Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системы права





Система как философское понятие — это некое целостное явле­ние, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодей­ствующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.

Система права формируется и функционирует на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социаль­ное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме зако­номерности общественной жизни.

Право как система характеризуется следующими признаками:

Во-первых, право — это органически целое правовое явление, а не случайный набор правовых норм. Система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотре­нию людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право, с одной стороны, отражает в специ­фической форме эту систему отношений, а с другой стороны, оказывает на нее регулирующее воздействие. Если право в своих нормах неадек­ватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не Учитывающего или не познавшего объективных потребностей обще­ственной жизни.

ЮЗак. 79 289


 


Для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее Со ставляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их pery^j, рующая сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправ ленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права лишается системных функций, а следовательно, и социальной значимости.

Во-вторых, система права — это многообразное правовое яв. ление, включающее неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы. Будучи цельным образованием, система права в то же время подразделяется на нормы права, институты права, под. отрасли и отрасли права. Такое деление объясняется большим разнооб­разием общественных отношений, которые отражает и регулирует си­стема права.

Норма права регулирует типовое общественное отношение, об­разуя первичный элемент системы права, а из различных сочетаний правовых норм складываются другие ее элементы: институты права, подотрасли и отрасли права, — которые регулируют более сложные по структуре группы общественных отношений.

Таким образом, система права — это его внутреннее строение, ко­торое выражается в единстве и согласованности действующих в госу­дарстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относитель­но самостоятельные части.

Исторически все системы права условно включают в себя право частное и публичное. Такое деление возможно только в сфере реализа­ции права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходя­щих от специфической организации общества, право призвано охранять интересы всего общества, всемерно учитывая интересы составляющих его индивидов. Охраняя собственные интересы, государство посред­ством правовых установлений охраняет в первую очередь интересы сво­их граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отра­женные в праве, должны совпадать.

Тем не менее в жизни цивилизованного общества имеется опреде­ленная градация между общественным и частным интересом, которая находит объективное отражение в системе права. Право в субъективном смысле рассматривается как частное или публичное в зависимости от того, принадлежит ли оно частному лицу, самостоятельному индивиду или члену государственной организации. В первом случае речь идет о праве частном (праве собственности); во втором случае — о праве публичном (праве участвовать в выборах). В обоих случаях лицо обла дает правом как член известного общественного целого. Однако в сфере частного права лицо действует по собственному праву, а не по прав; какого-нибудь общественного целого. Понятно, что не существует во­обще прав, которые принадлежали бы лицу как изолированному инди виду. Все права, в том числе и частные, принадлежат лицу по отноше­нию к другим лицам, по отношению к государству. 290


Мировая юридическая наука считает деление права на частное и Пличное в известной мере условным, но необходимым. Естественным снованием для деления права на частное и публичное является характер айвовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-„ганизоватыми стуктурами общества. Всякое право, будь оно частное 01 публичное, заключает в себе отношения конкретного лица не толь­ко к другим лицам, но и к государству и обществу в целом. В зависимос- ф от того, каково отношение субъекта права к общим государственным „нтересам, право будет частным или публичным. Те права, где индиви­дуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом пра-ва, — это права частные. Если же субъект выступает как часть соци­ального целого, ему подчиненная, — это права публичные. В правовом государстве частные и публичные права гармонически сочетаются.


Интересны в этом отношении суждения Г. Ф. Шершеневича. Он считал, что обеспечение интересов отдельных лиц при помощи права достигается двояким путем. С одной стороны, государство очерчивает круг свободного проявления личности и осуществления ее интересов, охраняя от посторонних вторжений. С другой стороны, государство определяет устройство и порядок деятельности своих органов, имеющих целью принудительное выражение интересов отдельных лиц. В первом случае нормы права удовлетворяют частным интересам непосредствен­но, во втором — косвенно. В этом плане для частника главным являет­ся не только признанное законом право собственности, но и то, как правоохранительные органы, государство в целом охраняют его соб­ственность. По мнению Шершеневича, интересу правильной обществен­ной организации следует противопоставлять не институт права соб­ственности, а права собственников1.

Традиционно к частному праву относят те отрасли, которые при­званы обеспечивать интересы частных лиц (гражданское, банковское, страховое, патентное право и другие); К публичному праву относятся отрасли государственного, административного и уголовного права.

§ 2. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА

Как уже отмечалось, система права носит объективный характер. Будучи отражением реально существующей системы общественных от­ношений, право подразделяется на определенные части в зависимости °т конкретного содержания тех общественных отношений, которые Регулируются нормами права. По своему содержанию общественные отношения могут быть имущественными, финансовыми, земельными,

'См.: Шершепевич Г. Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 112.


