Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и сущность инновацийПонятие «инновация» является достаточно сложным и многогранным. Несмотря на большое количество исследований, посвященных теории инноваций, в науке отсутствует общепринятое определение данного понятия. Разработкой различных аспектов теории инноваций занимались 1. изменение (Й. Шумпетер, Л.С. Бляхман, Ю.В. Яковец, Ф. Валента); 2. процесс (Б. Твисс, С.Ю. Глазьев); 3. результат (Р.А. Фатхудинов, И.Н. Молчанов, Э.А. Уткин). По мнению ряда ученых (Н. Ю. Журавлева, Д.И. Кокурин, К.Н. Назин) следует не строго придерживаться какой-либо одной из вышеперечисленных трактовок, а рассматривать инновацию как экономическую категорию во всех вышеперечисленных аспектах. Обратимся к истории возникновения теории инноваций. У ее истоков стоит австрийский экономист Й. Шумпетер (1883-1950), который в 1911 г. в своей работе «Теория экономического развития» заложил ее основы. Инновации Й. Шумпетер понимал как использование новых комбинаций существующих производительных сил для решения задач предпринимательской деятельности и выделял пять основных типов таких комбинаций: 1) использование новой техники, новых технологических процессов; 2) внедрение продукции с новыми (улучшенными) свойствами; 3) использование нового сырья; 4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения; 5) появление новых рынков сбыта. Инновационная деятельность, по Шумпетеру, базируется на склонности предпринимателя-новатора к риску. При удачном внедрении предприятие-первопроходец получает монопольную прибыль, а нововведение постепенно распространяется и используется в ходе хозяйственной деятельности другими предприятиями. Дальнейшее падение нормы прибыли стимулирует предприятия к новым инновациям. В своей более поздней работе «Экономические циклы» (1939 г.) Й. Шумпетер подробно рассмотрел инновационные процессы в их взаимосвязи с циклическим развитием рыночной экономики. Значительное влияние на дальнейшее развитие теории инноваций оказали идеи Н.Д. Кондратьева, автора теории длинных волн (больших циклов). Исследовав природу долгосрочных экономических колебаний за период 1789-1920 гг., ученый установил их взаимосвязь с техническим развитием производства. Большой цикл состоит из повышательной и понижательной фазы. Перед наступлением повышательной фазы либо в ее начале происходит оживление в сфере технических изобретений, нововведений, появляются новые отрасли промышленности или проходя качественное обновление старые. В повышательной фазе первого цикла роль «катализатора» сыграло развитие текстильной промышленности, производство чугуна, второго цикла – строительство железных дорог, третьего цикла – внедрение электричества, появление радио и телефона, появление отрасли тяжелого машиностроения. На понижательной фазе происходит повсеместное распространение нововведений, завершается же фаза депрессией и новым технологическим «скачком», дающим жизнь новой «длинной волне». Нововведения в такой схеме выступают, с одной стороны, одной и важных причин начала нового цикла, с другой – закономерным итогом развития экономики в цикле предыдущем. Немецкий ученый Герхард Менш, базируясь на идеях Й. Шумпетера и В. Кондратьева, предложил свою классификацию инноваций по степени значимости. Он выделил три основных вида инноваций: базисные, улучшающие и псевдонововведения. Базисные инновации образуют новые отрасли и рынки, либо ведут к значительным изменениям в сферах управления, культуры, общественных услуг. Г. Менш рассматривал цикличность и темпы экономического роста во взаимосвязи с процессом воспроизводства базисных инноваций. По мере распространения базисного нововведения происходит исчерпание его потенциала и создается ситуация «технологического пата» и стагнации в экономике. Вследствие устаревания нововведения и насыщения рынка норма прибыли падает, инвестиционная активность предприятий уменьшается, происходит отток денежных средств из реального сектора в финансовую сферу. Появление новых базисных инноваций влечет за собой новый экономический подъем, и цикл начинается сначала. Улучшающие нововведения, по Г. Меншу, связаны с различными «модификациями» базисных инноваций, их максимальным приспособлением к изменяющимся условиям рынка. Псевдонововведения представляют собой минимальные изменения, которые носят скорее «декоративный» характер, чем действительно стимулируют инновационное развитие. Г. Менш полагал, что ухудшение финансового положения отдельной фирмы стимулирует ее к внедрению инноваций. Уменьшение нормы прибыли в старых отраслях промышленности стимулирует предпринимателей к инвестированию в новые товары и технологии. Таким образом, вслед за Н.Д. Кондратьевым, ученый полагал, что наибольшее количество базисных нововведений должно приходиться на фазу депрессии большого цикла. На повышательной фазе нового цикла в основном происходит появление улучшающих инноваций, в начале понижательной фазы все большую роль начинают играть псевдонововведения. Х. Фримен критиковал подобный подход в связи с высокорискованностью для фирмы инвестирования в инновации на этапе экономического спада. По его мнению, «шторм нововведений» должен начинаться на фазе оживления экономики, а спрос на базисные инновации формируется со стороны быстрорастущих отраслей экономики, составляющих основу большого экономического цикла. Наиболее взвешенной представляется позиция А. Кляйкнехта, в соответствии с которой в период длительных экономических кризисов происходит переход от стратегии максимизации прибыли к стратегии минимального относительного риска. В таком случае стратегия инвестиций в радикальные нововведения может оказаться оптимальной – ее относительный риск будет ниже, чем работа на «старых» рынках. А. Кляйкнехт отмечал, что инновации-продукты в основном появляются на фазе депрессии длинной волны, а инновации-процессы – на фазе подъема. Помимо понимания инновации как изменения в научной литературе существует также подход, рассматривающий инновацию как процесс. Американский экономист Б. Твисс понимал инновации процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание: «Это единственный в своем роде процесс, что объединяет науку, технику, экономику и управление. Он заключается в получении новизны и длится от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая комплекс отношений, производство, обмен, потребление. Венгерский экономист Б. Санто определял инновацию как общественно-экономический процесс, который путем практического использования идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам технологий, изделий. В случае если инновация ориентирована на получение экономического эффекта, важным критерием ее эффективности выступает прибыль. Однако, помимо экономического значения инноваций, ученый также подчеркивал важную роль инноваций как фактора развития общества в целом: «Европейском Союзе инновация пока еще рассматривается лишь как экономически важный фактор, имеющий первостепенное значение в повышении производительности труда и увеличении числа рабочих мест. Вопреки такому явно экономическому, потребительскому и бухгалтерскому подходу к явлению инновации, та важность, которая придается сегодня инновации как фактору развития, несомненно свидетельствует о прямой связи между все более значимой общественной функцией инновации и степенью интеллектуализации общества». Как можно видеть, в данной трактовке инновация выступает не только в качестве фактора повышения экономической эффективности, но также затрагивает интеллектуальную и духовную сферу жизни общества. Ряд исследователей рассматривает инновацию как результат. Так, Р.А. Фатхутдинов понимает инновацию как «конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического и другого эффекта» [5]. Из данного определения видно, что автор разграничивает понятия «новшество» и «инновация». Новшество, по Р.А. Фатхутдинову, представляет собой «оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д. Р.А. Фатхутдинов полагает также неправомерным включение в понятие инновации ее разработку, создание, внедрение, диффузию – все перечисленное, по его мнению, следует отнести к процессу инновационной деятельности. И.Н. Молчанов определяет инновацию как «результат научного труда, направленный на совершенствование общественной практики и предназначенный для непосредственной реализации в общественном производстве». Сходный подход к определению инновации отражен в Руководстве Фраскати (документ, принятый ОЭСР в итальянском г. Фраскати). Инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. В ФЗ № 127 от 23.08.1996 г. (в редакции от 21.07.2011 г.) «О науке и государственной научно-технической политике» инновация определяется следующим образом: «Введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [2]. Анализ существующих в научной литературе подходов к определению инновации позволяет выделить несколько важных сущностных черт данной категории. Во-первых, инновация основана на использовании результатов интеллектуальной деятельности человека. При этом важно отметить, что интеллектуальная деятельность должна носить творческий характер, поскольку обязательным признаком инновации является новизна. Очевидна взаимосвязь инноваций с научно-техническим прогрессом (НТП). Инновация предполагает создание и освоение качественно нового – новых продуктов, технологий, производственных процессов; методов обучения и руководства персоналом, сбыта продукции и пр. Инновации в данном аспекте играют двоякую роль: с одной стороны, они являются плодом научно-технического прогресса и основываются на использовании открытий, изобретений, разработок. С другой стороны, сами инновации способствуют ускорению НТП и экономического роста. Во-вторых, обязательным признаком инновации является наличие положительного эффекта. Эффект может быть самым разным: экономическим, социальным, экологическим и т.д. На микроуровне экономический эффект от инновации может проявляться в форме дополнительной прибыли и конкурентных преимуществ организации-инноватора. На макроуровне он проявляется в дальнейшем ускорении НТП и диффузии инновации. Термин «диффузия инноваций» получил широкое распространение с момента выхода одноименной книги Э. Роджерса в 1962 г. Диффузию инноваций Роджерс определил как процесс, с помощью которого инновация с течением времени распространяется по определенным каналам среди членов социальной системы. В основе его модели лежит деление (сегментация) потенциальных потребителей инноваций на пять групп (сегментов) по степени предрасположенности к внедрению инновации: 1. Инноваторы (innovators, 2,5 % от общего числа фирм, внедривших инновацию); 2. ранние пользователи (early adopters, 13,5%); 3. раннее большинство (early majority, 34%); 4. позднее большинство (late majority, 34%); 5. отстающие (laggards, 16%). Диффузия инновации является механизмом, с помощью которого положительный эффект, полученный от внедрения инновации на одном предприятии, получает более широкое распространение. Социальный эффект от инноваций может выражаться в улучшении качественных характеристик рабочей силы, повышении безопасности и улучшении условий труда, формировании у персонала более лояльного отношения к работодателю и внутренних стимулов к более производительному труду. Экологический эффект от инноваций может заключаться в снижении уровня загрязнения окружающей среды, более экономном расходовании невозобновимых и поддержании (восстановлении) объема возобновимых природных ресурсов. Учитывая тесную взаимосвязь экономической и социальной сфер жизни общества, а также их зависимость от состояния окружающей среды, подобная расширенная трактовка положительного эффекта от инноваций представляется обоснованной. В-третьих, необходимо соотнести понятие инновации с понятиями «новшество», «инновационный процесс», «инновационная деятельность». В части определения новшества наиболее точным, на наш взгляд, является подход Р.А. Фатхутдинова. Новшество представляет собой оформленный результат интеллектуальной деятельности человека, который может быть представлен в идее открытий, изобретений патентов и т.д. В то же время характерной чертой новшества является то, что оно еще не внедрено, и соответственно, еще нельзя говорить о наличии и размере полезного эффекта, который будет получен в результат. Новшество представляет собой идею, «оформленную на бумаге», но еще не получившую материальной формы. Инновационный процесс представляет собой совокупность действий, необходимых для последовательного превращения идеи в инновацию. Существует множество моделей инновационного процесса: линейные, маркетинговые, интерактивные, линейные модели с обратными связями и др. В различных моделях инновационный процесс «заканчивается» на появлении инновации, начале ее коммерциализации или процессе диффузии инновации. В любом случае, нам важно установить, что непосредственно появление инновации можно рассматривать как составную часть инновационного процесса. Инновационная деятельность представляет собой, прежде всего, деятельность, ориентированную на создание и/или внедрение нововведений, однако ее содержание этим не исчерпывается: она также связана с научными исследованиями, созданием (усовершенствованием) технологических процессов, используемых в деятельности предприятия, новыми решениями в области организации производства или социальной сфере, поиском источников финансирования инновационного процесса. Можно заключить, что инновационная деятельность, в свою очередь, представляет собой более широкое понятие, нежели инновационный процесс или совокупность инновационных процессов, поскольку охватывает виды деятельности, в него не входящие. На основании вышеизложенного можно заключить, что сущность инновации заключаетсяв использовании результатов творческой интеллектуальной деятельности человека для повышения эффективности деятельности в той или иной сфере. Резюмируя вышесказанное, можно дать определение понятия «инновация». По мнению автора, инновация представляет собой результат творческой интеллектуальной деятельности, внедренный в производство, способствующий значительному повышению эффективности в той или иной сфере человеческой деятельности (экономической, социальной, экологической и т.д.) и не получивший всеобщего распространения. Под всеобщим распространением следует понимать широкое использование результата интеллектуальной деятельности в рамках анализируемого сегмента экономики. Достоинствами данного определения, на наш взгляд, является указание творческий характер деятельности, в результате которой появляются инновации и, следовательно, на новизну полученного в ходе данной деятельности результата. Принятие трактовки инновации как результата позволяет более четко разграничить понятие инновации и инновационного процесса. Кроме того, данное определение позволяет уйти от необоснованно узкой трактовки позитивного эффекта от инновации, когда он рассматривается лишь в разрезе ее коммерциализации.
6.Свойства инновации (нововведения) Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает обновление или улучшение. В самом общем плане этот термин можно понимать как особую культурную ценность (материальную или нематериальную), которая в данное время воспринимается людьми как новая. Только в начале ХХ века стали изучаться закономерности технических нововведений.
|