Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 4 page





3.10.1. Техническое обслуживание троллейбуса.

Вводное занятие. Первичный инструктаж по технике безопасности, безопасности труда, пожарной безопасности и электробезопасности: учебно-производственные и воспитательные задачи при подготовке новых рабочих, ознакомление с оборудованием цеха, учебной мастерской; расстановка обучающихся по рабочим местам; ознакомление обучающихся с организацией рабочего места, порядком получения и сдачи инструмента; ознакомление с квалификационной характеристикой и программой производственного обучения водителя троллейбуса 3-го класса; мероприятия по предупреждению травматизма: ограждение опасных мест, заземление электрооборудования, изучение и применение предупреждающих знаков и плакатов, содержание инструмента в исправном состоянии, пользование защитными и предохранительными средствами, правильное освещение рабочего места; основные правила и инструкции по технике безопасности и их выполнение при работах по обслуживанию и ремонту подвижного состава; оказание первой помощи при поражениях электрическим током; правила пользования электронагревательными приборами, электроинструментом, отключение электросети; правила поведения обучающихся при пожаре; порядок вызова пожарной команды; правила пользования средствами тушения пожара.

Работа со слесарным инструментом: работа с отверткой, гаечными ключами, пассатижами, плоскогубцами, гайковертами; обучение приемам простейших измерении линейкой, штангенциркулем.

Обслуживание механического оборудования: механическое оборудование троллейбуса; осмотр и техническое обслуживание ходовых частей кузова; эксплуатационно-техническое обслуживание тормозной системы; ознакомление с практическими приемами определения и устранения неисправностей тормозной системы; обнаружение и устранение возможных неисправностей механического оборудования.

Обслуживание пневматического оборудования: эксплуатационно-техническое обслуживание пневматического оборудования троллейбуса (компрессора, регулятора давления, тормозного крана, системы пневматической подвески, проверка работы предохранительного и обратного клапанов); определение мест утечки сжатого воздуха в пневмосистеме; выпуск конденсата из пневмосистемы, заправка ее антифризом; проверка работы дверных приводов, манометров, усилителя рулевого управления; обнаружение и устранение возможных неисправностей пневматического оборудования.

Обслуживание электрического оборудования: осмотр и техническое обслуживание тягового электродвигателя и вспомогательных электрических машин; признаки неисправности и способы их устранения; осмотр и техническое обслуживание высоковольтного электрического оборудования троллейбуса; осмотр токоприемника, крепления контактной вставки, регулировка нажатия токоприемника на контактный провод; проверка порядка включения контакторов, реле и работа схемы в целом; признаки неисправностей, их нахождение по схеме и способы устранения; регулировка электрических аппаратов; осмотр и зачистка контактов; низковольтное электрическое оборудование троллейбусов; проверка состояния и работоспособности аккумуляторной батареи, генератора и реле-регулятора; работа аппаратов защиты высоковольтной и низковольтной электрических цепей; признаки неисправностей и способы их устранения; проверка и замена предохранителей.

 

3.10.2. Обучение вождению на учебном троллейбусе.

Вводная беседа: беседа о поведении обучающихся и их обязанностях в период производственного обучения на учебном вагоне; инструктаж по технике безопасности.

Явка на работу. Приемка троллейбуса в депо: явка водителя к диспетчеру депо; прохождение предрейсового медосмотра и инструктажа; ознакомление с правилами пользования нарядом, расписанием, схемой расстановки троллейбусов на путях отстоя; получение у диспетчера депо необходимого комплекта предметов, входящих в экипировку в соответствии с правилами технической эксплуатации (далее - ПТЭ) троллейбуса и путевых документов; порядок приемки троллейбуса в депо перед выездом и при смене в соответствии с должностной инструкцией водителя троллейбуса; проверка действия аппаратов управления, касс, компостера, оформление приемки в книге поезда и путевом листе; порядок смены водителей на конечной станции; оформление книги поезда на линии и при сдаче в депо.

Тренировка в работе с приборами управления: ознакомление с назначением и расположением аппаратов управления в кабине водителя; посадка на рабочем месте, регулировка сиденья, установка правильного положения корпуса, рук, ног обучающегося при управлении поездом; подготовка аппаратов управления к пуску и трогание поезда с места; тренировка в работе с аппаратами управления: приемы приведения в действие рукоятки контроллера водителя для пуска или торможения и педали безопасности, правила включения реверсора, автоматов и предохранителей электрических цепей.


Приемы пуска троллейбуса в движение. Виды торможения. Заезд в депо. Движение "назад". Проезд спецчастей контактной сети: приемы пуска троллейбусов в движение; плавный разгон и торможение; движение задним ходом; проезд ворот, спецчастей контактной сети; объезд препятствий; выезд из смотровых помещений и движение с соблюдением требований ПТЭ и мер безопасности территории депо, движение "назад"; движение в зоне моечной машины.

Остановка троллейбуса по неисправности и ее устранение: остановка троллейбуса по следующим неисправностям: отсутствие напряжения в контактной сети; отсутствие контакта между токоприемником и контактным проводом; отключение высоковольтного выключателя или перегорание предохранителя; действия водителя в случае невозможности устранения неисправности; практическая работа по определению и устранению данных неисправностей.

Действия водителя в аварийных ситуациях, буксировка троллейбуса: действия водителя при внезапной поломке электродинамического тормоза, пневматического тормоза; действия водителя в случае схода токоприемников на горизонтальном участке, а также на уклоне и подъеме; действия водителя при появлении потенциала на кузове троллейбуса, при возникновении "юза" или "буксирования"; выработка быстроты реакции на сигналы контрольной лампы и зуммера в целях экстренной остановки троллейбуса; правила сцепки и расцепки правил техники безопасности; правила буксировки неисправного троллейбуса; аварийные ситуации имитируются мастером обучения и устраняются обучающимися.

Контрольная проверка: контрольная проверка усвоения обучающимися приемов управления троллейбусом.

Движение по городскому маршруту в транспортном потоке. Закрепление навыков вождения троллейбуса: вождение по маршрутам различной сложности с соблюдением правил дорожного движения и должностной инструкции водителя троллейбуса; движение на нулевом рейсе; повороты направо, налево, развороты; правила выполнения поворотов и разворотов относительно оси подвески контактных проводов; вождение троллейбуса с соблюдением ПТЭ, привитие навыков движения по расписанию; привитие навыков пользования звукоусилительной установкой; контрольная проверка; вождение троллейбуса на уклонах и подъемах; проезд подъема с разгоном и без разгона; движение на спусках с подтормаживанием; остановка и начало движения на спусках и подъемах; проезд сложных регулируемых и нерегулируемых перекрестков; движение по улицам с интенсивным транспортным потоком; отработка приемов и навыков остановки троллейбуса по заданию и в местах, обозначенных остановочными пунктами (постоянными, временными, по требованию и техническими); действия водителя при подъезде и отъезде от остановки, приемы открывания и закрывания дверей; отработка приемов пуска и трогания с остановки; отработка навыков безопасного проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков; выполнение правил остановки перед перекрестками, правил поворота на перекрестках и пропуска транспорта и пешеходов; тренировка навыков соблюдения дистанций безопасности при различных скоростях движения; закрепление навыков вождения троллейбуса на рабочем месте по программе обучения.


Практическая квалификационная работа: экзамен по практическому вождению троллейбуса проводится путем контрольной проверки навыков вождения в условиях дорожного движения.

Стажировка на пассажирском троллейбусе: самостоятельное управление пассажирским троллейбусом под руководством водителя-инструктора; закрепление и совершенствование освоенных приемов и навыков работы по управлению троллейбусом с пассажирами; заключение водителя-инструктора. <1>

--------------------------------

<1> Кроме приведенных в программе заданий метут применяться и другие задания, согласно рабочей программе, утвержденной организацией, осуществляющей подготовку водителей троллейбуса.

 

IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

 

В результате освоения Примерной программы обучающиеся должны знать:

Правила дорожного движения;

назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей транспортного средства;

признаки неисправностей, возникающих в пути и способы их устранения;

приемы и последовательность действий при оказании первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП;

ответственность за нарушение административного, уголовного кодексов, Правил дорожного движения;

влияние погодных условий (дождь, туман, гололедица) на безопасность движения;

правила техники безопасности при техническом обслуживании транспортного средства и обращение с эксплуатационными материалами, правила эксплуатации транспортного средства и загрязнение окружающей среды.

В результате освоения Примерной программы обучающиеся должны уметь:

безопасно и эффективно управлять транспортным средством в различных условиях движения;

соблюдать Правила дорожного движения;

проверять техническое состояние транспортного средства перед выездом и проводить техническое обслуживание после возвращения из поездки;

устранять неисправности, возникшие в пути, с помощью имеющего инструмента;

оказывать самопомощь и первую помощь пострадавшим при ДТП.

 

V. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

 

5.1. Организационно-педагогические условия реализации Примерной программы должны обеспечивать реализацию Примерной программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям и способностям обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность, проводит тестирование обучающихся с помощью соответствующих специалистов или с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) тестирования и развития психофизиологических качеств водителя.


Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.

Наполняемость учебной группы не должна превышать 30 человек.

Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий должна составлять 1 академический час (45 минут). Продолжительность учебного часа практического обучения вождению должна составлять 1 астрономический час (60 минут).

Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучающимся в соответствии с графиком очередности обучения вождению.

На занятии по вождению обучающий (мастер производственного обучения) должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, подкатегории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, подкатегории.

5.2. Педагогические работники, реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов, мастера производственного обучения, должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональных стандартах.

5.3. Информационно-методические условия реализации Примерной программы включают:

учебный план;

календарный учебный график;

рабочие программы учебных предметов;

методические материалы и разработки;

расписание занятий.

5.4. Материально-технические условия реализации Примерной программы.

Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя (далее - АПК) должен обеспечивать оценку и возможность повышать уровень психофизиологических качеств, необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств производится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК с целью повышения достоверности и снижения субъективности в процессе тестирования.

АПК должны обеспечивать тестирование следующих профессионально важных качеств водителя: психофизиологических (оценка готовности к психофизиологическому тестированию, восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности, скорость формирования психомоторных навыков, оценка моторной согласованности действий рук); свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость).

АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должен предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонии, утомлении, стрессе и тренировке свойств внимания (концентрации, распределения).

АПК должен обеспечивать защиту персональных данных.

Тренажеры, используемые в учебном процессе, должны обеспечивать: первоначальное обучение навыкам вождения; отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве и пристегивания ремнем безопасности; ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами; отработку приемов управления транспортным средством.

 

Перечень учебного оборудования

 

Таблица 12

 

Наименование учебного оборудования Единица измерения Количество
Оборудование    
Тяговый двигатель в разрезе и в сборе комплект  
Балка переднего моста в сборе с элементами передней подвески, рулевым механизмом, рулевой трапецией, тормозными цилиндрами и тормозными механизмами комплект  
Главная передача в разрезе комплект  
Бортовой редуктор в разрезе комплект  
Токоприемник в сборе комплект  
Комплект деталей мотор-компрессора комплект  
Комплект деталей дверного привода комплект  
Комплект деталей электрооборудования: комплект  
- фрагмент аккумуляторной батареи в разрезе;    
- генератор в разрезе;    
- комплект ламп освещения;    
- пусковые реостаты;    
- контроллеры;    
- контакторы и реле    
Комплект деталей тормозной системы: комплект  
- тормозной кран;    
- тормозные цилиндры;    
- тормозная колодка;    
- обратный клапан    
Оборудование и технические средства обучения    
Тренажер <1> комплект  
Аппаратно-программный комплекс (АПК) тестирования и развития психофизиологических качеств водителя <2> комплект  
Компьютер с соответствующим программным обеспечением комплект  
Мультимедийный проектор комплект  
Экран (монитор, электронная доска) комплект  
Магнитная доска со схемой населенного пункта <3> комплект  
Учебно-наглядные пособия <4>    
Устройство троллейбусов и их оборудование    
Схемы устройства и работы систем и механизмов троллейбуса шт.  
Схемы цепей управления шт.  
Силовые (тяговые) и вспомогательные высоковольтные цепи шт.  
Схема работы тормоза с пневматическим приводом шт.  
Электробезопасность шт.  
Аппараты защиты силовой цепи шт.  
Основы законодательства в сфере дорожного движения    
Дорожные знаки комплект  
Дорожная разметка комплект  
Опознавательные и регистрационные знаки шт.  
Средства регулирования дорожного движения шт.  
Сигналы регулировщика шт.  
Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки шт.  
Проезд перекрестков шт.  
Проезд пешеходных переходов шт.  
Неисправности и условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств шт.  
Ответственность за правонарушения в области дорожного движения шт.  
Основы безопасного управления транспортным средством    
Сложные дорожные условия шт.  
Виды и причины ДТП шт.  
Типичные опасные ситуации шт.  
Сложные метеоусловия шт.  
Движение в темное время суток шт.  
Тормозной и остановочный путь шт.  
Действия водителя в критических ситуациях шт.  
Силы, действующие на транспортное средство шт.  
Профессиональная надежность водителя шт.  
Влияние дорожных условий на безопасность движения шт.  
Безопасность пассажиров транспортных средств шт.  
Безопасность пешеходов и велосипедистов шт.  
Типичные ошибки пешеходов шт.  
Типовые примеры допускаемых нарушений ПДД шт.  
Информационные материалы    
Информационный стенд    
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" шт.  
Копия лицензии с соответствующим приложением шт.  
Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "Tb" шт.  
Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "Tb", согласованная с Госавтоинспекцией шт.  
Федеральный закон "О защите прав потребителей" шт.  
Учебный план шт.  
Календарный учебный график (на каждую учебную группу) шт.  
Расписание занятий (на каждую учебную группу) шт.  
График учебного вождения (на каждую учебную группу) шт.  
Книга жалоб и предложений шт.  
Адрес официального сайта в сети "Интернет"    

 

--------------------------------

<1> В качестве тренажера может использоваться учебное транспортное средство.

<2> Необходимость применения АПК тестирования и развития психофизиологических качеств водителя определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

<3> Магнитная доска со схемой населенного пункта может быть заменена соответствующим электронным учебным пособием.

<4> Учебно-наглядные пособия допустимо представлять в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, кинофильма, видеофильма, мультимедийных слайдов.

 

Перечень материалов по предмету "Первая помощь

при дорожно-транспортном происшествии"

 

Таблица 13

 

Наименование учебных материалов Единица измерения Количество
Оборудование
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контролером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации комплект  
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс) без контролера для отработки приемов сердечно-легочной реанимации комплект  
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей комплект  
Расходный материал для тренажеров (запасные лицевые маски, запасные "дыхательные пути", пленки с клапаном для проведения искусственной вентиляции легких) комплект  
Мотоциклетный шлем штук  
Расходные материалы
Аптечка первой помощи (автомобильная) комплект  
Табельные средства для оказания первой помощи. Устройства для проведения искусственной вентиляции легких: лицевые маски с клапаном различных моделей. Средства для временной остановки кровотечения - жгуты. комплект  
Средства иммобилизации для верхних, нижних конечностей, шейного отдела позвоночника (шины). Перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь)    
Подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства комплект  
Учебно-наглядные пособия <1>
Учебные пособия по первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях для водителей комплект  
Учебные фильмы по первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях комплект  
Наглядные пособия: способы остановки кровотечения, сердечно-легочная реанимация, транспортные положения, первая помощь при скелетной травме, ранениях и термической травме комплект  
Технические средства обучения
Компьютер с соответствующим программным обеспечением комплект  
Мультимедийный проектор комплект  
Экран (электронная доска) комплект  
Магнитно-маркерная доска комплект  

 

--------------------------------

<1> Учебно-наглядные пособия допустимо представлять в виде печатных изданий, плакатов, электронных учебных материалов, тематических фильмов.

 

Условия реализации Примерной программы составляют требования к учебно-материальной базе организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Оценка состояния учебно-материальной базы по результатам самообследования образовательной организацией размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

VI. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.

К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений <1>.

--------------------------------

<1> Статья 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

 

Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится по предметам:

"Устройство троллейбусов и их оборудование";

"Основы законодательства в сфере дорожного движения";

"Организация движения троллейбусов";

"Основы управления транспортными средствами".

Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена заключается в проверке умений управлять троллейбусом в условиях дорожного движения.

Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя <1>.

--------------------------------

<1> Статья 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

 

Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность на бумажных и (или) электронных носителях.

 

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ

РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Учебно-методические материалы представлены:

примерной программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "Tb", утвержденной в установленном порядке;

программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "Tb", согласованной с Госавтоинспекцией и утвержденной руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность;

методическими рекомендациями по организации образовательного процесса, утвержденными руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность;

материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденными руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 

Приложение N 10

 

Утверждена

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 26 декабря 2013 г. N 1408

 







Date: 2015-09-18; view: 367; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.035 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию