Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Системы права
Система как философское понятие — это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы. Система права формируется и функционирует на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности общественной жизни. Право как система характеризуется следующими признаками: Во-первых, право — это органически целое правовое явление, а не случайный набор правовых норм. Система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право, с одной стороны, отражает в специфической форме эту систему отношений, а с другой стороны, оказывает на нее регулирующее воздействие. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не Учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни. ЮЗак. 79 289
Для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее Со ставляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их pery^j, рующая сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправ ленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права лишается системных функций, а следовательно, и социальной значимости. Во-вторых, система права — это многообразное правовое яв. ление, включающее неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы. Будучи цельным образованием, система права в то же время подразделяется на нормы права, институты права, под. отрасли и отрасли права. Такое деление объясняется большим разнообразием общественных отношений, которые отражает и регулирует система права. Норма права регулирует типовое общественное отношение, образуя первичный элемент системы права, а из различных сочетаний правовых норм складываются другие ее элементы: институты права, подотрасли и отрасли права, — которые регулируют более сложные по структуре группы общественных отношений. Таким образом, система права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части. Исторически все системы права условно включают в себя право частное и публичное. Такое деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходящих от специфической организации общества, право призвано охранять интересы всего общества, всемерно учитывая интересы составляющих его индивидов. Охраняя собственные интересы, государство посредством правовых установлений охраняет в первую очередь интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отраженные в праве, должны совпадать. Тем не менее в жизни цивилизованного общества имеется определенная градация между общественным и частным интересом, которая находит объективное отражение в системе права. Право в субъективном смысле рассматривается как частное или публичное в зависимости от того, принадлежит ли оно частному лицу, самостоятельному индивиду или члену государственной организации. В первом случае речь идет о праве частном (праве собственности); во втором случае — о праве публичном (праве участвовать в выборах). В обоих случаях лицо обла дает правом как член известного общественного целого. Однако в сфере частного права лицо действует по собственному праву, а не по прав; какого-нибудь общественного целого. Понятно, что не существует вообще прав, которые принадлежали бы лицу как изолированному инди виду. Все права, в том числе и частные, принадлежат лицу по отношению к другим лицам, по отношению к государству. 290 Мировая юридическая наука считает деление права на частное и Пличное в известной мере условным, но необходимым. Естественным снованием для деления права на частное и публичное является характер айвовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-„ганизоватыми стуктурами общества. Всякое право, будь оно частное 01 публичное, заключает в себе отношения конкретного лица не только к другим лицам, но и к государству и обществу в целом. В зависимос- ф от того, каково отношение субъекта права к общим государственным „нтересам, право будет частным или публичным. Те права, где индивидуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом пра-ва, — это права частные. Если же субъект выступает как часть социального целого, ему подчиненная, — это права публичные. В правовом государстве частные и публичные права гармонически сочетаются. Интересны в этом отношении суждения Г. Ф. Шершеневича. Он считал, что обеспечение интересов отдельных лиц при помощи права достигается двояким путем. С одной стороны, государство очерчивает круг свободного проявления личности и осуществления ее интересов, охраняя от посторонних вторжений. С другой стороны, государство определяет устройство и порядок деятельности своих органов, имеющих целью принудительное выражение интересов отдельных лиц. В первом случае нормы права удовлетворяют частным интересам непосредственно, во втором — косвенно. В этом плане для частника главным является не только признанное законом право собственности, но и то, как правоохранительные органы, государство в целом охраняют его собственность. По мнению Шершеневича, интересу правильной общественной организации следует противопоставлять не институт права собственности, а права собственников1. Традиционно к частному праву относят те отрасли, которые призваны обеспечивать интересы частных лиц (гражданское, банковское, страховое, патентное право и другие); К публичному праву относятся отрасли государственного, административного и уголовного права. § 2. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА Как уже отмечалось, система права носит объективный характер. Будучи отражением реально существующей системы общественных отношений, право подразделяется на определенные части в зависимости °т конкретного содержания тех общественных отношений, которые Регулируются нормами права. По своему содержанию общественные отношения могут быть имущественными, финансовыми, земельными, 'См.: Шершепевич Г. Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 112. трудовыми, семейными и другими. Каждый вид данных отношений п гулируется строго определенной группой правовых норм, которые ^ ражают их характерные особенности и конкретную социальную ца правленность. Таким образом, системность общественных отношений придает системные свойства праву, обусловливает его структурное по строение. Основным элементом системы права является отрасль права. Эг0 наиболее широкое объединение правовых норм, регулирующих все раз. нообразие определенного вида общественных отношений. В отличие от других структурных элементов системы права отрасль, не порывая си-стемной связи, обладает относительной автономией: способна к само-стоятельному функционированию в общей системе права. Приоритетное положение отрасли в системе права определяется тем, что она отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений, играющие существенную роль в организации общественной жизни. Отрасль права — это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых иорм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений. Так, нормы права, регулирующие земельные отношения, образуют отрасль земельного права; совокупность норм, которые определяют характер финансовых отношений в государстве, составляют отрасль финансового права. В свою очерещ* отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Такая внутриотраслевая группировка правовых норм обусловлена характерными особенностями различных отношений определенного вида. Правовой институт — это обособленный комплекс правовых норы, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений. В отличие ог отраслей права правовой институт объединяет нормы, которые регул)т руют лишь часть отношений определенного вида. Эти нормы действуй: в составе отрасли права, хотя и отличаются от других отраслевых нор некоторым своеобразием. Правовой институт — первичное самостоятельное структурно подразделение отрасли. Правовые нормы образуют отрасль не непс средственно, а через институты. Если система права складывается и отраслей, то сами отрасли состоят из правовых институтов. Так, от расль конституционного права включает «институт гражданства» «институт избирательного права» и другие. В составе отрасли граждан ского права имеются правовые институты «купли-продажи», «наим; жилого помещения», «комиссии», «дарения». Родственные институты одной и той же отрасли права в своей со вокупности образуют подотрасль права. Нормы подотрасли права регу лируют группы близких отношений определенного вида. Напримд) «обязательственное право» в составе отрасли гражданского права объ- зд целый ряд правовых институтов (поставки, мены, подряда, го- сударственного страхования и другие). Подотраслью уголовного права ^дается военно-уголовное право, которое объединяет нормы, предусматривающие ответственность за воинские преступления. Данная подотрасль включает следующие уголовно-правовые институты: «преступления против порядков подчиненности», «преступления против порядка прохождения воинской службы» и другие. Таким образом, система права состоит из отраслей, включающих подотрасли права и правовые институты. Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли: 1. Государственное (конституционное) право — это отрасль пра 2. Административное право регулирует общественные отношения, 3. Финансовое право представляет собой совокупность норм, ре 4. Земельное право регулирует общественные отношения в облас
5. Гражданское право — наиболее объемная отрасль системы 6. Трудовое право — это отрасль права, регулирующая обще 7. Семейное право — отрасль права, которая регулирует брачно- 8. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, воз ют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосу. дня; закрепляют правовое положение участников гражданского процег. са; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесе. ния и обжалования судебного решения. 9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является пре. ступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уго. ловного права определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и другое. ] 0. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел. 11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, склада вающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устан; вливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголо! ного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлени; осужденных при отбытии наказания. Система права, как и общественная жизнь, находится в постоя* ном изменении и развитии. С возникновением новых, более прогрессю ных отношений, требующих правового регулирования, она пополняете новыми нормами, институтами, отраслями, становится более совершен ной и эффективной. § 3. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Предмет и метод правового регулирования — это наиболее суще ственные основания для деления системы права на отрасли. Предмет правового регулирования — это то, на что воздействует право. А пра во, как известно, воздействует на общественные отношения. Общественные отношения являются той объективной основой, которая вызывает к жизни право и вносит в него системообразующие признаки. Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый, качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин, не зависящих от усмотрения правотворческих органов. Главным фактором, обусловливающим отличие одной отрасли от другой, является своеобразие общественных отношений, кото ^держанием, конкретными целями и задачами. Так, нормы админи-^ативного права регулируют отношения, связанные с исполнительными функциями государственной власти, а нормы гражданского права определяют порядок имущественных связей в государстве. Предмет правового регулирования — это качественно однородный „ид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным, объективным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. Нормы права регулируют различные по своему содержанию общественные отношения различными методами (способами). Например, нормы административного права воздействуют на общественные отношения путем установления властных предписаний участникам этих отношений: право категоричного требования предоставляется властному органу — другая же сторона административно-правовых отношений обязана его неукоснительно выполнять. Гражданское право воздействует на общественные отношения иным способом: предоставляет участникам гражданско-правовых отношений полную свободу действий в рамках, определенных законом. Здесь стороны выступают как равноправные субъекты: принятые ими обязательства могут быть изменены или прекращены лишь по взаимному соглашению. Основным способом воздействия уголовного права на общественные отношения является запрет: согласно нормам данной отрасли под угрозой уголовного наказания запрещается совершать действия, опасные как для общества и государства, так и для отдельной личности. Каждая отрасль имеет свой специфический метод правового регулирования. Главной чертой, определяющей различия в способах воздействия права на общественные отношения, является характер взаимного положения участников правовых отношений. В одних отраслях преобладает метод властного обязывания, в других — равенства сторон (дозволение), в третьих — запрещения недозволенных действий (запрет). Отрасли права используют методы правового воздействия в различном сочетании р зависимости от характера общественных отношений. Метод правового регулирования — это способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования. Метод непосредственно определяется предметом правового регулирования: именно конкретное содержание вида общественных отношений определяет своеобразие способов юридического воздействия. § 4. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Система права — это объективное правовое явление, котор0е формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Являясь отражением реально существующей системы общественных отношений, система права строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности. С одной стороны, нормы права — это продукт субъед-тивной, сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. С другой стороны, нормы права становятся естественнь1м элементом системы права лишь в случае объективного отражения потребностей общественной жизни, определяя максимальную меру свободе, справедливости в социальных отношениях. Поэтому нормы права о(ективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяюто относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют да ные отношения. Правотворческий орган не может по своему усмот| нию, произвольно, отнести изданную им норму права к той или ин отрасли права. Если норма издана для регулирования определенно вида общественных отношений, то она объективно входит в ту отрас права, которая регулирует эти отношения. Система законодательства строится по иному принципу. В ее формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики, необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения. Функциональную основу человеческой жизни составляет взаимосвязь и взаимозависимость различных по своему содержанию общественных отношений. В определенные сферы человеческой деятельности объективно включаются многие виды и разновидности социальных связей. Не всегда можно обнаружить такую изолированную область общественной жизни, где бы доминировал только один вид общественных отношений, являющийся предметом регулирования одной отрасли права. Отсюда практическая необходимость охватить общим правовым регулированием все многообразие общественных отношений, возникающих в различных сферах человеческой жизнедеятельности (на производстве, в быту, в здравоохранении, в сфере услуг и т. д.). Законодатель должен учитывать объективные потребности общественной жизни в своей субъективной правотворческой деятельности, однако не волен изменять содержание правовых норм, регулирующих определенный отраслевой вид общественных отношений. Таковы общие предпосылки соотношения системы права и системы законодательства. В чем же их единство и различие? Система законодательства — это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не вне законодательства. Они соотносятся как форма и содер-^j. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы л их различные структурные образования получают свое реальное вы-аясение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система Законодательства в целом совпадают. Вместе с тем они различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Как отмечалось выше, первичным элементом системы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичным же элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы. В ней иногда излагаются лишь два элемента: гипотеза и санкция, — диспозиция же может содержаться в другой статье данного нормативно-правового акта (отсылочный способ изложения) или в совершенно другом акте (бланкетный способ изложения). Более того, в одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах (например, законы о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности, народном образовании, местном самоуправлении и другие). Как видно, один и тот же нормативно-правовой акт может регулировать различные по своему содержанию виды общественных отношений, включая нормы нескольких отраслей права, поэтому у него не может быть единого предмета и метода правового регулирования. Как отмечалось, это объясняется тем, что в реальной жизни возникает потребность урегулировать одним или группой нормативно-правовых актов не один вид общественных отношений, а целую группу разнови-довых отношений, действующих в определенной сфере: сельскохозяйственном производстве, транспортном обслуживании, оборонной деятельности государства. Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливает создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства. Система законодательства включает в себя следующие основные «иды отраслей законодательства: 1. Отраслевое законодательство содержит нормы, которые регули 2. Внутриотраслевое законодательство выражает нормы под отрасли гражданского законодательства; горное, водное, лесное зак0 нодатеяьство как внутриотраслевые элементы земельного законода тельства; банковское законодательство в составе финансового закон0 дательства). 3. Комплексное законодательство включает нормы нескольких от. раслей права, которые регулируют различные по своему видовому соде» жанию общественные отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни (хозяйственное, транспортное, воен. ное законодательство). Предметом регулирования комплексных от. раслей законодательства в отличие от отраслей права является не вид, а сфера общественных отношений, объединяющая различные их виды. Будучи предметом регулирования норм нескольких отраслей права, они вместе с те*Г обладают известным единством, обусловленным общ. ностью целей и задач человеческой деятельности. Единство и взаимопроникновение отраслевых групп общественных отношений определяют общность и взаимосвязь регулирующих их норм права. Военное законодательство, как комплексная отрасль законодательства, включает в себя Нормы государственного, административного, финансового, земельного, уголовного и других отраслей права, которые регулируют сферу военного строительства, специфичесую жизнедеятельность вооруженных сил государства. Оно призвано обеспечивать и охранять высокую боевую готовность войск, порядок несения военной службы, законные интересы и права военнослужащих и их семей. , Военное законодательство является частью единого законодательства, действующего в государстве. Оно отражает основные черты общественного и государственного строя, закрепляет принципиальные положения военной доктрины, принятой данным государством. Юридическую базу военного законодательства составляет конституция государства, которая утверждает правовые основы его оборонной политики, устанавливает общий порядок прохождения военной службы, определяет компетенцию органов государства в области строительства вооруженных сил. Изданные на основе конституции акты военного законодательства регулируют самые разнообразные отношения, которые складываются в специфических условиях вооруженных сил. Важнейшими из них являются законы об обороне, о прохождении военной службы различными категориями военнослужащих, о правовом статусе военнослужащих, о вооруженных силах и другие. Нормы военного законодательства определяют устройство вооруженных сил, организацию и полномочия органов военного управления, порядок комплектования кадров и запаса вооруженных сил личным составом, порядок прохождения военной службы, правовое положение военнослужащих и военнообязанных, организацию и ведение войскового хозяйства, правила материального и финансового обеспечения воен- служащих, права военных властей в местностях, объявленных на во-еяном положении, основы мобилизации вооруженных сил. Военное законодательство учитьшает особенности армии как организации, предназначенной для вооруженной борьбы и основанной в силу этого на строжайшей воинской дисциплине, единоначалии, бес-лрекословном повиновении, последовательном централизме в управле-fgm войсками. В то же время оно закрепляет прицип политического и гражданского равноправия военнослужащих, содержит твердые гарантии законности в военном управлении. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА Система права Date: 2015-09-18; view: 503; Нарушение авторских прав |