Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие «опережающее состояние» государственного управления





Опыт разных видов управления (причем в историческом измерении) однозначно показывает, что выдвигать обоснованные цели (к чему стремиться, чего хотеть), формировать необходимые для этого управленческие функции (как, каким образом добиваться це­лей), создавать работающие организационные структуры (меха­низмы взаимодействия людей), обеспечивать активность внутренней жизнедеятельности и пр. субъекты управления могут лишь при условии, если они развиты лучше и выше, чем управляемые объекты. Нельзя же, в самом деле, вести управляемые объекты (воздействовать на них), если не знаешь зачем, куда и как вести.

Это, к примеру, как в школе или вузе: если учитель (преподава­тель) не знает больше, глубже и основательнее, чем ученики (сту­денты), то вряд ли он их чему-то научит. Понятно подобное и по другим видам деятельности — врач — пациент, инженер — рабо­чий, пилот самолета — пассажир и т.д. Но только в управлении управляющие могут быть на порядок ниже в интеллектуальном от­ношении, чем управляемые.

Трагедии, драмы, кризисы и обвалы в общественной жизни чаще всего и происходят как раз из-за беспомощности, инертности, от­сталости, малограмотности субъектов управления, которые неред­ко вместо того, чтобы идти впереди («и тянуть воз»), плетутся у «хвоста» управляемых объектов или как ярмо висят бесполезно на их шее. Многими исследователями, в том числе и автором этих строк, давно говорится о необходимости опережающего развития управления, прежде всего государственного, но суть данного поня­тия пока не раскрыта. Попытаемся предложить свои суждения по данному вопросу.

Важнейшее сущностное свойство людей, объединенных в общест­во, состоит в их способности созидать новое, необычное, то, чего еще не было на момент творчества. Благодаря этому люди открыва­ют тайны Вселенной, выстроили огромный «второй», искусствен­ный мир, постоянно что-то изобретают, конструируют, сочиняют, рационализируют, улучшают. Вместе с тем не все в равной мере владеют таким эвристическим дарованием. Немало людей лишь копируют, наследуют, подражают и то не всегда надлежащим обра­зом. Отсюда всегда будут актуальны образование, обучение, рас­пространение опыта; информационное обеспечение процесса фор­мирования людей; организация и регулирование поведения и дея­тельности, контрольные механизмы, стимулы и санкции и другие явления, без которых общественная жизнь прекращает совершен­ствование, теряет целенаправленную динамику, подвергается про­извольному столкновению индивидуальных и групповых эгоисти­ческих интересов.

Нужна сила, которая понимает роль соответствующих объектив­ных противоречий в субъективном факторе, подготовлена для их анализа и разрешения, способна авторитетно влиять на сознание, поведение и деятельность людей. Исторически такая сила сложи­лась в виде государственной власти и осуществляемого посредст­вом ее государственного управления. Вся проблема заключается в состоянии этой силы, в уровне и характере ее развитости. Ведь она может быть как грубой, бездушной, диктаторской, основанной на санкциях, так и интеллектуальной, творческой, гуманной, ос­нованной на знаниях.

Опережающее состояние государственного управления означа­ет, что в его системе, главным образом, в его субъекте широко ис­пользуется современная научная мысль, принят свободный творче­ский поиск оптимальных управленческих решений, сосредоточены наиболее подготовленные специалисты по различным областям управления, идет открытое сравнение результатов управления с общественными потребностями, управление служит интересам общества и продвигает его развитие.

Государственное управление в «опережающем состоянии» обла­дает следующими характерными чертами:

- глубоким учетом в управленческих решениях и действиях ре­альных возможностей конкретных объективных условий и субъективного фактора, динамики и тенденций их изменений;

- ориентацией государственной политики на использование наи­более прогрессивных, зарекомендованных мировой практикой и применимых в современной исторической ситуации способов, форм, механизмов и ресурсов решения актуальных проблем жиз­недеятельности людей;

- тесным взаимодействием научной мысли и управленческой практики, развитой общественной экспертизой принципиальных государственных решений, поддержанием подготовленности пер­сонала управления на уровне современного общественного знания;

- открытостью и восприимчивостью к новым источникам и ресур­сам управления, способностью своевременно осваивать самые про­грессивные механизмы и способы решения управленческих проблем;


- гибкостью и адаптационностью своих элементов и их систем­ных взаимосвязей, потенциалом постоянного самосовершенствования, развития и улучшения исходящих из него управляющих воздействий.

Главное в «опережающем состоянии» государственного управле­ния видится в том, чтобы среди людей, профессионально занятых в нем, всегда существовали интеллектуальный, творческий накал, сильное аналитическое и прогностическое мышление, обществен­ная направленность исповедуемых ценностей (благо Отечества), высокая и искренняя личная нравственность, навыки демократи­ческого управления общественными процессами, сознанием, пове­дением и деятельностью людей. Во многих странах и общество (граждане), и политические организации (находящиеся у власти или нацеленные на овладение ею), и профессионалы-управленцы (чиновники и менеджеры), и собственники (в самых разных их ви­дах) осознали, что для нормального общественного развития нужен хорошо организованный и функционирующий государственный аппарат, а в нем — наилучшие, наиболее подготовленные и талант­ливые представители народа.

Политическая деятельность и государственная служба считаются одним из престижных поприщ приложения человеческих усилий. Управление становится явлением, в котором сплав науки, искусства и опыта представляет собой не модную фразу, а действительность. Примеров по данному поводу можно приводить немало; достаточно посмотреть на историю политических и государственно-правовых институтов США, Франции, Германии, Китая, Японии, Великобри­тании и других стран за последние 25 лет. Везде и почти непрерывно ведутся конструктивные «административные» (таково их обобщаю­щее название) реформы. На всех уровнях и по всем направлениям го­сударственного управления осуществляются поиск и использование современных научных знаний, эмпирических приобретений, техни­ческих средств и талантливых людей. Страны управляются сегодня и готовятся к тому, чтобы быть управляемыми в будущем.

Ведь ресурсов и резервов управления в общественной жизни и в самой системе государственного управления очень много. Они присутствуют буквально в каждом государственно-управленче­ском явлении. Назовем некоторые из них в той последовательности, как они были когда-то написаны и остались, скорее всего, вне вни­мания тех, кому адресовались.

Так, в 1980 т. в числе источников и ресурсов, способных поднять уровень государственного управления, назывались следующие факторы:

а) территориальный, связанный с рациональным разделением государственной власти и государственного управления по терри­тории государства — его национально-государственным и террито­риально-государственным образованиям, административно терри­ториальным единицам;

б) социальный, предполагающий ориентацию государственного управления на интересы всех классов, социальных слоев, профес­сиональных групп, национальных и конфессиональных структур общества, а также возможно широкое вовлечение граждан в управ­ленческие процессы (демократизм государственного управле­ния);

в) технический, состоящий в использовании новых технических средств, создании локальных автоматизированных систем управ­ления и формировании единой информационной системы государ­ственного управления;


г) правовой, позволяющий упорядочивать посредством правово­го регулирования и исполнения соответствующих норм поведение и деятельность участников управленческих процессов, а также си­стемное взаимодействие управленческих элементов;

д) организационный, вызванный высокой динамикой организа­ционных отношений и необходимостью постоянного изменения ор­ганизационных структур под влиянием экономических, социаль­ных и духовных новаций;

е) кадровый, обусловленный актуальностью вовлечения в госу­дарственный аппарат высококвалифицированных специалистов и необходимостью их развития при осуществлении управленче­ской деятельности167.

Буквально через 10 лет в результате анализа процессов, происхо­дивших в то время в нашем обществе и особенно в системе государ­ственного управления, было выделено семь видов ресурсов, ис­пользование которых позитивно сказалось бы на обеспечении ра­циональности государственного управления.

Речь шла об укреплении взаимосвязей с обществом и преодоле­нии отчуждения государственного аппарата (власти) от граждан. Авторитарно-бюрократическая система социализма рухнула, но отчуждение сохранилось, а по ряду аспектов и усилилось. Под перезвон колоколов о правах и свободах человека, гражданина многие люди оказались за пределами нормальной общественной жизни. Немало было сказано об усилении системности государст­венного управления, которая в настоящее время не только не стала выше, а по многим проявлениям вообще утрачена. Ставился вопрос об углублении демократизма государственного управления, кото­рый необходим в любом современном обществе, ибо последнее в си­лу объективных причин не может развиваться вне рамок демокра­тии. Становление новой государственности рождает надежды, но до их воплощения в провозглашенной модели весьма далеко. Об­ращалось внимание на улучшение информационного обеспечения государственного управления, без которого в условиях огромного массива перерабатываемой управленческой информации просто нельзя рационально управлять в масштабах общества. В качестве комплексной проблемы рассматривалось развитие человеческого потенциала государственного управления, поскольку к эффектив­ному ведению управленческих процессов должны быть надлежаще подготовлены персонал как субъекта государственного управле­ния, так и управляемых объектов. Акцентировалось внимание на совершенствовании стиля государственного управления, кото­рый как бы аккумулирует и практически реализует науку, искус­ство и опыт управления. В завершение говорилось об измерении эф­фективности государственного управления, посредством меха­низмов которого общество не только оценивает результаты управления, но и формирует обратные связи для выявления оши­бок и слабых мест168.

Разумеется, что об источниках, ресурсах, резервах, способах при­ведения государственного управления в «опережающее состояние» писали и другие авторы, как в нашей стране, так и за рубежом. Пи­шут и сегодня, будут писать и в будущем (см. список литературы). Важно, чтобы лица, от которых зависит принятие решений по всем аспектам развития государственного управления, были заинтере­сованы в том, чтобы изучать и осознавать научную информацию. Нужен, видимо, налаженный процесс совершенствования государ­ственного управления.

 







Date: 2015-09-25; view: 315; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию