Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права
Законность характеризуется следующими основными признаками: Во-первых, важнейшей чертой законности является ее всеобщность. Требование соблюдать юридические нормы относится ко 1 Цит. по: Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. Т. I. M.; Л., 1945. С. 107. c0t, кто находится в пределах действия права. Никто не может укло-я от выполнения установлений, исходящих от государства, точно ^ же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты донных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Государство обязано созда-вахь наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан. Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам. Государство ответственно перед гражданином, а гражданин — перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно. Однако посредством законодательной деятельности оно может и должно предоставить своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности. Обеспечение всеобщности соблюдения правовых предписаний — задача государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надежно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни. Чтобы быть творцом и «хранителем» законности, государство должно осуществлять свои властные функции исключительно на основе и в рамках Действующих законов. Одновременно оно должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан. Всеобщность, как важнейший признак законности, означает, что строгое осуществление законодательных предписаний является основным, общим принципом деятельности всех государственных органов, общественных, хозяйственных организаций и граждан. Во-вторых, законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами. Однако оценить состояние режима законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, Не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, — законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально °тражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, то и здесь не может быть речи о законности. История изобилует примерами, когда государство регламентировало практически 8се стороны общественной жизни, но такая регламентация осуществлялась неправовыми законами, которые не имели ничего общего с дей- ствительными интересами собственных граждан. Нормативной ocHof, законности являются правовые законы, адекватно отражающие общи» индивидуальные интересы всех участников общественных отношений. Таким образом, режим законности в правовом государстве пред полагает наличие двух взаимосвязанных факторов: — совершенного, четко отработанного законодательства, отве. — полной, и безусловной реализации предписаний законов и подза. Основные требования законности. Термин «требования законности» основательно прижился в научной и учебной юридической ли-тературе. В его содержание вкладываются те принципиальные положения правовой жизни общества, без которых реальная законность невозможна. В своей основе требования законности совпадают с принципами права, поскольку их реализация создает оптимальный режим регулиро-вания общественных отношений. И все-таки принципы права и требования законности неоднозначны. Последние являются средством реализации принципов права, совпадая с ними в формулировках. Требования законности — это лишь юридический инструмент воплощения в жизнь общих принципов права (справедливости, гуманизма, социального равенства). Более того, сама законность является одним из ведущих принципов права. Каковы же основные требования законности1! 1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым 2. Единство понимания и применения законов на всей территория 3. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона перед законом и судом). Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед заколом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требова-^ям закона. С другой стороны, государство должно создать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов. 4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать 5. Недопустимость противопоставления законности и целесообраз Законность предполагает, что местные интересы в полном объеме могут и должны удовлетворяться в рамках закона. И закон предоставляет такие возможности. Например, при определении уголовного наказания судьи, руководствуясь законом, назначают ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника. Следовательно, целесообразность в правовом государстве реализуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью, поэтому он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных интересов людей. Если же закон устарел, отстает от потребностей общественного развития, он должен быть изменен или заменен в установленном порядке. Но Пока закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц, его Предписания в равной мере обязательны для всех. Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или Индивидуальные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Они могут обратиться к законодательному органу с Просьбой неотлагательной отмены устаревшего закона, но не более. Мудрый же законодатель всегда отменит или заменит устаревщц. закон. 6. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями -^ важное требование законности. Правовое государство создает необхо. димые материальные, политические, социальные и другие предпосылку для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятна материальные условия жизни, социальная защищенность населения политическая'стабильность в стране, наличие справедливых правоохра! нительных законов составляют реальную основу режима законности. Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляет-ся специальными правоохранительными органами: судом, прокурату, рой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуж-дения. Центральное место в системе правоохранительных органов, призванных поддерживать режим законности, принадлежит судам, которые осуществляют свою власть в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Любые решения и действия государственных органов, учреждений, должностных лиц, частных предпринимателей, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в суд. Высший надзор за законностью осуществляет конституционный суд. В целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного действия конституции на всей территории страны конституционный суд рассматривает дела о конституционности нормативно-правовых актов представительных органов государства, высших и местных органов исполнительной власти, правоприменительной практики по жалобам граждан и другие. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня официального опубликования конституционным судом соответствующего решения. Решения конституционного суда являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подде-жат.Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического прогресса. § 3. ПРАВОПОРЯДОК КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Мы установили, что законность представляет собой процесс осуществления законов. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, ко-торый соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений. Что такое правопорядок? Правопорядок — это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных, и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются!его материальные и духовные потребности. I В формировании правового порядка участвуют все элементы ме- ханизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка. 1. Нормы права — это нормативная предпосылка правопорядка, 2. Правоотношения — элемент механизма правового регулиро 3. Акты реализации юридических прав и обязанностей являются Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и Достигло целей правового регулирования. Структура правопорядка — это единство и одновременное раз деление урегулированной правом системы общественных отношений ь соответствии с особенностями их отраслевого содержания. Правопорядок есть реализованная система права. Он включая конституционные, административные, финансовые, земельные, семей-ные и другие виды общественных отношений, урегулированные норма. ми соответствующих отраслей права. В структурном отношении право, порядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и бол^ дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права. Особенность правопорядка как специфической системы обще. ственных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие месте в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается и правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали норм различных общественных организаций и других неправовых нор мативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь эле ментом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка. Общественный порядок представляет собой всю совокупную си стему общественных отношений, которая складывается в результат реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм обще ственных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуг лов. В правовом государстве все элементы общественного поряда взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однак только правопорядок охраняется специальными государственнс правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспеч! ваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общ< ственными, естественными навыками и привычками, силой традиции. В субсистеме отношений, образующих общественный порядок основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он ' той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативн* го регулирования в целом. Воинский правопорядок — составная часть общего правопорядка-Он формируется на основе общих принципов права, отражает определенные потребности жизни общества, без которых оно не может нормально функционировать. Поскольку вооруженные силы — это специфическая государственная организация, специально предназначенная для ведения вооруженной борьбы, то содержание ее деятельности значительно отличается от поведения других участников общественных отношений, не входящих в состав данной организации. Этим объясняются особенности и специфические черты воинского правопорядка. Воинский правопорядок —это такая система отношений, которая складывается между субъектами военного права в результате строгого и точного осуществления ими предписаний военно-правовых норм. Особенности воинского правопорядка выражаются в следующем: Во-первых, воинский правопорядок формируется на основе таких правовых норм, которые специально предназначены для регулирования специфических общественных отношений, возникающих в области строительства, жизни и деятельности вооруженных сил. Эти нормы содержатся в различных актах военного законодательства. Во-вторых, воинский правопорядок имеет специфическое содержание. Он включает- только те общественные отношения, которые возникают в процессе боевой подготовки войск, при несении военнослужащими внутренней и караульной службы, в ходе выполнения боевых задач в военное время. Такие общественные отношения по своему содержанию характерны только для военной организации и не имеют распространения в условиях гражданской жизни. Составной частью воинского правопорядка является порядок уставной, представляющий собой систему взаимоотношений, между военнослужащими, которая строится в строгом соответствии с предписаниями воинских уставов и наставлений. Воинский правопорядок складывается на основе законности, в результате точной реализации правовых норм всеми военнослужащими, воинскими должностными лицами и воинскими организациями. Он воплощает в себе социальную справедливость, равенство всех перед законом, демократизм и другие принципиальные правовые положения. Отношения между военнослужащими в процессе их служебной деятельности строятся на началах гуманизма, товарищеской взаимопомощи и ответственности за свои действия. Гарантии законности и правопорядка. В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка. К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в
сфере материального производства, что является важнейшей гарантии законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный j социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведе ние с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом закон, ности и получают объективное воплощение в правопорядке. Политическими гарантиями законности и правопорядка являютс все элементы политической системы общества, которые поддерживают ц воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов отражающих объективные закономерности общественного развитш Государство, его органы, разнообразные общественные объединения частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья соврс менной политической системы общества, в интересах своего жизнеобес печения всемерно поддерживают необходимый режим законности стабильность правопорядка. Те политические организации или отдел ные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку установленному законом, лишаются защиты со стороны государства. К юридическим гарантиям относится деятельность государствен ных органов и учреждений, специально направленная на предотвращу ние и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее on ществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка. Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество — это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка. Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, рзаимообусловливают и дополняют друг друга.. § 4. ЗАКОННОСТЬ И СВОБОДА, ПРАВОПОРЯДОК И ДЕМОКРАТИЯ Законность есть реализация свободы человека, смоделированная в нормах права. Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной жизни лишь в режиме действующего закона. В противном случае они оказываются лишь благими намерениями законодательной власти. Законность — это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. Другими словами, это свобода, определяемая объективными условиями общественного развития, мера которой получает вьфажение в законе. Правопорядок есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характери-гет цивилизованное общество как общество правопорядка: — в деятельности государства осуществляется принцип разделе- —''в общественной жизни реально воплощаются справедливость, [анизм, равенство всех перед законом и другие принципы права; — интересы субъектов права находятся под надежной охраной — государство отвечает перед своими гражданами за нарушение — граждане, в свою очередь, несут ответственность перед госу- В своей совокупности эти факторы образуют правовую основу __ ной демократии, концентрируют в себе все положительные юйства правового регулирования общественных отношений.
МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Механизм правового регулирования I - система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения, поведение людей
НОРМЫ ПРАВА нормативная основа юридического регулирования, типовые модели общественных отношений ПРАВООТНОШЕНИЯ средства конкретизации общих предписаний юридических норм, т. е, их воплощение в права и обязанности индивидуально определенных лиц
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ акты применения юридических норм компетентными властными органами к конкретным жизненным обстоятел ьствам ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ людей по осуществлению их прав и исполнению „ обязанностей ПРАВОСОЗНАНИЕ фактор, способствующий эффективному функционированию всего механизма (системы) правового регулирования ЦЕЛИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДДЕРЖАНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА КАК ОСНОВЫ И НЕПРЕМЕННОГО УСЛОВИЯ НОРМАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА ОПТИМАЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР, ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА, ИСПОЛНЕНИЕ ИМ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ЭФФЕКТИВНАЯ ОХРАНА ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПРАВ ГРАЖДАН И ФОРМИРОВАНИЕ У ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА ПРОГРЕССИВНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ Законность - строгое и неуклонное соблюдение законов всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами
Date: 2015-09-18; view: 1111; Нарушение авторских прав |