Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система
Такие понятия, как «общество», «социум», «общественный», «социальный», крайне распространены, однако их смысл часто оказывается чрезвычайно многозначным и не до конца ясным. Главным образом необходимо отличать термин «общность» от термина «общество». Общность можно помыслить как форму совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом (семья, народ). Общество – это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Общество выстроено на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включенности в общество, чем в зависимости от включенности в общность. Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности, трех «миров», не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека, т. е. объективный и подчиненный физическим законам. Во-вторых, это мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда. Третий мир — человеческая субъективность, духовные сущности идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы. Первый источник развития общества находится в мире природы, являющейся основанием его существования, точнее, «о взаимодействии общества и природы. Обращает на себя внимание тот факт, что крупнейшие цивилизации возникали в руслах великих рек, а наиболее успешное развитие капиталистической формации происходило в странах с умеренным климатом. Современный этап взаимодействия природы и общества характеризуется понятием экологического кризиса, основной причиной которого была установка на «покорение природы», игнорирование пределов ее устойчивости по отношению к антропогенным влияниям. Необходимо изменить сознание и поведение миллиардов людей, дабы этот источник саморазвития общества мог действовать и дальше. Второй источник развития общества связан с технологическими детерминантами, с ролью техники и процессом разделения труда в общественном устройстве. Т. Адорно полагал, что вопрос о приоритете экономики или техники напоминает вопрос о том, что было раньше: курица или яйцо. То же относится к характеру и типу труда человека, который во многом определяет систему общественных отношений. Это стало особенно очевидно в современную эпоху, когда обозначились контуры постиндустриального, информационно-технологического общества. В этом случае основное противоречие возникает между гуманными целями человеческого существования и "бездушным" миром информационной техники, несущим потенциальную угрозу человечеству. Третий источник саморазвития общества усматривается в духовной сфере, в процессе реализации того или иного религиозного или светского идеала. Идея теократии, т. е. управления обществом и государством высшими религиозными авторитетами, была очень популярна в истории, да и сейчас находит место в концепциях религиозного фундаментализма. История общества в этом случае рассматривается как реализация воли Бога, а задача человека — воплотить этот промысел, уделяя основное внимание не земным проблемам, а подготовке к будущей, вечной жизни. В концепциях истории А. Тойнби, II Сорокина основное значение в детерминации развития общества придается морально-религиозному, духовному его совершенствованию, соотношению санкций и наград как ведущей причине групповой солидарности людей. Сторонники коммунистического идеала видят в нем один из основных «двигателей» социального развития, зовущий миллионы людей на борьбу за освобождение человечества и построение справедливого общества.
10. сократ и его школы. Школа киренаиков.Счастье-чувственное наслаждение.Чувственное удовольствие и есть благо.Гедонизм-чувственное удовольствие.Путь достижения личного счастья лежит через к внешним условиям жизни.Наслаждение связано с деятельностью человека.Наслаждение-сам процесс.Динамика. Аристип.Киническая школа.Счастье-внутренняя свобода человека.Довольствуйся тем,что имеешь.Не стремись к обладанию большие того,что у тебя есть.Путь обретения счастья-презрение к внешнему миру,обычаям,традициям,культурам.Не думают о том что будет,живу моментом. Диоген Аристипу:Если бы ты умел кормиться овощами,тебе бы не пришлось прислуживать при дворах тиранов. Аристип Диогену:Если бы ты умел общаться с людьми тебе бы не пришлось чистить себе овощи. Эпикурская школа.Наслаждение достигаемое через добродеятель. Наибольшее наслаждение приносит то,что оправдано разумом.Наслаждение-покой,освобождение от деятельности.Наслаждение-состояние насыщения.Статические наслаждения выше динамических. Нужно избавиться от желания.Наслаждением для эпикурейцев является длительное отсутствие страдании.Высшее наслаждение-общение с друзьями. Пирон-скептицизм.Счастье-атараксия. Атараксия-состояние безмятжености,невозмутимости покоя.Путь к этому состоянию-воздержание о суждении о добре и зле, истине и лжи, примирение с действительностью. Этика стоиков.Основатель-Зенон.Счастье-достижение внутренней свободы и подчинению судьбе. Во внешнем мире все подчиненно судьбе,борьба с которой напрасна и делает человека несчастным. Желающего судьба ведет,нежелающего судьба тащит.Счастье-рабство внешним обст.Мы не можем изменить обстоятельства мы можем изменить отношение к ним.Внутреняя свобода человека достигается через освобождение от страстей.Страсть-неразумное и несогласованное с природой человека движение души. 4 вида страстей:1)желание(необоснованные разум) 2)Страх 3)Наслаждение 4)Скорбь Апатия-состояние души, неподверженное страстям.
11. объективный идеализм платона. Платон считается первым древнегреческим философом, создавшим целостную философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию и антропологию. Философское учение Платона обнимает широкий круг вопросов: о бытии, о мире и его происхождении, о душе и познании, об обществе и т.д. Философию Платон понимает как учение о сущем, том что является постоянным в окружающем мире. Мир чувственных вещей непостоянен и изменчив: материальные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными являются идеи (эйдосы) материальных предметов. Идея - это сущность предмета, отделенная от него, «вынутая» из человеческого сознания и помещенная в некий идеальный мир, где собраны все идеи всех предметов. Любая материальная вещь является лишь материальным отображением идеи данной вещи. Например, лошади рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи лошади, которая вечна и неизменна. Идея - образец, модель, по которой создаются, «копируются» предметы. Материальный мир образуется из соединения «идеи» и «материи», того, что придает «идее» оформленность и вещественность. Платон считает, что первичен именно мир идей, мир идей вторичен. Поэтому его называют создателем первой в мире идеалистической системы.
12.метофизика Аристотель.Благо-то к чему стремиться человек по природе.Назначение человека –разумная деятельность,разум отличает его от растения и животных.Высшее-цель низшего.Три уровня человеческой природы.1)Растительная (душа)2)Животное 3)Разумное. Животные добродеятели 1)мужество 2)умеренность 3)щедрость 4)великолепие 5)великодушие 6)честолюбие 7)ровность 8)справдивость 9)любезность 10)дружелюбие 11)справедливость Мудрость-высшая добродеятель.В разуме. Аристотель – великий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огромный потенциал,Аристотель развил собственное философское учение. Выше мы видели, что Платон встретился с большими трудностями при осмыслении природы идей. Аристотель стремился разъяснить сложившуюся проблемную ситуацию. Он перенес акцент с идеи на форму.Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю(субстрат) и форму.
13. этическое учение фило. Эллинизма. Эллинизм - религиозно-культурное течение, образовавшееся в Восточном средиземноморье 323 - 30 годах до н.э. (в период и после завоеваельных походов Александра Македонского) путем смешения греческих образовательных элементов с ближневосточными. Результатом этого смешения стал некий космополитизм, идеей которого стало учреждение мировой монархии на месте национальных государств. По Гарнаку, для эллинизма характерно: Проникновение в Римскую империю сирийских и персидских религий, которые имели некоторые сходные черты с христианством. Наступившее вследствие демократизации общества падение точной науки и возросший интерес к мистической религиозной философии, ищущей откровений и чудес. Острое разделение между богом и миром и разрушение наивных представлений об их связи и единстве. Убеждение, что связь с плотью для духа унизительна и осквернительна. Искание спасения, как спасения от мира и плоти. Убеждение, что всякое спасение есть сохранение для вечной жизни и что оно связано с сознанием и очищением. Уверенность, что спасение души, как возвращение к богу, совершается постепенно. Предположение, что спасение, а, следовательно, и Спаситель, уже существуют убеждения, что все освобождающие средства должны быть причастны сознанию, но не исчерпываются им; в конце концов они должны принести и сообщить действительную божественную силу. Религиозный синкретизм вследствие знакомства с восточными религиями, а также мистическими обрядами. Как следствие синкретизма сильнейший стимул к монотеизму. Эллинизм явился серьезным фактором, повлиявшим на возникновение христианства.
14.общая хар-ка средневеков.фил. Условия распространения христинанства.1)Кризис античной культуры и упадок жизненных сил античного общества,связанный с крушением веры языческих Богов. 2)Появление христианства,обладающее простыми,всепонятными принципами.а)принцип монотеизма.б)христианство-религия откровения,данная Богом через пророков и апостолов в священном писании(библия) и священном придании(жизнь в церкви). 3)религия боговоплащения. Бог ради спасения человека стал человеком.4)Искупление. Бог, ради искупления человека от смерти сам принял смерть. 5)Принцип равенство перед Богом.6)Любовь-высший принцип нравственной жизни. Основные периоды 1)Апостольский век(1 в.н.э.)12 апостолов.Петр,Павел.Высшие апостолы. Первозванным апостолом явл.Андрей.Фома.Матвей. Еще было 70 апостолов. Были написаны 4 Евангелия, книга деяния апостолов,21 апостольское послание,книга Апокалипсис.ЭТО СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ НОВОГО ЗАВЕТА! 2)Апологетика 2-4 веков.Апологетика-сочинения,направленные на защиту христианства от язычества,защиты иудаизма ересей и Римского государства.Тетулиан-выдающиися апологет. Устин Философ. Климент Александрийский. 3)Патристика 4-8 века. Разрабатываются основные догматы христианского учения отцами Церкви. А)Западная патристика Б)Восточная патристика.Признаки а)язык.Запад-латинский,Восточные на греческий.б)Политический.Запад-отца которые жили и трудились на тер-рии западной римской империи, там властвовали Варвары.Западные отцы:Амвросий Медиоланский,Августин Блаженный. Иероним Блаженный. Восточные-тер-рия Византии.Восточные отцы церкви:Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст,Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин. 4)Схаластика.9-14 века.Направление крестьянской философии и теологии,стремящегося обосновать истины веры с помощью логики Аристотеля.
15. Патристика — теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетеоцентризм — признание в качестве источника всего сущего Бога;1)креационизм — признание того, что Бог создал все из ничего;2)провиденциализм — признание того, что Бог правит всем;3)персонализм — признание того, что человек — “персона”, сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью;4)ревеляционизм — признание того, что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания.На этапе патристики большой вклад в развитие философии внесли такие отцы христианской церкви, как: Тертуллиан (160 — 220), Ориген (ок. 185 — 253/254), Киприан Карфагенский (после 200 — 258), Евсевий Памфил (ок. 260 — 339), Афанасий Великий (295 — 373), Григорий Богослов (Назианзин) (329/330 — 390), Василий Великий (ок. 330 — 379), Амвросий Медиоланский (333/334 — 397), Григорий Нисский (335 — после 394), Иероним Стридонский (347 — 419/420), Августин Блаженный (354 — 430) и др.тики позднеантичного и средневекового общества.
16Принципы Схаластики. Схаластика-Направление крестьянской философии и теологии,стремящегося обосновать истины веры с помощью логики Аристотеля. 1)Философия должна брать свои положения из священного писания 2)Не нужно пытаться критически осмыслить эти положения,достаточно того,что они там есть.(в священном писании).Положения священного писания необходимо рассматривать как факты или абсолютно достоверные истины. 3)Философия должна разуметь рациональный смысл фактов писания и передать этот смысл другим людям. 4)Для этого необходимо применить строгий дедуктивный метод а именно силлогистику Аристотеля. Первый основатель схаластики-Августин Боэции а).Основная задача философии в том,чтобы довести до разума человека того,что есть Бог,каковы его свойства,как он управляет миром и воздает каждому по заслугам,что высшим блаженством является подчинение ему свободной воли человека Богу. Б)Ограничил круг проблем. Соотношение веры и разума,проблема доказательства бытия Бога. В)Проблема Теодицея.(Оправдания Бога за существование зла). Г)Проблема соотношения божественного соизволения и человеческой свободы. Д)Проблемы божественного предопределения и человеческой свободы. Е)Проблема соотношения времени и вечности. Ж)Проблема универсалий. Общие идеи. Схаластики:Иоанн Эриугенна,Ансельм Контельберииский,Фома Аквинский,Дунс Скот,Вильям Оккам.
19.общая хар-ка фил нового времени. Специфика философии основывае правомерность научного способа познания. Основные черты: 1) Рационализм- учение утверждающее что сущностной хар-кой человека является деятельность его разума. 2) Гносеологизм- принцип утверждающие приоритет теории познания над онтологией. 3) Сциинтизм- принцип утверждающий приоритет научного знания над всеми другими. 4) Методологизм- установка на разыскание истиного метода познания. Принцип утверждающий что разыскание этого метода позволит человеку избавиться от заблуждения. Основные периоды развития: 1) метофизика 17.в. 2) философия просвящения 18в. 3) немецкая классическая фил середины 18-19вв. также входит Эмпиризм и рационализм Френсиса Бекона, великое восстание наук Ф.Бекона и метофизика Рене Дикарта.
20. философия Френсиса Бекона ( 1561-1626): -рационализм (Р.Декарт 1596-1650, Б. Спиноза 1632-1677, Готвик Лейбниц 1646-1716, Давид Юм 1711-1776.)-Эмпиризм (Т.Гоббс 1588-1679, Джон Локк 1632-1704, Джорж Беркли 1685-1753, Давид Юм 1711-1776). Рационалисты империки ставили общие для них вопросы, но давали разные ответы. Что является источником истинного значения? Рационалисты- источником значения является мышление, основной принцип максимализма рацион. сформирование Р.Декарта «я мыслю, следовательно я существую». Суть: мое собствен. мышление. Разрабатываются учения о враждебных идеях. Эмпирики- источником явл опыт. Под опытом понимается. принцип- «нет ничего в разуме, чего прежде не было в опыте.Локк.»; учение о чистой доске.смысл- человек рождается без всякого знания. Что является причиной заблуждения? 1) предрасутки-это суждение о чувственных вещах, истинность которых принята без проверки разума. 2) мышление- не проверен с опытом. Каков метод истинного познания? Дедукция. Суть- что мы устанавливаем строгий перечень достоверного знания и из него дедуцируем все остальное знание. Индукция. Суть: рассуждение от единичного факта к общим рассуждениям. Также создал программу построения науки. Принципы построения: 1) познание человека должно быть направленно на природу. Цель-пожчинение человека над природой. 2) все без исключен. Старые знания должны быть пересмотренны, потому что были получены без контроля, т.е без всякого метода. 3) старая логика должна быть отброшена как непригодная для открытия новой(Аристотель). 4) в процессе познания следует учитывать что дух человека неизбежно вносит знания о вещах, что-то о себе. В процессе познания необходимо обнаружить идеалы и очищать от них знания. Идеалы: идеалы рода (заблуждение которое присуще природе чел.рода); идеалы пищеры(присуще природе отдельного индивида); идеалы рынка(заблуждение связан. с неправильн.употреблением слов); идеалы театра- заблуждение которое связано с принятием различных филос.концепций. 5) чтобы разум мог воспринимать вещи какими они есть на самом деле, он должен быть вооружен спец.методом познания.
21. Метофизика Рене Дикарта. Философское учение о первых началах и высших причинах всего существующего: 1) процедура радикального сомнения.2) учение о субстанции. Шаги: 1) для того чтобы отделить достоверные знания от правдоподобных, необходимо усомниться во всех вещах на сколько это возможно. 2) необходимо считать все необходимым-ложным. Чтобы ограничить круг поиска, достоверность знаний. 3) нельзя применять радикальные сомнения в жизнен.практике. потому что в жизни мы должны действовать прежде,чем избавимся от сомнения. 4) мы можем усомниться во всех чувственных вещах. 5) необход усомниться в математич.доказательствах. 6) первичный и достоверный факт в котором я не могу усомниться-это мое мышление.
23.особенности немецкой классической философии. Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества.Она представлена философским творчеством:– Иммануила Канта (1724–1804);– Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814);– Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854);– Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831);– Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций.1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры.2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история:– для Канта человек – нравственное существо;– Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума;– Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного;– Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы;– Фейербах определяет новую форму материализма – антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека.3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей:– Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику;– Шеллинг – натурфилософию, онтологию;– Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический;– Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.;– Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики.4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики:– диалектика Канта – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума;– диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека;– Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диалектического развития, природа у него – развивающийся дух;– Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении;– Фейербах в своей диалектике рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа). 24.трансцендентальный идеализм И.Канта. Трансцендентальная философия исследует способность перехода данных опыта в образуемую нашим сознанием систему, благодаря которой возникает всеобщее необходимое знание. «Критика чистого разума» - 1781 г.«Критика практического разума» - 1788 г.«Критика способности суждения» - 1790 г. Итак, философию Канта называется критическим или трансцендентальным идеализмом.Основная цель- нахождение всеобщих и необходимых оснований человеческого познания и гуманистических ценностей и, прежде всего, оснований возможности свободы личности.
22. философия эпохи просвещения. французский материализм 18 в: Ламетри,Дидро,Гельвецкий, Гольбах. важные моменты в ее общей характеристике: -получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);- развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века; - формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс. Дени Дидро (1713-1784)- развития материалистической философии Просвещения. Дидро убежден, что наши понятия истинны лишь при условии их соответствия вещам вне нас, которое устанавливается только опытом, или размышлениями, основанными на наблюдении и эксперименте. Дидро определяет природу как общий результат сочетания разнородных элементов инертной материи, находящейся в постоянном движении. Исходя из этого, Дидро выдвигает гипотезу, что в основе природы лежит только одна субстанция,необходимая и достаточная для объяснения мира и человека – материя. Ее всеобщими свойствами, или атрибутами являются способности движения и ощущения. Жюльену Офрэ де Ламетри (1709-1751). Как и Дидро, Ламетри разделяет локковское положение об эмпирическом источнике всех наших знаний и убеждение в том, что сущность чего бы то ни было непознаваема. Ламетри утверждает, что душа протяженна, т. к. она обнаруживает себя в росте и движениях органических тел. Местопребыванием чувствующей души является мозг. Она сосредоточена в тех его частях, на которые оказывают воздействие импульсы, идущие от органов чувств. Человеческая душа может возвышаться от ощущений до восприятий и мышления. Однако сама способность мыслить, подобно способности чувствовать, зависит от физической организации человека, ибо расстраивается, слабеет и угасает вместе с его телом. Стало быть, заключает Ламетри, наша душа насквозь материальна. С его точки зрения, дух есть лишь весьма активная и свободная материя, отличающаяся от других ее форм неосязаемой тонкостью и чрезвычайной подвижностью. Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) попытался определить природу человеческого ума и морали. Мир материален, бесконечен во времени и пространстве, материя находится в постоянном движении. Мышление и ощущение являются свойствами материи, её наиболее сложными образованиями. Выступал против агностицизма и идеи божественного происхождения мира.Гельвеций пытался создать «науку о нравственности». По его мнению, из двух чувств — любви к удовольствию и отвращения к страданию — возникает третье чувство любви к себе. Именно любовь к себе он считал первичным импульсом всех действий человека. Любовь к себе порождает в свою очередь страсти, стремление к счастью и интересы.Являлся сторонником учения о решающей роли среды в формировании личности, считал страсти человека главной движущей силой общественного развития.“Добродетельный человек – не тот, кто жертвует своими привычками и самыми сильными страстями ради общего интереса, ибо такой человек невозможен, - утверждает Гельвеций, - а тот, чья сильная страсть до такой степени согласуется с общественным интересом, что он почти всегда принужден быть добродетельным.” Поль Анри Гольбах (1723-1789). разработал философскую картину Вселенной как единого целого, где все находится во взаимосвязи друг с другом. Утверждал первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей неза-висимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Сущность человека, по Гольбах., проявляется в его стремлении к самосохранению, к личному благу и удовлетворению своих жизненных потребностей.
25. моральная философия И.Канта. Мораль, по Канту, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для придания этой воли необходимо согласование ее с высшим нравственным законом — категорическим императивом, поскольку только добрая воля способна сделать правильный выбор. Наиболее известная формулировка категорического императива выглядит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».категоричный императив Канта-различение должного от недолжного. Человек никогда не может быть средством, он всегда цель.
26.филосовская система Гегеля. Философская система делится Гегелем на три части: 1) логика- Тождество бытия и мышления, с точки зрения Гегеля, представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, т.е. такое, которое предполагает и различие. Тождество и различие — единство противоположностей. Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, пантеизм. Божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично. И, в-третьих, диалектика.Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, божественного мышления. Отсюда следует важный для Гегеля вывод: все действительное разумно, все разумное действительно., 2) философия природы- Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования., 3) философия духа- абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек — часть природы. Однако человеческий; дух — продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая — «субъективный дух» — индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию и психологию. Вторая ступень «объективный дух» —человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень — «абсолютный дух»— включает искусство, религию, философию.
27. Иррационализм философии Шопенгауэра, Ницше,Бергсона. Артур Шопенгауэр — основатель ф. жизни (волюнтаризм). Разум в жизни чел. играет незначит. роль, основ. жизненно важные процессы происходят без участия интеллекта. Единственное, что приводит в порядок хаотичный мир чел. — «мировая воля» (абсолют. начало). Воля - некая иррациональная сила, порыв к жизни. Ф. пессимизма: «все к худшему». *ф. буддизма: жизнь — вечная борьба и вечные страдания.Фридрих Ницше:1) Окружающий мир — «хаотический поток жизни»; жизнь — вечный принцип бытия. Основ. стимул всех действий чел. — сфера бессознат. жизненных влечений. 2) Концепция «воли к власти». Основ. закон мироздания — воля к влиянию и господству. Воля к власти — душа мира, мир — арена борьба за власть. Стремление к власти — неизменная внутр. сущность чел.3) Высший тип чел. — сверхчеловек (супермен), к-рый освободился от слабых сторон своей природы. Реакция на догматич. христ-во: уничтожило лучшее в чел. (культивировало в людях слабость, порождало чувство страха). Чел. — существо сильное, властное (немецкий фашизм).
28.Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого. Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века. Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.
29. Фрейдизм (англ. Freudianism, также называется «ортодоксальный психоанализ» и «фрейдизм-лаканизм») — направление вглубинной психологии, названное по имени австрийского психолога З. Фрейда. Фрейдизм является первым и одним из наиболее влиятельных направлений в психоанализе. Длительное время фрейдизм, в современном его понимании (на описываемый период данного термина не существовало в принципе), de facto и являлся психоанализом; исключительно в начале 1910-х годов, когда в рядах Венского психоаналитического сообщества[en] произошёл раскол и его покинули Отто Ранк, Вильгельм Райх, Альфред Адлер,Карл Густав Юнг и их последователи, впервые начался процесс отделения непосредственно фрейдизма от иных психоаналитических концепций, таких как «индивидуальная психология» Адлера, «аналитическая психология» Юнга и ряда других. Фрейдизм принято считать «ортодоксальным (или „классическим“) психоанализом» по причине того, что именно с именем З. Фрейда (в первую очередь) связывают историю возникновения и развития психоанализа, в то время как сам учёный данную «заслугу» считал корректным приписывать не себе, а своему коллеге — венскому врачу Йозефу Брейеру. Фрейдизмом-лаканизмом «фрейдизм» называют, соответственно, по фамилиям отца-основателя психоанализа и французского психолога и философа Жака Лакана, одного из наиболее известных и авторитетных психоаналитиков, разделявших взгляды ортодокса — так, к примеру, широко известен знаменитыйлозунг Лакана, точно характеризующий его научную деятельность в общем и семинары в частности: «Назад к Фрейду».
Date: 2015-09-18; view: 793; Нарушение авторских прав |