Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания. Dr. A. Schmidt. Philosophisches WSrterbuch





 


Dr. A. Schmidt. Philosophisches WSrterbuch. Leipzig, 1919 (См.: «Athens).

 


Этот термин напрашивается как результат проведенного Достоевским психологического анализа героев подполья («Записки из подполья»).

 


Записки из подполья. С. — Петербург, 1894. Издание А. ф. Маркса. С. 95. (Далее все ссылки на издание: Полное собрате сочинений Ф. М. Достоевского. С. — Петербург. Издаше А. Ф. Маркса. 1894. — Приме ч. автора.).

 


Там же. С. 83.

 


Там же.

 


Там же.

 


Еккл. 1: 14.

 


Записки из подполья. С. 98.

 


Там же. С. 74–75.

 


Там же. С. 74.

 


Там же. С. 77.

 


Там же.

 


Там же.

 


Там же. С. 84.

 


Там же. С. 77.

 


Там же. С. 78.

 


Там же.

 


Там же. С. 78.

 


Там же.

 


Там же. С. 92.

 


Там же.

 


Там же.

 


См.: Там же. С. 90.

 


Там же.

 


Там же.

 


Там же. С. 92.

 


Там же.

 


Там же. С. 93.

 


Там же. С. 80. Ср.: Там же. С. 92.

 


Там же. С. 82.

 


Там же. С. 76.

 


Там же. С. 81.

 


Там же. С. 75.

 


См.: Там же.

 


Там же. С. 80.

 


Там же.

 


Nietzshe F. W. Also Sprach Zaratustra. Von den Hinterwelten, Erster Theil.

 


См.: Записки из подполья. С. 81.

 


Там же. С. 80.

 


Там же. С. 83.

 


Там же. С. 97. Ср.: Там же. С. 100.

 


Там же. С. 84.

 


Там же. С. 83.

 


См.: Zeller Е. GrundrissderGeschichte derGriechischen Philosophie/ Bearbeitet von W. Nestle. Leipzig, 1920. S. 292.

 


Записки из подполья. С. 76.

 


Там же. С. 75.

 


Там же. С. 81.

 


«Там же. С. 79.

 


Там же. С. 87.

 


Там же. С. 88.

 


Там же.

 


Там же. С. 89.

 


Там же. С. 89–90.

 


Там же. С. 90,.

 


Там же. С. 91.

 


Там же. С. 95.

 


Там же. С. 95. Ср.: С. 90.

 


По поводу мокраго снега. С. 177.

 


Там же.

 


Братья Карамазовы. С. 270.

 


Там же. С. 271; ср.: Подросток. С. 28.

 


Братья Карамазовы. С. 272.

 


Там же. С. 273.

 


Там же. С. 272.

 


Там же. С. 272–273.

 


Там же. С. 273.

 


Там же. С. 275.

 


Там же. С. 276.

 


Там же. С. 276–277.

 


Там же.

 


Так в своем дневнике Леонардо да Винчи доверительно охарактеризовал человека. Цитата заимствована из работы Мережковского «Л. Толстой и Достоевский». (Издание Т‑за М. О. Вольф. С. — Петербург, Москва, 1912. С. 220.).

 


Достоевский. Игрок. С. 245 (Т. III, ч. II).

 


Паскаль. PensЈes.

 


Братья Карамазовы. С. 280.

 


Там же. С. 280-281.

 


Аллюзия на предсказание пророка Исаии (Ис. 11:6).

 


Братья Карамазовы. С. 282 — 283,.

 


Курсив принадлежит Достоевскому.

 


Там же. С. 283 — 284. Здесь невольно чувствуется поразительное психологическое сходство между бунтарским Ивановым возвратом билета и возвратом таланта в евангельской притче (Мф. 25: 24–25).

 


11 Там же. С. 266.

 


Там же. С. 282.

 


Nietzshe F. W. Wille zur Macht, Nihilismus.

 


Преступление и наказание. С. 286.

 


Идиот. С. 441.

 


Там же. С. 442.

 


Там же. С. 444.

 


Там же. С. 447 — 448.

 


J. Middleton Мurrу. F. M. Dostojevsky, a critical study. P. 37 (1916 год).

 


Macbeth. Act V, Sc. V.

Life’s but a walking shadoq, a poor plauer,

That struts and frets his hour upon the stage

And then is heard no more: it is a tale

Told by an idiot, full of sound and furu,

Signifying nothing.

Жизнь — ускользающая тень, фигляр,

Который час кривляется на сцене

И навсегда смолкает; это — повесть,

Рассказанная дураком, где много

И шума и страстей, но смысла нет.

(Пер. М. Лозинского)

 


Бесы. С. 112.

 


Там же. С. 111.

 


Там же. С. 650.

 


Братья Карамазовы. С. 127.

 


Там же. С. 128.

 


Бесы. С. 170.

 


Дневник писателя за 1876 год. С. 350.

 


Курсив Достоевского.

 


Там же. С. 349.

 


Курсив Достоевского.

 


Кроткая. С. 409.

 


Записки из подполья. С. 95.

 


Дневник писателя за 1876 г. С. 386; Кроткая. С. 409.

 


Дневник писателя за 1876 г. С. 386; Кроткая. С. 409.

 


Братья Карамазовы. С. 290.

 


См.: Там же. С. 292.

 


Мф. 4: 1–11; Мк. 1: 12–13; Лк. 4: 1–14. Ср.: Евр. 4: 15.

 


Братья Карамазовы, С, 303.

 


«Там же, С. 295–296.

 


См.: Там же. С. 294.

 


Там же. С. 293.

 


Там же. С. 298 и 294.

 


Там же. С. 295.

 


Там же. С. 295.

 


Там же. С. 297.

 


См.: Там же. С. 299.

 


Там же. С. 297.

 


Там же. С. 298–299.

 


Там же. С. 301.

 


Там же.

 


Курсив Достоевского.

 


Бесы. С. 596.

 


Братья Карамазовы. С. 272.

 


Там же. С. 158-159.

 


Братья Карамазовы. С. 733 — 734.

 


Там же. С. 734.

 


Там же. С. 84.

 


Там же. С. 84 — 85.

 


Там же. С. 738.

 


Бесы. С. 113.

 


Там же. С. 112.

 


Там же. С. 112-113.

 


Там же. С. 595.

 


Там же. С. 596.

 


Там же. С. 595.

 


Там же. С. 597.

 


Курсив Достоевского.

 


Там же. С. 597.

 


Там же. С. 229–230.

 


Там же. С. 409.

 


Там же. С. 406.

 


Там же. С. 245–246..

 


Там же. С. 650, 652, 198.

 


Там же. С. 245.

 


Там же. С. 198, 240, 262.

 


Material zum Roman «Die DSmonen» /Herausgegeben von Moeller van den Bruck: P. M. Dostojevski, Die D&nonen, zweiterTeil, Mlinchen und Leipzig 1916. S. 519.

 


Бесы. С. 180.

 


Там же. С. 246.

 


Там же. С. 650.

 


Курсив Достоевского.

 


Там же. С. 199.

 


Там же. С. 184.

 


Там же. С. 99.

 


Там же. С. 221, 41, 176.

 


Там же. С. 240. Ср.: С. 239, 244, 245.

 


Там же. С. 247.

 


Там же.

 


Там же. С. 406.

 


Там же. С. 405, 407, 408. Ср.: С. 644.

 


Там же. С. 407.

 


Там же. С. 390 — 391.

 


Преступление и наказание. С. 4.

 


Там же. С. 255.

 


Там же. С. 256.

 


Там же.

 


Курсив Достоевского.

 


Курсив Достоевского.

 


Там же. С. 257.

 


Там же. С. 259.

 


Там же. С. 271.

 


Курсив Достоевского.

 


Там же. С. 260.

 


Там же. С. 417.

 


30 Там же. С. 413.

 


Там же. С. 188.

 


Там же. С. 187.

 


Там же. С. 416,

 


Там же. С. 327.

 


Там же. С. 93.

 


Там же. С. 73.

 


Там же. С. 72.

 


Там же. С. 80.

 


Там же. С. 82.

 


Там же. С. 86.

 


Там же. С. 91.

 


Там же. С. 95–96.

 


Там же. С. 103—104.

 


«...Я буду говорить прежнее, — пишет Достоевский, — что преступление всегда останется преступлением, что грех всегда будет грехом, постыдным, гнусным, неблагородным, на какую бы степень величия вы ни вознесли порочное чувство !» («Неточка Не­званова. С. 213. Т. II. Ч. I. Курсив его.)

 


Преступление и наказание. С. 271.

 


Там же, С. 418.

 


Братья Карамазовы. С. 704, 705, 706.

 


Братья Карамазовы. С. 721.

 


Там же. С. 723-724.

 


Там же. С. 725.

 


Goethe. Faust. Prolog im Himmel.

Der Herr.

Hast du mir weiter nichts zu sagen?

Kommst du nur immer anzuklagen?

Ist auf der Erde ewig dir nichts recht?

Mephistopheles:

Nein, Herr! ich find’ es dort, wie immer, herzlich schlecht.

Гете. Фауст. Пролог на Небесах.

Господь: Ты кончил? С жалобой одною

Являешься ты вечно предо мною!

Иль на земле добра совсем уж нет?

Меф истофель:

Нет, что ни говори, а плох наш белый свет!

(Перевод Н, Холодковского)

 


Так Мефистофель представляется Фаусту (Goethe. Faust. Erster Theil):

Ich bin der Geist, der stets vemeint!

Und das mit Recht; denn Alles, was entsteht,

Ist werth, dass es zu Grunde geht;

Drum besser war’s, dass nichts entstunde.

 


Братья Карамазовы. С. 725.

 


Там же. С. 726.

 


Там же. С. 732,

 


Там же. С. 726.

 


Там же. С. 727.

 


Там же. С. 727-728.

 


Там же. С. 728.

 


Курсив Достоевского.

 


Там же. С. 726.

 


Курсив Достоевского.

 


Там же. С. 719, 720, 721.

 


Там же. С. 720.

 


16 Там же. С. 726.

 


Там же. С. 724.

 


Там же. С. 725.

 


Там же. С. 729.

 


Там же. С. 731.

 


На вопрос Фауста: «Werbistdu derm?», т, е. «Так кто же ты?», Мефистофель отвечает: «Ein Theil von jener Kraft, — Die stets das Вбзе will und stets das Gute schafft! — Faust. Erster Theil., т. е. «Часть вечной силы я, всегда желавшей зла, творившей лишь благое!» (Пер. Н. Холодковского.)

 


Братья Карамазовы. С. 731 -732.

 


Там же. С. 733.

 


Курсив Достоевского.

 


Курсив Достоевского.

 


Курсив Достоевского.

 


Там же. С. 736, 737, 738.

 


Там же. С. 775 — 776.

 


Там же. С. 723. Ставрогин также сознает участие дьявола в его жизни. На слова Дарьи Павловны: «Да сохранит вас Бог от вашего демона» — он отвечает: «О, какой мой демон! Это просто маленький, гаденький золотушный бесенок с насморком» (Бесы. С. 284). Раскольников исповедуется Соне, что черт его навел на Убийство старухи, «а уж после того мне объяснил, что не имел я права туда ходить, потому что я такая же точно вошь, как и все!» (Преступление и наказание. С. 417.)

 


2 Кор. 10: 12.

 


Идиот. С. 404.

 


Братья Карамазовы. С. 85.

 


Так определяет грех св. Макарий Великий: Homil, XV,40; RGr. t34, col. 609 В.

 


Nitzshe. Also Sprach Zarathustra, Der Schatten, Vierter Tell; и в изложении этого принципа Достоевский является предтечей Ницше.

 


Братья Карамазовы, С. 300.

 


Там же. С. 722 и 726.

 


Канон Вел. Андрея Критского — четверток первой седмицы Великого поста, песнь 4, троп. 7.

 


В Св. Писании есть еще много мест, где тьма является синонимом греха.

 


Флоренский П. А. Столпъ и Утверждение Истины. М., 1914. С. 177–178.

 


Преступление и наказание. С. 542 — 543.

 


Бесы. С. 111.

 


Братья Карамазовы. С. 369.

 


Так говорит великий знаток не только психологии людей, но и психологии демонов — святой Иоанн Лествичник: Scala Paradisi; Migne, P. Gr. t. 88, col. 1068 A.

 


Пс. 14: 1 (13).

 


Братья Карамазовы. С. 373.

 


Откр. 2: 24.

 


Вересаев В. Живая жизнь. Москва, 1911. С. 208.

 


Bierbaum Otto J. Dostojewski, zweite Aufl. Mdnchen, 1914. S. 49.

 


Биография и письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского. СПб., 1883.

 


Дневник писателя. Т. X. С. 242.

 


Курсив Достоевского.

 


Там же. С. 426.

 


См.: Там же. С. 427.

 


См.: Там же. С. 430.

 


Letters of F. M. Dostojevsky. Translated by E. C. Mayne. London, 1907. P. 222.

 


Бесы. С. 623.

 


Курсив Достоевского.

 


Letters of F. M. Dostojevsky. Translated by Е. С. Mayne. London, 1907. P. 222.

 


Биография и письма и заметкй из записной книжки Ф. М. Достоевского.

 


Достоевский. Дневник писателя. T. IX. С. 173.

 


1 Ин. 1: 1.

 


Ин. 1: 14.

 


Material zum Roman «Die DSmonen», herausgegeben von Mdller von den Brack: F. M. Dostojevski. «Die DSmonen», zweiter Theil. MUnchen und Leipzig, 1916. S. 523.

 


Там же. С. 535.

 


Кол. 2: 9.

 


Material zum Roman «Die DSmonen». S. 536.

 


Там же. С. 535.

 


Там же. С. 536.

 


Биография и письма… Ф. М. Достоевского.

 


Дневник писателя. Т. XI. С. 476.

 


Letters of Dostojevsky. P. 67. — Подобное Достоевский высказывает и в своем романе «Бесы». Там Шатов говорит Ставрогину: «Не вы ли говорили мне, что если бы математически доказали вам, что истина вне Христа, то вы бы согласились лучше остаться со Христом, нежели с истиной?» (С. 241.)

 


Братья Карамазовы. С. 369.

 


Биография и письма... Ф. М. Достоевского. С. 371.

 


Там же.

 


Там же.

 


Человек есть мера всех вещей.

 


Дьявол есть мера всех вещей.

 


Дневник писателя. T. X. С. 212.

 


Здесь Достоевский имеет в виду слова Христа: Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5: 39).

 


Так утверждает оппонент Достоевского.

 


Биография и письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского. С. 372.

 


Letters of Dostojevsky. Р. 197.

 


Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. С. 230 — 232.

 


См.: Идиот. С. 583–585.

 


Дневник писателя. Т. X. С. 328.

 


Там же. Т. XI. С. 384.

 


Ср.: Кол. 3: 10.

 


Из Материалов к «Бесам» (Достоевского). Этот материал опубликовал Л. Гроссман в одесской газете «Южное слово» за 8 октября 1919 года.

 


Курсив Достоевского.

 


Дневник писателя. T. XI. С. 493.

 


Там же. С. 497.

 


Там же. С. 491.

 


Там же. С. 492.

 


Там же. Т. X. С. 51.

 


Там же. Т. XI. С. 476.

 


Там же. Т. X. С. 52–53.

 


Биография и письма… Ф. М. Достоевского. С. 234.

 


Курсив Достоевского.

 


Letters of Dostojevsky. P. 182.

 


«В том же письме Майкову Достоевский пишет: «В этом мире я знаток, и монастырь русский знаю с детства» (Там же. С. 182).

 


См.: Митрополит Антоний. Словарь к творениям Достоевского. София, 1921. С. 182.

 


Братья Карамазовы. С. 39.

 


Там же. С. 35, 37.

 


Там же. С. 24.

 


Гроссман Л. Из Материалов к «Бесам» (Достоевского)// «Южное слово» (Одесса), 8 окт. 1919 года.

 


Material zum Roman «Die DSmonen». S. 523.

 


2 Kop. 10: 4–5.

 


Material zum Roman «Die Damonen». S, 529.

 


Там же. С. 530.

 


Ин. 12: 24.

 


Там же. 12: 25.

 


Ср.: Мф. 16: 25; Лк. 14: 26.

 


1 Кор. 13: 12.

 


Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. С. 61—62.

 


Дневник писателя. Т. XI. С. 458.

 


Мк. 8: 34; Мф. 16: 24–25.

 


Братья Карамазовы. С. 34.

 


Ср.: Мф. 12: 25; Мк. 3: 24.

 


Дневник писателя. Т. IX. С. 454.

 


Толстой Л. Исповедь. Москва, 1907, С. 74. Сущую противоположность этому толстовскому своеволию разума представляет принцип послушности и распинания ума, особенно выделяемый и представляемый К. Н. Леонтьевым. «Я полностью подчиняюсь Православию, — говорит он. — Я признаю в нем не только то, что убедительно для моего разума и сердца, но и то, что мне претит. Credo quia absurdum. Выражусь иначе: я верую и в то, что мне, по немощности людской вообще и по немощности моего разума особенно, кажется абсурдом. Оно не абсурд, положим, само по себе, но для меня как будто абсурд… Однако я верую и покоряюсь. Это, пожалуй, наилучший вид веры. Совет, который для нас кажется разумным, мы можем, например, принять от любого умного мужика. Чужая мысль поразила наш ум своей истиной. Что ж за диво принять ее? Ей подчиняешься невольно и только удивляешься, как это она тебе самому раньше не пришла на ум. Но, веруя в духовный авторитет, подчиняться ему против своего разума и против вкусов, которые ты воспитывал длительное время, живя иной жизнью, подчиняться добровольно и принудительно вопреки целой буре внутренних протестов — это, мне кажется, и есть настоящая вера» (Леонтьев К, Н. Отец Климент Зеаергольм. Изд. 2–е. М., 1882. С. 99).

 


Флоренский П. А. Цит. соч. С. 64.

 


Братья Карамазовы. С. 367.

 


Дневник писателя. T. XI. С. 473.

 


Братья Карамазовы. С. 191.

 


Братья Карамазовы. С. 190.

 


Там же. С. 369.

 


Там же. С. 370.

 


Курсив Достоевского.

 


Курсив Достоевского.

 


Дневник писателя. Т. XI. С. 249. Это очень напоминает совет апостола Павла Коринфянам: Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога (1 Кор. 4: 5).

 


Братья Карамазовы. С. 37.

 


Там же. С. 25, 32.

 


Идиот. С. 626. — Аглая не может понять Мышкина, поскольку он идеально добр и мудр, а нет в нем ни капли гордости. «Вы честнее всех, благороднее всех, лучше всех, добрее всех, умнее всех!.. Для чего же вы себя унижаете и ставите ниже всех?» (Там же. С. 368.)

 


Ср.: В. П. Митрополит Антоний. Словарь к творениям Достоевского. С. 104.

 


Братья Карамазовы. С. 333.

 


Там же.

 


Там же. С. 334

 


Там же. С. 344

 


Там же. С. 344-347.

 


Там же. С. 348 — 360.

 


Сон смешного человека. Дневник писателя. Т. XI. С. 137.

 


Св. Макарий Великий. De custodia cordis X; Migne, P. gr. t. 34, col. 829 B.

 


Он же. Homil. XV; ibid., col. 601 B.

 


Св. Авва Дорофей. Doctrina XVI; Migne, P. gr. t. 88, col. 1776 B.

 


Братья Карамазовы. С. 364.

 


Там же. С. 368.

 


Св. Иоанн Лесгвичник. Scala Paradisi; Migne, P. gr. t 88, col. 993 A.

 


Братья Карамазовы. С. 350.

 


Св. Антоний Великий. Добротолюбие, V.

 


Ср.: Авва Дорофей. Doctrina, II; XIV; Migne, P. gr. 188, col. 1641. A. B.; col. 1676 A. C.

 


Дневник писателя. Т. XI. С. 264 — 268.

 


Моя жизнь во Христе. — Приведем еще некоторые мысли этого почти современника нашего. «Необходимо в особенности стремиться к тому, — говорит он, — чтобы никогда и ни в чем не сравнивать себя с другими, но всегда ставить себя ниже других, даже если ты в каком‑либо отношении выше других или такой же, как они». «Если хочешь быть истинно смиренным, то считай себя ниже всех, достойным того, чтобы тебя все топтали». «Я — сама немощь и нищета. Бог — моя сила. Это убеждение — моя высшая мудрость, которая делает меня блаженным». «Смирись духовно пред каждым, считая себя ниже его или ее, ибо тебя Сам Христос поставил быть слугой каждому, несмотря на то что все Его члены так же, как и ты, носят раны гpexa».

 


Мк. 12: 30; Мф. 22: 37-38; Лк. 10: 27.

 


Св. Иоанн Лествичник. Scala Paradisi; Gradus XXVI; Migne, P. gr. t. 88, col. 1028 B.

 


Ин. 4: 8, 16.

 


Св. Симеон Новый Богослов. Divinonim amorum liber, cap. XXXVII; Migne, P. gr. 1.120, col. 502 В. В своей Oratio XXV (ib. col. 423 C) святой говорит: Charitas Deus est, et non creature.

 


Св. Иоанн Кассиан. Collatio XVI; Migne, P. lat 149, col. 1027 A.

 


См.: Флоренский П. А. Цит. соч. С. 71.

 


2 Пет. 1: 4.

 


Еф. 3: 5.

 


1 Кор. 2: 11.

 


Там же. 2; 9.

 


Мф. 22: 39.

 


Братья Карамазовы. С. 669.

 


Ср.: Кол. 3: 14.

 


Bemardi Caravallensis Opera, ed. Maballon, 17,19. De dil. Dei, 1,1.

 


Флоренский П. А. Цит. соч. С. 84.

 


1 Ин. 4: 7–8.

 


Авва Дорофей. Doctrina VI; Migne, P. gr. t. 88, col. 1696 B-D.

 


Братья Карамазовы. С. 288.

 


Ср.: 1 Ин. 4: 7.

 


Братья Карамазовы. С. 32.

 


Кол. 3: 14.

 


1 Кор. 13: 1-2.

 


Ср.: Там же. 13: 12.

 


Ср.: Там же. 13: 8.

 


Ср.: Там же. 12: 10.

 


Letters of F. M. Dostojevsky. Р. 222.

 


Братья Карамазовы. С. 68 — 69.

 


Ср.: Еф. 4: 13.

 


Ср.: Кол. 2: 19.

 


Св. Симеон Новый Богослов. Divinorum amorum, liber I, cap. XXXVII; Migne, P. gr. t. 120, col. 592 B: «sine essentia est, nihil est».

 


Die Atomistik des Willens, Bd.II. (1891). S. 164.

 


Флоренский П. А. Цит. соч. С. 92.

 


1 Ин. 3: 14.

 


Курсив Достоевского.

 


Братья Карамазовы. С, 372.

 


Дневник писателя. Сон смешного человека. T. XI. С. 141, Ср.: Рим. 13: 8–10.

 


Курсив Достоевского.

 


Там же. С. 141.

 


Там же.

 


Дневник писателя. Т. XI. С. 423–424. T. IX. С. 91.

 


Ин. 13: 34–35.

 


Дневник писателя. T. XI. С. 470.

 


«Бесы. С. 638.

 


Дневник писателя. Т. XI. С. 390.

 


Св. Макарий Великий. Homil XXXVII, 3; Migne, P. gr. t. 34, col. 752 C.

 


Ср.: Ин. 3: 16.

 


Братья Карамазовы. С. 415.

 


Св. Иоанн Златоуст. In. Epist. ad Ephes. cap. V, Homil. 3.

 


Св. Афанасий Великий. De Incamat. § 54.

 


Св. Иоанн Златоуст. Exposition in Psalmum VIII, 1.

 


Братья Карамазовы. С. 71.

 


Там же. С. 368.

 


Там же. С. 363.

 


Там же. С. 71.

 


Бунт Ивана «заминирован» этой мыслью. С нею Иван и начинает свой бунт. Алеше он. говорил: «Я тебе должен сделать одно признание: я никогда не мог понять, как можно любить своих ближних. Именно ближних‑то, по–моему, и невозможно любить, а разве лишь дальних. Я читал вот как‑то и где‑то про «Иоанна Милостивого»(одного святого), что он, когда к нему пришел голодный и обмерзший прохожий и попросил согреть его, лег с ним вместе в постель, обнял его и начал дышать ему в гноящийся и зловонный от какой‑то ужасной болезни рот его. Я убежден, что он это сделал с надрывом лжи, из‑за заказанной долгом любви, из‑за натащенной на себя эпитимии. Чтобы полюбить человека, надо, чтобы тот спрятался, а чуть лишь покажет лицо свое — пропала любовь.

— Об этом не раз говорил старец Зосима, — заметил Алеша, — он тоже говорил, что лицо человека часто многим еще неопытным в любви людям мешает любить. Но ведь есть и много любви в человечестве, и подобной Христовой любви, это я сам знаю, Иван...

— Ну а я‑то пока еще этого не знаю и понять не могу, и бесчисленное множество людей со мною тоже.<…>По–моему, Христова любовь к людям есть в своем роде невозможное на земле чудо» (Братья Карамазовы. С. 274).

 


Там же. — С. 84.

 


Подросток. С. 220, 219.

 


Ср.: 1 Кор. 2: 16.

 


Курсив Достоевского.

 


Курсив Достоевского.

 


Дневник писателя. Т. X. С. 425 — 426.

 


Подросток. С. 369.

 


Ср.: Ин. 13: 34–35.

 


Св. Иоанн Златоуст. Ad Ephes. Homil. IX, 3.

 


Letters of F. M. Dostojevsky. P. 135.

 


Идиот. С. 412.

 


Христоустремленный дух Православной Церкви восхищенно молится дивному Господу Иисусу: «Иисусе, асея твари оукрасителю… помилуй мя… в — Акафист Иисусу ОлдднАйшему. Икос 4.

 


Ср.: Прем. 2: 23.

 


Дневник писателя. Т. XI. С. 476.

 


Братья Карамазовы. С. 361.

 


Letters of F. M. Dostojevsky. P. 135.

 


Братья Карамазовы. С. 361.

 


Там же.

 


Биография… и записная книжка Ф. М. Достоевского. С. 59.

 


Братья Карамазовы. С. 198.

 


Там же. С. 363.

 


Дневник писателя. T. XI. С. 70.

 


Братья Карамазовы. С. 363.

 


Подросток. С. 395.

 


Биография… Ф. М. Достоевского. Ср.: Подросток. С. 381: «В пустыне человек укрепляет себя даже на всякий подвиг».

 


Кол. 3: 3.

 


Флп. 4: 7.

 


Братья Карамазовы, С. 363.

 


Подросток. С. 395.

 


Курсив Достоевского.

 


Курсив Достоевского.

 


Братья Карамазовы. С. 362 — 363.

 


Там же. С. 350–351.

 


Идиот. С. 235.

 


Братья Карамазовы. С. 365.

 


Биография… Ф. М. Достоевского. С. 373.

 


Братья Карамазовы. С. 368.

 


Наилучший пример этого — отношение к блуднице, взятой в прелюбодеянии, которую привели к Нему книжники и фарисеи, эти древние отождествители грешника с грехом (Ин. 8: 3 —11). Господь осудил не ее, а ее грех:.. Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши (Ин. 8: 11).

 


Ин. 1: 9.

 


Подросток. С. 364.

 


Братья Карамазовы. С. 295.

 


Биография... Ф. М. Достоевского. С. 311.

 


Там же. С. 371.

 


Евр. 5: 14.

 


Братья Карамазовы. С, 368.

 


Там же. С. 368.

 


1 Ин. 4: 18.

 


Братья Карамазовы. С. 368.

 


Это следует соотнести со словами апостола Павла о любви: Любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13: 7).

 


Братья Карамазовы. С. 370.

 


Там же. С. 370.

 


Там же. С. 367.

 


Св. Иоанн Златоуст. In. Epist. ad Philip. Homil. II, 1.

 


Братья Карамазовы. С. 373. Ср. слова Макара в «Подростке» (с. 394): «Самоубийство есть самый великий грех человеческий, но судья тут — един лишь Господь, ибо Ему лишь известно всё, всякий предел и всякая мера. Нам же беспременно надо молиться о таковом грешнике. Каждый раз, как услышишь о таковом грехе, то, отходя ко сну, помолись за сего грешника умиленно; хотя бы только воздохни о нем к Богу; даже хотя бы ты и не знал его вовсе, — тем доходнее твоя молитва будет о нем».

 


Братья Карамазовы. С. 190.

 


Там же. С. 188.

 


Там же. С. 368.

 


Ср.: 1 Тим. 4: 4–5.

 


Тит. 1: 15.

 


Братья Карамазовы. С. 340.

 


Кол. 1: 16.

 


Флоренский П. А. Цит. соч. С. 310.

 


Братья Карамазовы. С. 340.

 


Там же. С. 346.

 


Там же. С. 340.

 


Подросток. С. 392.

 


Там же. С. 365, 368.

 


Братья Карамазовы. С. 369.

 


Там же. С. 368.

 


* Там же. С, 341.

 


Так, прпп. Сергий Радонежский (XIV век) и Серафим Саровский {XIX век) принимали медведя как гостя; Пахомий Египетский (IV век) и св. Феодора перебирались через Нил на крокодиле… Сам Господь Христос в пустыне был со зверями (Мк. 1: 13) — Флоренский П. А. Цит. соч. С, 305.

 


Идиот. С. 346.

 


См.: Дневник писателя. Т. X. С. 87.

 


Братья Карамазовы. С. 371. — В романе «Бесы» одна старушка, жившая в монастыре, говорит: «И всякая тоска земная, и всякая слеза земная — радость нам есть; а как напоишь слезами своими под собой землю на пол–аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься» (С. 140).

 


Братья Карамазовы. С. 334.

 


Там же.

 


Идиот. С. 594.

 


Братья Карамазовы. С. 369.

 


Там же. С. 413-415.

 


Там же. С. 416.

 


Дневник писателя: Сон смешного человека. T. XI. С. 132—136.

 


Курсив Достоевского.

 


Там же. С. 140–141.

 


Идиот. С. 241.

 


Братья Карамазовы. С. 356, 358, 577 — 578, 669, 673.

 


Братья Карамазовы. С. 337.

 


Там же. С. 93; 330.

 


Ср.: Мф. 11: 28-30.

 


Биографияи записная книжка Ф. М. Достоевского.

 


Идиот. С. 583–584.

 


Бесы. С. 241.

 


Дневник писателя. Т. IX. С. 437.

 


Позднее, в «Дневнике» же Достоевский пишет, что через догмат о непогрешимости папа ««в сущности, провозгласил себя владыкой мира, а пред католичеством поставил, уже догматически, прямую цель всемирной монархии…». Идея эта, «.«огромнейшая идея мира, идея, вышедшая из главы диавола во время искушения Христова в пустыне, идея, живущая в мире уже органически тысячу лет…», легко умереть не может и не умрет (Т. XI. С. 191–192).

 


Там же. Т. X. С. 108 -109.

 


Кардинал Ньюман в 1875 году писал: «Мы должны принимать вещи такими, какие они есть: верить в Церковь — значит (см. с. 258)

 


Дневник писателя. Т. X. С, 109–110.

 


Там же. С. 111.

 


Курсив Достоевского.

 


Курсив Достоевского.

 


Там же. Т. XI. С. 5. — В своем романе «Бесы» Достоевский пишет: «Рим обоготворил народ в государстве и завещал народам государство. Франция в продолжение всей своей длинной истории была одним лишь воплощением и развитием идеи римского бога и ударилась в атеизм, который называется у них покамест социализмом, то единственно потому лишь, что атеизм все‑таки здоровее римского католичества» (С. 243).

 


«С тех пор, — продолжает Достоевский, — эта попытка в римском мире шла вперед и изменялась беспрерывно. С развитием этой попытки самая существенная часть христианского начала почти утратилась вовсе. Отвергнув наконец христианство духовно, наследники древнеримского мира отвергли и папство. Прогремела страшная французская революция, которая в сущности была не более как последним видоизменением и перевоплощением той же древнеримской формулы всемирного единения. Но новая формула оказалась недостаточною, новая идея не завершилась. Был даже момент, когда для всех наций, унаследовавших древнеримское призвание, наступило почти отчаяние. О, разумеется, та часть общества, которая выиграла для себя с 1789 года политическое главенство, то есть буржуазия, — восторжествовала и объявила, что далее и не надо идти. Но зато все те умы, которые по вековечным законам природы обречены на вечное мировое беспокойство, на искание новых формул идеала и нового слова, необходимых для развития человеческого организма, — все те бросились ко всем униженным и обойденным, ко всем не получившим доли в новой формуле всечеловеческого единения, провозглашенной французской революцией 1789 года. Они провозгласили свое уже новое слово, именно необходимость всеединения людей, уже не ввиду распределения равенства и прав жизни для какой‑нибудь одной четверти человечества, оставляя остальных лишь сырым материалом и эксплуатируемым средством для счастья этой четверти человечества, а напротив, всеединения людей на основаниях всеобщего уже равенства, при участии всех и каждого в пользовании благами мира сего, какие бы они там ни оказались. Осуществить же это решение положили всякими средствами, то есть отнюдь уже не средствами христианской цивилизации, и не останавливаясь ни перед чем» (Там же).

 


Там же. С. 384.

 


В «Братьях Карамазовых» Алеша говорит Ивану; «Мы знаем иезуитов-<.„>Они просто римская армия для будущего всемирного земного царства, с императором — римским первосвященником во главе» (С. 302); И в «Дневнике» своем Достоевский пишет: «Злой дух чище иезуитов» (T, DC. С. 380. Курсив Достоевского).

 


В романе «Бесы» Достоевский говорит: «Ни один народ, ни один народ еще не устраивался на началах науки и разума: не было ни разу такого примера, разве на одну минуту, по глупости. Социализм по существу своему уже должен быть атеизмом, ибо именно провозгласил, с самой первой строки, что он установление атеистическое и намерен устроиться на началах науки и разума исключительно. Разум и наука в жизни народов всегда, теперь и с начала веков, исполняли лишь должность второстепенную и служебную; так и будут исполнять до конца веков. Народы слагаются и движутся силой иною, повелевающею и господствующею…<…>«Искание Бога»… Цель всего движения народного, во всяком народе и во всякий период его бытия, есть единственно лишь искание Бога, Бога своего, непременно собственного, и вера в Него как в Единого Истинного. Бог есть синтетическая Личность всего народа…<->Никогда не было еще народа без религии, то есть без понятия о зле и добре.<…>Никогда разум не в силах был определить зло и добро или даже отделить зло от добра, хотя приблизительно…» (С. 242.)

 


В «Братьях Карамазовых» Достоевский сам от себя говорит: «…социализм есть не только рабочий вопрос, или так называемого четвертого сословия, но по преимуществу есть атеистический вопрос, вопрос современного воплощения атеизма, вопрос Вавилонской башни, строящейся именно без Бога, не для достижения небес с земли, а для сведения небес на землю» (С. 34).

 


Курсив Достоевского.

 


Дневник писателя. Т. XI. С. 390–391.

 


Курсив Достоевского.

 


Курсив Достоевского. (Говоря «с ним», Инквизитор имеет в виду сатану, который искушал Христа в пустыне.)

 


Время отпадения Римской Церкви от Вселенской Православной Церкви. Следует иметь в виду, что действие поэмы «Великий Инквизитор» происходит в XVI веке.

 


Братья Карамазовы. С. 298.

 


Там же. С. 299. Курсив Достоевского.

 


Здесь нужно вспомнить творцов человеко–бога и их учения о грехе и преступлении.

 


Там же. С. 293.

 


Там же.

 


Там же. С. 300.

 


К тому же выводу приходит и глубокомысленный знаток Запада Хомяков: «Государство земное заняло место Церкви Христовой» (Цит. соч. С. 38); «Со времен раскола нет больше Церкви на Западе, существует только духовная римская империя, которую позднее разделила протестантская республика» (Там же. С. 383).

 


Дневник писателя. Т. IX. С. 474. В «Братьях Карамазовых» прозорливый старец Зосима говорит о Европе: «.. до многих случаях, там Церквей уж и нет вовсе, а остались лишь церковники и великолепные здания церквей, сами же Церкви давно уже стремятся там к переходу из низшего вида, как Церковь, в высший вид, как государство, чтобы в нем совершенно исчезнуть. Так, кажется, по крайней мере в лютеранских землях. В Риме же так уж тысячу лет вместо Церкви провозглашено государство» (С. 79).

 


Ср.: «Да, Европу ждут огромные перевороты, такие, что ум людей отказывается верить в них, считая осуществление их как бы чем‑то фантастическим» (Там же. С. 387); «…Над всей Европой уже несомненно носится что‑то роковое, страшное и, главное, близкое…» (Там же. С. 301.)

 


Курсив Достоевского.

 


Там же. С. 495. Ср.: «...В Европе, в этой Европе, где накоплено столько богатств, всё гражданское основание всех европейских наций — всё подкопано и, может бьггъ, завтра же рухнет бесследно на веки веков, а взамен наступит нечто неслыханно новое, ни на что прежнее не похожее. И все богатства, накопленные Европой, не спасут ее от падения, ибо “в один миг исчезнет и богатство"» (Там же. С. 449). Ср. также: Т. X. С. 102, 120, 215.

 


Там же. Т, X. С. 111.

 


Так в 1871 г. из Дрездена Достоевский писал Страхову // Letters of F. M. Dostojevsky. Translated by E. C. Mayne. London, 1907. P. 207.

 


Идиот. С. 585.

 


Дневник писателя. T. XI. С. 384.

 


Биография… и записная книжка Ф. М. Достоевского.

 


Гроссман Л. Из материалов к «Бесам» (Достоевского) // Южное слово. Одесса, 25. IX.1919.

 


Дневник писателя. Т. X. С. 224.

 


Там же. Т. IX. С. 240.

 


Там же. Т. XI. С. 147.

 


Там же. Т. X. С. 441.

 


Биография… и записная книжка Ф. М. Достоевского. С. 273.

 


Братья Карамазовы. С. 365.

 


Гроссман Л. Из материалов к "Бесам».

 


Курсив Достоевского.

 


Дневник писателя. Т. XI. С. 521.

 


Там же. Т. X. С. 143.

 


Там же. С. 312.

 


Дневник писателя. Т. XI. С. 225.

 


Там же. Курсив Достоевского.

 


Идиот. С. 594.

 


Дневник писателя. Т. XI. С. 183.

 


Там же. Т. X. С. 229.

 


Там же.

 


Там же. С. 295.

 


Там же. С. 204.

 


Соловьев В. Три речи в память Достоевского // Соловьев В. Собрание сочинений. Т. III. (СПб.) С. 197.

 


Дневник писателя. Т. X. С. 51.

 


Там же. Т. IX. С. 206 — 209,178–179. См. также: Т. ХI. С. 256–269.

 


Там же. т. IX. С. 240. T. X. С. 313.

 


Letters of F. M. Dostojevsky. P. 238.

 


Дневник писателя. T. XI. С. 472.

 


Там же. С. 473.

 


В 1873 г. Достоевский писал: «Говорят, русский народ плохо знает Евангелие, не знает основных правил веры. Конечно так, но Христа он знает и носит Его в своем сердце искони. В этом нет никакого сомнения. Как возможно истинное представление Христа без учения о вере? Это другой вопрос. Но сердечное знание Христа и истинное представление о Нем существует вполне. Оно передается из поколения в поколение и слилось с сердцами людей. Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос, и он любит образ Его по–своему, то есть до страдания» (Дневник писателя. Т. IX, С. 209). — «…Хоть народ наш и не знает молитв, но суть христианства, но дух и правда его сохранились и укрепились в нем так, как, может быть, ни в одном из народов мира сего, несмотря даже на пороки его. Впрочем, атеист или равнодушный в деле веры русский европеец и не понимает веры иначе как в виде формалистики и ханжества. В народе же они не видят ничего подобного ханжеству, а потому и заключают, что он в вере ничего не смыслит, молится, когда ему надо, доске, а в сущности равнодушен, и дух его убит формалистикою. Духа христианского они в нем не приметили вовсе, может быть, и потому еще, что сами этот дух давно уже потеряли, да и не знаюг, где он находится, где он веет» (Там же. Т. XI. С. 78). «Знает же народ Христа Бога своего<.„>хоть и не учился в школе<~>слыхивал об этом Боге–Христе своем от святых своих, работавших на народ и стоявших за землю русскую до положения жизни, от тех самых святых, которых чтит народ доселе, помнит имена их и у тробов их молится. Поверьте, что в этом смысле даже самые темные слои народа нашего образованны гораздо больше, чем вы в культурном вашем неведении об них предполагаете, а может быть, даже образованнее и вас самих, хоть вы и учились катехизису» (Дневник писателя. Т. X. С. 142).

 


«...В Батыево нашествие еще, может быть, пел: Господи Сил, с нами буди! — и тогда-то, может быть, и заучил этот гимн, потому что, кроме Христа, у него тогда ничего не оставалось, а в нем, в этом гимне, уже в одном вся правда Христова. И что в том, что народу мало читают проповедей, а дьячки бормочут неразборчиво, — самое колоссальное обвинение на нашу Церковь, придуманное либералами, вместе с неудобством церковнославянского языка, будто бы непонятного простолюдину...» (Там же.)

 


Курсив Достоевского.

 


Курсив Достоевского.

 


Там же. С. 473 — 474. — В одном письме, отвечая некоей матери на вопрос, как ей воспитывать ребенка, Достоевский говорит: «Вашему ребенку восемь лет; познакомьте его с Евангелием, учите верить в Бога, это самое православное воспитание. Это sine qua non, по–другому Вы не сможете из своего сына сделать тонкое человеческое существо, в лучшем случае это будет мученик, в худшем — бездушный, летаргический «успех», что еще более печально. Верьте мне, Вы не сможете никогда, нигде, ни в чем найти что‑то лучше, нежели Спаситель» (Letters of F. M. Dostojevsky. Р. 224).

 


Курсив Достоевского.

 


Аллюзия на свое четырехлетнее каторжничество в Сибири.

 


Там же. С. 475. Нет сомнения, что Достоевский лучше, чем кто бы то ни было из русских писателей, знает русский народ, знает его отрицательные черты, зная и положительные. Он, так сказать, нашел стиль в русской душе. Для него существуют «…два народные типа, в высшей степени изображающие нам весь русский народ в его целом. Это прежде всего забвение всякой мерки во всем (и, заметьте, всегда почти временное и проходящее, являющееся как бы каким‑то наваждением). Это потребность хватить через край, потребность в замирающем ощущении, дойдя до пропасти, свеситься в нее наполовину, заглянуть в самую бездну и — в частных случаях, но весьма нередких — броситься в нее как ошалелому вниз головой. Это потребность отрицания в человеке, иногда самом неотрицающем и благоговеющем, отрицания всего, самой главной святыни сердца своего, самого полного идеала своего, всей народной святыни во всей ее полноте, перед которой сейчас лишь благоговел и которая вдруг как будто стала ему невыносимым каким‑то бременем. Особенно поражает та торопливость, стремительность, с которою русский человек спешит иногда заявить себя, в иные характерные минуты своей или народной жизни, заявить себя в хорошем или в поганом. Иногда тут просто нет удержу. Любовь ли, вино ли, разгул, самолюбие, зависть — тут иной русский человек отдается почти беззаветно, готов порвать все, отречься от всего, от семьи, обычая, Бога. Иной добрейший человек как‑то вдруг может сделаться омерзительным безобразником и преступником, — стоит только попасть ему в этот вихрь, роковой для нас круговорот судорожного и моментального самоотрицания и саморазрушения, так свойственный русскому народному характеру в иные роковые минуты его жизни. Но зато с такою же силою, с такою же стремительностью, с такою же жаждою самосохранения и покаяния русский человек, равно как и весь народ, и спасает себя сам, и обыкновенно, когда дойдет до последней черты, то есть когда уже идти больше некуда. Но особенно характерно то, что обратный толчок, толчок восстановления и самоспасения, всегда бывает серьезнее прежнего порыва — порыва отрицания и саморазрушения» (Дневник писателя. Т. ЕХ. С. 205 — 206).

 


Там же. С. 476.

 


Там же.

 


Там же. С. 477.

 


Там же. С. 491. Ср.: «…Гражданские идеалы всегда прямо и органически связаны с идеалами нравственными, а главное то, что несомненно из них только одних и выходят» (Там же. С. 493).

 


Там же. С. 491.

 


Там же. С. 496. «Кстати, — продолжает Достоевский, — вспомните: что такое и чем таким стремилась быть древняя христианская Церковь? Началась она сейчас же после Христа, всего с нескольких человек, и тотчас, чуть не в первые дни после Христа, устремилась отыскивать свою «гражданскую формулу», всю основанную на нравственной надежде утоления духа по началам личного самосовершенствования. Начались христианские общины — церкви, затем быстро начала созидаться новая, неслыханная дотоле национальность — всебратская, всечеловеческая, в форме общей вселенской Церкви. Но она была гонима, идеал созидался под землею, а над ним, поверх земли тоже созидалось огромное здание, громадный муравейник — древняя Римская империя, тоже являвшаяся как бы идеалом и исходом нравственных стремлений всего древнего мира: являлся человекобог, империя сама воплощалась как религиозная идея, дающая в себе и собою исход всем нравственным стремлениям древнего мира. Но муравейник не заключился, он был подкопан Церковью. Произошло столкновение двух самых противоположных идей, которые только могли существовать на земле: человекобог встретил Богочеловека, Аполлон Бельведерский — Христа. Явился компромисс: империя приняла Христианство, а Церковь — римское право и государство. Малая часть Церкви ушла в пустыню и стала продолжать прежнюю работу: явились опять христианские общины, потом монастыри — всё только лишь пробы, даже до наших дней. Оставшаяся же огромная часть Церкви разделилась впоследствии, как известно, на две половины. В западной половине государство одолело наконец Церковь совершенно. Церковь уничтожилась и перевоплотилась уже окончательно в государство. Явилось папство — продолжение древней Римской империи в новом воплощении. В восточной же половине государство было покорено и разрушено мечом Магомета, и остался лишь Христос, уже отделенный от государства.<…>Пока народ наш хоть только носитель Христа, на Него Одного и надеется» {Там же. С. 497 — 498).

 


Братья Карамазовы. С. 364.

 


Там же. С. 364.

 


То есть его сын Петруша и остальные бесы.

 


Бесы. С. 630 — 631.

 


Ср.: Дневник писателя. Т. IX. С. 107. Подросток. С. 218.

 


Дневник писателя. T. XI. С. 521.

 


Курсив Достоевского.

 


Там же. С. 522.

 


Там же.

 


Там же.

 


Биография… и записная книжка Ф. М. Достоевского.

 


Там же.

 


Братья Карамазовы. С. 74.

 


Там же. С. 75.

 


Там же. С. 75–76.

 


Там же. С. 76.

 


Там же. С. 80. В конце своей жизни Достоевский писал: «Государство есть, по преимуществу, христианское общество, и стремится стать Церковью. В Европе обратное этому. В этом заключается одно из самых главных различий между нами и Европой» (Биография... и записная книжка Ф. М. Достоевского. С. 364).

 


Дневник писателя. Т. XI. С. 296. В том же «Дневнике» Достоевский пишет: «!.. всеединение славян<„>— не захват и не насилие, а ради всеслужения человечеству<„.>В этом самоотверженном бескорыстии России — вся ее сила, так сказать, вся ее личность и всё будущее русского назначения» (С. 223).

 


Братья Карамазовы. С. 366.

 


Там же. С. 366.

 


Там же. С. 80.

 


Курсив Достоевского. — В универсальности и всечеловечности Пушкинского гения Достоевский видит художественное выражение русского народного духа. «…В европейских литературах<.„>были громадной величины художественные гении — Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры. Но укажите хоть на одного из этих великих гениев, который бы обладал такою способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин. И эту‑то способность, главнейшую способность нашей национальности, он именно разделяет с народом нашим, и тем, главнейше, он и народный поэт. Самые величайшие из европейских поэтов никогда не могли воплотить в себе с такой силой гений чужого, соседнего, может быть, с ними народа, дух его, всю затаенную глубину этого духа и всю тоску его призвания, как мог это проявлять Пушкин. Напротив, обращаясь к чужим народностям, европейские поэты чаще всего перевоплощали их в свою же национальность и понимали по-своему. Даже у Шекспира его итальянцы, например, почти сплошь те же англичане. Пушкин лишь один изо всех мировых поэтов обладает свойством перевоплощаться вполне в чужую национальность» (Дневник писателя. Т. XI. С. 466 — 467). «Нет, положительно скажу, не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине ее, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном, а потому и чудесном, потому что нигде ни в каком поэте целого мира такого явления не повторилось. Это только у Пушкина, и в этом смысле, повторяю, он явление невиданное и неслыханное, а по-нашему, и пророческое, ибо... ибо тут-то и выразилась наиболее его национальная русская сила, выразилась именно народность его поэзии, народность в дальнейшем своем развитии, народность нашего будущего, таящегося уже в настоящем, и выразилась пророчески. Ибо что такое сила духа русской народности как не стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечно-сти? Став вполне народным поэтом, Пушкин тотчас же, как только прикоснулся к силе народной, так уже и предчувствует великое грядущее назначение этой силы. Тут он угадчик, тут он пророк» (Там же. С. 468). Несколько ранее Достоевский писал; «.„всечеловеч-ность есть главнейшая личная черта и назначение русского» (Там же. Т. X. С. 204). «.„Общечеловечность есть идея национальная русская, — считает Достоевский и выражает убеждение, — <...> что настоящее социальное слово несет в себе не кто иной, как народ наш, что в идее его, в духе его заключается живая потребность всеединения человеческого, всеединения уже с полным уважением к национальным личностям и к сохранению их, к сохранению полной свободы людей и с указанием, в чем именно эта свобода и заключается, —

Date: 2015-09-18; view: 272; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию