Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Активный раздаточный материал





КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

 

Дисциплина: Экономическая теория  
2 кредита Первый/cеместр 2013-14 учебный год
Лекция №1: «Предмет и метод экономической теории» Ассистент профессора Ажигужаева Асель Бахытжановна

 

 


Краткое содержание занятия


1.В разитии экономической мысли различают несколько этапов:

- научная мысль древности (Платон, Аристотель, Ксенофонт и др.);

- этап меркантилизма (богатство общества определяется объемами внешней торговли);

- этап физиократии (богатство общества определяется уровнем развития такой отрасли, как сельское хозяйство);

-Представители классическая экономическая теория (Адам Смит, Давид Рикардо, Ульям Петти, Франсуа Кенэ, Тюрго).

утверждали, что основой богатства общества является труд и с научных позиций исследовали такие категории, как товар, деньги, прибыль, заработная плата и др.;

 

-представители следующего этапа - экономической теории (Мальтус, Сэй, Бастия). утверждали, что классовое общество - это вечное общество и частная собственность - это вечная собственность;

- марксистская или пролетарская экономическая теория (Маркс, Энгельс, Ленин).

Постулаты марксизма сводились к тому, чтобы показать историю возникновения и развития капиталистического способа производства, а так же место и роль пролетариата в этом обществе;

- Последняя треть XIX-начало XX характерен рядом научных экономических школ:

a) ленинская школа - теория империализма. Капитализм вступает в свою высшую особую и последнюю стадию развития, империализм есть умирающий капитализм;

б) австрийская школа (Менгер, Баверк, Бисерк). Они утверждали теорию предельной полезности материальных благ. Ценность любого блага определяется ограниченностью его, редкостью его и той пользой, которую может принести последний экземпляр данного блага;

в) кембриджская (Альберт Маршалл).

Основные положения теории сводилась к тому, что он сделал попытку объединить теории издержек производства, спроса и предложения, производительности и воздержания с теорией предельной полезности и предельной производительности;

г) регулируемый капитализм (Джон Кейнс). Государство может регулировать все экономические отношения в обществе;

д) школа экономического роста (Ростоу). Общество проходит в своем развитии несколько этапов экономического роста от единого индустриального до пост индустриального общества.

 

2. Есть несколько определений предмета экономической теории.

 

Марксистское определение.

Экономическая теория изучает экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества.

Самуэльсон.

Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов или групп общества.

Определение экономики в учебнике Макконнела и Брю.

Во-первых экономика - это исследование поведения человека в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире редких ресурсов.

Во-вторых экономика исследует эффективное использование ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

 

3. Система экономических отношений - это есть отношения между людьми в обществе по поводу материальных благ и услуг, их распределения и потребления между классами и социальными группами, между странами, предприятиями или фирмами, внутри предприятий, между мелкими и крупными собственниками в городе и деревне; вся система экономических отношений рассматривается во взаимосвязи, в их единстве.

Система экономических отношений соответствовать состоянию производства, чтобы обеспечивать его развитие и эффективное функционирование.

Материальное производство является материальной основой экономических отношений.

Предмет труда - это то, на что человек воздействует своим трудом и изменяет его.

Средства производства - это то, что человек помещает между собой и предметом труда, и чем воздействует на предмет труда.

Главным фактором производства является работник.

Средства производства и работники, приводящие их в движение, образуют производительные силы общества.

Производительные силы и экономические отношения образуют способ производства.

Способ производствапо Марксу прошел 5 исторических этапов в своем развитии. Зарубежные экономисты периодизацию в развитии человеческого общества строят на основе теории стадий экономического роста (Ростоу). Он выделяет 5 стадий экономического роста:

- традиционное общество;

- переходное общество (стадия подготовки условий для сдвига);

- стадия сдвига и перехода к индустриальному обществу;

- после индустриальное общество;

- стадия массового потребления.

 

4.В экономической науке существуют разнообразные методы

- метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений о предметах исследования от частного, случайного кратковременного, единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного.

- движение от абстрактного к конкретному;

- метод индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положения и принципы;

- метод дедукции (гипотетический), на основе общих положений основываются те или иные частности экономических объектов и процессов.

- единство исторического и логического, т.е. экономические процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в логической взаимосвязи;

- экономико-математическое моделирование, создание математических моделей той или иной экономической теории.

 

5. Функций экономической теории следующие.

- познавательная функция;

- Методологическая, т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках.

- Практическая функция - обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику;

- Прогностическая функция – формирование перспектив экономического развития;

- Критическая функция – выявление позитивного и негативного в экономическом развитии.

 

 


Date: 2015-09-25; view: 327; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию