признавали выигравшим судебное дело. Впервые «суд божий» появился в Скандинавских странах, а впоследствии одна из его форм — дуэль — получила широкое распространение в Европе. Около 600 лет в Европе проводились рыцарские турниры и пешие поединки. До XV в. преобладало тяжелое вооружение. Изобретение пороха, а вместе с ним и огнестрельного оружия изменило форму, виды холодного оружия и методы владения им. Сравнительно облегченные шпаги, кинжалы, щиты, палаши и сабли заменили тяжелое средневековое холодное оружие (рис. 2). В начале XVII в. появилось оружие ближнего боя — штык.
Несмотря на то, что фехтование получило распространение на Западе до конца XV в., его преподавали только практически, никаких письменных правил не было издано. В конце XV и в XVI вв. фехтуют со шпагой в одной руке и со щитом в другой. Боевая Стойка при этом была преимущественно левой ногой вперед, выпады выполнялись и правой и левой ногой (рис. 3, а — в). Затем щит заменили кинжалом. Стали фехтовать шпагой и кинжалом, шпагой и дагой, шпагой и плащом (рис. 3, г, д). Фехтование носило преимущественно прикладной и дуэльный характер. В 1517 г. итальянец Ахилло Мороццо в своем труде «Искусство оружия» излагает принципы фехтования. В 1573 г. издана первая работа по фехтованию во Франции — «Трактат о единой шпаге» Сан Дидье. В этом же веке итальянец Жиганти устанавливает современную боевую стойку, выпад правой ногой (рис. 3, ж), рассматривает время и дистанцию как основные положения фехтования. Итальянский фехтмейстер Фабрис дает описание батмана и обмана. В технике фехтования длительный период применялись защиты левой рукой на боевой шпаге и учебной рапире (рис. 3, к). Учителя по фехтованию в средневековых школах обучали способам владения всеми видами учебного и боевого холодного оружия. На гравюрах и рисунках того времени изображено индивидуальное обучение под команду и групповое в специальных фехтовальных залах (рис. 4). В 1610 г. в Италии вводится рукоятка для рапиры с поперечником, которая существует и поныне и называется итальянской. С XVII по XVIII в. в Европе доминирует итальянская школа фехтования. Итальянские фехтмейстеры насаждали свои методы и технику, они выпустили ряд ценных книг по вопросам дуэльного и спортивного фехтования. Франция — одна из стран классического фехтования — вступила на путь самостоятельного развития фехтования позже. В 1633 г. французский мастер Бернар Ренне в своей книге излагает технику фехтования, очень близкую к современной. Он описывает боевую стойку, салют, передвижения, выпад и вольты, соединения и переводы. Все защиты он подразделяет на прямые, полукруговые и уступающие. В конце XVII в. в Париже корпорацией преподавателей фехтования была организована фехтовальная академия. Сущность фехтования того времени блестяще определил Мольер (1650 г.). «Фехтование есть искусство наносить удары, не получал их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, дабы дать надлежащую жизнь оружию». В Германии было распространено «мензурное» фехтование — дуэль на шлегерах с остроотточенными концами. На лицо фехтующие надевали очки с металлической сеткой. Противники в поединке наносили друг другу режущие удары по лицу. «Мензурное» фехтование длительный период было широко развито среди молодежи, особенно в студенческих корпорациях. В конце XVII в. французы укоротили шпагу и изобрели «фиоретти», или рапиру с защитным острием в виде бутона цветка («мушки») (рис. 5). Фехтование колющим оружием стало быстро распространяться. В это время возникло расхождение между французской (более прогрессивной) и итальянской (более консервативной) школами фехтования. Однако влияние итальянской школы продолжалось длительный период. Фехтование в Новое время. В большинстве европейских стран в XVIII— XX вв. спортивное фехтование стало средством боевой подготовки войск. В пехотных войсках господствовали разнообразные колющие и рубящие штыки, сабли и легкие шпаги, в кавалерии — пики, сабли, и тяжелые палаши (рис.6). В XVIII в. окончательно сложилась профессиональная французская школа классического фехтования. В ней отказались от рубящих ударов, включили восемь позиций и перенос (купе), исключили защиты левой рукой и приемы обезоруживания, использовали атаки с действием на оружие, стали правильно толковать тактику боя и создали ряд ценных учебных пособий. Французская школа фехтования на рапирах (шпагах) завоевывает главенствующую роль во всех европейских странах. Дальнейшее развитие фехтования связано с введением во Франций в 1776 г, фехтовальной маски, изобретенной Ла Буас-сие. Маска устранила возможности ранения лица и создала условия для широкого развития спортивной техники и тактики фехтования (рис. 7). В Новое время фехтование носит в большей мере педагогическую направленность, как средство для развития духовных и физических качеств. Фехтование вводится и преподается как обязательный предмет в военных учебных заведениях, университетах и гимназиях многих европейских стран.
В XIX в. быстро развиваются соревновательные формы фехтования, спортивные турниры и международные встречи между французами и итальянцами. Эти встречи показывали преимущества той или другой школы фехтования. Французы, первые пришедшие к спортивному фехтованию, пересмотрели технические положения, направленные на рационализацию и обоснование техники владения легким оружием. Выразителем этого прогрессивного направления был Ла Фо-жер. Его труд был издан в 1825 г. Несмотря на прогрессивность французского фехтования того времени, до XX в. в нем сохранился ряд недочетов. Так, учитель фехтования Камилла Прево рекомендовал боевую стойку с отклонением туловища назад и перенесением тяжести тела на левую ногу, прямое положение туловища на выпаде, поднимание кисти вооруженной руки для смягчения силы укола (рис. 8). Итальянская школа фехтования в XIX в. переняла некоторые положительные стороны от французской школы, но также имела ряд недортатков. К ним относились: излишне выпрямленная вооруженная рука на рапире и шпаге, чрезвычайно широкая боевая стойка и короткий выпад (рис. 9), силовые приемы с действием на оружие, создавшие благоприятные условия для действий в темп.
В 1861 г. был издан трактат руководителя миланской военной школы Радаелли, который обобщил технику фехтования на саблях. В фехтовании на саблях (эспадронах) недостатки итальянской школы были выражены меньше, однако принцип работы от локтя с закрепленной кистью был регрессивным для фехтования легкой спортивной саблей, а применявшиеся при таком обучении «мулинеты» (широкие размахи оружием) препятствовали тонкому владению мастерством сабельной спортивной техники. Итальянское фехтование того времени описано в книге Гризетти «Школа Микст». В 1896 г. в Афинах на I Олимпийских играх были проведены состязания по фехтованию. В 1913 г. в Париже девятью странами — Бельгией, Чехословакией, Германией, Францией, Англией, Италией, Норвегией, Голландией и Венгрией — был сформирован выборный орган, призванный руководить всей международной спортивной жизнью фехтования — Международная федерация фехтования (ФИЕ) — Federation Internationale d'escrime (FIE). С этого времени соревнования по фехтованию на олимпийских играх стали регулярными. С 1926 г. проводятся соревнования на первенство Европы, а начиная с 1936 г.— соревнования на первенство мира. С 1950 г. проводятся всемирные соревнования молодежи по фехтованию, которые до 1963 г. носили название «Всемирный критериум». Широкое спортивное общение фехтовальщиков различных сфан между собой привело к некоторому нивелированию фехтовальных школ. Для достижения высоких результатов фехтовальщики стремились воспринять все положительное в подготовке спортсменов из разных фехтовальных школ. Быстрота во всех ее проявлениях стала ведущей в современном фехтовальном спорте. На практике начали широко применять атаку «стрелой» (флеш атака). В 30-е годы в Италии был изобретен аппарат — фиксатор уколов на электрошпагах. Бельгийскими фехтовальщиками была сконструирована алюминиевая рукоятка для колющего оружия типа «пистолет». Фехтование за рубежом на современном этапе. В настоящее время в ФИЕ представлено 67 стран со всех континентов. ФИЕ укрепляет международные связи, выступает против дискриминации в спорте, издает специальные журналы, бюллетени, содействует массовому развитию фехтования в мире, рассматривает новейшие исследования в области теории фехтования, вносит изменения в правила соревнований, унифицирует оружие и электроаппаратуру и т. п. В интересах развития фехтования и расширения его географии ФИЕ стремится проводить соревнования в самых различных странах, даже там, где фехтование только еще начинает зарождаться. Большой популярностью фехтование пользуется в Венгрии, Италии, Франции, Польше, Румынии, ГДР, Бельгии, Англии, США и других странах. В настоящее время фехтование начинает развиваться и в странах Африканского континента: Марокко, ОАР, Сомали, Алжире, Тунисе, Ливане и др. В современном спортивном фехтовании различают несколько основных школ фехтования. Понятие «школа фехтования» охватывает совокупность полезного, сделанного той или другой страной в области теории и практики современного фехтования. Кроме того, в оценке школы фехтования учитывается состояние разработки учебных пособий и руководств, научных трудов по технике, тактике, теории, истории и методике фехтования, а также массовость его развития. Так, в наше время получила признание венгерская школа фехтования на саблях. Ее характеризуют высокие спортивные достижения на международных соревнованиях, наступательный стиль боя и тактическая игра, основанная на обыгрывании и чувстве инстанции, непринужденная манера ведения боя с искусным изменением темпа и ритма действий. Кроме того, венгерские фехтовальщики иного сделали для развития этого вида спорта среди учащейся мрлодежи, а также для передачи опыта и метода преподавания другим странам. Труды и ряд руководств тачшх авторов, как Герентчер, Баи, Тилли, Озораи, Папп и др., по технике и методике фехтования на саблях заслуживают высокой оценки. Современная французская школа спортивного фехтования на рапирах во многом сохранила свои исторические традиции. Тонкое управление оружием за счет пальцев кисти, комбинационная тактическая игра с мягким маневрированием при классической постановке тела, разнообразие приемов защит и нападения, свободное владение сложными завязками свидетельствуют о высоком мастерстве этой школы. Крупные стабильные достижения на международной арене, изданные руководства Французской федерацией и труды Жуанвильской школы с научным обоснованием теории и техники фехтования, систематическая подготовка квалифицированных тренеров и судей, большая организационная и руководящая работа в ФИЕ по проведению массовых соревнований ставят современную французскую школу в один ряд с другими наиболее передовыми школами фехтования. Несомненны заслуги и современной итальянской школы и федерации фехтования в развитии спортивного фехтования, в организации и проведении крупнейших международных турниров, в изобретении и усовершенствовании электроаппаратуры, оружия и снаряжения. Итальянские фехтовальщики на шпагах и саблях — наиболее частые победители международных встреч. Польская школа и федерация фехтования внесли большой вклад в теорию и практику современного фехтования, особенно на саблях. Для техники и тактики польской школы характерны естественность боевых положений и движений, активное маневрирование и контрастное передвижение, максимальное использование быстроты и простоты действий. На современном уровне разработана техника и тактика фехтования на саблях. В трудах К. Чайковского, Т. Мрачека и др. значительное место отведено организации и проведению крупных международных турниров. Польская школа фехтования пользуется авторитетом среди других школ фехтования. Высокие спортивные результаты на международных соревнованиях в течение ряда лет показывают румынские фехтовальщики, особенно женщины. Система их активной тренировки и мастерство тренерской техники старейших специалистов заслуживают внимания. Высокое спортивное мастерство в фехтовании на рапирах и шпагах неоднократно демонстрировали спортсмены Англии, на рапирах — фехтовальщики ФРГ. В настоящее время технико-тактические особенности отдельных школ становятся менее заметными и трудноразличимыми. Свободный выбор репертуара боевых действий из любой школы, использование всего лучшего и нового в индивидуальной технике и тактике боя характеризуют чемпионов современного фехтования.
Date: 2015-09-25; view: 698; Нарушение авторских прав |