Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право как факт





Известно, право относится к субъективной стороне нашей жизни. К тому, что представляет собой плод мыс­лей и воли людей. Особенно тех, кто обладает государ­ственной властью – творит законы, принимает обяза­тельные решения по тем или иным вопросам. "Вот перед нами налог на недвижимость, – говорим мы, – это дей­ствующее, позитивное право, так как налог установлен законодателем; это воля законодателя, его решение".

Но исходный, принципиально важный пункт истин­но научного понимания права заключается как раз в том, что право (притом – действующее право как людское творение, именуемое "позитивным"!) – это не просто и не только мысль. Не просто и не только известные идеи и воля, суждения о должном и возможном поведении, о том, "кто" и "что" вправе делать, поступать. И даже не просто решения властвующих лиц.

Позитивное право – это факт. То есть внешняя реальность, строгая объективная данность. То есть такая реальность, объективная данность, которая в каж­дый данный момент существует и действует как явле­ние нашего бытия, нечто обособленное и "внешнее" для каждого человека и для всех социальных институтов, если угодно, в известном смысле – для общества в це­лом (на языке философии – явление отчужденное).

Впрочем, возьмем на заметку и то обстоятельство, что мы, люди, в нашей повседневной жизни восприни­маем право опять-таки в основном с субъективной сто­роны. Со стороны, скажем так, – психологии. Выдаю­щийся русский правовед-мыслитель И. А. Покровский, отметив, что существование права "ощущается всеми", пишет: "Право есть некоторая социально-психологичес­кая сила, регулирующая поведение людей; оно есть некоторое состояние общественного сознания и обще­ственной воли, заключающее в себе психическое принуждение индивида к известному поведению. Как явле­ние социальной психологии, право является, таким об­разом, несомненной реальностью, фактом эмпиричес­кой действительности, частью из "мира сущего".

2. Главное – “тело”, материя права

Трактовка права как реального факта важна для науки. Это ее исходный пункт. Но такой констатацией ограничиться нельзя (ведь, по сути дела, мысли и воля людей, любые явления психологического порядка – это тоже реальные факты действительности).

Перед нами – как подметил правовед, действитель­но "сила, регулирующая поведение людей" (она – дей­ствует, работает, обставлена в своем действии срока­ми, поддерживается в своем действии государственны­ми органами, именуемыми "правоохранительными").

Главное, право – это особая социальная реаль­ность. Такой поразительный феномен, который относит­ся к субъективной стороне жизни общества, в своем возникновении и действии зависит от людей, от их мне­ний и воли, и в то же время представляет собой особое явление среди фактов действительности.

Что значит "особое явление"? А то, что право имеет свое "тело" – corpus juris, как говорили юрис­ты Древнего Рима. "Тело" как своеобразная, позволи­тельно сказать, материя со своими свойствами, своей жизнью, логикой существования и развития. Мате­рия – не в грубо материалистическом понимание, т. е. не в значении вещественных, зримых предметов (хотя в праве есть и такая сторона – законы, другие право­вые источники), а в значении социальной, во многом "незримой" реальности.

Что же представляет собой "тело", "материя" (corpus juris) права – разговор особый, он впереди. Сей­час лишь приведу мнение еще одного видного русско­го правоведа – Б. А. Кистяковского. Причем пока толь­ко выдержку из его сочинения, свидетельствующую, помимо самого существа проблемы, о том (и это обсто­ятельство в высшей степени знаменательное), какое внимание в дореволюционное время русская правовая наука придавала положению о праве как объективной реальности. Итак, по мнению Б. А. Кистяковского, "пра­вовую реальность следует поставить приблизительно посередине между реальностью произведений скульп­туры и живописи, с одной стороны, и произведением литературы и музыки – с другой. Но все-таки ее при­дется признать немного более близкой к реальности первого вида культурных благ, чем второго..."

Неожиданные сравнения и аналогии! Не правда ли? Запомним это высказывание правоведа дореволюцион­ной поры: оно поможет нам разобраться в том, что пред­ставляет собой материя, "тело" права.







Date: 2015-09-25; view: 348; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию