Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Георг Кристоф Лихтенберг
(1742—1799 гг.) писатель‑сатирик, литературный, театральный и художественный критик
Большинство людей больше живет по моде, чем по разуму.
Боюсь, как бы наше слишком заботливое воспитание не создало нам племя карликов.
Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим.
Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов.
Быть человеком — значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас.
Величайшее счастье, о котором я ежедневно прошу небо: пусть превосходят меня в силах и знаниях лишь разумные и добродетельные люди.
Видя себя в других, не только любишь себя, но и ненавидишь.
В каждом человеке есть что‑то от всех людей.
Влюбленный в самого себя в своей любви имеет, по крайней мере, то преимущество, что у него никогда не будет много соперников.
Во многих сочинениях знаменитого писателя я бы охотней прочитал то, что он вычеркнул, чем то, что он оставил.
Воспитание есть особого рода рождение.
Впечатление от десяти изречений, действующих на ум, легче изгладить, чем впечатление от одного, подействовавшего на сердце.
В пророчествах истолкователь часто более важная персона, чем сам пророк.
Всеобщий источник нашего несчастья в том, что мы верим, будто вещи действительно являются тем, чем мы их считаем.
В характере каждого человека есть нечто такое, чего нельзя сломать: это костяк характера.
Главное призвание писателя — нести людям правду, учить и воспитывать их.
Гордость — благородная страсть — не слепа по отношению к собственным недостаткам. Этим отличается надменность.
Даже сам дьявол не мог бы пожелать для себя более подходящих людей, чем некоторые из числа так называемых «богоугодных».
Девиз, — стремиться найти истину — заслуга, если даже на этом пути и блуждаешь.
Девушка, открывающая душу и тело своему другу, открывает таинства всего женского пола.
Для шума выбирают маленьких людей — барабанщиков.
Единственное, что было в нем мужественного, он не мог обнаружить из‑за приличий.
Если бы когда‑либо какой‑нибудь Линней расположил животных в соответствии с их счастьем, довольством своим положением, то, видимо, некоторые люди оказались бы позади ослов и охотничьих собак.
Есть люди, которые не начнут слышать, прежде чем им не отрежут уши.
Есть люди, которые полагают, что все, что делается с серьезным видом, разумно.
Есть люди, которые рождаются со влечением ко злу.
Есть очень много людей, которые читают только для того, чтобы не думать.
Жить против воли отвратительно; но еще ужасней было бы стать бессмертным, если этого не желаешь.
Золотое правило: судить о человеке не по его мнениям, а по тому, что делают из него эти мнения.
Извинение недостатков говорит в пользу хвалящего.
Изучай все не из тщеславия, а ради практической пользы.
Истина, образование и улучшение человечества должны быть главными целями писателя.
Истинную свободу и истинное ее применение лучше всего характеризуют злоупотребления свободой.
Каждый человек имеет свою моральную «оборотную сторону», которую он не показывает без нужды и, пока возможно, прикрывает ее штанами благопристойности.
Каждый человек имеет свою особенную манеру ошибаться, тем более что ошибки заключаются часто в неправильно понятой точности.
Как мало друзей остались бы друзьями, если бы они могли полностью узнать мысли друг друга.
Книга — это зеркало; и если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола.
Книгой следовало бы, собственно, называть лишь ту, которая содержит нечто новое, все прочие — лишь средство быстро узнать, что уже сделано в той или иной области.
Когда святоша выходит замуж за святошу, не всегда получается святая супружеская чета.
Краснеют ли от стыда в темноте? Что от испуга в темноте бледнеют, в это я верю, но в первое — нет. Потому что бледнеют только из‑за себя, а краснеют и за себя, и за других.
Кто имеет меньше, чем желает, должен знать, что он имеет больше, чем заслуживает.
Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно.
Лучшая сатира, бесспорно, та, в которой столь мало злобы и столь много убедительности, что она вызывает улыбку даже утех, кого она бьет.
Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают.
Люди, очень много читавшие, редко делают большие открытия; следует больше видеть самому, чем повторять чужие слова.
Многие скорее считают добродетелью раскаяние в ошибках, чем старание их избежать.
Можно порицать ошибки великого человека, но не следует из‑за них порицать и самого человека.
Муха, которая не желает быть прихлопнутой, безопасней всего чувствует себя на самой хлопушке.
Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения, и, напротив, находить место этим фактам в системе наших мнений.
Научиться достаточно наглядно представлять себе, что никто не является вполне счастливым, есть, возможно, ближайший путь к полному счастью.
Наши слабости нам уже не вредят, когда мы их знаем.
Не каждый оригинал пишет оригинально, и не все оригинальное пишут оригиналы.
Некоторые ученые накапливают знания только для того, чтобы хвалиться ими.
…Не приносит ли большей пользы в конечном итоге дух противоречия, чем дух единства?
Не следует доверять человеку, который, утверждая что‑либо, кладет руку на сердце.
Не совершаем ли мы, колесуя убийцу, ошибку ребенка, который бьет тот стул, на который наткнулся?
Не создавай себе слишком мудреного представления о человеке, суди о нем просто; не считай его ни слишком хорошим, ни слишком дурным.
Несомненный признак всякой хорошей книги — это тот, что она нравится тем больше, чем человек становится старше.
Не удивительно ли, что люди так часто сражаются за религию и так неохотно живут по ее предписаниям?
Неукротимое честолюбие и недоверчивость я встречал всегда вместе.
Ни на один день не уклоняться от своей цели — вот средство продлить время, и притом очень верное средство, хотя пользоваться им и нелегко.
Ни одно изобретение не далось человеку так легко, как изобретение небесной жизни.
Ничто так быстро не старит человека, как постоянная мысль о том, что он стареет.
Ничто так не способствует душевному спокойствию, как полное отсутствие собственного мнения.
Общепризнанные мнения о том, что каждый считает делом давно решенным, чаще всего заслуживают исследования.
Одно безусловно установлено: христианскую религию защищают скорей люди, которые кормятся ею, чем те, которые убеждены в ее истинности.
Остерегайся занять благодаря случайностям пост, который тебе не по плечу, чтобы не казаться тем, чем ты не являешься на самом деле.
Остротами и причудами следует пользоваться так же осторожно, как и всеми вещами, способными ржаветь.
От людей следует требовать услуг по их возможностям, а не по нашему желанию.
О том, чем должен быть человек, даже лучшие люди не знают почти ничего достоверного; о том же, каков он есть, кое‑что можно узнать на примере каждого.
Очень печально, что стремление людей уменьшить зло порождает так много нового зла.
Перемудрить — это один из самых позорных видов глупости.
Постоянно оказывается, что так называемые «дурные люди» от более основательного изучения их выигрывают, а «хорошие» от этого теряют.
Поучение находишь в жизни чаще, чем утешение.
Прежде чем осудить, всегда надо подумать, нельзя ли найти извинение.
При отсутствии других средств характер человека никогда нельзя понять вернее, чем по той шутке, на которую он обижается.
Приучи свой разум к сомнению, а сердце к терпимости.
Причина того, что люди так мало запоминают прочитанное, заключается в том, что они слишком мало думают сами.
Пытаться сделать все сразу — значит ничего не сделать.
Рабский поступок — не всегда поступок раба.
Разве то, что человек может знать, и есть именно то, что он должен знать?
Равенство, которого мы требуем, — всего лишь наиболее терпимая степень неравенства.
Рецензенты имеют право не только говорить людям в глаза, что они дураки, но даже доказывать им это.
Самая занимательная для нас поверхность на земле это человеческое лицо.
Самая опасная ложь — это истины, слегка извращенные.
Самые здоровые и красивые, пропорционально сложенные люди — это те, которых ничего не раздражает.
Склонность людей считать незначительные вещи значительными породила немало значительного.
Скромник для меня более невыносим, чем хвастун. Хвастун признает за каждым его достоинство, излишне же скромный человек, по‑видимому, презирает того, перед кем скромничает. Скрывая свои недостатки, лучше не станешь; наш авторитет выигрывает от той искренности, с которой мы признаем их.
Следует стремиться увидеть в каждой вещи то, чего еще никто не видел и над чем еще никто не думал.
Слово «трудность» совершенно не должно существовать для творческого ума.
С остроумием дело обстоит, как с музыкой: чем больше ее слушаешь, тем более тонких созвучий желаешь.
Сочувствие — неважная милостыня.
Старайся не быть ниже своей эпохи.
Существуют бесталанные мечтатели, и тогда они действительно опасные люди.
То, что собственно делает для бедняков небесную жизнь столь привлекательной, — это мысль о равенстве сословий на том свете.
У духовных овец в общине, как у мирских на пастбище, главное — это шерсть.
У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.
Ум человека можно определить по тщательности, с которой он учитывает будущее или исход дела.
Учить разуму и быть разумным — совсем разные вещи.
Человек любит общество, будь это даже общество одиноко горящей свечки.
Честный и мошенник просто путают понятия «мое» и «твое». Один считает первое за второе, а другой — второе за первое.
Читать означает «брать в долг», а сделать на основе этого открытие — значит «уплатить долг».
Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право.
Что мелко в серьезной форме, то может быть глубоко в остроумной.
Я убежден, что если бы бог когда‑нибудь захотел создать такого человека, каким сто представляют себе магистры и профессора философии, то этого человека пришлось бы в тот же день отправить в сумасшедший дом…
Американец, первым открывший Колумба, сделал скверное открытие.
В слове ученый заключается только понятие о том, что его много учили, но это еще не значит, что он чему‑нибудь научился.
Великий гений редко делает открытия, следуя по чужому пути. Если он делает открытие, то он обычно открывает и пути, ведущие к нему.
Все, что следовало сделать в литературе по‑шекспировски, в основном сделал уже Шекспир.
Выводить общие правила относительно внешнего облика гениев по бюстам великих греков и римлян не следует до тех пор, пока мы не сможем противопоставить им бюсты греческих дураков.
Два всадника, сидя на одном коне, дерутся друг с другом — прекрасная аллегория государственного устройства!
Делать нечто прямо противоположное — одна из разновидностей подражания.
Единственный недостаток истинно хороших произведений состоит в том, что они обыкновенно являются причиной выхода в свет множества плохих или посредственных книг.
Ее нижняя юбка была в широкую красную и синюю полоску и казалась сделанной из театрального занавеса. Я бы много дал, чтобы получить первое место, но спектакль не состоялся.
Жалко, что пить воду не является грехом, — воскликнул один итальянец, — какая она была бы тогда вкусная!
Каждый бывает гением хотя бы один раз в году.
Книги пишутся по книгам, и наши поэты в большинстве случаев стали поэтами только благодаря чтению поэтов.
Красивых женщин причисляют сегодня к талантам их мужей.
Любовь к себе имеет хотя бы то преимущество, что у нее немного соперников.
Метафора гораздо умней, чем ее создатель, и таковыми являются многие вещи.
Некоторые люди обладают способностью казаться глупыми, прежде чем они обнаружат ум. У девушек этот дар встречается особенно часто.
Неспособность учиться в пожилом возрасте объясняется (и притом несомненно) нежеланием более повиноваться.
Нет, пожалуй, ни одного человека в мире, который, если бы ему представился случай стать мошенником за тысячу талеров, не предпочел бы остаться честным человеком за половину этой суммы.
Неужели вы полагаете, что Бог католик?
Новые взгляды сквозь старые щели.
Новые открытия в философии почти сплошь открытия новых заблуждений.
Общеизвестно, что четверть часика больше, чем четверть часа.
Одно из главных преимуществ брака состоит в том, что можно направить друзей к своей жене.
Он не только не верил в привидения, но даже не боялся их.
Они чувствовали давление правительства столь же мало, как и давление воздуха.
Парень, который украл однажды 100 000 талеров, уже может в дальнейшем честно прожить жизнь.
Письменные просьбы легче отклонять, а письменные приказы легче отдавать, чем устные.
Подобные люди не защищают христианство, а защищаются христианством.
Популярным изложением сегодня слишком часто называется такое, благодаря которому масса получает возможность говорить о чем‑либо, ничего в этом деле не понимая.
Просто невероятно, как сильно могут повредить правила, едва только наведешь во всем слишком строгий порядок.
Резные изображения святых совершили в мире больше дел, чем сами святые при их жизни.
Скромность должна быть добродетелью тех, у кого нет других.
Существует большое различие: продолжать верить во что‑нибудь и вновь поверить в то же самое. Продолжать верить в то, что луна влияет на растения, — глупость и предрассудок, но вновь поверить в это — свидетельствует о философском размышлении.
У женщины местоположение чувства чести совпадает с центром тяжести ее тела, у мужчин оно находится несколько выше, в груди, около диафрагмы. Поэтому мужчины надувают грудь при свершении «великих» дел и чувствуют себя вялыми и опустошенными при выполнении малых дел.
У одного бывает неверное правописание, у другого верное неправописание.
Часто некоторые люди становятся учеными, так же как другие — солдатами, только потому, что они больше ни к какому делу не пригодны.
Что? Разбираться в деле, о котором споришь? Я утверждаю, напротив, что для спора необходимо, чтобы по крайней мере одна из сторон ничего не понимала в этом деле, и в так называемом оживленном споре, в момент его высшего проявления, обе стороны ничего не должны понимать в нем и даже не ведать, что они говорят. Чтобы увидеть новое, необходимо сделать нечто новое.
Эту книгу нужно сначала подвергнуть обмолоту.
Я благодарю Бога тысячу раз за то, что он сделал меня атеистом.
Я всегда находил, что, чем меньше ученый может доказать в трудах по естествознанию свое собственное величие, тем больше склонен он постоянно доказывать величие Божие.
Родители, которые замечают, что сын хочет стать поэтом, должны пороть его до тех пор, пока он либо не бросит стихоплетства, либо не станет великим поэтом.
Там, где прежде были границы науки, там теперь ее центр.
Великих мира сего часто упрекают, что они не сделали всего того хорошего, что могли бы сделать. Они могут возразить: «Подумайте‑ка о всем том зле, которое мы могли бы причинить».
Тот факт, что многие ищут истину и не находят ее, объясняется, вероятно, тем, что пути к истине, подобно дорогам в ногайской степи, ведущим от одного места к другому, столь же широки и длинны.
Мы, правда, уже не сжигаем ведьм, но зато сжигаем каждое письмо, в котором содержится полная правда.
Не следует ложиться спать прежде, чем не скажешь себе, что за день ты чему‑то научился. То, что понимаю я под словом «научился», это стремление раздвинуть границы нашего научного и какого‑либо иного полезного знания.
Я знаю мину показного внимания: это самая глубокая степень рассеянности.
Знатоки науки никогда не бывают гордыми; напротив, надутыми от гордости становятся лишь те, кто, не имея способностей развивать науку сами, занимаются популяризацией ее темной истории или же горазды рассказывать все, что сделали другие.
Общение с разумными людьми надо очень рекомендовать каждому именно потому, что дурак таким образом из подражания привыкает поступать умно.
Великие люди тоже ошибаются, и некоторые из них так часто, что почти впадаешь в искушение считать их людьми незначительными.
Очень важное значение имеет, как что‑нибудь говорится; я думаю, что самые обыкновенные вещи можно сказать так, что многие подумают: уж не сам ли дьявол внушил их говорящему.
«Хороший тон» находится октавой ниже.
Красивые птицы поют хуже других. То же относится к людям. В вычурном стиле не стоит искать глубокую мысль.
В мире было лишь два человека, которых он нежно любил: первый — самый большой его льстец, второй — он сам.
Когда книга сталкивается с головою и при этом раздается глухой пустой звук, разве всегда виновата книга?
Он постоянно делал выписки, и все, что он читал, переходило из одной книги в другую, минуя голову.
Он написал восемь томов. Было бы безусловно лучше, если бы он посадил восемь деревьев или родил восемь детей.
Слушатели часто считают себя убежденными там, где их только заговорили. Бывает состояние… когда присутствие и отсутствие любимого человека одинаково трудно вынести; во всяком случае, в его присутствии не испытываешь того удовольствия, которого можно было бы ожидать, страдая от его отсутствия.
Заурядный человек всегда приспосабливается к господствующему мнению и господствующей моде, он считает современное состояние вещей единственно возможным и относится ко всему пассивно.
Заставить умных людей поверить, что ты являешься не тем, кем ты являешься на самом деле, во многих случаях трудней, чем стать действительно тем, кем желаешь казаться.
Отыскивать маленькие недостатки — издавна свойство умов, которые мало или вовсе не возвышались над посредственностью. Возвышенные умы молчат или же возражают против целого, а великие умы творят сами, никого не осуждая.
После того как Бога признало сердце, т. е. страх, его начал искать и разум, подобно тому, как бюргеры ищут привидений.
Всякая беспартийность искусственна. Человек всегда партиен и глубоко прав в этом. Сама беспартийность партийна.
Публику, когда она хвалит нас, всегда считают компетентным судьей. Но как только она нас порицает — признают неспособной говорить о произведениях ума.
Это старое правило, что человек, когда захочет, может казаться скромным; но скромный человек не может казаться бесстыдным.
Лучший способ хвалить живых и умерших — это извинять их слабости; но только не приписывать им добродетелей, которыми они не обладали, это все портит и даже истинное делает подозрительным.
Там, где умеренность — ошибка, там равнодушие — преступление.
Пусть тебя слишком не огорчает незаслуженное порицание; зато ведь и хвалят тебя иной раз ни за что.
Острый ум — увеличительное стекло; остроумие — уменьшительное.
Италия
Date: 2015-09-25; view: 361; Нарушение авторских прав |