Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История и предпосылки возникновения теории государства и прав а как науки





У древних мыслителей познание окружающего мира осуществля­лось в рамках единой универсальной науки — философии, которая наряду с логикой, этикой, математикой, физикой, медициной исследо-


вала проблемы государственной и правовой жизни общества в контекс­те присущего ей научного мироощущения.

Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мыс­ленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Демокрит, известный своей энциклопедичностью, считал, что благопо­лучие граждан государства зависит от качества государственного управления, и утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Тяжело быть под властью челове­ка более низкого. По самой природе управлять свойственно лучшему.

В системе философских знаний со временем обосабливается фило­софия права, предметом которой становится исследование государ­ственно-правовой стороны жизни общества. Развивая идею философии права и концепцию естественного права, Н. М. Коркунов писал: «Выяснение идеи права, определение его источника и тому подобные общие вопросы рассматривались в так называемой практической или этической философии. Но отдельной философии права не было ни в древности, вообще не знавшей дробного разветвления человеческого знания, ни в средние века, когда и этика почти всецело поглощалась богословием». Не ранее XVII века образуется особая философская наука о праве1.

На философию права, как отмечает русский правовед Г. Ф. Шершеневич, оказало влияние одно важное обстоятельство — это историческое разобщение между философией права и юридическими науками. Юристы занимались систематизированием и толкованием норм права, а философия права разрабатывалась учеными, по преиму­ществу не причастными к правоведению. Юристы изучали право в его фактическом состоянии, не задаваясь мыслью о том, каким оно может или должно быть, а философы создавали идеальное право, не зная, что такое право в действительной жизни и как применяются его нормы2.

Такая разобщенность существует и в наше время. Общая филосо­фия, математика, информатика, кибернетика, естествознание и другие науки, без которых немыслима современная практическая юриспруден­ция, живут собственной жизнью, а юриспруденции осмыслить собствен­ные аспекты этих наук самостоятельно чрезвычайно сложно. Для общей пользы необходима интеграция взаимосвязанных с юриспруденцией знаний, их активное привлечение к теории и практике государственно-правового строительства жизни общества. Это положение в равной мере относится и к другим основополагающим общественным наукам: эко­номической теории, политологии, теории нравственности, логике, эсте­тике. Это предмет особого научного разговора, требующий объек-



1 Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894. С. 19.

2 См.: Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 15—16.
10


тИвно1О учета и анализа всех аспектов юриспруденции в различных отраслях научных знаний. Сближение общих и специальных знаний позволяет обеспечить в практическом смысле гармонию общественной жизни, построить справедливый порядок отношений между людьми, который будет освящен и надежно охраняем государством и правом. Нельзя же находиться в состоянии, которое образно изложил Шершене-вич: «Философы не желают сходить с неба на землю, а юристы не хотят поднять своих глаз от земли повыше».

Современная юриспруденция в той или иной мере связана со все­ми отраслями знания прежде всего потому, что научная деятельность и результаты ее практического воплощения в реальные общественные отношения в конечном счете приобретают форму правоотношений, охраняемых государством.

Философия права является методологической базой юриспруден­ции. Общая философия и философия права соотносятся как целое и часть. Как составная часть философии, философия права не отличается от целого ни по своим функциям, ни по своим методам. По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания. Общетеоретическая задача философии права, как считают мно­гие ученые и практики, состоит в исследовании глобальных государ­ственно-правовых категорий, которые лежат в основе всех юридических наук. При этом считается, что основной и высшей научной категорией юриспруденции является «право», которое составляет явление «общественной», а затем «государственной» жизни общества. Поэтому его научное понятие может выясниться только на фоне «государства», которое в свою очередь предполагает понятие об «обществе»1.


Диалектическое мышление русских юристов во многом превосхо­дит научные взгляды на философские основы государства и права, из­ложенные в трудах зарубежных авторов. Философия права Шеллинга и Гегеля, общетеоретические взгляды на государство и право Канта, Фих­те, Маркса и Энгельса, безусловно, характеризуются фундаменталь­ностью, однако и они претерпевают серьезные испытания временем.

В российской юридической мысли преобладает тезис о том, что философия права занимается выработкой общего мировоззрения на основании выводов отдельных наук. Но при современном развитии человеческого знания философия не в состоянии исследовать законо­мерности каждой специальной науки, в том числе многочисленных юри­дических наук, охватывающих практически все человеческое общежитие в его государственно-правовой сфере. Функции философии права возла­гаются поэтому на теорию права, которая концентрирует свое внимание на исследовании основных общих закономерностей данной сферы обще-

1 См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 20.


ственной жизни, не порывая своих естественных связей с «прародительницей».

Может ли философ выполнять функции юриста, а юрист — фи лософа в жизни сугубо практической? И да, и нет! Почему? Потому, что философ, обладая обширнейшими знаниями закономерностей окру жающего мира в целом, далек от знания конкретных закономерностей функционирования и развития права и государства. А юрист, занимаясь конкретными юридическими делами, может частично забыть некоторые основы философии, которые он изучал на первых курсах высшего учеб­ного заведения.

Проблема взаимосвязи и взаимообеспечения философии и наук, исследующих конкретные стороны окружающего нас мира, чрезвычайно актуальна в плане общего оздоровления реальной общественной жизни, ее прогресса, совершенствования самого человека.

Нет философов вообще, как и юристов на все случаи жизни. Есть философ-математик и математик-юрист, философ-биолог и биолог-юрист. Оправдано ли такое сочетание в обратном порядке? Конечно. И то, и другое обусловлено объективными потребностями общественного развития, но определяющими при этом являются материальные науки Юриспруденция же вырабатьгаает наиболее целесообразную правовук форму реализации научных знаний материальных наук.

Философия Как «наука наук» (в представлениях Аристотеля Канта, Гегеля) может быть таковой лишь на основе интеграции все* современных знаний о природе, человеке, мышлении, обществе. Выявле­ние закономерностей мироздания осуществляется на базе обобщение отдельных научных знаний, в том числе науки о государстве и праве которая придает ему юридическую значимость.

Как философ не сможет познать закономерностей математики бе: знания самой математики, так и юрист не в состоянии эффективно ре шать правовые вопросы в той сфере общественной жизни, где он рабо тает: законность в экологических отношениях может обеспечить толыа тот юрист, который знает основы экологии; в автомобилестроении от него требуется.знание основ этой промышленности; юрист банка дол жен знать основы банковского дела и т. д.


И в философии, и в юриспруденции, как и в других науках, су­ществует специализация: относительное обособление знаний определен­ной части науки, которая имеет самостоятельную жизнь. Но вне систем­ных связей с мировоззренческой основой не может быть ни философа, ни юриста, ни математика, ни другого специалиста в любой сфере чело­веческой деятельности.

Современная отечественная наука философии права консолидиру­ется в целом с научными воззрениями наших предшественников. Д. А. Керимов считает, что философия права «призвана детально раз­рабатывать методологию исследования всех правовых явлений и про­цессов;...она обладает в несравненно большей мере, чем любая отрасль


юридического знания, методологической значимостью, выполняет ме­тодологические функции в системе юридических наук»1.

«Философия права, — продолжает Д. А. Керимов, — есть не что иное, как интеграция всей совокупности принципов познания, вы­работанных ею самою, общей философией и комплексом юридических наук-- Она исторически возникла не сама по себе и не из самой себя, но в результате изучения конкретных проявлений права... Философия права — продукт общей философии и всего комплекса юридических наук. Ее назначение состоит в том, чтобы вооружать все отраслевые юридические науки методологическим инструментарием»2.

Однако, какова же «миссия» теории государства и права! Какое место она занимает в системе юридических наук? Или она вообще не существует как наука, как практическая часть философии права?

Юриспруденция и в научном, и в практическом смысле базируется на философских знаниях. Но способна ли философия права охватить всю совокупность юридических знаний, всерьез заниматься практиче­ским исследованием основных закономерностей государства и права, выработкой методологии многочисленных отраслевых аспектов госу­дарственно-правовой науки. В современных условиях это возможно лишь на основе тесного научного сотрудничества с общей теорией пра­ва.

Углублять, интегрировать, развивать, конкретизировать фило­софские основы общей теории государства и права — объективная потребность общественной жизни. Но игнорировать теорию госу­дарства и права как общетеоретическую науку объективно невозможно, хотя бы из чисто практических соображений.

Политология права. Утверждение В. И. Ленина о том, что «закон есть мера политическая, есть политика»1, в ближайшей исторической перспективе вряд ли можно опровергнуть, поскольку современное госу­дарство проводит свою политику в различных областях общественной жизни в основном через систему правовых норм.

Политика и многообразное, и универсальное явление, в котором концентрируются все основные стороны общественной жизни: экономи­ческая, социальная, духовная, национальная, религиозная.

Государственная политика выражается в официальных актах правотворчества. В них государство определяет правовые основы не только своей деятельности, но и всех звеньев политической системы общества.


В теоретическом и практическом отношении между политикой и Правом не всегда обнаруживается единство и плодотворное взаимодей­ствие. Государственная политика лишь тогда может считаться демокра-

Керимов Д. А- Предмет философии права // Государство и право. 1994. № 7. С. 6.

2 Керимов Д. А. Там же. Ленин В. И. Поли. собр. со<ч. Т. 30. С. 99.


тической, справедливой, когда она учитывает и проводит в жизнь об ективные потребности общественного развития, а политология права по своему существу не может быть не чем иным, как объективирован­ным выражением идей справедливости, законности, гуманизма, ра­венства всех людей перед законом.

Искусство политологов права состоит в том, чтобы отобрать, си­стематизировать, дать точные научные данные о государственно-правовой действительности и перспективах ее развития. Политология права должна также всемерно отражать разнообразные идеи, научные взгляды и представления о государстве и праве, исходящие от негосу­дарственных политических организаций. Это нередко вносит суще­ственные коррективы в государстенно-правовую политику.

Также следует отметить, что разобщенность между общегосудар­ственной правовой политикой и политикой, вырабатываемой отрасле­выми юридическими науками (политикой гражданского, финансового, земельного, уголовного права), наносит ущерб главному — практике правового регулирования общественных отношений. Политология пра­ва должна определять стержневые направления политического развития государства и права, основываясь при этом на объективных закономер­ностях этого развития, что возможно только при объединении научных усилий политологов и юристов.

Энциклопедия права. Подобной науки в реальной жизни не су­ществует, хотя под таким названием издано немало произведений по общетеоретическим проблемам государства и права. В действитель­ности энциклопедия права представляет собой краткий обзор основных юридических понятий, их научный комментарий и не содержит систем­ного анализа всей совокупности юридических наук: теоретико-исторических, отраслевых и специальных. Впервые попытки создания энциклопедии права как базовой юридической науки предприняли не­мецкие юристы и политологи: Ганниус, Стефан Пюттер, Гареис, Рат-ковский.

Энциклопедические взгляды на государство и право в тот период складывались под влиянием философских воззрений Шеллинга, Фихте, Гегеля. Однако создание цельной науки, которая бы охватывала всю совокупность юридических знаний, оказалось невозможным.

В России созданием энциклопедии права и включением ее в уни­верситетское образование занимались известные юристы: Рождествен­ский (Энциклопедия законоведения, 1863), Карасевич (Энциклопедия права, 1872); Деларов (Очерки энциклопедии права, 1878); Зверев (Энциклопедия права в ряду юридических наук, 1880); Суворов (Лекции по энциклопедии права, 1907).

В последующем русская юридическая мысль пришла к однознач­ному выводу, что энциклопедия права как наука методологически несо­стоятельна, поскольку у нее нет ни собственного предмета, ни метода исследования, то есть того, что присуще любой науке. «Ей нет места


среди правоведения, — писал Шершеневич. — К юридическим нау­кам примыкает только философия права, частью которой является об­щая теория права»1.

Конечно, энциклопедия права не может быть признана наукой в современном понимании. Она эклектична, изменчива, мозаична. Однако энциклопедические словари и другие издания, содержащие краткое из­ложение юридических понятий, дающие современную информацию о действующем законодательстве весьма полезны и необходимы для всех граждан, находящихся в сфере правового регулирования. Общие пер­вичные знания о государстве и праве нужны и будущим юристам. Эн­циклопедия права ныне трансформировалась в учебную дисциплину под названием «Введение в юридическую специальность». Она изучается во всех юридических учебных заведениях страны.

Общая теория права. Научно-педагогическое произведение князя Е. Н. Трубецкого «Лекции по энциклопедии права» по своему существу представляют цельную и весьма интересную для современной юриди­ческой науки систему взглядов на право и государство. Это теория, а не энциклопедия юриспруденции.

Общая теория права как наука изначально и окончательно сфор­мировалась в России в трудах Гамбарова, Гессена, Кистяковского, Кор-кунова, Новгородцева, Петражицкого, Сергеевича, Соловьева, Чичерина, Шершеневича и других. Русские авторы в своих исследованиях опира­лись на произведения немецких юристов, философов, социологов, поли­тологов: Биерлинга, Виндельбанда, Гегеля, Глюка, Еллинека, Иеринга, Канта, Лассона, Майера, Мюллера, Стенберга, Шеллинга, Шталя, Штаммлера, Шютце, — создавая стройную систему общетеоретиче­ских знаний о государстве и праве применительно к условиям россий­ской общественной жизни. Многие теоретические выводы представите­лей русской дореволюционной юридической мысли актуальны и по сей день.

Каковы основные положения общей теории права Н. М. Коркунова? Философия права и энциклопедия права, по его мнению, «одно и то же». Они представляют собой лишь основу для соз­дания одной обобщающей науки — общей теории права. Ссылаясь на П. Мюллера, который определял теорию права как систему основ права, Коркунов отмечает, что правоведение, помимо практических целей, решает и чисто теоретические задачи. Во-первых, правоведение «отрабатывает» практический материал права в систематическом, исто­рическом и «эмпирико-реалистическом направлении». И во-вторых, из полученного таким образом правового материала правоведение «извлекает» общие основы права, создает сообразно их внутренней свя­зи цельную систему общей теории права и «применяет» их в качестве

См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 62.


руководящих принципов для оценки имеющегося правового материале и для развития права и правоведения.

Н. М. Коркунов совершенно правильно отмечал, что общая тео рия права не имеет непосредственного применения в жизни, так как она содержит только общие основы права, а не конкретные правовые пред­писания, регламентирующие реальные жизненные отношения. Однако теория права призвана понять практическое право и реальные человече­ские отношения как единое целое: этот общий организм следует «разложить» на его отдельные «органы» и «элементы», определить их взаимодействие, «нормы и цели их действия, а также назначение как целого, так и частей».

Автор утверждает, что университетское преподавание требует «от энциклопедиста не конспекта специальных наук, а общей теории пра­ва»1.

Общая теория права Г. Ф. Шершеневичав своей концепту­альной завершенности является фундаментальным исследованием. Его научные положения составляют основу нынешней юриспруденции.

Общую теорию права Г. Ф. Шершеневич рассматривает в единстве с философией права. Он утверждает, что научная философия должна строить свои общие понятия только на положительном праве. Она не может «подставлять» под реальные понятия свои идеальные представления, выдавать за право то, что, по ее мнению, должно быть правом. Философия права решает не только теоретические, но и прак­тические задачи. Устранение практической задачи нарушило бы соот­ветствие между философией права и юридическими науками, высшим синтезом которых она должна служить, потому что каждая юридиче­ская наука не только изучает установленные нормы права, но и указы­вает на их желательное изменение.

Развивая свою концепцию, Г. Ф. Шершеневич доказывает, что по мере исторического развития философия права превращается в общую теорию права, в отличие от тех теорий, которые создаются в рамках отраслевых юридических наук. Общая теория выясняет, что такое право вообще, независимо от его временной изменчивости, что такое государ­ство вне разнообразия его форм проявления, каковы источники права, какова методика разработки норм права.

Правоведение, по Шершеневичу, как и любая другая наука, не может существовать изолированно, вне связи с философией. Но фило­софия должна вырасти из самого правоведения, а не быть ему навязан­ным извне. Поэтому необходима такая юридическая наука, которая объединила, свела бы в единое целое все то, что уже сделано в общей части каждой специальной науки. Это есть задача общей теории и един­ственная задача философии права. Из сказанного обнаруживается, что общая теория права составляет продолжение общей части всех юриди-

1 См.: Коркунов Н. М. Указ. соч. С. 25—30. 16


яеских наук, что материал ее исключительно положительное право и что она и есть то, чем должна быть философия права.

Таково краткое изложение основных научных воззрений профес­сора Г. Ф. Шершеневича на общую теорию права1.

Говоря о представителях отечественной правовой мысли нельзя не упомянуть и Питерима Александровича Сорокина, социолога, юри­ста, который не по своей воле стал эмигрантом. С 1930 по 1964 годы П. А. Сорокин был профессором Гарвардского университета, где орга­низовал и длительное время возглавлял факультет социологии.

В России Питерим Сорокин оставил малоизвестную работу Под названием «Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве», изданный в 1919 году Ярославским Кредитным Союзом Кооперативов, где автор излагает собственное видение общей теории права. Он считал, что под общей теорией права разумеется наука, зани­мающаяся изучением определенного вида общественных явлений — явлений правовых. Есть множество дисциплин, изучающих теоретические аспекты практического права: теория гражданского, уголовного, госу­дарственного и других отраслей права. Каждая из этих наук изучает «специальный вид права — право как видовое, а не как родовое явле­ние». Общая же теория права ставит своей задачей изучение права как родового явления, то есть наиболее общих родовых признаков, свой­ственных всем правовым явлениям: праву государственному, граждан­скому, уголовному и всем другим отраслям права.

В связи с указанными соображениями главную задачу общей тео­рии права Питерим Сорокин формулирует следующим образом: 1) определить правовое явление; 2) описать его основные признаки; 3) классифицировать виды права; 4) закономерности происхождения и развития права; 5) исследовать основные законы правовой эволюции в связи с учением о правовом идеале; 6) изучить основные общественные функции права и его социальную роль.

Русская юридическая наука конца XIX — начала XX века соче­тала в себе самые разнообразные общетеоретические взгляды на госу­дарство и право: естественно-правовые, материалистические, социологи­ческие, нормативистские, психологические. При всем своем разнообразии научные работы (монографии, учебники, пособия, статьи) русских юристов отличаются фундаментальностью, убедительностью, стройно­стью и логичностью.

1 См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. Ј


Разночтения в общетеоретических взглядах на государство и пра­во в отечественной и зарубежной науке незначительны, и по существу, и по формальным признакам. Они едины в основном: и государство, и право — это социальные инструменты, призванные обеспечивать благо­получие, человека во всех


Конкретное название науки, исследующей общие закономерности государственно-правовой жизни общества (как и учебной дисциплины), можег быть неодинаковым. Например: «Общая теория права» — Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич; «Теория права и государства» — Л. И. Петражицкий; «Общее учение о государстве» — Г. Еллинек; «Общая теория государства и права» — Г. Кельзен; «Учение о существе права и правовой связанности государства» — Н. И. Палиенко; «Очерки общей теории государства и права» — Н. Н. Алексеев; «Энциклопедия государства и права» — П. Стучка.

Муромцев, Новгородцев, Хвостов давали другие оригинальные названия своим произведениям, которые по своему существу можно назвать теорией государства и права.

Все учебники советского периода нашей страны имели, как пра­вило, одно название: «Теория государства и права».

На наш взгляд, необходимо сохранить такое имя науки, из­учающей основные общие закономерности государственно-правовой жизни общества, которое выстрадано историей. И имя это — «Теория государства и права». Почему?

В наше время споры о том, что первично, а что вторично: госу­дарство или право, не имеют под собой ни научной, ни практической почвы. Всем понятно, что право, как явление общественной жизни, как мерило свободы и справедливости в человеческих отношениях, сформи­ровалось гораздо раньше, чем государство. С возникновением госу­дарства право приобретает лишь новое качество: оно становится пра­вом, охраняемым государством, его принудительной силой. Право при этом не теряет своих объективных признаков как регулятора обще­ственных отношений, но приобретает новые свойства, порождаемые его неразрывной связью с государством.

В современном обществе основным источником права является нормативно-правовой акт — продукт официальной деятельности ком­петентных органов государства. Правовые предписания находятся под его защитой, а их реализация обеспечивается материально-организационными средствами государственной власти.

Право без государства беззащитно, а в современных условиях почти неосуществимо без его властного обеспечения.

В последнее время российскими юристами опубликованы значи­тельные произведения, посвященные общетеоретическим проблемам и государства, и права (в том числе и учебники)1.

1 См.: Лившиц Р. 3. Современная теория права. М., 1992; Лазарев Б. М., Давит-нидзе И. Л. Общая теория государства и права. М., 1992; Общая теория права. Курс лекций. Под общей ред. проф. В. К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993; Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1994; Общая теория права и госу­дарства. Под ред. академика РАЕН В. В. Лазарева. М., 1994; Комаров С. А. Общая теория государства и права. Изд-во Мордовского ун-та. 1994; Теория государства и права. Курс лекций в 2-х томах. Под ред. проф. М. Н. Марченко. 18


Некоторые авторы на первый план выдвигают вопросы теории права. Это нашло отражение и в названиях опубликованных ими работ.

Наша же цель — изложить основные вопросы теории госу­дарства и права в традиционной последовательности применительно к интересам студенческой аудитории, показать и убедить, что государ­ственно-правовая жизнь общества является цельным социальным явле­нием. Студент-юрист должен глубоко познать основные общие законо­мерности государства и права в их диалектической взаимосвязи, актив­но использовать полученные знания в своей профессиональной деятель­ности.







Date: 2015-09-18; view: 896; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию