Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная западная философия





Современная западная философия представляет собой весьма сложный и многомерный социокультурный феномен, интегрирующий в себе множество различных школ, направлений, концепций, которые отражают противоречивую динамику философского сознания на протяжении последней трети XIX – XX в.

В развитии европейской философии можно выделить две эпохи: классику (развитие философии с античных времен до середины XIX в.) и постклассику (развитие европейской философии с середины XIX в. до настоящего момента). Под классической философией подразумевается европейская философская традиция от греков до Гегеля включительно. Термин «постклассика» характеризует состояние философии «после классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические философские направления. Неоклассическая философия в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм). Неклассическая философия обнаруживает разрыв с предшествующей философской традицией, демонстрируя не только проблемно-тематические сдвиги, но и понимание сущности и задач философии.

Классическая философия отличалась: приверженностью метафизической проблематике, объективизмом, субстанциализмом, беспредпосылочностью философствования, признанием потенциального тождества бытия и мышления, мысли и языка. Становление и развитие постклассической западной философии было связано с акцентированным неприятием этих фундаментальных принципов классического философствования и попытками их радикального переосмысления.

Постклассическая философия критически оценивает претензии разума, интенсифицирует интерес к человеку-в-мире, обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности, характеризуется значительной фрагментацией проблемного поля.

В рамках постклассической философии выделяют следующие типы философствования:

- сциентистский (позитивистская традиция),

- иррационалистический («философия жизни», экзистенциализм),

- умозрительно-метафизический (религиозная философия),

- смешанный (психоанализ, феноменология, герменевтика, структурализм, постструктурализм, постмодернизм).

Во вт. пол. XIX в. возникает иррационализм как новое философское направление, фундаментальные основы которого закладываются в творчестве С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Их идеи впоследствии будут неоднократно востребованы в различных направлениях философии XX в.

Если попытаться определить специфические этапы в раз­витии современной западной философии, то вполне отчетливо можно обнаружить три этапа.

Первый этап продолжается с 70-х гт. XIX в. до Первой миро­вой войны. В этот период развивается эмпириокритицизм, неокан­тианство, философия жизни, прагматизм, неогегельянство. Для философии этого периода характерно сопоставление с наукой; во всяком случае наука становится мерой познания для большинства философских школ. Философия либо стремится утвердиться как наука (хочет быть наукой о методе научного познания или наукой о предпосылках и принципах научных теорий), либо, напротив, отвергает науку и ее претензии на объективное познание, ссылаясь на внерациональные источники познания (интуицию и т.п.). Это противопоставление впоследствии стало основой оппозиции «сци­ентизм - антисциентизм».

Второй этап длится с конца Первой мировой войны до конца 50-х гг. XX в. Он объединяет такие течения, как феноменология, экзистенциализм, неопозитивизм, персонализм и т.п. Всем этим течениям присуще уже четкое размежевание научного и философ­ского знания.

Третий этап начинается в 60-е гг. Спецификой философского мышления в этот период является больший акцент на целостность и свободу человека. И в эти годы мысль человека не менее исто­рична, чем в предшествующий период. Однако сегодня при рас­смотрении генезиса явлений в большей мере она учитывает струк­туру явлений. История теперь воспринимается не как какой-то ка­узально обусловленный процесс, но как деятельность людей, при анализе и оценке которой необходимо учитывать два аспекта: и каузальность, и свободу. В истории есть определенные сферы, раз­витие которых невозможно предсказать исходя из модели каузаль­ности, они - дело человеческой свободы.

 







Date: 2015-09-18; view: 401; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию