Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Право как факт
Известно, право относится к субъективной стороне нашей жизни. К тому, что представляет собой плод мыслей и воли людей. Особенно тех, кто обладает государственной властью – творит законы, принимает обязательные решения по тем или иным вопросам. "Вот перед нами налог на недвижимость, – говорим мы, – это действующее, позитивное право, так как налог установлен законодателем; это воля законодателя, его решение". Но исходный, принципиально важный пункт истинно научного понимания права заключается как раз в том, что право (притом – действующее право как людское творение, именуемое "позитивным"!) – это не просто и не только мысль. Не просто и не только известные идеи и воля, суждения о должном и возможном поведении, о том, "кто" и "что" вправе делать, поступать. И даже не просто решения властвующих лиц. Позитивное право – это факт. То есть внешняя реальность, строгая объективная данность. То есть такая реальность, объективная данность, которая в каждый данный момент существует и действует как явление нашего бытия, нечто обособленное и "внешнее" для каждого человека и для всех социальных институтов, если угодно, в известном смысле – для общества в целом (на языке философии – явление отчужденное). Впрочем, возьмем на заметку и то обстоятельство, что мы, люди, в нашей повседневной жизни воспринимаем право опять-таки в основном с субъективной стороны. Со стороны, скажем так, – психологии. Выдающийся русский правовед-мыслитель И. А. Покровский, отметив, что существование права "ощущается всеми", пишет: "Право есть некоторая социально-психологическая сила, регулирующая поведение людей; оно есть некоторое состояние общественного сознания и общественной воли, заключающее в себе психическое принуждение индивида к известному поведению. Как явление социальной психологии, право является, таким образом, несомненной реальностью, фактом эмпирической действительности, частью из "мира сущего". 2. Главное – “тело”, материя права Трактовка права как реального факта важна для науки. Это ее исходный пункт. Но такой констатацией ограничиться нельзя (ведь, по сути дела, мысли и воля людей, любые явления психологического порядка – это тоже реальные факты действительности). Перед нами – как подметил правовед, действительно "сила, регулирующая поведение людей" (она – действует, работает, обставлена в своем действии сроками, поддерживается в своем действии государственными органами, именуемыми "правоохранительными"). Главное, право – это особая социальная реальность. Такой поразительный феномен, который относится к субъективной стороне жизни общества, в своем возникновении и действии зависит от людей, от их мнений и воли, и в то же время представляет собой особое явление среди фактов действительности. Что значит "особое явление"? А то, что право имеет свое "тело" – corpus juris, как говорили юристы Древнего Рима. "Тело" как своеобразная, позволительно сказать, материя со своими свойствами, своей жизнью, логикой существования и развития. Материя – не в грубо материалистическом понимание, т. е. не в значении вещественных, зримых предметов (хотя в праве есть и такая сторона – законы, другие правовые источники), а в значении социальной, во многом "незримой" реальности. Что же представляет собой "тело", "материя" (corpus juris) права – разговор особый, он впереди. Сейчас лишь приведу мнение еще одного видного русского правоведа – Б. А. Кистяковского. Причем пока только выдержку из его сочинения, свидетельствующую, помимо самого существа проблемы, о том (и это обстоятельство в высшей степени знаменательное), какое внимание в дореволюционное время русская правовая наука придавала положению о праве как объективной реальности. Итак, по мнению Б. А. Кистяковского, "правовую реальность следует поставить приблизительно посередине между реальностью произведений скульптуры и живописи, с одной стороны, и произведением литературы и музыки – с другой. Но все-таки ее придется признать немного более близкой к реальности первого вида культурных благ, чем второго..." Неожиданные сравнения и аналогии! Не правда ли? Запомним это высказывание правоведа дореволюционной поры: оно поможет нам разобраться в том, что представляет собой материя, "тело" права. Date: 2015-09-25; view: 348; Нарушение авторских прав |