Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информация как основа государственного управления





Сегодня во всем мире признано, что информация является важ­нейшим средством организации и регулирования частной и обще­ственной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и рас­пространения имеющихся и приобретаемых знаний, действенным инструментом и «материей управления. Движение к «информа­ционному обществу» еще более усиливает роль информации в ре­шении любых человеческих проблем.

В таких условиях получение новой информации, хранение и по­иск уже созданной, адекватное понимание и актуальное исполь­зование информации становятся очень трудным делом, требую­щим времени, сил и средств, создания специальных структур (систем), применения новейшей техники и технологии. Работа с информацией превращается в обширное и массовое занятие лю­дей, а сама информация выступает основным источником интен­сификации и гармонизации общественного развития. Перед об­ществом стоит проблема овладения информацией, ее организа­ции, каналов движения, способов осмысления и оценки, механизмов эффективного использования на практике. Если здесь не будут предприняты упорядочивающие меры, то общество может «утонуть» в информации, остаться только с ее «шумами», которыми и так уже переполнено так называемое информацион­ное поле. Проявляется парадокс: обилие информации создает информационные иллюзии и лишает людей достоверной и реально нужной им информации,

Разумеется, что информация как совокупность каких-либо све­дений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предме­тах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собран­ных и систематизированных в пригодную для использования фор­му, составляет основу государственного управления. По существу, все управленческие процессы — это не что иное, как поиск, фикса­ция, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельно­сти людей. Но, и это самое важное, в управлении вообще и в госуда­рственном управлении в частности происходит взаимодействие не со всей информацией, а только с той, которая непосредственно не­обходима для формирования и реализации государственно-управ­ляющих воздействий. Речь идет об управленческой информации.

Управленческая информация это часть социальной информа­ции, которая выделена из ее общего массива по критериям пригод­ности к обслуживанию государственно-правовых процессов форми­рования и реализации управляющих воздействий. Она своими «корнями» проникает в социальную информацию, однако выбира­ет оттуда только то, что отражает управленческие потребности, ин­тересы и цели людей, их совокупную властную волю, конкретные механизмы и способы управленческой организации и регулирова­ния их сознания, поведения и деятельности.

Такая информация должна быть ориентирована, по крайней ме­ре, по следующим направлениям: во-первых, по месту и роли госу­дарства в системе частной и общественной жизнедеятельности лю­дей и соответственно по компетенции конкретных государствен­ных органов (объем и содержание управленческой информации призваны коррегироваться с компетенцией государственных органов); во-вторых, по характеру и иерархии законов и иных норма­тивных правовых актов, подлежащих обязательной реализации в управленческих процессах (государственное управление во мно­гом существует для исполнения законов, и ему нужна информа­ция, раскрывающая состояние данных отношений); в-третьих, по свойствам, формам и закономерностям управляемых объектов, которые дифференцируют и конкретизируют управляющие воздей­ствия различных государственных органов, а также формируют специфические виды правоотношений; в-четвертых, по восприя­тию управляющих воздействий и соответствующим изменениям под их влиянием, что свидетельствует о развитии управляемых объектов вследствие государственного управления и возникнове­нию в них новых потребностей в новых управляющих воздей­ствиях.

В практике государственных органов об этом часто забывают и вводят в управленческую информацию много политики, идеоло­гии, пропаганды, различных концепций и программ, обещаний и прогнозов. Порой простые управленческие требования так раство­ряются в массе слов, что их трудно обнаружить и уж, тем более, практически реализовать. Не всегда подобное происходит по злому умыслу, есть причины, это объясняющие, к примеру, политизация управления, но в любом случае ненужные информационные «шу­мы» усложняют государственное управление. Поэтому рациональ­ность и эффективность последнего напрямую обусловливаются ка­чеством той информации, которая обозначается термином «управ­ленческая информация».


Можно выделить следующие источники, объективно порождаю­щие управленческую информацию:

а) нормы законодательных и иных актов, управомочивающие го­сударственные органы и государственных служащих на принятие определенных управленческих решений или совершение управ­ленческих действий в обозначенном времени и направлении (реше­ния и действия по исполнению законов и иных нормативных пра­вовых актов);

б) обращения граждан в государственные органы по реализации своих законных интересов и субъективных прав (обслуживание и защита прав и свобод граждан);

в) обязательные указания вышестоящих государственных орга­нов, подлежащие исполнению нижестоящими и обеспечивающие реальность государственного управления (директивная управлен­ческая информация);

г) факты, отношения, выявляемые в процессах контроля, кото­рые отражают состояние управляемых объектов, а также уровень функционирования управляющих компонентов (управленческая информация об обратных связях в процессах государственного управления);

д) проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном сильном вме­шательстве государственных органов и должностных лиц (управ­ленческая информация о кризисных состояниях общественных процессов).

О последних источниках надо сказать подробнее, поскольку они предполагают выработку заранее соответствующих информацион­ных алгоритмов управленческих действий. Хотя такие ситуации неповторимы, все равно по каждой из них должны быть продуманы и отрепетированы модели быстрого и энергичного поведения кон­кретных государственных структур и должностных лиц.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда обнаруживаются серьезные отклонения от заданных параметров деятельности управ­ляемых объектов или подчиненных управляющих компонентов, появляются сомнения в возможностях достижения поставленных целей, особенно если речь идет о взаимосвязанной, кооперирован­ной деятельности множества людей, становится явной необходи­мость в изменении заданных целей и параметров деятельности. Та­кая ситуация порождается диалектикой жизни, извечной несогла­сованностью между стабильностью и изменчивостью, старым и новым. В информационном отношении проблемная ситуация опи­рается (должна опираться) на первичные, фактологические сведе­ния и данные, ибо каждый уровень обработки (передачи) ее пре­ломляет, изменяет, интерпретирует, в результате чего в момент принятия необходимого решения она во многих случаях восприни­мается иначе, чем есть на самом деле. Отсюда «оттяжки» и некор­ректности в разрешении проблем.

Конфликтная ситуация, состоящая в возникновении противо­речий, которые участники управленческих и иных отношений не в состоянии разрешить самостоятельно, предполагает поиск специ­альной информации и использование в этих целях специальных форм и методов. Такая информация призвана обеспечивать объек­тивный подход к выявлению, анализу и оценке причин конфликта, независимые экспертные заключения, достоверное знание позиций и мнений конфликтующих сторон, обоснованное привлечение действующих правовых норм. Самыми важными при разрешении конфликтных ситуаций являются устранение причин противоре­чий, разногласий, столкновений, введение их в русло позитивных, компромиссных взаимоотношений, создание гарантий преодоле­ния конфликта и недопущения его в будущем.


В экстремальной (чрезвычайной) ситуации, создаваемой, как правило, стихийными бедствиями, авариями, массовыми беспо­рядками, организованной преступностью, государственные орга­ны, должностные лица должны действовать в условиях обрывоч­ной, частичной информации и высокой динамики происходящих процессов. Но и здесь следует стремиться к получению возможно большего объема достоверной первичной информации, собранной, так сказать, по «горячим» следам, тогда и решения, и действия бу­дут более точными и адекватными ситуации.

Все источники управленческой информации имеют важное зна­чение для надлежащего государственного управления. В каждом государственном органе и по каждой государственной должности информацию, идущую сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали (координирующую), целесообразно связывать в «тугой узел», обес­печивающий реализацию соответствующих полномочий.

В то же время вся управленческая информация, из каких бы ис­точников она ни шла и кто бы ни выступал ее носителем, непремен­но должна соответствовать требованиям актуальности, достовер­ности, достаточности, доступности и аутентичности.

Актуальность означает, что собранная информация отличается оперативностью сбора и передачи, новизной, соответствует задачам сегодняшнего дня и может способствовать их решению. Часто именно актуальность обусловливает потенциал информации.

Достоверность информации определяется ее способностью схва­тывать и отражать факты, события и особенно их причины и взаимо­связи. Ее получение представляет собой очень многогранные по­знавательный и аналитический процессы, требующие привлече­ния специалистов и использования современных научных процедур.

Достаточность свидетельствует о том, что информация получена по целому ряду системно увязанных вопросов, глубоко и всесторонне раскрывает исследуемый процесс, особенно его внутренние ис­точники, движущие пружины и внешние детерминанты, характе­ризует процесс в целом, содержит предпосылки для прогнозирова­ния и моделирования возможных новых состояний данного про­цесса.

Доступность информации связана с ее открытостью, гласностью,

возможностью ее оперативного получения в нужном объеме. Часто информация есть, но она закрыта и используется очень узким кру­гом должностных лиц. В таком случае коэффициент ее полезного действия очень низок.

Аутентичность обусловливает текстуальное и словесное выраже­ние информации в понятной людям форме, соответствие их позна­ниям в области языка. Засоренность информации различными узко­специальными терминами или иностранными, к тому же редко употребляемыми, словами осложняет постижение и практическое использование информации.

 

 







Date: 2015-09-25; view: 369; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию