Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности русской философии





Начало последовательного развития русской философии относится ко второй чет­верти 19 в. В 40-50-х годах 19 в. идейные споры велись в основном о будущих путях раз­ви­тия России. Западникам, ориентировавшимся на европейские модели, противостояли славя­нофилы, выступавшие за самобытность России, которую они видели в крестьянской общине, в православии и соборности русского народа. Славянофилы, среди которых вы­делялись своим значительным философским потенциалом Киреевский, Аксаков, Самарин и особенно Хомяков, стремились опровергнуть немецкий тип философствования и выра­ботать на основе отечественных традиций особую русскую философию.

В центр новой философии Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) ставил принципы непротиво­речивой цельности, устранения болезненных противоречий между умом и верой, истиной духовной и естест­венно-жизненной. Религии, несмотря на достижения европейского ли­берализма и рациона­лизма, должны быть возвращены все права духовного лидера.

Алек­сей Степанович Хомяков (1804-1860) считал истинной христианской религией правосла­вие: в католицизме есть един­ство, но нет свободы, в протестантизме, напротив, свобода не подкрепляется единством. Только для православия характерна соборность, или общин­ность, сочетание единства и сво­боды, опирающееся на любовь к Богу. Соборность, един­ство, свобода, любовь - ключе­вые и наиболее плодотворные философские идеи Хомя­кова.

Под влиянием славянофильства сложилось почвенничество, общественно-литера­турное движение 60-х годов 19 в. Ф. М. Достоевскому (1821-1881) была близка идея при­оритета искусства - с учетом его «органиче­ской» силы - над наукой. «Почва» для Досто­евского - это родственное единение с русским народом. Быть с народом, значит, предпринимать постоянные усилия по своему моральному обновлению. Для Достоевского на первом месте стоит постижение истоков действительно положительной личности. Вопрос о смысле жизни выходит на первый план, и решает он его не на путях рациональных рассуждений, а в лоне глубоких пережи­ваний, экзистенций. Именно по­этому Достоевский - мыслитель экзистенциального склада, путеводная звезда экзистенциа­листов 20 в., но в от­личие от них он не профессиональный философ, а профессиональный писатель. Может быть, поэтому в творчестве Достоевского едва ли просматривается сколько-нибудь четко сформулированная философская концепция. Последнее характерно и для ге­ниального русского писателя Л.Н. Толстого (1828-1910). Толстой также занят религиоиска­тельством. В отличие от Достоевского, Христос для Толстого не Бог, а человек, научивший других, как применять любовь, а именно непротивлением злу насилием. Для Толстого на первом месте стоит не философия, а этика в ее религиозной форме. Подытоживая, можно конста­тировать, что подлинный нерв славянофильства - это религиозно-этическое искатель­ство, надежда, что на этом пути славянам повезет больше, чем другим.

Славянофилы всячески стремились подчеркнуть самобытность русской филосо­фии. Западники, напротив, были убеждены, что россиянам надо учиться философии у За­пада. К ранним западникам обычно относят П. Я. Чаадаева, Н. В. Станкевича, В. Г. Белин­ского, А. И. Герцена. Из этой плеяды русский мыслителей широтой и глубиной своих фи­лософских воз­зрений выделялся Александр Иванович Герцен (1812-1870), философ, писа­тель политиче­ский деятель. Герцен прекрасно знал учения Шеллинга, Гегеля, Сен-Си­мона, других запад­ных философов. Быстрое философское развитие Герцена привело к тому, что уже в начале 40-х годов 19 в. он достигает философского уровня наиболее вид­ных западных мыслителей того времени. При этом для философии Герцена характерны многие типичные для отечест­венной философии черты: синтетичность, народность, все­охватность. Герцен - знаток фило­софии, логики, литературы, истории, он имеет физико-математическое образование. Весь комплекс знаний Герцен стремится объединить в еди­ное жизненное целое, развивая при этом значительно рельефнее, чем это делали славяно­филы, рационалистические аспекты филосо­фии. Все философские построения Герцена пронизывает идея единства. Он подчеркивает единство природы и человека, материи и сознания, эмпирического опыта и рационального мышления, сознательной и бессозна­тельной деятельности, индивида и народа, естествозна­ния и философии, науки и жизни. В политической области Герцен стремится к развитию об­щества без насилия и антагониз­мов. Российское будущее он связывал с идеалами народного социализма. Если среди ран­них западников своими философскими талантами выделялся Герцен, то позднее одним из лидеров стал Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). На него значительное влияние оказала философия Фейербаха. Чернышевский, подобно Фей­ербаху, - антропо­центрист, материалист и атеист. Философское внимание Чернышевского направлено на человека. В этом он следует Фейербаху, но в отличие от последнего, Черны­шевский до­полняет философскую характеристику человека экономическим, социально-по­литическим и этическим анализом. Чернышевский разрабатывает проблемы экономики, оп­ределяет материальные условия быта как имеющие первостепенное значение для жизни че­ловека. Здесь Чернышевский близок к воззрениям Маркса. Но удельный вес экономизма в учении Чернышевского не столь высок, как в марксизме. Чернышевский в отличие от Мар­кса ос­новное внимание уделяет не экономике, а эстетике и этике. В этике Чернышевский - сто­ронник «разумного эгоизма», согласования поступков с внутренними убеждениями и ра­циональным выбором. В эстетике Чернышевский также близок к материализму, для него прекрасное есть полнота жизни. Если речь идет о произведении искусства, то оно должно оцениваться, прежде всего, в его связи с реальной, повседневной жизнью. Безусловно, фи­лософия Черны­шевского способствовала развитию русской культуры второй половины 19 в., привнеся в нее ряд жизнеутверждающих мотивов.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - гениальный мыслитель России, поражающий многогранностью своих интересов. Он обладал удиви­тель­ной эрудицией вообще и, прежде всего, глубоким знанием мировых философских сис­тем и учений и критиковал такие их недостатки, как отвлеченность и односторонность: одни под­черкивали всеобщее и рационализм, а другие впадали в противоположную край­ность - эм­пиризм, частное. И та, и другая крайности, заводили философскую мысль в ту­пик, преграж­дая путь к адекватному осмыслению единого сущего. Он первым в России создал свою осо­бую философскую систему. Его основные труды: «Оправдание Добра», «Кризис западной философии (против позитивизма)», «Философские начала цельного знания», «Критика от­влеченного начала», «Чтение о Богочеловечестве» и др. По словам С. Булгакова, философ­ская система Соловьева есть самый полнозвучный аккорд в истории философии. Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глу­бина и полнота сущего пред­полагает принцип абсолютной личности. Именно Бог олицетворяет положительное всеединство су­щего. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено божественным единством. Все ма­териальное одухотворено божественным началом, вы­ступая в качестве мировой души, или Софии, т.е. смыслонаполненностью вещей и собы­тий, что связано с идеей творческого мас­терства. Таким образом, стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: Абсолют­ное осуществляет благо через истину в кра­соте. Эти три начала - благо, истина и красота - составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь - силу, подрывающую корни эгоизма. Соловьевым была зало­жена основа собственно философского принципа всеединства - оригинального и глубоко продуманного принципа нашей философии, обогатившего сокро­вищницу мировой фило­софской мысли. Соловьев развил плодоносную тенденцию к синтезу философской и бого­словской мысли, рационального и иррационального типов философство­вания, единения западной и восточной культурных традиций.

Нравствен­ный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природным мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу. Рассматривая проблему «человек и общество», Соловьев утвер­ждал, что человек - вершина творения Бога. Как центральная фигура во всей истории россий­ской философской мысли, Соловьев оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей (С.Л. Франк, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин и др.), которые в период рас­пространения марксизма в России составили религиозно-философское направле­ние.

Итак, для многих русских философов характерен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравст­венных, религиозных. Таково творчество славянофилов, Вл. Соловьева, П.А. Флорен­ского, Н.А. Бердяева и др. Но мир - это не просто целостность, а положительное единство (Вл. Со­ловьев). Чаще всего положительное единство понимается в русской философии как приори­тет нравственных ценностей, религиозно-нравственного опыта жизни. Известный знаток русской философии отец Василий Зеньковский считал наиболее характерной чер­той русской философии ее этический персонализм. Этический персонализм, понятый в общественном контексте, приводит к принципу соборности. Соборность означает един­ство людей на основе их любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей. Принцип соборности использо­вался многими русскими мыслителями в качестве основы для разви­тия политических и пра­вовых воззрений. Принцип цельности применительно к проблемам теории познания конкре­тизировался в сочетании чувственного, рационального и мистиче­ского. Часто основу позна­ния видят в интуиции. Речь идет не об интеллектуальной интуи­ции Декарта, а о реальной интуиции, таком постижении внешнего, когда оно сливается с внутренним, психическим. В этой связи можно отметить, что в русской философии всегда достойнейшим образом было представлено интуитивистское направление (Н.О. Лосский, С.Л. Франк, А.Ф. Лосев и др.). В вопросе об истинности русские философы стремились соединить теоретический и нравст­венно-религиозный опыт, где истинность сближается с праведностью. Таким образом, можно отметить, что русская философия имеет практиче­ски-нравственную и религиозную (в лице большинства своих представите­лей) ориентацию. Важнейшими харак­терными чертами русской философии являются принципы всеединства, этического персона­лизма, соборности, реальной интуиции, ис­тины - праведности.

 

Date: 2015-09-18; view: 437; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию