Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткие сведения из общей истории фехтования





 

Фехтование в древнем мире. Фехтование (от немецкого fechten — фехтовать) — это искусство владений холодным оружием (мечом, шпагой, саблей и др.). В настоящее время фехтова­ние — один из видов спорта. Соревнования по фехтованию прово­дятся на специальном холодном спортивном оружии по установ­ленным международным правилам.

Холодное оружие в утилитарных целях применялось еще в глубокой древности.

Русский марксист Г. В. Плеханов научно доказал, что перво­бытные игры, физические упражнения и владение примитивным оружием порождены трудовой деятельностью людей.

Войны также способствовали усовершенствованию самого оружия и способов владения им. Подготовка воинов и обучение владению оружием у народов древнего мира начинались с детст­ва. Это нашло свое отражение в религиозных и бытовых обрядах, изобразительном искусстве, физической культуре и т. д.

Фехтование в рабовладельческих государствах древнего мира носило классовый характер, им занимались рабовладельческая знать и в самобытных формах — народные массы в целях само­обороны.

«Фехтование опередило на добрых IV века Олимпийские игры античной Греции, и если судить по фрескам храма Медине Абу (Верхний Египет), построенного Рамзесом III 1190 лет до н. э., то они изображают спортивное соревнование, организованное фараоном в честь победы над ливийцами. На мушете ясно видно оружие, руки защищены рукояткой, как у сабли, у некоторых фехтовальщиков лица закрыты маской. Жюри и организаторов поединка можно узнать по перу, которое они держат. Все это ука­зывает на то, что речь идёт о соревновании» (Роже Дюшоссуа. Энциклопедия спорта Ларуса, 1962).

Фехтование как зрелищное искусство владения холодным ору­жием получило широкое распространение в древнем мире. В пе­риод разложения Римской империи кровавые поединки были из­любленным зрелищным развлечением народа. В Риме первые поединки гладиаторов проводились в 264 г. до н. э. на празднест­вах. Гладиаторы вербовались из рабов, которых обучали искус­ству владения холодным оружием. Начинающие гладиаторы уп­ражнялись вначале деревянными шестами и палками. Они нано­сили удары по столбу, врытому в землю, или по чучелу, набитому соломой. При этом изучались положения и позы, строго соблюдаемые при публичных состязаниях.

Состязания проводились в цирках и амфитеатрах. Гладиато­ров различали по роду оружия. Оружием нападения были копья, трезубец, римский меч, прямой или изогнутый кинжал, иногда употребляли рапиры. Противники всегда имели разное вооружение, например, у одного гладиатора был шлем, щит и кинжал, у другого — трезубец, сетка и др. (рис. 1).

«Первым известным учителем фехтования был консул Рутилий (105 лет до н. э.). Юлий Цезарь, готовясь к борьбе с Помпеем, приказал научить фехтованию своих милиционеров и сам разработал правила фехтования... Рапира была изобретена при императоре Нероне» (Энциклопедический словарь, т. 35а, С-Петербург, 1902).

Владение холодным оружием в древние времена требовало большой физической силы, ловкости и мужества. Тяжелое боевое оружие и массивные доспехи были под силу только выносливому воину. Техника владения оружием отличалась широкими разма­шистыми движениями вооруженной рукой, боевая стойка была левым боком к противнику, в левой руке находился щит или сетка. В приемах нападения преобладали рубящие удары мечом. Римские воины с успехом применяли рубящие удары и уколы.

В Древней Греции поединки на боевом оружии проводились до первой крови при судействе старейших, об этом говорит Древ­негреческий поэт Гомер в «Илиаде».

У различных народов Древнего Востока — Египта, Персии, Японии, Индии — состязания по фехтованию носили характер на­родных игр. Оружием служили копья и пики без нак энечников, мечи в ножнах, бамбуковые палки и защитные средства — щиты, шлемы и специальная одежда. Было распространено фехтование на малых и больших палках.

 

 

 

Фехтование в средние века. В средние века в Европе особенно много внимания фехтованию уделяло рыцарство тех государств, которые вели частые захватнические войны (Испания, Италия, Франция, Германия, Швеция и др.).

Рыцари были на службе у феодалов. Основное их оружие: пи­ки, копья, одноручные и двуручные мечи, палицы, щиты. Лошадей и всадников одевали в тяжелые железные доспехи, латы, а голо­ву прикрывали разнообразными металлическими шлемами.

Распространению фехтования в средние века способствовали рыцарские турниры, которые проводились с 935 по 1487 г.


Рыцарские турниры включали упражнения на тупом оружии и упражнения на боевом оружии в главной части турнира. На­кануне турниров проводились состязания для юношей-оруже­носцев. Для обучения приемам владения холодным оружием в го­родах были созданы специальные школы фехтования, особые фехтовальные союзы, «братства». Затем возникли союзы странст­вующих фехтовальщиков, которые разыгрывали поединки за деньги.

В средние века появилась новая форма единоборства — «суд божий». Это был поединок на мечах, происходивший по поста­новлению суда в случае, если одна из сторон оспаривала спра­ведливость приговора. Победителя «суда божьего» признавали выигравшим судебное дело. Впервые «суд божий» появился в Скандинавских странах, а впоследствии одна из его форм — дуэль — получила широкое распространение в Европе.

Около 600 лет в Европе проводились рыцарские турниры и пе­шие поединки. До XV в. преобладало тяжелое вооружение.

Изобретение пороха, а вместе с ним и огнестрельного оружия изменило форму, виды холодного оружия и методы владения им. Сравнительно облегченные шпаги, кинжалы, щиты, палаши и саб­ли заменили тяжелое средневековое холодное оружие (рис. 2). В начале XVII в. появилось оружие ближнего боя — штык.

 

 

Несмотря на то, что фехтование получило распространение на Западе до конца XV в., его преподавали только практически, ни­каких письменных правил не было издано. В конце XV и в XVI вв. фехтуют со шпагой в одной руке и со щитом в другой. Боевая Стойка при этом была преимущественно левой ногой вперед, вы­пады выполнялись и правой и левой ногой (рис. 3, а — в). Затем щит заменили кинжалом. Стали фехтовать шпагой и кинжалом, шпагой и дагой, шпагой и плащом (рис. 3, г, д). Фехтование но­сило преимущественно прикладной и дуэльный характер.

В 1517 г. итальянец Ахилло Мороццо в своем труде «Искусст­во оружия» излагает принципы фехтования. В 1573 г. издана пер­вая работа по фехтованию во Франции — «Трактат о единой шпаге» Сан Дидье. В этом же веке итальянец Жиганти устанав­ливает современную боевую стойку, выпад правой ногой (рис. 3, ж), рассматривает время и дистанцию как основные по­ложения фехтования. Итальянский фехтмейстер Фабрис дает описание батмана и обмана. В технике фехтования длительный период применялись защиты левой рукой на боевой шпаге и учеб­ной рапире (рис. 3, к).

Учителя по фехтованию в средневековых школах обучали спо­собам владения всеми видами учебного и боевого холодного ору­жия. На гравюрах и рисунках того времени изображено индиви­дуальное обучение под команду и групповое в специальных фехтовальных залах (рис. 4).

В 1610 г. в Италии вводится рукоятка для рапиры с попе­речником, которая существует и поныне и называется италь­янской. С XVII по XVIII в. в Европе доминирует итальян­ская школа фехтования. Италь­янские фехтмейстеры насажда­ли свои методы и технику, они выпустили ряд ценных книг по вопросам дуэльного и спор­тивного фехтования.

Франция — одна из стран классического фехтования — вступила на путь самостоя­тельного развития фехтования позже. В 1633 г. французский мастер Бернар Ренне в своей книге излагает технику фехто­вания, очень близкую к совре­менной. Он описывает боевую стойку, салют, передвижения, выпад и вольты, соединения и переводы. Все защиты он под­разделяет на прямые, полукру­говые и уступающие.


В конце XVII в. в Париже корпорацией преподавателей фехтования была организована фехтовальная академия.

Сущность фехтования того времени блестяще определил Мольер (1650 г.). «Фехтование есть искусство наносить уда­ры, не получал их. Необходи­мость тронуть противника, из­бегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреж­дает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, дабы дать надлежащую жизнь оружию».

В Германии было распространено «мензурное» фехтование — дуэль на шлегерах с остроотточенными концами. На лицо фехтую­щие надевали очки с металлической сеткой. Противники в пое­динке наносили друг другу режущие удары по лицу. «Мензурное» фехтование длительный период было широко раз­вито среди молодежи, особенно в студенческих корпорациях.

В конце XVII в. фран­цузы укоротили шпагу и изобрели «фиоретти», или рапиру с защитным остри­ем в виде бутона цветка («мушки») (рис. 5). Фех­тование колющим оружи­ем стало быстро распро­страняться. В это время возникло расхождение между французской (бо­лее прогрессивной) и итальянской (более кон­сервативной) школами фехтования. Однако влия­ние итальянской школы продолжалось длитель­ный период.

Фехтование в Новое время. В большинстве ев­ропейских стран в XVIII— XX вв. спортивное фехто­вание стало средством бо­евой подготовки войск. В пехотных войсках гос­подствовали разнообраз­ные колющие и рубящие штыки, сабли и лег­кие шпаги, в кавалерии — пики, сабли, и тяжелые палаши (рис.6).

В XVIII в. окончательно сложилась профессиональная фран­цузская школа классического фехтования. В ней отказались от рубящих ударов, включили восемь позиций и перенос (купе), ис­ключили защиты левой рукой и приемы обезоруживания, исполь­зовали атаки с действием на оружие, стали правильно толковать тактику боя и создали ряд ценных учебных пособий. Французская школа фехтования на рапирах (шпагах) завоевывает главен­ствующую роль во всех европейских странах.

Дальнейшее развитие фехтования связано с введением во Франций в 1776 г, фехтовальной маски, изобретенной Ла Буас-сие. Маска устранила возможности ранения лица и создала ус­ловия для широкого развития спортивной техники и тактики фех­тования (рис. 7).

В Новое время фехтование носит в большей мере педагогиче­скую направленность, как средство для развития духовных и фи­зических качеств. Фехтование вводится и преподается как обяза­тельный предмет в воен­ных учебных заведениях, университетах и гимнази­ях многих европейских стран.

 

 

В XIX в. быстро разви­ваются соревновательные формы фехтования, спор­тивные турниры и между­народные встречи между французами и итальянца­ми. Эти встречи показы­вали преимущества той или другой школы фехто­вания.


Французы, первые при­шедшие к спортивному фехтованию, пересмотрели технические положения, направленные на рацио­нализацию и обоснование техники владения легким оружием. Выразителем этого прогрессивного на­правления был Ла Фо-жер. Его труд был издан в 1825 г.

Несмотря на прогрес­сивность французского фехтования того времени, до XX в. в нем сохранился ряд недочетов. Так, учитель фехтования Камилла Прево рекомендовал боевую стойку с отклонением туловища назад и перенесением тяжести тела на левую ногу, прямое поло­жение туловища на выпаде, поднимание кисти вооруженной руки для смягчения силы укола (рис. 8).

Итальянская школа фехтования в XIX в. переняла некоторые положительные стороны от французской школы, но также имела ряд недортатков. К ним относились: излишне выпрямленная во­оруженная рука на рапире и шпаге, чрезвычайно широкая боевая стойка и короткий выпад (рис. 9), силовые приемы с действием на оружие, создавшие благоприятные условия для действий в темп.

 

 

 

В 1861 г. был издан трактат руководителя миланской военной школы Радаелли, который обобщил технику фехтования на саб­лях. В фехтовании на саблях (эспадронах) недостатки итальян­ской школы были выражены меньше, однако принцип работы от локтя с закрепленной кистью был регрессивным для фехтования легкой спортивной саблей, а применявшиеся при таком обучении «мулинеты» (широкие размахи оружием) препятствовали тонко­му владению мастерством сабельной спортивной техники. Италь­янское фехтование того времени описано в книге Гризетти «Шко­ла Микст».

В 1896 г. в Афинах на I Олимпийских играх были проведены состязания по фехтованию.

В 1913 г. в Париже девятью странами — Бельгией, Чехослова­кией, Германией, Францией, Англией, Италией, Норвегией, Гол­ландией и Венгрией — был сформирован выборный орган, при­званный руководить всей международной спортивной жизнью фехтования — Международная федерация фехтования (ФИЕ) — Federation Internationale d'escrime (FIE).

С этого времени соревнования по фехтованию на олимпийских играх стали регулярными. С 1926 г. проводятся соревнования на первенство Европы, а начиная с 1936 г.— соревнования на пер­венство мира.

С 1950 г. проводятся всемирные соревнования молодежи по фехтованию, которые до 1963 г. носили название «Всемирный критериум».

Широкое спортивное общение фехтовальщиков различных сфан между собой привело к некоторому нивелированию фехто­вальных школ. Для достижения высоких результатов фехтоваль­щики стремились воспринять все положительное в подготовке спортсменов из разных фехтовальных школ.

Быстрота во всех ее проявлениях стала ведущей в современ­ном фехтовальном спорте. На практике начали широко приме­нять атаку «стрелой» (флеш атака).

В 30-е годы в Италии был изобретен аппарат — фиксатор уко­лов на электрошпагах. Бельгийскими фехтовальщиками была сконструирована алюминиевая рукоятка для колющего оружия типа «пистолет».

Фехтование за рубежом на современном этапе. В настоящее время в ФИЕ представлено 67 стран со всех континентов. ФИЕ укрепляет международные связи, выступает против дискримина­ции в спорте, издает специальные журналы, бюллетени, содейст­вует массовому развитию фехтования в мире, рассматривает новейшие исследования в области теории фехтования, вносит изме­нения в правила соревнований, унифицирует оружие и электро­аппаратуру и т. п.

В интересах развития фехтования и расширения его геогра­фии ФИЕ стремится проводить соревнования в самых различных странах, даже там, где фехтование только еще начинает зарож­даться.

Большой популярностью фехтование пользуется в Венгрии, Италии, Франции, Польше, Румынии, ГДР, Бельгии, Англии, США и других странах.

В настоящее время фехтование начинает развиваться и в стра­нах Африканского континента: Марокко, ОАР, Сомали, Алжире, Тунисе, Ливане и др.

В современном спортивном фехтовании различают несколько основных школ фехтования. Понятие «школа фехтования» охва­тывает совокупность полезного, сделанного той или другой стра­ной в области теории и практики современного фехтования. Кро­ме того, в оценке школы фехтования учитывается состояние раз­работки учебных пособий и руководств, научных трудов по технике, тактике, теории, истории и методике фехтования, а так­же массовость его развития.

Так, в наше время получила признание венгерская школа фех­тования на саблях. Ее характеризуют высокие спортивные дости­жения на международных соревнованиях, наступательный стиль боя и тактическая игра, основанная на обыгрывании и чувстве инстанции, непринужденная манера ведения боя с искусным из­менением темпа и ритма действий. Кроме того, венгерские фехто­вальщики иного сделали для развития этого вида спорта среди учащейся мрлодежи, а также для передачи опыта и метода пре­подавания другим странам. Труды и ряд руководств тачшх авто­ров, как Герентчер, Баи, Тилли, Озораи, Папп и др., по технике и методике фехтования на саблях заслуживают высокой оценки.

Современная французская школа спортивного фехтования на рапирах во многом сохранила свои исторические традиции. Тон­кое управление оружием за счет пальцев кисти, комбинационная тактическая игра с мягким маневрированием при классической постановке тела, разнообразие приемов защит и нападения, сво­бодное владение сложными завязками свидетельствуют о высо­ком мастерстве этой школы. Крупные стабильные достижения на международной арене, изданные руководства Французской феде­рацией и труды Жуанвильской школы с научным обоснованием теории и техники фехтования, систематическая подготовка ква­лифицированных тренеров и судей, большая организационная и руководящая работа в ФИЕ по проведению массовых соревнова­ний ставят современную французскую школу в один ряд с дру­гими наиболее передовыми школами фехтования.

Несомненны заслуги и современной итальянской школы и фе­дерации фехтования в развитии спортивного фехтования, в орга­низации и проведении крупнейших международных турниров, в изобретении и усовершенствовании электроаппаратуры, оружия и снаряжения. Итальянские фехтовальщики на шпагах и саблях — наиболее частые победители международных встреч.

Польская школа и федерация фехтования внесли большой вклад в теорию и практику современного фехтования, особенно на саблях. Для техники и тактики польской школы характерны естественность боевых положений и движений, активное манев­рирование и контрастное передвижение, максимальное использо­вание быстроты и простоты действий. На современном уровне разработана техника и тактика фехтования на саблях. В трудах К. Чайковского, Т. Мрачека и др. значительное место отведено организации и проведению крупных международных турниров. Польская школа фехтования пользуется авторитетом среди дру­гих школ фехтования.

Высокие спортивные результаты на международных соревно­ваниях в течение ряда лет показывают румынские фехтовальщи­ки, особенно женщины. Система их активной тренировки и мас­терство тренерской техники старейших специалистов заслужива­ют внимания.

Высокое спортивное мастерство в фехтовании на рапирах и шпагах неоднократно демонстрировали спортсмены Англии, на рапирах — фехтовальщики ФРГ.

В настоящее время технико-тактические особенности отдель­ных школ становятся менее заметными и трудноразличимыми. Свободный выбор репертуара боевых действий из любой школы, использование всего лучшего и нового в индивидуальной технике и тактике боя характеризуют чемпионов современного фехто­вания.

 







Date: 2015-09-25; view: 698; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию