Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы познания в философии. Соотношение чувственного и рационального, эмпирического и теоретического уровней в научном познании





 

Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" – знание и "logos" – учение, слово и означает учение о знании, несмотря на то, что сам термин "гносеология" введен в философии сравнительно недавно (шотландским философом Дж. Феррером в 1854 г), учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. Познание - высшая форма отражения объективной действительности. Марксистско- ленинская философия исходит из признания единства отражения, предметно- практической деятельности и коммуникации, из понимания познания как социально- опосредованной, исторически развивающейся деятельности отражения. Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Человеческий разум, в процессе познания каждый раз пытается ответить на вопрос: познаваем ли мир?

Три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания.

3 формы агностицизма:

1. Античный скептицизм (Пиррон)

“Кто ясно хочет познавать, тот должен прежде основательно сомневаться ”. Скептицизм, признавая принципиальную возможность познания, выражает сомнение в достоверности знаний. Человек, движимый стремлением к знанию, говорит: “Я не знаю, что это такое, но надеюсь узнать”. Агностик же утверждает: “Я не знаю, что это такое, и никогда не узнаю ”. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомнения, а это – путь к истине. Заблуждения возникают, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Сама сущность постоянно изменчива. Древнегреческий философ Протагор, например, сомневался в существовании богов: «О богах я не могу знать, есть они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию,- и вопрос темен и людская жизнь коротка».

2. Агностицизм Канта (кантианство)

Кант "Критика чистого ума". Человеческое познание как любой процесс, который исторически развивается, на каждом конкретном этапе своего развития имеет ограниченный, относительный характер. Агностицизм абсолютизирует эту относительность, утверждая, что человеческое познание в принципе не способно проникнуть в сущность явлений.

Все знание сводится им или к привычке, приспособлению, специфической организации психической деятельности (Юм), или к конструктивной деятельности разума (Кант), утилитарной пользы (прагматизм), к проявлению специфической энергии органов чувств (Мюллер), к символам, иероглифам (Гельмгольц, Плеханов), к результатам соглашения между учеными (конвенционализм), к отображению отношений между явлениями, а не их природы (Пуанкаре, Бергсон), к правдоподобию, а не объективной истинности его содержания (Поппер). Общая идея - знание - не дает отображения сущности действительности.

Кант: 1 ступень познания: чувственная 2 ступень: рассудок 3 ступень: разумное познание (ум отрывается от практики) В зависимости от познаваемости той или иной вещи Кант говорил, что есть «вещь для нас»- познаваемая, «вещь в себе»- непознаваемая.

Космологическая идея (конечен ли космос), теологическая (есть ли Бог), психологическая (душа смертна или нет). И. Кант писал: "Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта... ".

3. Юмизм (Д. Юм)

Субъективный идеалист обратил внимание на причинность явлений: объективной причины нет, а есть лишь наша привычка, наше ожидание связи данного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. Мы в принципе не знаем и не можем знать, существует или не существует сущность предметов как внешний источник ощущений. Он утверждал: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств».

Противоположностью таким позициям выступает гносеологический оптимизм. Он имеет много ярких представителей: Демокрит, Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, Ф. Бэкон, Н. Кузанский, Р. Декарт, Шеллинг, Гегель, К. Маркс и другие. Принципиальную возможность познания признают не только материалисты, а и большинство идеалистов.

Согласно материалистической гносеологии источником познания является объективная реальность. Познание этой реальности - это процесс творческого отображения ее в сознании человека. Знание по своей природе - это результат отображения, субъективный образ объективного мира.


Теория познания диалектического материализма. Утверждается, что нет вещей непознаваемых, есть вещи непознанные. Мы можем познать лишь главные связи, выражающие сущность изучаемого явления. Процесс познания, по Ленину, проходит 3 ступени: «… от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него- к практике. Таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». Под живым созерцанием имеются в виду ощущения. Т.о. теория познания диалектического материализма базируется на сенсуализме (основа познания - данные органов чувств).

Дальнейшее развитие материалистической теории познания:

1. Распространение диалектики на объяснение познавательных процессов, создание диалектики как науки об общих законах развития природы, общества, мышления и познания;

2. Введение принципа практики как основного и решающего для выяснения сущности гносеологических проблем и их решения;

3. То, что человек может познать и что он познает, определяется уровнем общественно-исторического развития человечества, всемирно-историческим развитием общей системы знаний, закрепленных в предметах материальной и духовной культуры, в категориальном строении мышления, в его структуре, в языке.

В качестве особого направления выделяется гносеологический иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.







Date: 2015-09-18; view: 507; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию