Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Послесловие 2003 года
Ученый — не государственный деятель, не человек власти и каким бы он не обладал сильным духом и как бы страстно не желал что-то изменить в жизни, он может все это выразить лишь словами. И хотя, по библейскому преданию, в начале было Слово, но и тогда уже оно обладало магической, преобразующей силой только потому, что произносилось всемогущим Господом, т.е. той же самой властью. Как показывает исторический опыт и современные деяния по всей Земле, именно власть предопределяет состояние и судьбы отдельных людей, народов и государств. Правда, существуют и контрдоводы: многие на первое место ставят свободу, индивидуальность, личность, разум, чувства, творчество, самоосуществление человека, права гражданина и др., в зависимости от ориентации и ценностной структуры автора. Вне сомнения для частной (личной) и даже коллективной жизнедеятельности людей указанные явления, к которым можно добавить любовь, семью, собственность, труд, здоровье, счастье и пр., имеют определяющее значение, они составляют и условие, и смысл, и содержание нашего земного существования. Но пора все-таки понять, что для того, чтобы все важное и необходимое для человека было на самом деле, нужны внешние, создаваемые всеми, общественные предпосылки и факторы, которые бы все это гарантировали и защищали в случаях опасности и чрезвычайных ситуаций. Еще в 1905 г. было написано: «... по прямому смыслу его — государство существует для личности, для ее потребностей, так что личность, входя в государство, не уничтожается, не перестает быть сама собой, но наоборот — только для обеспечения своей самобытности и поддерживает государство. Такое отношение личности к государству создает обязанность не делать ничего, задушающего самобытное, самостоятельное существование личности по ее внутренним законам, определяемым самой природой личности...»169. Тайна взаимосвязей личности и общества, объединенного в государство, из-за чего личность становиться гражданином, которая в общем-то понятна всем, состоит в том, что объективно, по законам организации, люди создают государство как власть в масштабах общества для лучшего и надежного обеспечения своих (и своих потомков) потребностей, интересов и целей жизнедеятельности. Поэтому подлинная власть содержит в себе высокое предназначение: благо народа, людей, чью волю она представляет и олицетворяет. И нет таких обстоятельств, которые бы снимали с власти ответственность за ее предназначение. И нет оправдания тому поведению власти, когда ей вверяют свои судьбы миллионы людей, а она занята обустройством своих локальных дел. Хотел бы привлечь внимание к мемуарам четырех основных «архитекторов» нового мироустройства и драмы нашей страны в конце XX века (пишу драма, а не трагедия потому, что страна еще жива и способна восстановиться), попросить их почитать и самим сравнить. Не буду навязывать свое мнение, но на некоторые векторы размышлений не могу не указать. Один автор, можно сказать, главное действующее лицо в своей книге «Жизнь по-американски» (так и названной) с любовью и гордостью пишет о своей жизни, восхищается и уважает свою страну. И по приезде с визитом к нам в Московском государственном университете уверенно провозглашает: «Мы, американцы, не скрываем своей веры в свободу. По сути дела, это своего рода национальное увлечение... Свобода — это признание того, что ни один человек, ни одно учреждение или правительство не имеет монополии на правду (курсив мой — ГЛ.), что жизнь каждого человека обладает бесконечной ценностью, признание того, что существование каждого из нас в этом мире небессмысленно и каждый может дать что-то миру»170. Вдумайтесь, что и как говорил человек, осуществлявший верховную власть в своей стране. Искренний соратник Р. Рейгана, безусловно, выдающаяся личность в своих мемуарах написавшая, что «эта книга посвящается Рональду Рейгану, которому мир обязан очень многим», в завершение ее утверждает: «Ограничение власти и ее подотчетность, верховенство правосудия над силой, абсолютная моральная ценность каждого отдельного человека, которую правительство обязано уважать, - эти принципы стали действительно неотъемлемой частью политической культуры англоговорящих народов. Они являются основой цивилизованного управления государством (курсив мой — ГЛ.). Они — наш бессмертный дар всему миру»171. Возможно, что не все так в жизни, как говорится, но главное каков масштаб мышления и какие провозглашаются ценности: человек, свобода, закон, демократия, благо. А теперь обратимся к мемуарам наших лидеров. М.С. Горбачев, самоуверенно начав с перестройки и нового мышления для нашей страны и всего мира, которые, как известно, с треском провалились и обернулись для всех нас огромными страданиями, позже не нашел ничего другого, как поплакать в книге «Как это было» о своих форосских переживаниях и безграничных трудностях в эти дни для его семьи и, наконец, завершил свои описания в двухтомнике «Жизнь и реформы»172. В принципе, если не вдаваться в детали, везде акцент сделан на себе: своих намерениях и мыслях, замыслах и желаниях, о том, как его не поняли, не поддержали, подвели, обманули, обидели и т.д., и т.п. И совсем ничего о судьбе государства, которое он возглавлял, о том «наследстве», которое он нам всем оставил, о той драме, которая постигла миллионы людей, а многим стоила и жизни. А уже об ответственности, хотя бы моральной, перед своим народом, даже и не подумал. Зато о своем благополучии весьма позаботился и где-то проживает как богатый рантье. Несомненный интерес вызывают и воспоминания бывшего Президента Российской Федерации173. Если в первой книге он высшим своим достижением в качестве первого секретаря Свердловского обкома КПСС считал создание волейбольной команды и постоянное ее участие в разных соревнованиях, то в «Записках Президента» ее место занял теннис и развертывание соответствующего клуба его поклонников, через участие в котором решались и многие кадровые, и приватизационные вопросы. «Борец» с привилегиями за годы правления поднял богатство своей семьи на небывалый ранее уровень, поскольку даже в императорский период имущество династии принадлежало трону. Что же получается? В странах, где вроде бы культивируется индивидуализм, нажива, конкуренция, власть озабочена свободой, демократией, законом, правами человека и его самореализаций. Она утверждает общественные институты и ценности, и сама подчиняется им. У нас же, где пишут о соборности, коллективизме, милосердии, православии и т.д., власть ориентирована только на себя, на удовлетворение собственного честолюбия и решение личностных проблем, торжество своего «Я». Но если так мыслят и действуют первые лица, то им вторит «ближний» круг, а затем и дальний. Создается эдакая «лавина» либо служения Отечеству, либо обеспечения эгоистических потребностей. Отсюда, разумеется, и результат: в центре внимания одних государственный интерес своих народов, а других — овладение властью, удержание ее и корыстное использование ее возможностей. Таковы реалии жизни, ибо в мире все делается людьми и как они что-то желают, так у них и получается. По поводу мемуаров наших лидеров, в том числе и массы их соратников (список здесь огромен), не могу не отметить один весьма большой обман. Почти все утверждают, что причиной всего произошедшего является коммунизм, с которым иначе никак нельзя было покончить. Но, во-первых, коммунизм есть идеология, которая воспроизводится сознанием людей, находящихся в определенном состоянии, и ее декретами нельзя запретить. Другое дело, во-вторых, практика реализации идеологии, которая осуществлялась КПСС. Практика, которая имела в разные годы разные проявления, в целом оказалась и жестокой, и кровавой, и неэффективной по результатам удовлетворения общественных потребностей. Она должна была быть прекращена и заменена новой — современной и рациональной. Однако все как один почему-то забыли, что наряду или под этой идеологией и практикой существовала страна с территорией, населением, производительными силами, наукой и культурой, экономической и оборонной мощью, национальными и геополитическими интересами, которая создавалась и укреплялась в течение 1000 лет не менее чем 50 поколениями ее сынов и дочерей. Эта страна была нужна как нашим народам, так и мировому сообществу, поскольку ее статус имел для всех очень важное значение. Вот эту страну и разрушили именно те, кто возглавлял иерархию партийного руководства, ради того, чтобы самим возглавить независимые государства и присвоить, и поделить в них богатства, которые народы накапливали столетиями. И борьба с коммунизмом здесь совершенно ни при чем. Была всего лишь борьба за власть, а не за какие-либо ценности, интересы, благо, будущее и пр. подавляющей массы людей. Последние так и не получили ни свободы, ни собственности, ни демократии, ни достойного уровня материальной и духовной жизни. Поэтому, если мы свободные и уважающие себя люди, а не марионетки, если граждане, а не подданные, если мыслящие создания, а не «винтики», если мы любим свое Отечество, а не безразличные обыватели, то нам всем надо перестать молиться на власть, ждать от нее милостей, восторгаться ее фразами, а вместо этого тщательно присматриваться к тем, кто стремится к власти, постоянно анализировать и оценивать того, кто во власти, и обязательно воздавать по заслугам каждому за те дела, которые были совершены во время пребывания во власти. Пора понять, что власть есть продукт объединения нас всех в государство, и она по своему источнику принадлежит нам и должна осуществляться в наших интересах. Тогда и государственное управление станет работоспособным и эффективным, демократическим и ориентированным на развитие. 5 апреля 2003 г. ПРИЛОЖЕНИЯ Date: 2015-09-25; view: 274; Нарушение авторских прав |