трудовыми, семейными и другими. Каждый вид данных отношений п гулируется строго определенной группой правовых норм, которые ^ ражают их характерные особенности и конкретную социальную ца правленность. Таким образом, системность общественных отношений придает системные свойства праву, обусловливает его структурное по строение.

Основным элементом системы права является отрасль права. Эг0 наиболее широкое объединение правовых норм, регулирующих все раз. нообразие определенного вида общественных отношений. В отличие от других структурных элементов системы права отрасль, не порывая си-стемной связи, обладает относительной автономией: способна к само-стоятельному функционированию в общей системе права.

Приоритетное положение отрасли в системе права определяется тем, что она отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений, играющие существен­ную роль в организации общественной жизни.

Отрасль права — это относительно самостоятельное подразделе­ние системы права, состоящее из правовых иорм, регулирующих каче­ственно специфический вид общественных отношений. Так, нормы пра­ва, регулирующие земельные отношения, образуют отрасль земельного права; совокупность норм, которые определяют характер финансовых отношений в государстве, составляют отрасль финансового права. В свою очерещ* отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвя­занные элементы, которые называются институтами права. Такая внутриотраслевая группировка правовых норм обусловлена характер­ными особенностями различных отношений определенного вида.


Правовой институт — это обособленный комплекс правовых норы, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих раз­новидность определенного вида общественных отношений. В отличие ог отраслей права правовой институт объединяет нормы, которые регул)т руют лишь часть отношений определенного вида. Эти нормы действуй: в составе отрасли права, хотя и отличаются от других отраслевых нор некоторым своеобразием.

Правовой институт — первичное самостоятельное структурно подразделение отрасли. Правовые нормы образуют отрасль не непс средственно, а через институты. Если система права складывается и отраслей, то сами отрасли состоят из правовых институтов. Так, от расль конституционного права включает «институт гражданства» «институт избирательного права» и другие. В составе отрасли граждан ского права имеются правовые институты «купли-продажи», «наим; жилого помещения», «комиссии», «дарения».

Родственные институты одной и той же отрасли права в своей со вокупности образуют подотрасль права. Нормы подотрасли права регу лируют группы близких отношений определенного вида. Напримд) «обязательственное право» в составе отрасли гражданского права объ-


зд целый ряд правовых институтов (поставки, мены, подряда, го-

сударственного страхования и другие). Подотраслью уголовного права ^дается военно-уголовное право, которое объединяет нормы, пред­усматривающие ответственность за воинские преступления. Данная подотрасль включает следующие уголовно-правовые институты: «преступления против порядков подчиненности», «преступления против порядка прохождения воинской службы» и другие.

Таким образом, система права состоит из отраслей, включающих подотрасли права и правовые институты.

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:

1. Государственное (конституционное) право — это отрасль пра­
ва, закрепляющая основы общественного и государственного уст­
ройства страны, основы правового положения граждан, систему орга­
нов государства и их основные полномочия.

2. Административное право регулирует общественные отношения,
которые складываются в процессе осуществления исполнительно-
распорядительной деятельности органов государства.

3. Финансовое право представляет собой совокупность норм, ре­
гулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятель­
ности.

4. Земельное право регулирует общественные отношения в облас­
ти использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является
материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.


 

5. Гражданское право — наиболее объемная отрасль системы
права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с
ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского пра­
ва закрепляют и охраняют различные формы собственности, определя­
ют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регла­
ментируют отношения, связанные с созданием произведений искусства,
литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные
неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или орга­
низаций.

6. Трудовое право — это отрасль права, регулирующая обще­
ственные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нор­
мы трудового права определяют, например, условия приема на работу,
устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности
условий труда.

7. Семейное право — отрасль права, которая регулирует брачно-
семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок
вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родите­
лей и детей по отношению друг к другу.

8. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, воз­
никающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и
семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определя­
ют


ют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосу. дня; закрепляют правовое положение участников гражданского процег. са; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесе. ния и обжалования судебного решения.

9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является пре. ступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уго. ловного права определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и другое.

] 0. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяю­щие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного след­ствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при рас­следовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уго­ловных дел.

11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, склада вающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устан; вливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголо! ного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлени; осужденных при отбытии наказания.

Система права, как и общественная жизнь, находится в постоя* ном изменении и развитии. С возникновением новых, более прогрессю ных отношений, требующих правового регулирования, она пополняете новыми нормами, институтами, отраслями, становится более совершен ной и эффективной.

§ 3. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Предмет и метод правового регулирования — это наиболее суще ственные основания для деления системы права на отрасли. Предмет правового регулирования — это то, на что воздействует право. А пра во, как известно, воздействует на общественные отношения. Обще­ственные отношения являются той объективной основой, которая вызы­вает к жизни право и вносит в него системообразующие признаки.

Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые ре­гулируют особый, качественно определенный вид общественных отно­шений, объективно требующий специфической правовой регламента­ции. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин, не зависящих от усмотрения правотворческих органов. Главным фактором, обусловливающим отличие одной отрасли


от другой, является своеобразие общественных отношений, кото­
регулируются этими отраслями права. Отношения, регулируемые
фор различных отраслей права, отличаются друг от друга своим

^держанием, конкретными целями и задачами. Так, нормы админи-^ативного права регулируют отношения, связанные с исполнитель­ными функциями государственной власти, а нормы гражданского права определяют порядок имущественных связей в государстве.

Предмет правового регулирования — это качественно однородный „ид общественных отношений, на который воздействуют нормы опреде­ленной отрасли права. Предмет регулирования является главным, объек­тивным основанием для распределения правовых норм по отраслям пра­ва.

Нормы права регулируют различные по своему содержанию об­щественные отношения различными методами (способами). Например, нормы административного права воздействуют на общественные отно­шения путем установления властных предписаний участникам этих от­ношений: право категоричного требования предоставляется властному органу — другая же сторона административно-правовых отношений обязана его неукоснительно выполнять. Гражданское право воздейству­ет на общественные отношения иным способом: предоставляет участни­кам гражданско-правовых отношений полную свободу действий в рам­ках, определенных законом. Здесь стороны выступают как равноправ­ные субъекты: принятые ими обязательства могут быть изменены или прекращены лишь по взаимному соглашению. Основным способом воз­действия уголовного права на общественные отношения является за­прет: согласно нормам данной отрасли под угрозой уголовного наказа­ния запрещается совершать действия, опасные как для общества и госу­дарства, так и для отдельной личности.

Каждая отрасль имеет свой специфический метод правового регу­лирования. Главной чертой, определяющей различия в способах воздей­ствия права на общественные отношения, является характер взаимного положения участников правовых отношений. В одних отраслях преобла­дает метод властного обязывания, в других — равенства сторон (дозволение), в третьих — запрещения недозволенных действий (запрет). Отрасли права используют методы правового воздействия в различном сочетании р зависимости от характера общественных отношений.

Метод правового регулирования — это способы воздействия отрас­ли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования. Метод непосредственно определяется пред­метом правового регулирования: именно конкретное содержание вида общественных отношений определяет своеобразие способов юридиче­ского воздействия.


§ 4. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Система права — это объективное правовое явление, которформируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Являясь отражением реально существующей системы общественных отношений, система права строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности.

С одной стороны, нормы права — это продукт субъед-тивной, сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. С другой стороны, нормы права становятся естественнь1м эле­ментом системы права лишь в случае объективного отражения потреб­ностей общественной жизни, определяя максимальную меру свободе, справедливости в социальных отношениях. Поэтому нормы права о(ективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяюто относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют да ные отношения. Правотворческий орган не может по своему усмот| нию, произвольно, отнести изданную им норму права к той или ин отрасли права. Если норма издана для регулирования определенно вида общественных отношений, то она объективно входит в ту отрас права, которая регулирует эти отношения.

Система законодательства строится по иному принципу. В ее формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики, необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения.

Функциональную основу человеческой жизни составляет взаимо­связь и взаимозависимость различных по своему содержанию обще­ственных отношений. В определенные сферы человеческой деятельности объективно включаются многие виды и разновидности социальных свя­зей. Не всегда можно обнаружить такую изолированную область обще­ственной жизни, где бы доминировал только один вид общественных отношений, являющийся предметом регулирования одной отрасли пра­ва. Отсюда практическая необходимость охватить общим правовым регулированием все многообразие общественных отношений, возни­кающих в различных сферах человеческой жизнедеятельности (на про­изводстве, в быту, в здравоохранении, в сфере услуг и т. д.).

Законодатель должен учитывать объективные потребности обще­ственной жизни в своей субъективной правотворческой деятельности, однако не волен изменять содержание правовых норм, регулирующих определенный отраслевой вид общественных отношений.

Таковы общие предпосылки соотношения системы права и си­стемы законодательства. В чем же их единство и различие?

Система законодательства — это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не


вне законодательства. Они соотносятся как форма и содер-^j. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы л их различные структурные образования получают свое реальное вы-аясение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система Законодательства в целом совпадают.

Вместе с тем они различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Как отмечалось выше, первичным элементом си­стемы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичным же элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы. В ней иногда излагаются лишь два элемента: гипотеза и санкция, — диспозиция же может содержаться в другой статье данного нормативно-правового акта (отсылочный спо­соб изложения) или в совершенно другом акте (бланкетный способ из­ложения). Более того, в одном и том же нормативном акте могут содер­жаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах (например, законы о собственности, предприятиях и предпринимательской деятель­ности, народном образовании, местном самоуправлении и другие).

Как видно, один и тот же нормативно-правовой акт может регу­лировать различные по своему содержанию виды общественных отно­шений, включая нормы нескольких отраслей права, поэтому у него не может быть единого предмета и метода правового регулирования. Как отмечалось, это объясняется тем, что в реальной жизни возникает по­требность урегулировать одним или группой нормативно-правовых актов не один вид общественных отношений, а целую группу разнови-довых отношений, действующих в определенной сфере: сельскохозяй­ственном производстве, транспортном обслуживании, оборонной дея­тельности государства.

Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возни­кающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливает создание в системе законода­тельства таких структурных элементов, которые не совпадают с систе­мой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.

Система законодательства включает в себя следующие основные «иды отраслей законодательства:

1. Отраслевое законодательство содержит нормы, которые регули­
руют качественно определенный вид общественных отношений, являю-
•Цийся предметом одной отрасли права.
Здесь отрасль законодательства
совпадает с отраслью права (например, земельное, семейное, уголовное
Законодательство).

2. Внутриотраслевое законодательство выражает нормы под­
отрасли или института права, которые регулируют разновидность отрас­
левых общественных отношений
(авторское законодательство в составе


отрасли гражданского законодательства; горное, водное, лесное зак0 нодатеяьство как внутриотраслевые элементы земельного законода тельства; банковское законодательство в составе финансового закон0 дательства).

3. Комплексное законодательство включает нормы нескольких от. раслей права, которые регулируют различные по своему видовому соде» жанию общественные отношения, составляющие относительно самостоя­тельную сферу общественной жизни (хозяйственное, транспортное, воен. ное законодательство). Предметом регулирования комплексных от. раслей законодательства в отличие от отраслей права является не вид, а сфера общественных отношений, объединяющая различные их виды. Будучи предметом регулирования норм нескольких отраслей права, они вместе с те*Г обладают известным единством, обусловленным общ. ностью целей и задач человеческой деятельности. Единство и взаимо­проникновение отраслевых групп общественных отношений определяют общность и взаимосвязь регулирующих их норм права.

Военное законодательство, как комплексная отрасль законода­тельства, включает в себя Нормы государственного, административного, финансового, земельного, уголовного и других отраслей права, которые регулируют сферу военного строительства, специфичесую жизнедея­тельность вооруженных сил государства. Оно призвано обеспечивать и охранять высокую боевую готовность войск, порядок несения военной службы, законные интересы и права военнослужащих и их семей.

, Военное законодательство является частью единого законода­тельства, действующего в государстве. Оно отражает основные черты общественного и государственного строя, закрепляет принципиальные положения военной доктрины, принятой данным государством.

Юридическую базу военного законодательства составляет кон­ституция государства, которая утверждает правовые основы его обо­ронной политики, устанавливает общий порядок прохождения военной службы, определяет компетенцию органов государства в области строи­тельства вооруженных сил.

Изданные на основе конституции акты военного законодатель­ства регулируют самые разнообразные отношения, которые склады­ваются в специфических условиях вооруженных сил. Важнейшими из них являются законы об обороне, о прохождении военной службы раз­личными категориями военнослужащих, о правовом статусе военно­служащих, о вооруженных силах и другие.

Нормы военного законодательства определяют устройство во­оруженных сил, организацию и полномочия органов военного управле­ния, порядок комплектования кадров и запаса вооруженных сил личным составом, порядок прохождения военной службы, правовое положение военнослужащих и военнообязанных, организацию и ведение войсково­го хозяйства, правила материального и финансового обеспечения воен-


служащих, права военных властей в местностях, объявленных на во-еяном положении, основы мобилизации вооруженных сил.

Военное законодательство учитьшает особенности армии как ор­ганизации, предназначенной для вооруженной борьбы и основанной в силу этого на строжайшей воинской дисциплине, единоначалии, бес-лрекословном повиновении, последовательном централизме в управле-fgm войсками. В то же время оно закрепляет прицип политического и гражданского равноправия военнослужащих, содержит твердые гаран­тии законности в военном управлении.


СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА

Система права







Date: 2015-09-18; view: 503; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию