Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К государственной организации общества






Санкционирование

государством норм

первобытных

обычаев и превращение

их в нормы

права (обычаи),

которые

уже стали

охраняться

от нарушений

государством


Юридический

прецедент

(судебное или

административное

решение

по конкретным

делам),

которому

государство придает

юридически обязательную силу

для аналогичных дел


Издание

государством

новых нормативных

актов,

содержащих нормы права


ПРИЗНАКИ ПРАВА, ОПР1ДСЛ1НИК 1ГО ПОНЯТИЯ


i


исходят от государства


выражают

волю и интересы

определенных слоев

населения

либо большинства общества


 




система норм, правил поведения, которые


 


 


сформулированы

в специальных

государственных

документах -нормативных актах


охраняются от нарушений

не только силой

общественного мнения,

но и мерами государственного

принуждения


ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ


ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ЗАКОНА

выражает и закрепляет объективированную в праве меру свободы людей

воплощает принцип формального равенства, который имеет
__________ всеобщий характер справедливости

учитывает и охраняет интересы тех, кто находится гл прсделаяш правового равенства

является необходимой составной частью объективно складывающегося
_____________________ в обществе нрава _______

реализуется только в условия* правовой государственности

7 Зак. 79


РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРАВЕ


Теория естественного права (Локк, Руссо, Монтескье, Радищев)


Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)


Кроме позитивного права, кото­рое создается государством, существуют стоящие над ним естественные неотъемлемые права, принадлежащие человеку от рождения (право на жизнь, свободное развитие, труд и т. п.)   Право — выражение духа народа, народного правового убеждения, формирующегося, подобно языку, постепенно, независимо от государства. Законодатель не может творить нормы по своему усмотрению, а вправе лишь фиксировать то, что сложилось в виде норм

Реалистическая школа права (Иерииг)


Социологическая теория права (Эрлих, Муромцев, Паунд)


Право есть защищенный 1 Право — система правоотношений.
государством интерес, оно ничто без 1 реальное поведение людей.
государственной 1 регулируемое правом
власти |  

Теория солидаризма (Дюги)


Нормативистская теория (Кельзен, Штаммлер)


Объективное право составляют правила социальной солидарности, которым под­чинено государство и граждане   Право — иерархия норм, нормативный регулятор общественных отношений; оно немыслимо без государства, а государство немыслимо без права

Психологическая теория права (Мэрилл, Петражицкий)


Материалистическая (классовая) теория права (Маркс, Ленин)


Существует подлинное право, которое представляет собой психологические переживания людей об их правах и обязанностях, и официальное право — совокупность норм   Право есть возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни общества

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1. Закономерности и основные пути формирования права как
объективного явления общественной жизни.

2. Изложите основные положение теории естественного права. Яв­
ляется ли она научной и насколько возможно ее применение в обще­
ственной жизни?

3. Особенности взглядбв на право представителей исторической
досолы права.

4. В чем, с современной точки зрения, достоинства и недостатки
научных положений реалистической школы права.

5. Социологическая школа права, представленная Эрлихом, Му­
ромцевым, Паундом и другими имеет много поклонников среди совре­
менных юристов и социологов. Почему?

6. В какой мере нормативистская теория вошла во плоть нашей
юридической науки? В чем это проявляется?

7. Какое значение психологическая теория права имеет для совре­
менной юридической науки и практики правового регулирования?

8. Изложите основные положения материалистической теории
права. В чем, на ваш взгляд, ее сильные и слабые стороны?

9. Проанализируйте основные признаки права и дайте определе­
ние его понятия.

10. Каково взаимоотношение права с экономикой, политикой, ре­лигией, другими социальными явлениями?

12. Понятие источников права: их разновидности и краткая харак­
теристика.

13. Почему юридический прецедент, как источник англо-саксонского
права, не нашел широкого распространения в западно-европейских
странах и России?

14. В чем вы видите различие между правом и законом?

15. Охарактеризуйте основные признаки правового закона.

Глава IX. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

§ 1. Понятие и виды социальных норм. § 2. Соотношеп права с моральными нормами. § 3. Право и социально-техничесю нормы. § 4. Правосознание: понятие, структура, роль в обществе ной жизни. § 5. Особенности социальных норм, действующих вооруженных силах.

§ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Важнейшим средством организации общественных отношени; являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы об щественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эп нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функцио нирование общества в соответствии с потребностями его развития.

Социальные нормы — это правила, регулирующие поведение лю дей и деятельность организаций в их взаимоотношениях'.

Как отмечалось ранее, потребность в социальных нормах возник
ла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи <
необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами
При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразно*
взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдель­
ному человеку. '

Социальные нормы характеризуются рядом признаков:

1. Социальные нормы являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или




1 «Социальный» «общественный». 196


происходит от латинского слова socialis, что означай


государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют сВое поведение.

2. Социальные нормы — это правила поведения общего характера
/в отличие от индивидуальных правил). Общий характер социальной
иормы выражается в том, что ее требования относятся не к конкретному
лицу, а ко многим людям. В силу данного свойства предписание нормы
должно исполняться всякий раз каждым, кто окажется в сфере ее дей­
ствия.

3. Социальные нормы — это не только общие, ~но и обязательные
правила поведения людей в обществе. Не только правовые, но и все
другие социальные нормы являются обязательными для тех, к кому они
относятся. В необходимых случаях обязательность социальных норм
обеспечивается принуждением. Поэтому к лицам, нарушающим требо­
вания социальных норм, в зависимости от характера нарушения могут
быть применены меры государственного или общественного воздей­
ствия. Если лицо совершило нарушение правовой нормы, то к нему
применяются меры государственного принуждения. Нарушение же тре­
бований моральной нормы (аморальный поступок) может повлечь за
собой применение мер общественного воздействия: общественного
осуждения, порицания и других мер.

Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жиз­ненных ситуациях.

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:

по способу их установления (создания);

по средствам охраны их от нарушений.

На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:

1. Нормы права — правила поведения, которые устанавливаются
и охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) — правила поведения, которые
устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представле­
ниями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге,
чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или
внутренним убеждением.

3. Нормы общественных организаций представляют собой правила
поведения, которые устанавливаются самими общественными органи­
зациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия,
предусмотренных уставами этих, организаций.

4. Нормы обычаев — это правила поведения, сложившиеся в опре­
деленной общественной среде и в результате их многократного повто­
рения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения
состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей есте­
ственной жизненной потребностью человека.


5. Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных),
стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержу
нием вьшеренных временем прогрессивных устоев определенной сферЬ|
жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные
военные, национальные и другие традиции).

6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность со.
циальных норм, которая определяет правила поведения людей при со-
вершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Риту,
альные нормы широко используются при проведении национальных
праздников, бракосочетании, официальных встречах государственных и
общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов — их
красочность и театрализованность.

Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.

Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи назы­ваются правилами человеческого общежития.

§ 2. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА С МОРАЛЬНЫМИ НОРМАМИ

Как вид социальных норм, моральные установления характери­зуются общими родовыми признаками и являются правилами поведе­ния, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравствен­ности явлением исключительно социальным.

Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравствен­ности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценил поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по оч ношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает и себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей «души», дает оцеп ку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нрав ственными правилами.

Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного ре­гулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одня имеют в виду самого индивида, другие — отношение индивида к об­ществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютно социальном характере норм морали и от­сутствии в них какого-либо индивидуального фактора.


ц]ершеневич, например, считал, что нравственность представляет 0В требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. це человек определяет, как он должен относиться к другим, а общество У^анавливает, как один человек должен относиться к другому человеку. Де отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или пло­хое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок недо-^ойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивиду­альной точки зрения1.

Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности — это тре­бования, обращенные к человеку извне.

Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивиду­альным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека, проч­ности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, кото­рые направляют поведение человека в русло социальной нравствен­ности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнрав­ственности своего поступка в значительной мере определяет и его соци­альную значимость.

Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех соци­альных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, привержен­ности людей к идеалам свободы и справедливости.

Вместе с тем нормы права и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:

1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедли­вости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устана­вливаемые государством, после вступления в законную силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их дей­ствий.

1 См.: Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 169—170.


2. По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в спе­
циальных актах. Они содержатся в сознании людей. Правовые же нор.
мы получают выражение в официальных государственных актах
(законах, указах, постановлениях).

3. По способу охраны от нарушений. Нормы морали и нормы
права в правовом гражданском обществе в подавляющем большинстве
случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания
людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других
норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами обще­
ственного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для мо­
ральных норм. Для обеспечения же правовых норм применяются еще и
меры государственного принуждения.

4. По степени детализации. Нормы морали выступают в виде
наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым,
честным). Правовые же нормы представляют собой детализированные,
по сравнению с моральными нормами, правила поведения. В них за­
крепляются четко определенные юридические права и обязанности
участников общественных отношений.

Нормы права и нормы морали органически взаимодействуют между собой. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, ра­венства людей. Другими словами, законы правового государства во­площают в себе высшие моральные требования современного общества.

Точная реализация правовых норм означает одновременно во площение в общественную жизнь требований морали. В свою очередь нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Требования общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими государственными органами при созда­нии правовых норм. Особо важную роль моральные нормы играют в процессе применения норм права компетентными органами при решении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и других во мно­гом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.

Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление закон­ности и правопорядка. Нарушение правовой нормы вызывает естествен­ное моральное осуждение со стороны нравственно зрелых членов об­щества. Обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства.

Таким образом, право активно содействует утверждению прогрес­сивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, натишяют право глубоким нравственным содержанием, содей-


ц эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и доступки участников правоотношений нравственными идеалами.

§ 3. ПРАВО И СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ

: Технические нормы — это правила наиболее целесообразного об­ращения людей с предметами природы, орудиями труда, различными техническими средствами. Назначение технических норм в правильном использовании сил природы, техники наиболее экономичным и эколо­гически безвредным способом.

Особо важное значение технические нормы имеют в современной общественной жизни. Широкое внедрение в производство сложной и)ысокоточной техники значительно повышает производительность [руда, уровень материального обеспечения людей. Использование до­стижений научно-технического прогресса в интересах общественного развития требует строгого соблюдения правил эксплуатации техниче­ских средств. Правовое государство вынуждено постоянно заботиться о внедрении в производство материальных благ научно обоснованных, ^Прогрессивных норм эксплуатации технических средств.

К техническим нормам относятся правила выполнения строитель­ных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы рас­хода сырья, топлива, электроэнергии.

Технические нормы имеют социальный характер. Но в отличие от социальных норм, которые регулируют отношения непосредственно между людьми (человек — человек), технические нормы регулируют поведение людей в связи с использованием техники (человек — тех­ника — человек). Экономическая теория доказала, что отношения, возникающие в процессе производства, всегда выступают в конечном счете как социальные отношения. «Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только через посредство этих об­щественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство»1.

Специфика технических норм выражается, таким образом, в том, что они выступают в качестве социальных норм с техническим содержа­нием. Социально-технические нормы являются действенным регулято­ром той стороны общественной жизни, которая связана с использовани­ем техники.

Содержание технических норм обусловлено объективными законо­мерностями развития природы, законами естествознания. Поэтому мно­гие технические нормы являются требованиями объективной необходи-

} Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. II. С. 357.


мости. В их содержании непосредственно не проявляется политичесю характер. Политическую направленность они могут приобретать в пр цессе реализации, использования.

Технические нормы — это не какой-то особый вид норм, а сов купность различных видов социальных норм с техническим содержанл ем. Эти нормы могут приобретать разные формы: правовую, мораль, ную, форму обычаев и другие. Примером технических норм, вырабаты­ваемых общественными организациями, могут служить нормы, устана­вливающие размеры спортивных снарядов, правила соревнований и т. д. К техническим нормам, принявшим форму обычаев, можно отнести правила выполнения команды «на караул» с оружием, правила развода караулов в вооруженных силах.

Наиболее важные для общества технические нормы облекаются < правовую форму. Закрепление технических правил в правовых норма придает им юридическое значение. В силу этого они становятся не толь ко целесообразными, но и обязательными правилами, которые охраня­ются государством от нарушений. Не соблюдение этих норм влечет за собой юридическую ответственность. Так, уголовное законодательство многих стран предусматривает ответственность за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта, за нарушение правил безопас­ности при производстве строительных работ, правил кораблевождения и других.

Правовые нормы с техническим содержанием называются техни­ко-юридическими. В современном обществе в строгом соблюдении тех­нических норм заинтересованы все его члены. Поэтому правовое госу­дарство придает им юридическую силу и берет под свою защиту. Вклю­чая технические нормы в нормативно-правовые акты, государство ока­зывает стимулирующее воздействие на эффективность использования техники, на организацию общественного производства.

Военно-технические нормы входят в общую систему социальных норм с техническим содержанием. Они представляют собой правил целе­сообразного использования военнослужащими военной техники и боевого оружия. К ним относятся правила технической эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин, правила использования различ­ных видов оружия, боевых установок, систем, правила полетов, кораб­левождения и другие. В условиях научно-технического прогресса роль военно-технических норм в вооруженных силах неизмеримо возрастает. В свою очередь, постоянное совершенствование и развитие военной техники и оружия повышает требования к технической подготовке войск.

С усложнением боевой техники, ее компьютеризацией, возрастает качество и количество отдельных приемов, действий, операций, которые закрепляются в военно-правовых нормах. Естественно, что специалис­ты, обслуживающие технику, должны на профессиональном уровне знать и в кратчайшие сроки выполнять требования этих норм. Вот по-


y повышение технических знаний военнослужащих, глубокое усвое-^ ими правил обращения с техникой и оружием являются одними из самых важных мероприятий в системе подготовки войск.

Военно-технические нормы, как правило, закрепляются в актах военного законодательства: уставах, наставлениях, положениях, ин­струкциях (например, Наставление по стрелковому делу, Наставление яо автомобильной службе). Нормы, которые закреплены в указанных актах, называются техническими военно-правовыми нормами. Как разно­видность технико-юридических норм, эти нормы отражают специфику требований, которые предъявляются к использованию военной техники и оружия.

§ 4. ПРАВОСОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Существуют различные формы общественного сознания, посред­ством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это по­литическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосозна­ние.

Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законо­дательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении.

Особенность правосознания, как специфической формы обще­ственного сознания, выражается в следующем.

1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые со­
ставляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс
создания правовых норм, реализацию их требований в общественной
жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления то­
же активно воздействуют на формирование и реализацию норм права.
Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их
применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить
правовую*форму в виде правовых идей и представлений.

2. Особенность правосознания выражается также в способе отра­
жения явлений общественной жизни.
Осознание правовых явлений жизни
общества осуществляется посредством специальных юридических понятий
U категорий.
К их числу относятся, например, такие понятия, как право-
Мерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответствен­
ность, законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий


мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, справедливости, чести, достоинства.

В структурном отношении правосознание состоит из двух е ментов: научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания (правовой психологии).

1. Правовая идеология — это система взглядов и представлений
которые в теоретической форме отражают правовые явления обществен.'
ной жизни.
Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содер­
жится в научных исследованиях по вопросам государства и права, их
сущности и роли в общественной жизни. Поскольку в них содержатся
объективные выводы и обобщения, это позволяет государству и его
органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприме­
нительной деятельности.

2. Правовая психология — это совокупность чувств, привычек, на­
строений, традиций, в которых выражается отношение различных соци­
альных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов
к
праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в
обществе. Правовая психология характеризует те переживания, чувства,
мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, со­
стоянием действующего законодательства и практическим осуществле­
нием его требований. Радость или огорчение после принятия нового
закона, чувство удовлетворения или неудовлетворения при реализации
конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к наруик
ниям правовых предписаний — все это относится к области правовом
психологии.

На содержание правовой психологии, уровень ее зрелости значи тельное влияние оказывает внедрение в сознание людей научных прел ставлений о правовых явлениях общественной жизни.

Общественное и индивидуальное правосознание. Общественное пра восознание обобщает правовые взгляды, идеи, традиции, которые вы рабатываются отдельными людьми (индивидами). Научное правосозна ние и правовая психология не существуют вне сознания отдельных лич ностей. Они включают все то типичное, наиболее существенное, что содержится в правовом сознании индивидов.

Индивидуальное правосознание — это чувства и представления о праве конкретной личности. Общественное правосознание развивает­ся через правосознание отдельных индивидов. Однако оно неизмеримо богаче, чем правосознание индивида, так как отражает правовую жизнь общества в целом. Индивидуальное правосознание не может охватить всего многообразия правовых явлений различных периодов жизни об­щества — оно отражает лишь отдельные, существенные черты. Право­сознание конкретного человека складьшается под влиянием тех условий, в которых он живет и работает. А так как условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Вот почему пра­восознание одного человека может быть глубоким, содержать научную


ценку правовых явлений, а другого — ограниченным, отстающим от бщего уровня общественного правосознания. Очень важно учитывать азличия в уровне правосознания отдельных людей при организации работа по правовому воспитанию.

Роль правосознания в общественной жизни. Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общест­ва.

Во-первых, правосознание является необходимым фактором

при создании норм права. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интере­сы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их со­ответствие потребностям общественного развития неразрьшно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы.

Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже вы­полняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее испол­няются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечи­вает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требо­ваний, понимание их правильности" и разумности. Оно вызывает у лю­дей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Таким образом, правосознание есть важный фактор развития за­конодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участни­ком разнообразных правоотношений.

§ 5. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

В вооруженных силах действуют единые, общие для всех членов общества нормы права, нормы морали, нормы общественных организа­ций и другие правила социального поведения.

Кроме того, особый характер деятельности вооруженных сил об­условливает наличие таких социальных норм, которые учитывают спе­цифику военной организации. Эти нормы регулируют поведение только Тех участников общественных отношений, которые непосредственно связаны с жизнью и строительством вооруженных сил.


Рассмотрим, в чем выражаются особенности социальных но; действующих в специфических условиях государственной военной opi низации.

1. Нормы права. Общие правовые предписания регулируют дат,
ко не все общественные отношения, складывающиеся в вооруженных
силах. Имеются специальные правовые нормы, которые регулирую,
общественные отношения, возникающие в армии как организации,
предназначенной для вооруженной борьбы. Такие нормы называются
военно-правовыми, или нормами военного законодательства.

Военно-правовые нормы закрепляют обязательные требования государства к строительству и организации вооруженных сил, регули­руют жизнь, быт и боевую учебы войск. В частности, военно-правовыми нормами регулируются общественные отношения, которые связаны с управлением вооруженными силами, их комплектованием, прохождени­ем военной службы, организацией материально-технического снабжения войск.

Военно-правовые нормы обладают всеми признаками, которые присущи в целом нормам права. Они устанавливаются и охраняются государством, имеют общеобязательный характер, выражают интересы и потребности военнослужащих. Но они имеют и ряд особенностей.

Во-первых, в военно-правовых нормах находят отражение специфические принципы военной организации: централизация руко­водства, единство командования, единоначалие, безусловность воинско­го повиновения и другие.

Во-вторых, значительное влияние на содержание военно-правовых норм оказывают объективные закономерности вооруженной борьбы. Нормы права, которые регулируют боевые действия войск, учитывают объективный характер этих закономерностей. Всестороннее отражение в военно-правовых нормах закономерностей войны и воору­женной борьбы способствует достижению необходимых результатов в войне.

Благодаря указанным особенностям военно-правовые нормы ха­рактеризуются повышенной категоричностью, большей детализацией содержащихся в них правил, а также более строгой ответственностью за их нарушение.

2. Нормы морали. В вооруженных силах моральные нормы отра­
жают своеобразие тех условий, в которых живут и действуют военно­
служащие. В них закрепляются нравственные требования к защитникам
Отечества, которые сложились в обществе в связи с представлениями
людей о воинском долге, офицерской чести, доблести, героизме, му­
жестве, войсковом товариществе. Моральные нормы предъявляют особо
высокие требования к тем нравственным качествам военнослужащих,
которые необходимы им в войне, в вооруженной борьбе. Чтобы побе­
дить сильного противника, каждый воин должен быть храбрым, муже­
ственным, способным на подвиг и самопожертвование.


Особенность норм морали, действующих в вооруженных силах, вЬ,ражается в том, что многие из них закрепляются в военно-правовых gjcrax (военной присяге, уставах, наставлениях). Поэтому они являются одновременно и юридическими нормами. Соблюдение таких моральных норм обеспечивается не только внутренним убеждением, силой обще­ственного мнения, но в необходимых случаях и мерами государственно­го принуждения. Органическое слияние в них правовых и нравственных j-ребований повышает ответственность военнослужащих за выполнение своего воинского долга.

3. Нормы общественных организаций. Данный вид социальных
норм оказывает активное воздействие на различные стороны жизни и
деятельности вооруженных сил. Они развивают общественную актив­
ность, творческую самодеятельность военнослужащих, что способствует
успешному решению задач боевой подготовки. Так, участие в работе
военно-научных обществ повышает технический уровень членов этих
обществ. Деятельность организаций рационализаторов и изобретателей
в армии обеспечивает более эффективное использование боевой техники
и оружия, повышает их надежность в эксплуатации. Военнослужа­
щие — члены творческих союзов (писателей, журналистов, художни­
ков, кинематографистов), различных общественных организаций и объ­
единений — проводят большую работу по патриотическому воспита­
нию военнослужащих, повышению их культурного уровня.

4. Нормы обычаев. Этот вид социальных норм получает широ­
кое распространение в повседневной жизни вооруженных сил. Военно­
служащие соблюдают в силу привычки те нормы поведения, которые
стали для них обычными еще в условиях гражданской жизни. В то же
время в армии и на флоте действуют нормы воинских обычаев, которые
отражают особенности военной организации государства. Они входят в
привычку военнослужащих не сразу, а постепенно, в процессе прохож­
дения военной службы. Особо прочные навыки в соблюдении норм во­
инского поведения вырабатываются у профессиональных военных в
результате многократного повторения ими одних и тех же поступков и
действий. К числу норм обычаев, которые стали естественными для мно­
гих военнослужащих, относятся точность, собранность, подтянутость,
аккуратность, выдержка, исполнительность. Положительная роль таких
привычек несомненна: в современной войне только прочные навыки
Позволят в кратчайшие сроки принять правильное решение, успешно
выполнить боевое задание в быстро меняющейся обстановке.

5. Нормы традиций. Те традиционные правила, в которых от­
ражается опыт учебной и боевой деятельности войск, особенности воин­
ского быта, называются воинскими традициями. В зависимости от того,
в каких сферах деятельности военнослужащих они складываются, их
можно подразделить на следующие виды:

нормы боевых традиций (сфера боевой деятельности);


нормы ратно-трудовых традиций (сфера учебной де
тельности);

нормы традиций воинского быта (сфера воинского быта^
Нормы традиций, действующие в вооруженных силах, являются

важным средством совершенствования боевого мастерства войск, по­вышения их боеспособности. Они играют большую роль в патриот*,, ческом воспитании воинов, в формировании у них высоких моральных и боевых качеств.

6. Нормы ритуалов. 6 вооруженных силах широкое распростра­нение имеют нормы воинских ритуалов. Это такие нормы, в котор* определяются правила поведения военнослужащих при совершении i инских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Нормы boi ских ритуалов, как правило, закрепляются в уставах и других акт военного законодательства. Это правила принятия военной присж правила выноса знамени части, правила проведения строевых смотре развода воинских караулов и другие.

Таким образом, общественные отношения в вооруженных сил; регулируются посредством общих и специальных социальных нор; которые отражают особые потребности военной государственной орг низации. Благодаря этому достигается всесторонняя урегулированное] жизни и деятельности военнослужащих.


Date: 2015-09-18; view: 388; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию